Пояснительная записка к уроку
Данный урок проводился мною в конце учебного года для родителей учащихся. Я определила его вид как комбинированный комплексный. На этом уроке дети не только показывают гостям уровень своих знаний, но и умения работать на уроке и индивидуально, и в парах, и в группах. Кроме этого дети получают новые знания.
Ученики готовились к данному уроку. Весь класс был разделён на группы. Каждая группа получила своё задание. Цель: изучить материал, связанный с предметом изучения – Озеро Байкал. Групповая работа позволила учащимся пользоваться справочной литературой, использовать метод поиска и отбора нужной информации, обсуждать прочитанное, обмениваться информацией. Каждый участник группы был активно вовлечён в деятельность.
1 группа “Географы” - расположение озера, его особенность.
2 группа “Экологи” - красота и природное богатство Байкала.
3 группа “Биологи” - животный мир Байкала.
Материал каждой группы был представлен на уроке.
В своей практике я активно применяю в уроках физкультурные минутки. Они помогают не только снять усталость, но учат правильному и точному выполнению определённых движений, помогают снять эмоциональную напряжённость. Для минуток я использую стихотворения детских поэтов, а движения придумываю сама. Произнося текст физкультурной минутки, дети развивают свой артикуляционный аппарат. Идёт тренировка памяти, т.к. за учебный промежуток времени накапливается определённый запас стихотворных строк. И, конечно, в уроке присутствуют физкультминутки, которые создают особый эмоциональный настрой.
Подведение итогов урока в виде рефлексии, предполагает самооценку и суждения учащихся о своей деятельности на уроке, о том, какое сложилось у каждого ученика мнение об уроке.
Для достижения поставленных целей урока использовалась презентация, что позволило рационально использовать время на уроке. Презентация представлена в виде слайдов, содержащих познавательные задания для фронтально-демонстрационной работы на уроке.
Цели и задачи:
- Обобщить и систематизировать изученный в 1 классе учебный материал по разным предметам.
- Развитие основ мыслительной деятельности, умения сравнивать, анализировать, делать выводы; склонности к инициативному самовыражению.
- Воспитание чувства коллективизма, формирование дружеских отношений в коллективе, чувства взаимопомощи.
Оборудование: мультимедийный проектор, карточки для индивидуальной работы, аудиозапись “Байкал – звук озера”, презентация к уроку.
Ход урока
- Подравнялись, настроились на работу.
I этап. Психологический настрой учащихся. Организационный момент.
Дорогие дети! Уважаемые родители!
Сегодня погода может быть разной,
Но день быть обязан сегодня прекрасным!
Итоги подводим учения в школе
И вспомним о том, что запомнилось более.
Учитель: Но мы не только вспомним, что мы узнали за год, но и будем продолжать узнавать новое. Ведь человек всю жизнь познаёт неизвестное. Вот и мы отправляемся в путешествие к одному удивительному месту. Отправляемся в путь по дорогам нашей Родины, нашей страны.
- А по дорогам какой страны мы отправимся?
- Что является столицей России? (Слайд2 – Карта )
А отправляемся мы в необычное место - к озеру Байкал. Почему именно туда?
Об этом нам расскажут учёные группы. (Слайд3 – Байкал)
II этап. Организация познавательной деятельности
1 группа – “Географы”
Озеро Байкал – самое чистое и глубокое озеро планеты. По праву считается одним из чудес света. Озеро расположено в центральной части Азии. (Слайд 4 – Байкал)
На карте озеро имеет форму молодого месяца. Таким он виден из космоса.
(слайд 5 – Вид из космоса).
Является крупнейшим хранилищем пресной воды Земли. Прозрачность воды Байкала достигает 40 метров.
Байкал это одно из величайших озер планеты, колыбель многих племен и народов древности, протянулось по поверхности земли на 630 км.
Учитель: Отправляемся в путь с аистом.
Физминутка “Аист”
(слайд 6)
Учитель: аист привёл в лес, но в лес непростой. Природа Байкала необычайна, разнообразна. Берега то пологие с чистыми песчаными пляжами, то расцвечены мраморами и кварцитами с необыкновенной растительностью на берегах, а то скалистые, опасные. (слайд 7) Мы должны подняться по скалистым берегам Байкала, чтобы попасть в его сказочный лес. Необходимо пройти все кустарнички, деревца. А для этого надо показать ,как мы умеем читать.
Проведём разминку.
Повторить ясно, чётко.(дети произносят артикуляционную зарядку за учителем).
Ми – мэ – ма – мо – му
Ди – дэ – да – до – ду
Ви – вэ – ва – во – ву
Ни – нэ – на – но – ну
Учитель: Молодцы! А теперь прочитайте слова (карточки у детей на парте) (Приложение №1)
Путь Озеро Байкал День Ангара Море Мир Глубина Вода год Чистота Нерпа Дно красота осётр
Учитель: Что общего между словами 1 столбика?
Ученики: Они все односложные.
Учитель: Докажите.
Ученики: В слове мир одна гласная, значит один слог.
Учитель: Как называются слова во 2 столбике?
Ученики: Трёхсложные.
Учитель: Докажите своё мнение.
Ученики: В слове озеро три гласные – о, е, о, значит три слога
Учитель: разделите на слоги и поставьте ударение в словах Озеро Байкал
Учитель: Что объединяет слова всех трёх столбиков?
Учитель: Составьте предложения на тему нашего путешествия.
Учитель: Молодцы! Все деревца, кустарнички мы обошли, и мы в лесу! А в лес с нами пошёл кто? (Ваня)
Физминутка “Ваня”
Учитель: Ваня нашёл много грибов. (слайд 8)
Сколько грибов? Посчитайте!
Ученики: 7 грибов
Учитель: Ваня собирал грибы, но разложил их в разные корзинки.
Помогите разложить грибы в корзины по определённому признаку. (слайд 9)
Учитель: Почему так разложили ?
Ученики: по цвету
Ученики: по размеру
Ученики: съедобные, несъедобные.
Учитель: Сравните количество съедобных и несъедобных грибов.
Учитель: Отправляемся в путь !
Физминутка “Паровоз” (слайд 10)
Учитель: Вот мы и приехали к озеру Байкал. (слайд 11)
Учитель: Слово группе Экологов.
2 группа – “Экологи”
Байкал – не только самое глубокое озеро на Земле, но очень большое озеро с пресной водой, такое большое, что его сравнивают с морем. Но в море вода солёная, а в Байкале пресная, т.е. не солёная, очень чистая и вкусная, что её можно пить.
Как иного рек впадает в озеро, а вытекает лишь одна большая река Ангара.
Байкал удивительно напоминает море, огромными размерами и глубинами, жестокими штормами, крутыми, скалистыми берегами, поэтому в старину Байкал почтительно называли только морем.
Можно часами стоять на его берегу и неотрывно смотреть на игру воды и неба. Даже тот, кто живет тут постоянно и видит Байкал ежедневно и ежечасно не может сказать, что видел его хотя бы дважды одинаковым. Горы, реки, леса, природные стихии, растительные и животные миры, все самое лучшее, что есть в Сибири, отразилось в этом красивом озере–море.
Издавна люди с любовью относились к Байкалу и писали про него стихи и песни.
(аудиозапись “Байкал – звук озера”) (Приложение №2)
Как ты красив, наш батюшка Байкал
Среди лесов, песчаных дюн и скал,
Стоит, не зная горести и бед,
Уж четверть сотни миллионов лет!
Учитель: Задача каждого человека – сохранить чистоту этого озера.
Учитель: Посмотрите, что-то плавает на поверхности озера? (слайд 12)
Учитель: Надо очистить озеро. Но для этого надо применить наши знания. Какие буквы лишние? Почему? (“убираем” согласные)
Учитель: А гласные мы отправим по нужному пути.
(тренажер по русскому языку “Найди ошибку в слове”) (слайд 13)
Учитель: А теперь очистим озеро, чтобы оно продолжало оставаться самым глубоким и самым чистым.
Физминутка “Насос”
Учитель: Озеро стало вновь чистым. И видим тех животных , которые обитают в этом крае. Они благодарны Вам за помощь.
Учитель: А теперь слово группе Биологов.
3 группа – “Биологи”
(слайд 14)
Озеро является домом для большого количества видов рыб. В нём водятся байкальский омуль и лососевые. "Красные" рыбы представлены одним видом - байкальский осетр. Осетры живут в Байкале 50–60 лет и более. Этот вид рыб занесён в Красную книгу.
Очень интересны прозрачные голомянки. Они бледно-розового цвета. Голомянки не мечут икру, а производят на свет живых личинок до 2–3 тысяч штук. Тело голомянки прозрачное. Сквозь хвостовую часть даже можно читать крупные черные буквы на белом фоне.
Множество птиц гнездится по берегам озера. Чайки и бакланы каждую весну заселяют скалистые острова образуя "птичьи базары".
Бурые медведи часто выходят к берегу.Нельзя не упомянуть о байкальской нерпе, которая является единственным пресноводным тюленем в мире. Осенью на каменистых берегах можно увидеть многочисленные лежки этих байкальских животных. В летние месяцы на берегах островов скапливается до 2000 животных. Основная пища нерпы - голомянко-бычковые рыбы. Суточный рацион составляет 3-5 кг рыбы. (слайд 15)
Задание от нерпы
Работа в парах (карточки у детей на парте). (Приложение №1)
Учитель: Перед вами карточки с фотографиями животных Байкала. Рассмотрите внимательно, а затем подумайте и разделите этих животных на группы.
Проверка работы. Отчёт пар.
(разделили на рыб, зверей, птиц, насекомых)
Учитель: Какие особенности каждой группы?
Учитель: Отправляемся в путь по окрестностям Байкала. (слайд 16)
Физминутка
Раз, два, три, четыре,
три, четыре, раз, два.
Кто шагает дружно в ряд?
Это классный наш отряд.
Учитель: В зимнее время Байкал покрыт плотным слоем льда. И уже два года в эти места приезжают любители спортсмены, которые проводят хоккейные соревнования.
(слайд 17 ) Лёд необычный, как и всё в округе. Он прозрачный, почему?
Вот и мы проведём спортивные состязания на берегах озера Байкал.
Необходимо метко и чётко забить гол в ворота. Правильный результат – попадание в цель. Постарайтесь не промахнуться. (слайд 18)
Работа в парах (карточки у детей на парте).
Результат попадания | Результат попадания | ||
+ | 5+4 | 3+5 | |
- | 6+3 | 5+4 | |
10 – 7 | 9 - 4 | ||
8 – 6 | 7 – 5 | ||
11 – 4 | 7+8 | ||
13 – 5 | 6+5 | ||
8+4 | 12 - 6 | ||
Итог | Итог |
Оценивание результатов (Солнышки)
Учитель: А теперь командная передача.
Учитель: Молодцы! Мы прошли все испытания и победно закончили наш путь. Надо вернуться домой? Приготовились!!! Глазки закрыли.
1,2,3,4,5 снова в школе мы опять.
Учитель: Как, дети, не устали ?
Ученики:
Мы похлопаем в ладоши
Ножками потопаем.
Мы присядем, снова встанем.
Мы нисколько не устали.
III этап. Рефлексия учебной деятельности.
Учитель:
Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?
Учитель: Продолжите предложения: (на доске)
- Я понял, что...
- Было интересно...
- Было трудно...
- Мне захотелось...
- У меня получилось...
Учитель: А теперь докажите, что наше путешествие действительно удалось.
Учитель: Подчеркните правильные ответы.
Работайте в парах.(карточки у детей на парте).
Вопросы:
1.Что такое Байкал (Озеро, море, океан).
2. Сколько лет Байкалу (Миллион, тысяча, 25 миллионов).
3. Какая река вытекает из Байкала (Волга, Селенга, Ангара).
4. Что любит есть нерпа (бычков, голомянку, карася).
5. Какая рыба великан живет в Байкале (щука, карась, осетр).
6.Какая из байкальских рыб рождает живых мальков (бычок, омуль, голомянка).
Проверка по доске (слайд 19)
Оцените свою работу на уроке. (Солнышки)
Учитель: Спасибо всем за работу! Урок окончен! (слайд 20)
Интернет-ресурсы
- http://petamusic.ru/?string=%C1%E0%E9%EA%E0%EB&sort=artist - Звук озера Байкал
- http://review-planet.ru/2011/06/ozero-bajkal-foto/
- https://yandex.ru/images/search?text=
Озеро%20Байкал%20фото%20и%20материал&stype=image&lr=
213&noreask=1&source=wiz&redircnt=1436197111.1 - https://yandex.ru/images/search?text=
Озеро%20Байкал%20Животный%20и%20растительный%20мир&stype=
image&lr=213&noreask=1&source=wiz&redircnt=1436197458.1 - http://www.kangri.ru/index.php/bajkal/vse-o-bajkale
- https://yandex.ru/images/search?img_url=
http%3A%2F%2Firkutsk.bezformata.ru%2Fcontent%2Fimage75430795.jpg&_=
1436197824322&p=1&text=
фото%20Игра%20в%20хоккей%20на%20льду%20озера%20Байкал&pos=37&rpt=simage - http://www.ozerobaikal.com
- http://ped-kopilka.ru/blogs/svetlana-nikolaevna-pulygina/
konspekt-otkrytogo-zanjatija-na-temu-baikal-zhemchuzhina-sibiri-starshaja-grupa.html - http://www.lake-baykal.ru/baikal12.php#3
- http://5klass.net/russkij-jazyk-1-klass/Bukvosochetanija/
001-Pravopisanie-bukvosochetanij-zhi-shi-cha-scha-chu-schu.html - Комарова Л.Д. Тренажёр по русскому языку