Слова, которые выражают различные чувства

Разделы: Начальная школа


Это первый урок в разделе "Слова, к которым нельзя задать вопрос”

Цель урока: Организовать деятельность учащихся по выведению общего понятия о междометии, как части речи, выражающей чувства.

Задачи:

  • Организовать наблюдение над словами, которые выражают чувства
  • Создание условий для формулировки темы урока
  • Развивать речь учащихся, внимание, память, мышление, коммуникативные навыки; обогащение словарного запаса учащихся.
  • Развивать умения выражать свои мысли в устной и письменной форме.
Деятельность учителя Деятельность учащихся Планируемый результат
1. Организационный момент

Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
Друг на друга посмотрели
и за парту тихо сели.

- Откройте тетрадки и запишите число и вид работы

 

 

 

- проверяют наличие принадлежностей, записывают дату и “классная работа”

Организация учебного места (регулятивные УУД)
2. Актуализация знаний– Ребята, задача нашего урока – открытие новых знаний.

Прочитайте запись (слайд 1):

... КАК ТРУДНО ЖИТЬ
НА СВЕТЕ, НЕ УСВОИВ ...

 

 

- Запись пока непонятна

 
– Правда, странная запись? Пропущенные слова вы сможете вставить тогда, когда окончится наш урок.

- А пока, давайте повторим с какими группами слов вы знакомы.

(слайд2)

- Замечательно. Значит, вы легко справитесь с заданием.

Запишите слова в три группы

(слайд 3)

Кружились, ой, кувшин, дружили, эх, пушистый, чаща, ух, частый.

- Слова-предметы, отвечают на вопросы - кто? что?

- Слова-признаки, отвечают на вопросы - какой? какая? какое? какие?

- Слова-действия, отвечают на вопросы — что делает? что делали? что сделает?

 

 

 

- записывают слова в три столбика

что? какой? что делали?

 
Определение темы урока

- какие слова вы не записали ни в один столбик? Почему?

- может быть, мы с вами пока не знаем всех вопросов к словам?

- предположите, чем мы будем заниматься на уроке?

- что нового мы должны узнать?

- называют слова ой, эх, ух

- не смогли поставить к ним вопрос

- выдвигают гипотезы:

выяснить на какой вопрос отвечают слова ой, эх, ух

узнать, для чего в нашей речи нужны эти слова

Формулировка проблемы

(познавательные УУД)

 

 

Выдвижение гипотез

(Познавательные УДД)

Открытие нового знания

(слайд 4)

-Запишите предложение

Ах,какая красота!

- Замените слово АХ другими словами ( ой,эх, ух )

- Какие чувства вы передали этими предложениями?

Ах, какая красота!
Ой, какая красота!
Эх, какая красота!
Ух, какая красота!

1- восхищение,удовольствие, радость

2- недовольство, страх

3 — удивление

Учащиеся обобщают полученные знания, сами формулируют правило

(познавательные и регулятивные УУД)

- Какие слова помогли передать ваши чувства?

- Удалось ли поставить вопрос к этим словам?

Ах, ой, эх, ух.

- Нет

 
- исследуем эти слова как
  • слова-предметы
  • слова-действия
  • слова-признаки
 

- каждый ряд работает с вопросами одной группы слов

 
- Какой можем сделать вывод?

- Для чего нам нужны эти слова?

- Сравним наш вывод с правилом в учебнике.

- А называют эти слова МЕЖДОМЕТИЯ.

(слайд 5)

Физминутка (упражнения для глаз: ФУТБОЛ)

- К этим словам нельзя поставить вопрос.

- Они выражают наши чувства.

 

- Читают правило на странице 79.

- Мы все сделали правильно.

 
Первичное закрепление новых знаний

- Составьте предложения к предложенным схемам

Ой, ________ !

Эй, ______ _____!

 

 

Составляют предложения,

объясняют какие чувства выражены в них, какие междометия использовались при этом.

Общеучебные (познавательные УУД)
Закрепление знаний

- Самостоятельная работа

- Дидактический материал стр. 44 упр. 88 составить предложение к любой схеме по выбору

- Проверка с/р

- записывают предложения

- читают предложения, объясняют, какое чувство выражает использованное междометие

 
Итог урока

- Теперь вы сможете вставить пропущенные слова в стихотворении?

(слайд 6)

ОХ, КАК ТРУДНО ЖИТЬ

НА СВЕТЕ, НЕ УСВОИВ МЕЖДОМЕТИЙ.

 

 

 

- предлагают слова для текста

 

 

 

Общеучебные (познавательные УУД)

Что нового сегодня узнали?

Зачем нам нужны слова, к которым мы не можем поставить вопроса.

Оцените свою работу:

Зеленый – Я все понял, я молодец!

Желтый – Не все удалось, я могу лучше!

Красный – Мне надо больше стараться!

- Узнали, что есть слова, к которым нельзя поставить вопрос.

- Эти слова выражают наши чувства, делают нашу речь красивей.

- Анализ деятельности на уроке

 

 

 

самооценка (личностные УУД)

Домашнее задание

Всем хочу сегодня сказать “спасибо” за работу и дать вам задание: - выяснить к какой группе слов относится слово “спасибо”;

составить с этим словом два предложения.

(задание по вариантам или на выбор)

 

 

 

Запись домашнего задания в дневник

 

Презентация.