Это первый урок в разделе "Слова, к которым нельзя задать вопрос”
Цель урока: Организовать деятельность учащихся по выведению общего понятия о междометии, как части речи, выражающей чувства.
Задачи:
- Организовать наблюдение над словами, которые выражают чувства
- Создание условий для формулировки темы урока
- Развивать речь учащихся, внимание, память, мышление, коммуникативные навыки; обогащение словарного запаса учащихся.
- Развивать умения выражать свои мысли в устной и письменной форме.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемый результат |
1. Организационный момент Прозвенел
звонок и смолк, - Откройте тетрадки и запишите число и вид работы |
- проверяют наличие принадлежностей, записывают дату и “классная работа” |
Организация учебного места (регулятивные УУД) |
2. Актуализация знаний– Ребята,
задача нашего урока – открытие новых знаний. Прочитайте запись (слайд 1):
|
- Запись пока непонятна |
|
– Правда, странная запись? Пропущенные
слова вы сможете вставить тогда, когда окончится
наш урок. - А пока, давайте повторим с какими группами слов вы знакомы. (слайд2) - Замечательно. Значит, вы легко справитесь с заданием. Запишите слова в три группы (слайд 3) Кружились, ой, кувшин, дружили, эх, пушистый, чаща, ух, частый. |
- Слова-предметы, отвечают на вопросы -
кто? что? - Слова-признаки, отвечают на вопросы - какой? какая? какое? какие? - Слова-действия, отвечают на вопросы — что делает? что делали? что сделает?
- записывают слова в три столбика что? какой? что делали? |
|
Определение темы урока - какие слова вы не записали ни в один столбик? Почему? - может быть, мы с вами пока не знаем всех вопросов к словам? - предположите, чем мы будем заниматься на уроке? - что нового мы должны узнать? |
- называют слова ой, эх, ух - не смогли поставить к ним вопрос - выдвигают гипотезы: выяснить на какой вопрос отвечают слова ой, эх, ух узнать, для чего в нашей речи нужны эти слова |
Формулировка проблемы (познавательные УУД)
Выдвижение гипотез (Познавательные УДД) |
Открытие нового знания (слайд 4) -Запишите предложение Ах,какая красота! - Замените слово АХ другими словами ( ой,эх, ух ) - Какие чувства вы передали этими предложениями? |
Ах, какая красота! Ой, какая красота! Эх, какая красота! Ух, какая красота! 1- восхищение,удовольствие, радость 2- недовольство, страх 3 — удивление |
Учащиеся обобщают полученные знания,
сами формулируют правило (познавательные и регулятивные УУД) |
- Какие слова помогли передать ваши
чувства? - Удалось ли поставить вопрос к этим словам? |
Ах, ой, эх, ух. - Нет |
|
- исследуем эти слова как
|
- каждый ряд работает с вопросами одной группы слов |
|
- Какой можем сделать вывод? - Для чего нам нужны эти слова? - Сравним наш вывод с правилом в учебнике. - А называют эти слова МЕЖДОМЕТИЯ. (слайд 5) Физминутка (упражнения для глаз: ФУТБОЛ) |
- К этим словам нельзя поставить вопрос. - Они выражают наши чувства.
- Читают правило на странице 79. - Мы все сделали правильно. |
|
Первичное закрепление новых знаний - Составьте предложения к предложенным схемам Ой, ________ ! Эй, ______ _____! |
Составляют предложения, объясняют какие чувства выражены в них, какие междометия использовались при этом. |
Общеучебные (познавательные УУД) |
Закрепление знаний - Самостоятельная работа - Дидактический материал стр. 44 упр. 88 составить предложение к любой схеме по выбору - Проверка с/р |
- записывают предложения - читают предложения, объясняют, какое чувство выражает использованное междометие |
|
Итог урока - Теперь вы сможете вставить пропущенные слова в стихотворении? (слайд 6) ОХ, КАК ТРУДНО ЖИТЬ НА СВЕТЕ, НЕ УСВОИВ МЕЖДОМЕТИЙ. |
- предлагают слова для текста |
Общеучебные (познавательные УУД) |
Что нового сегодня узнали? Зачем нам нужны слова, к которым мы не можем поставить вопроса. Оцените свою работу: Зеленый – Я все понял, я молодец! Желтый – Не все удалось, я могу лучше! Красный – Мне надо больше стараться! |
- Узнали, что есть слова, к которым
нельзя поставить вопрос. - Эти слова выражают наши чувства, делают нашу речь красивей. - Анализ деятельности на уроке |
самооценка (личностные УУД) |
Домашнее задание Всем хочу сегодня сказать “спасибо” за работу и дать вам задание: - выяснить к какой группе слов относится слово “спасибо”; составить с этим словом два предложения. (задание по вариантам или на выбор) |
Запись домашнего задания в дневник |