Цель урока: формирование знаний о физических и химических явлениях, выяснение их существенных отличий, формирование понятия о химических реакциях, выявление признаков химических реакций, развитие навыков работы с химическим оборудованием и реактивами.
Тип урока: изучения нового материала.
Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрации, лабораторные опыты, интерактивные методы обучения.
Оборудование и реактивы: пробирки, штатив для пробирок, химический стакан, блюдце, монета, свеча, спички, стеклянная трубка, пробирка с налетом марганцовки, стакан с чаем, лимон, молоко, пищевая сода, уксус, кусочек хлеба или печенья, растворы пищевой соды, технической соды, лимонной кислоты, йода, перекиси водорода, вишневый сок.
Планируемые результаты:
- Предметные: знания о физических и химических явлениях в природе, умения распознавать химические явления по их существенным признакам, усвоение понятия “химическая реакция”.
- Метапредметные: умения выполнять познавательные и практические задания; понимать проблему, выдвигать гипотезу, наблюдать свойства веществ и их изменения в ходе химических реакций, проводить химический эксперимент с соблюдением правил техники безопасности.
- Личностные: развитие готовности к решению творческих задач, формирование познавательной и информационной культуры.
Ход урока
1. Организационный момент
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Учитель приветствует учащихся, создает благоприятное настроение в классе, организует работу в классе по группам | Приветствуют учителя, распределяются на 4 команды по 4-5 человек |
2. Мотивация, целеполагание, планирование деятельности
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Мотивирует учащихся к деятельности на
уроке. Вступительное слово учителя: Ребята, для того чтобы узнать тему и цель нашего занятия, необходимо решить следующую проблемную эксперименталь-ную задачу: необходимо достать монетку из блюдца с водой, используя при этом только свечу, спички и пустой стакан. Вовлекает учащихся в обсуждение с использованием интерактивного приема “Мозговой штурм”, объясняет правила участия в “Мозговом штурме” |
Активно обсуждают и находят решение
поставленной задачи: необходимо зажечь свечу,
поставить ее посередине блюдца с водой, накрыть
горящую свечу стаканом, так, чтобы монетка
оказалась за пределами стакана; при горении
свечи создается разница давления и вода
поднимается внутри стакана, уходя при этом из
блюдца; монетка оказывается вне жидкости. Проводят эксперимент, демонстрируя решение задачи, высказывают мнение относительно темы урока. В ходе демонстрационного опыта наблюдались различные явления, что указывает на тему урока – “Физические и химические явления. Химические реакции”. Участники команд самостоятельно формулируют задачи изучения темы урока: выяснить, чем отличаются физические и химические явления (химические реакции); исследовать, какие внешние эффекты сопровождают химические реакции. Записывают тему в тетради. |
3. Изучение нового материала
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Обращается к командам: Ребята, вам известно из школьного курса, что процессы, которые происходят в природе называются явлениями. Приведите примеры таких явлений. Побуджает учащихся к размышлению: Ученик, выполняя домашнее задание, привел примеры таких химических явлений: на деревьях листья желтеют и опадают; из открытой бутылки “Пепси-колы” выделяются пузырьки газа; чай в стакане светлеет, когда кладешь в него лимон; сода “шипит”, если положить ее в стакан с кипятком; на металлической решетке появилась ржавчина; после добавления сахара чай становится сладким, в испеченном мамой пироге вишни стали синего цвета. |
Приводят примеры явлений в природе: (дождь, снег, ветер, гроза, кипение, плавление, скисание молока, приготовление пищи, ржавление железа, горение свечи). Размышляют над тем, какие явления бывают в природе и можно ли все указанные явления отнести к химическим. |
Представляет учащимся новую информацию
и включает их в ее осмысление. Физические явления НЕ сопровождаются образованием новых веществ. Примеры: изменение формы тела, агрегатного состояния вещества (плавление, кипение, замерзание), свечение раскаленных тел, прохождение электрического тока, распространение запахов, притяжение к магниту, растворение соли. Химические явления (химические реакции) заключаются в превращении веществ, в результате которых образуется одно или несколько новых веществ. Примеры: ржавление железа, скисание молока, обугливание дерева, горение спирта. |
Знакомятся с информацией о том, что явления в природе можно разделить на физические и химические. Ставят перед собой задачу научиться отличать химические явления от физических. |
Организует деятельность учащихся в командах, объясняет суть работы “перекрестных групп”. Интерактивный метод “Перекрестные группы”: учащиеся работают в командах над выполнением определенного задания, затем по два ученика из каждой команды переходят в другие команды и обмениваются результатами своей работы. Этот процесс может продолжаться, пока каждая пара не вернется в свою первичную команду. Можно осуществить один переход учебных пар, например, обмениваются парами команды № 1 и №2, № 3 и №4. Таким образом, команды должны выявить несколько признаков протекания химических реакций. | Ставят перед собой задачу по выявлению
признаков химических реакций путем проведения
лабораторного эксперимента, повторяют правила
техники безопасности при работе с химическим
оборудованием и реактивами. Проводят экспериментальное исследование. Обмениваются информацией в “перекрестных группах”, выявляют признаки химических реакций. Участники команд озвучивают выявленные в ходе экспериментального исследования признаки химических реакций:
|
С целью выявления других признаков
учитель демонстрирует командам опыт “Вулкан”
(зажжение смеси порошков бихромата аммония и
магния), а также зачитывает отрывок
стихотворения А.С.Пушкина ...Тогда услышал я,
о, диво, запах скверный |
Учащиеся делают вывод относительно
других признаков химических реакций:
|
Задания для команд:
Команда № 1 ( выявление признаков химической реакции - изменение цвета, выпадение осадка)
Лаб. опыт 1.
- В стакан с горячим чаем добавить несколько капель лимона (наблюдается изменение цвета чая – посветление).
Лаб. опыт 2.
- В стакан с чаем с лимоном добавить немного молока (наблюдается выпадение хлопьев).
Команда№ 2 (выявление признаков химической реакции - выделение газа, изменение цвета )
Лаб. опыт 1.
- В пробирку поместить немного пищевой соды, добавить 1 мл уксуса (наблюдается выделение газа).
Лаб. опыт 2.
- На кусочек хлеба, печенья или чипсы поместить 1-2 капли раствора йода (наблюдается образование синего окрашивания).
Команда № 3 (выявление признаков химической реакции - изменение цвета, выпадение осадка)
Лаб. опыт 1.
- В пробирку налить 1-2 мл вишневого сока, добавить к нему раствора пищевой соды (цвет сока изменяется на синий).
Лаб. опыт 2.
- В пробирку налить 1 мл раствора хлористого кальция, добавить 1 мл раствора кальцинированной (технической) соды (наблюдается выпадение белого осадка).
Команда № 4 (выявление признаков химической реакции - выделение газа, растворение осадка)
Лаб. опыт 1.
- В пробирку поместить немного порошка мела, добавить 1 мл раствора лимонной кислоты (наблюдается выделение газа).
Лаб. опыт 2.
- В пробирку с налетом марганцовки на стенках налить раствор перекиси водорода и немного уксуса (осадок марганцовки полностью исчезает, пробирка становится чистой)
4. Проверка усвоения знаний, контроль и оценивание
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Предлагает учащимся распределить явления на физические и химические, используя приобретенные знания о признаках химических реакций. | Выполняют предложенное задание. Физические явления: из открытой бутылки “Пепси-колы” выделяются пузырьки газа; после добавления сахара чай становится сладким. Химические явления: листья на деревьях желтеют; чай в стакане светлеет, когда кладешь в него лимон; сода “шипит”, если положить ее в стакан с кипятком; на металлической решетке появилась ржавчина; в испеченном мамой пироге вишни стали синего цвета. |
Предлагает учащимся выявить физические и химические явления, представленные в искусстве живописи (учитель демонстрирует репродукции картин, к примеру: И. Левитана “Март 1895 г.”, О.Щербакова “Осенний парк”, И.Айвазовского “Радуга”, “Синопский бой 18 ноября 1853 г”, К.Васильева “Ожидание”, К.Брюллова “Последний день Помпеи”. | Выполняют задание, аргументируют свои ответы. |
Участникам команд предлагает задание, в
котором необходимо отметить значком физическое
либо химическое явление, при всех правильных
ответах появляется ключевое слово. Задание
выполняется на время. Оценивает работу команд и отдельных учащихся на уроке |
Выполняют задание |
Задание для команды № 1
Явление | Физическое | Химическое |
Горение спирта | А | В |
Плавление стекла | Д | Л |
Образование тумана | Е | У |
Прокисание молока | В | О |
Растирание мела в ступке | К | Б |
Выпаривание спирта | З | П |
Покрытие медных изделий зеленым налетом | Ф | Д |
Замерзание воды в луже | Ц | Ж |
Пригорание яичницы | Х | О |
Пожелтение листьев на деревьях | Н | Р |
Горение бензина | Р | О |
Испарение воды | Т | Е |
Горение магния | О | Д |
Определите, какие являения являються физическими, а какие химическими. Обведите букву в том столбце, в котором есть правильный ответ. Если вы дадите правильный ответ, то в колонке химических явлений по вертикали получите название самого легкого газа, название которого в переводе означает “рождающий воду”. (Ответ: водород)
Задание для команды № 2
Явление | Физическое | Химическое |
Ржавление железа | Б | С |
Перегонка воды | К | Л |
Образование тумана | А | Г |
Прокисание молока | В | О |
Растирание мела в ступке | Л | Н |
Ковка металла | Ь | П |
Покрытие медных изделий зеленым налетом | Ф | О |
Замерзание воды в луже | Ц | Ж |
Пригорание яичницы | Х | Ш |
Почернение серебряных изделий | Н | О |
Фильтрование раствора | И | И |
Горение угля | Т | Ю |
Кипение воды | Й | К |
Определите, какие являения являються физическими, а какие химическими. Обведите букву в том столбце, в котором есть правильный ответ. Если вы дадите правильный ответ, то в колонке физических явлений по вертикали получите название метала. (Ответ: кальций)
Задание для команды № 3
Явление | Физическое | Химическое |
Ржавление железа | Б | С |
“Гашение” соды уксусом | Ю | Е |
Образование тумана | А | Г |
Прокисание молока | В | Р |
Зажигание спички | О | Е |
Растирание мела в ступке | Щ | Н |
Выпаривание спирта | Ь | П |
Горение свечи | Ф | Б |
Засахаривание варенья | Э | Ж |
Пригорание яичницы | Х | Р |
Образование зеленого налета на медных изделиях | Н | О |
Фильтрование раствора | И | Ы |
Плавление свинца | Т | Ю |
Кипение воды | Й | К |
Определите, какие являения являються физическими, а какие химическими. Обведите букву в том столбце, в котором есть правильный ответ. Если вы дадите правильный ответ, то в колонке химических явлений по вертикали получите название драгоценного металла. (Ответ: серебро)
Задание для команды № 4
Явление | Физическое | Химическое |
Протухание куриного яйца | Л | К |
Взаимодействие соды с уксусом | К | И |
Образование сосулек на крышах домов | С | Б |
Брожение виноградного сока | Т | С |
Ковка металла | Р | Д |
Подгорание еды на сковороде | Е | Л |
Покрытие медных изделий зеленым налетом | О | О |
Листопад | Ы | Ж |
Растворение сахара в чае | П | У |
Пожелтение листьев на деревьях | Н | Р |
Посветление чая при добавлении лимона | С | О |
Испарение воды | Г | А |
Скисание молока | С | Д |
Определите, какие являения являються физическими, а какие химическими. Обведите букву в том столбце, в котором есть правильный ответ. Если вы дадите правильный ответ, то в колонке химических явлений по вертикали получите название самого распространенного элемента на Земле. (Ответ: кислород )
5. Рефлексия
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Проводит рефлексию в виде опроса.
Вопросы:
Учитель просит поднять руки тех, кто поставил пять плюсов на поставленные вопросы, затем тех, у кого четыре и три плюса. |
Отвечают на вопросы, отмечая на полях тетради значком + или -. |