“...в игре человек испытывает такое
же наслаждение от свободного обнаружения своих
способностей,
какое художник испытывает во время творчества”.
Ф.Шиллер
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала нового образовательного стандарта.
В основе федерального государственного стандарта нового поколения лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества.
В педагогике в качестве основных видов деятельности выделяют игровую, учебную и трудовую деятельность.
Чтобы улучшить, активизировать процесс обучения, сделать его более эффективным, насыщенным, творческим и увлекательным, на разных этапах своих уроков я применяю методы активного обучения, к которым относятся игровые методики.
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности.
В мировой педагогике игра рассматривается как соревнование или состязание между играющими, действия которых, ограничены определенными условиями (правилами) и направлены на достижение определенной цели (выигрыш, победа, приз, хорошая оценка).
Игровые технологии отличаются от других педагогических технологий тем, что игра:
- привычная и любимая форма деятельности для человека любого возраста;
- вызывает у учащихся высокое эмоциональное и физическое напряжение, в игре значительно легче преодолеваются трудности, препятствия, психологические барьеры;
- способствует использованию различных способов мотивации: мотивы общения, моральные мотивы, познавательные мотивы
- требует и вызывает у участников инициативу, настойчивость, творческий подход, воображение, устремленность;
- позволяет решать вопросы передачи знаний, навыков, умений; способствует практическому применению умений и навыков, полученных на уроке;
- способствует усвоению учащимися учебного материала, расширению их кругозора через использование дополнительных источников;
- преимущественно коллективная, групповая форма деятельности, в основе которой лежит соревновательный аспект, развивает у учащихся коммуникативные качества, умение работать в парах и командах.
Игровые технологии повышают эффективность учебного процесса, уменьшают время на изучение учебного материала, превращают процесс обучения в творческое и увлекательное занятие. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
При организации игровых форм обучения необходимо продумывать следующие вопросы методики:
1) цель игры. Какие умения и навыки в области информатики будут усвоены в процессе игры. Какому моменту игры надо уделить особое внимание;
2) сколько учеников будет принимать участие в игре? Каждая игра требует определенного минимального или максимального количества играющих;
3) какие материалы и пособия понадобятся для игры? Дидактический материал должен быть прост и по изготовлению, и по использованию;
4) необходимо с наименьшей затратой времени познакомить ребят с правилами игры. Правила игры должны быть простыми и точно сформулированными;
5) на какое время должна быть рассчитана игра, учитывая, что дети могут пожелать еще раз вернуться к этой игре;
6) на каком этапе лучше применить игру. Это зависит от дидактических и педагогических целей игры;
7) как обеспечить более полное участие детей в игре. Какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить интерес и активность детей;
8) как можно использовать основу игры, чтобы применить в ней другой материал;
9) подведение итогов игры должно быть четким и справедливым;
10) какие выводы следует сообщить ученикам в заключение, после игры.
Любую компьютерную развивающую или обучающую игру важно применять в нужное время, на нужном этапе уроке. При отборе компьютерных игр необходимо учитывать следующие принципы:
1) гуманистичностъ;
2) функциональность;
3) мотивационная отнесенность;
4) эмоциональная включенность;
5) контролируемость;
6) прозрачность;
7) сопряженность действия и результата.
Чаще всего на уроках информатики используют следующие игровые элементы:
- анаграмма;
- разновидности кроссвордов;
- ребус;
- интерактивная система Votum Play;
- интерактивная система опроса и голосования Votum e-rating;
- маршрутные листы;
- урок-игра.
“Деятельность — единственный путь к
знанию”.
Б.Шоу
“У ребенка есть страсть к игре и
надо ее удовлетворить.
Надо не только дать время ему поиграть, но надо
пропитать
этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это
игра”.
А.С. Макаренко