Успешность обучения ребенка в школе во многом зависит от того, насколько хорошо он к ней подготовлен. Предшкольное образование – это образование ребенка до школы, обеспечивающее, с одной стороны, развитие его способностей, а с другой – его успешную социализацию. Результатом является готовность ребенка к дальнейшему социальному и личностному развитию, появление у него осмысленного и систематизированного первичного знания о мире. В подготовке будущих первоклассников к школе принимают участие учителя начальных классов, психолог, учитель-логопед и воспитатели. За короткий срок дети, не посещавшие учреждения дошкольного образования, должны получить максимальную помощь от учителей и специалистов.
В последнее время значительно возросло количество первоклассников с речевыми нарушениями в общеобразовательных школах. Успешная адаптация ребенка с нарушениями речи в школе зависит от многих факторов, но базовым фактором является максимальная компенсация речевого дефекта. Поэтому объективной необходимостью времени становится педагогическое сотрудничество специалистов школы для оказания помощи в образовании, воспитании и социальной адаптации детей с различными речевыми нарушениями. Учитель-логопед должен провести квалифицированную диагностическую, коррекционную и профилактическую работу по выявлению, устранению и предупреждению речевых дефектов у будущих первоклассников.
Коррекционно-развивающая работа с будущими первоклассниками направлена на преодоление у них речевых нарушений путем проведения индивидуальных, подгрупповых и групповых логопедических занятий. В используемой системе занятий реализуется принцип коррекционной направленности: коррекционное воспитание, коррекционное развитие и коррекционное обучение. Учет логопедом психологических особенностей детей пяти – шестилетнего возраста предусматривает соблюдение некоторых особенностей в проведении занятий: оптимальное разнообразие видов деятельности, переключение внимания с одного вида деятельности на другой; использование разнообразного игрового материала, введение динамических пауз и физкультминуток с целью снятия напряжения, включения элементов музо-, изо-, танцевально-двигательной терапии.
Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей, степени выраженности дефекта. Выбор тематики занятий определяется характером нарушения и подбором наиболее адекватной тактики коррекционно-развивающей работы. На групповых занятиях изучаются гласные и согласные звуки, осуществляется их дифференциация. Развитие артикуляционных навыков и фонематического восприятия происходит одновременно с развитием анализа и синтеза звуко-слогового состава речи (умение различать звуки речи, как гласные, так и согласные, выделять их из состава слова, членить слова на слоги, а слоги на звуки, объединять слоги и звуки в слова, определять последовательность звуков в слове, опираясь на четкие кинестетические и слуховые ощущения). Упражнения в звуко-слоговом анализе и синтезе, в свою очередь, способствуют осознанному овладению звуковой стороной речи, что имеет большое значение для подготовки к овладению грамотой. Большое внимание уделяется совершенствованию практического навыка употребления и преобразования грамматических форм (категории числа существительных, глаголов, согласование прилагательных и числительных с существительными), использованию в речи различных синтаксических и предложных конструкций. Все занятия направлены на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с учителем-логопедом, поэтому используется разнообразное построение занятий: игра, путешествие, спектакль, сказка, развлечение и др. Традиционные методы, используемые на занятиях, обогащаются игровыми ситуациями. Игра помогает создать теплую атмосферу, доверительные отношения, доброжелательную обстановку. Коррекционное занятие становится более интересным и эффективным, т.к. концентрирует мыслительную деятельность и внимание ребенка, совершенствует его моторику и координацию, вызывает положительные эмоции. Обучая детей в процессе игры, логопед стремится к тому, чтобы радость от игры у ребенка перешла в желание учиться. Хорошо развитая речь ребенка является важным условием дальнейшего успешного обучения в школе и результатом квалифицированной помощи учителя – логопеда.
Предлагаю вашему вниманию конспект группового занятия с детьми 6-летнего возраста группы предшкольного образования.
Конспект логопедического занятия-игры с детьми 6 лет с ФФНР (предшкола)
Тема: Звукобуквенный анализ и слоговой синтез слов.
Цель: Совершенствовать навыки звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слов.
Задачи:
коррекционно-образовательные:
- Формирование умений и навыков деления слов на слоги;
- Формирование умений и навыков выделения звуков из слогов, слов;
- Актуализация словаря по теме “Животные”.
- Совершенствование словообразовательных процессов путем образования притяжательных прилагательных.
коррекционно-развивающие:
- Развитие общих речевых навыков (интонационной выразительности, правильного звукопроизношения, четкой дикции)
- Развитие координации движений, общей и мелкой моторики.
- Развитие зрительного и слухового внимания.
- Развитие артикуляционной моторики.
- Развитие логического мышления и памяти.
коррекционно-воспитательные:
- Воспитание трудолюбия, самостоятельности.
- Воспитание самоконтроля за своей речью.
- Воспитание бережного отношения к природе.
- Развивающая среда: ПК, экран, проектор, презентация РР, карточки – билеты, цветные карандаши.
Ход занятия
1. Организация начала занятия.
Сегодня у нас с вами необычное занятие. Мы отправимся на прогулку.
Речевая разминка.
Артикуляционная гимнастика “Завтрак”. Слайд 2
Л.: Утром сегодня мы рано проснулись | |
И всем вокруг мы с тобой улыбнулись. | Упражнение “Улыбка” |
Ну, а теперь вытянем в трубочку губы. | Упражнение “Трубочка” |
Щеткой почистим мы верхние зубы. | Упражнение “Чистим зубки” |
Вправо и влево, внутри и снаружи, | |
С нижними зубками тоже мы дружим. | |
Блюдца поставим, блины мы положим | Упражнение “Блинчик” |
И съесть их с вареньем друг другу поможем. | |
В чашки с тобою мы чаю налили. | Упражнение “Чашка” |
Подуем на край, мы чай остудили. | |
И язычок наш то выше, то ниже. | Упражнение “Качели” |
Вкусный был завтрак, мы губки оближем. | Упражнение “Варенье” |
2. Сообщение темы занятия.
Л: Вы хотите узнать, куда мы с вами отправимся? Мы узнаем, если соберем слово из первых звуков названий картинок.
Слайд 3
аяц
Слайд 4
Звукобуквенный анализ слов.
Л: В зоопарк нужны билеты. У каждого из вас есть билет, раскрасьте слово (Дети раскрашивают схему слова). Проверьте себя.
Слайд 5
3. Зрительная гимнастика.
Слайд 6
4. Работа по закреплению новых знаний и умений.
Л.: Кто живет в зоопарке? (звери). Отгадаем загадки:
Слайд 7
Зверя нет в лесу хитрей, зверя нет в лесу рыжей... (Лиса) Познакомьтесь, это я. Всем знакома вам, друзья.
Деток в сумку соберу. Называюсь ...(Кенгуру) Разрисованы лошадки, будто школьные тетрадки.... (Зебры) По снегу бежит, петляет, к лету шубку меняет.... (Заяц) Он огромней всех на суше. У него большие уши.
Он чудесным шлангом–носом может с пальм срывать кокосы.(Слон) Как большая кошка он грациозен и умён.
Но не любит разных игр полосатый грозный...(Тигр) Когда он в клетке, он приятен. На шкуре много черных пятен.
Он хищный зверь, хотя немножко, как лев и тигр, похож на кошку.(Леопард) В реках Африки живет злой зеленый пароход.
Кто б навстречу не поплыл, всех проглотит....(Крокодил) На овчарку он похож, что ни зуб-то острый нож.
Он бежит, разинув пасть, на овцу готов напасть...(Волк)
Слоговой анализ слов.
Слайд 8
Л: Давайте разместим зверей по клеткам: на 1 уровне нашего зоопарка будут жить животные, названия которых состоят из 1 слога, на 2 уровне – из 2 слогов, на 3 – из 3 слогов. Как узнать, сколько в слове слогов?
Д.: Сколько в слове гласных – столько и слогов
Л.: В какой клетке будет жить лиса? Сколько слогов в этом слове?
Д: 2 слога, лиса - во второй клетке.
5. Развитие мелкой моторики рук с речевым сопровождением.
Слайд 9. (Дети выполняют пальчиковую гимнастику)
- Где обедал воробей? - В зоопарке, у зверей.
Пообедал я сперва за решеткою у льва.
Подкрепился у лисицы, у моржа попил водицы.
Ел морковку у слона. С журавлем поел пшена...
...А зубастый крокодил чуть меня не проглотил.
/С.Маршак “Где обедал воробей?/
6. Развитие умений образовывать притяжательные прилагательные.
Слайд 10-11.
(Совершенствование грамматического строя речи).
Игра “Чьи хвост, ухо, лапа?”
Дети:
- У лисы (лисий, лисье, лисья.) и т.д.
- У волка (волчье, волчья) и т.д.
7. Динамическая пауза.
Слайд 12.
(Дети имитируют движения животных и договаривают слова-названия детенышей)
Л.:
Как раз ночной порой звери шли на водопой.
За мамой лисицей крался ... лисенок.
За мамой медведицей шел ...медвежонок.
За мамой волчицей бежал ... волчонок.
За мамой слонихой топал ... слоненок.
За мамой зайчихой прыгал ... зайчонок.
8. Слоговой синтез слов.
Л.: А вы знаете, где живут звери в природе? Составим слово из слогов
Слайд 13.
- бер-ло-га
- дуп-ло
- но-ра
- ло-го-во
- пе-ще-ра
- ре-ка
9. Составление предложений по картинкам.
Игра “Где чей дом?”
Слайд 14.
Д.: Медведь живет в берлоге.
Л.: У медведя дом – берлога. В этом доме места много.
Д.: Волк живет в логове.
Л.:
Яма. Сверху бурелом. Вот обычный волчий дом.
А барсук в норе живет. И в норе живет енот.
Льву, и тигру, и пантере жить уютнее в пещере.
Д.: Белка живет в дупле.
10. Подведение итога занятия. Смысловая и эмоциональная рефлексия.
Л.: Ну, вот пора нам возвращаться домой.
Слайд 15.
Пойдемте по волшебной лестнице, на каждой ступеньке которой нас ждет буква. Придумаем названия животных на эту букву.
- Где мы побывали? Вам понравилось?
- Какое задание больше понравилось?
Слайд 16.