Использование интегрированных уроков при обучении математике

Разделы: Математика


Интегрированные уроки являются эффективной формой, используемой для систематизации знаний в современной школе, так как на данных уроках осуществятся синтез знаний различных учебных дисциплин, в результате чего образуется новое качество, представляющее собой неразрывное целое, достигнутое широким и углубленным взаимопроникновением этих знаний. Цель интегрированного урока – дать учащимся всестороннее (углубленные и расширенные) знания о предмете изучения, его целостную картину. Основные его свойства – синтетичность, универсальность. Он позволяет посвятить учащегося в конечные цели изучения не только данной темы, раздела, но и всего материала, быстрее включить его в познавательный процесс.

Интегрированный урок имеет психологическое преимущество: пробуждает интерес к предмету, снимает напряженность, неуверенность, помогает сознательному усвоению подробностей, фактов, деталей тем самым обеспечивает формирование творческих способностей учащихся, так как позволяет внести не только учебную, но и исследовательскую деятельность.

В 2015 году вся Россия празднует семидесятилетие Победы в Великой Отечественной войне. В связи с этим необходимо уделить еще больше внимания изучению истории подвига советского народа. Актуальным для основной школы будет проведение интегрированного урока с опорой на знания учащихся по истории Отечества, который дает возможность «сквозного» и многостороннего обсуждения с учащимися событий и итогов Великой Отечественной войны. В данной статье предлагается разработка урока по математике и краеведению «Битва под Москвой в цифрах и фактах».

Цель: посредством осуществления межпредметных связей формировать патриотические чувства и сознание учащихся, развивать способности, проявлять себя в творчестве посредством повторения и закрепления знаний, полученных на уроках математики.

Задачи урока:

  • Образовательные:
    • систематизация знаний по теме «Действия с натуральными числами";
    • повторение и закрепление приобретённых знаний;
    • умение применять математические знания к решению нестандартных практических задач;
    • демонстрация тесной связи предметов истории и математики.
  • Развивающие:
    • расширение кругозора учащихся.
    • развитие приёмов умственной деятельности, памяти, внимания, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы.
    • повышение информационной культуры учащихся, интереса к предмету.
    • развитие познавательной активности, положительной мотивации к предмету.
    • развивать потребности к самообразованию.
  • Воспитательные:
    • воспитание любви к родной стране, её истории.
    • актуализация исторической памяти, формирование интереса и уважения к историческому прошлому, бережного отношения к традициям своего народа;
    • воспитание ответственности, самостоятельности, умения работать в коллективе.
    • показать математику как интересную науку, превратить занятие в необычный урок, где может проявить себя каждый ученик.

Тип урока: урок закрепления умений и навыков.

Формы организации работы на уроке: индивидуальная, групповая.

Целевая аудитория: 5 класс.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, видеосюжет «Начало Великой Отечественной войны», слова Ю. Левитана о нападении фашистской Германии, фонограмма взрывов, видео «Наступление фашистов»,

Ожидаемые результаты: активизация интереса учащихся к истории страны и родного края.

Требования к помещению и оформлению: класс оформлен плакатами и рисунками учащихся ко Дню Победы.

Музыкальное сопровождение: фонограмма песни «День Победы» (сл. В. Харитонова, муз. Д. Тухманова).

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Устный счёт

145 : 5
* 2
+ 12
– 48
= 22
120 : 4
+ 18
– 12
: 6
= 6
800 * 2
+ 1400
: 3
+ 941
= 1941

В результате вычислений мы получили дату 22. 06. 1941. Что вы можете сказать об этой дате? Для советских людей 22 июня 1941года стало черным днем календаря. Тысячи немецких орудий открыли огонь по нашей земле.

Видео: звучат слова Ю. Левитана о нападении фашистской Германии, затем фонограмма взрывов.

Сегодня эти страшные звуки мы слышим только по телевизору. Представьте себе, как когда-то люди боялись их, ведь это были звуки смерти. Но в памяти человеческой роковая дата 22 июня 1941 года осталась не просто датой, а рубежом – началом отсчёта долгих 1418 дней Великой Отечественной войны.

Видео «Наступление фашистов»

Ученик:

Сорок первый! Июнь.
Год и месяц борьбы всенародной.
Даже пылью времён
Затянуть эту дату нельзя.
Поднималась страна
И на фронт уходила поротно,
Кумачовые звёзды
На полотнах знамён унося.

3. Решение задач

Сегодняшний урок математики мы посвящаем победе Советского народа над фашистами. Мы вспомним историю нашего Солнечногорска  во время войны.
Горькими были первые дни войны. Мы отступали. 10 октября 1941 г. (через 3,5 месяца после начала войны) фашистские войска вплотную подошли к Москве. «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва». Эти слова Василия Клочкова, одного из защитников Москвы, облетели всю страну

Ученик:

Штыки от стужи побелели, 
Снега мерцали синевой. 
Мы, в первый раз надев шинели, 
Сурово бились под Москвой.
Безусые, почти что дети,
Мы знали в яростный тот год,
Что вместо нас никто на свете
За этот город не умрет.

С 30 сентября по 5 декабря 1941 года Красная Армия вела тяжелые, кровопролитные бои под Москвой. Создавались новые рубежи обороны на ближних подступах к Москве. Формировались дивизии народного ополчения, город готовился к уличным боям.

Задача №1. На строительство оборонительных сооружений было мобилизовано 450 000 жителей столицы, 75% из них составляли женщины. Сколько женщин участвовало в этом строительстве?

Задача №2. С 22 июля по 22 декабря 1941 года в налетах на Москву участвовало 8 000 немецких самолетов. К городу прорвалось только 2 %. Сколько самолетов не прорвалось к Москве?

В результате упорной обороны и контрударов в конце ноября – начале декабря последние попытки противника прорваться к Москве были сорваны. Советские войска переходили в наступление в трудных условиях, когда численное превосходство в живой силе, танках, самолетах было на стороне противника.

4. Решение примеров и уравнений

Какого числа началось освобождение Солнечногорска?

(38 * 35 – 35) : 259 (5)

5 декабря командующий Западным фронтом генерал армии Г.К. Жуков поставил задачу  уничтожить противника в районе Крюкова, Каменки, Андреевки и развивать наступление на Истринском направлении.
Какие армии участвовали в этом наступлении можно узнать, решив уравнения и пример.

43m – 215 = 473 (16)
88880 : 110 + x = 809 (1)
(2928 – 88) : 142 (20)

Северную часть района и города освобождала 1-ая ударная армия В её состав входили 8 отдельных стрелковых бригад и 12 лыжных батальонов. В общем направлении на Солнечногорск наступала 20-я армия. 16-я армия наступала южнее Солнечногорска от Крюкова в направлении Истры.

После кровопролитных боев 12 декабря фашисты были выбиты из города и района. В этом бою 150 советских воинов были ранены, погибло более 50-ти. Потери немцев были в 4 раза больше. На улицах Солнечногорска остались 20 подбитых танков, 18 вражеских орудий, 25 машин и 6 бронетранспортеров.
Свой вклад в освобождение Солнечногорска внесли славные авиаторы, и том числе 566-й штурмовой авиационный полк. Спустя несколько месяцев после освобождения в город пришло письмо:

«Дорогие товарищи! Приказом Наркома обороны СССР нашему полку присвоено наименование «Солнечногорский».
Трупами врагов мы усеяли поля на подступах к Москве и в районе города Солнечногорска. За весь период упорных боев полк окреп, вырос и возмужал. По пятам обессиленного врага он движется на Запад. Заверяем тружеников города и района, что мы, не жалея сил и не щадя жизни, будем смелее и решительнее громить ненавистного врага до полного уничтожения”.
Задача. Максимальная скорость советского истребителя военного времени «ЯК-3»720 км. в час, немецкого истребителя «Мессершмидт-109» на 120 км. в час меньше скорости «ЯК-3» и на 30 км. в час больше скорости другого истребителя «Фокке-Вульф 190-А». Найдите скорость немецких истребителей сравните их со скоростью «ЯК-3».

5. Решение задач в группах

Задача №1. На завершающем этапе Московской битвы Советская Армия нанесла противнику тяжелое поражение: из строя были выведены 16 дивизий и 1 бригада. 1 дивизия состоит из 17000 человек, а 1 бригада из 30000 человек. Сколько живой силы было потеряно противником?

В битве под Москвой фашисты потеряли более полумиллиона солдат, 1300 танков, 2500 пушек, более 15000 автомашин.

Была разрушена легенда о непобедимости фашистской армии. Полчища немецко-фашистских войск, наводившие ужас на правительства и народы Европы, были остановлены на подступах к Москве.

Задача №2. Общий ущерб, нанесенный народному хозяйству СССР во второй мировой войне, составляет 2 триллиона 600 миллиардов рублей. Подсчитайте, сколько школ можно было бы  построить на средства, потерянные нами в годы Великой Отечественной войны, если считать, что на строительство новой школы затрачивалось по тем временам 8 миллионов 600 тысяч рублей.

6. Подведение итогов

70 лет назад всю землю озарил великий праздник мира — Победа в Великой Отечественной войне. Нелегкой ценой она досталась. Но мы не забыли о тех 1418 днях и ночах, которые продолжалась Великая Отечественная война. Почти 27 миллионов жизней советских людей унесла она. Потоками крови и слез была омыта за эти нескончаемо долгие четыре года наша многострадальная земля. В этом бою 150 советских воинов были ранены, погибло более 50-ти. Потери немцев были в 4 раза больше. На территории нашего района находятся 39 братских могилы, три одиночных воинских захоронения. Всего в братских могилах на территории Солнечногорского района захоронено примерно 5666 военнослужащих, павших в боях в ходе Московской битвы. Из них имена 2248 человек известны, а большая часть имён погибших остаётся неизвестными.
Бессмертен подвиг тех, кто боролся и победил это зло. Этот подвиг будет жить в наших сердцах вечно.

Фонограмма песни «День Победы» (сл. В. Харитонова, муз. Д. Тухманова).

7. Методические рекомендации для учителей.

Данный урок целесообразно проводить как урок повторения в 5 классе в мае, связав его с проведением Дня Победы в нашей стране. При подготовке урока необходимо привлекать учащихся к подготовке материалов о Великой Отечественной войне (подбор стихотворений, сбор материалов о войне из семейных архивов, которые можно вставлять дополнительно в данную разработку). Попросить нарисовать рисунки о войне, разместив их потом в классе. После проведения урока организовать работу учащихся по составлению задач, содержащих военную тематику. Оформить сборник таких задач, использую их потом при проведении уроков в классе. В данной работе используются, в основном, материалы, связанные с битвой под Москвой. Можно продолжить эту работу при создании уроков и задач, связанных с другими крупными битвами Великой Отечественной войны.

8. Выводы

Проведение таких уроков способствует воспитанию обучающихся в духе патриотизма и гражданственности, гордости за достижения родной страны, горечи за её неудачи и поражения, воспитанию гуманистических качеств личности обучающихся, уважения к другим народам и странам; развитию познавательной компетентности обучающихся на основе работы с первоисточниками, воспоминаниями военачальников, писателей, журналистов, ветеранов Великой Отечественной войны; формированию коммуникативной культуры, способности к общению со сверстниками и старшим поколением.

Литература:

  1. Великая Отечественная война: Цифры и факты: Кн. для учащихся старших классов и студентов / Г. Ф. Кривошеев, В. М. Андроников и др.; Под ред. Г. Ф. Кривошеева. — М., 1995.
  2. Математика. 5 класс: учеб. Для общеобр. учреждений. Н.Я.Виленкин и др. – М., 2007.
  3. http://solvesti.ru/news/the_war_of_1941_1945/
  4. http://www.solntv.ru/projects/nashe-vremya/zakhvat-i-osvobozhdenie-solnechnogorska-v-gody-voyny.html
  5. http://www.openclass.ru/node/256663
  6. http://www.dissercat.com/content/rol-i-mesto-integrirovannykh-urokov-v-razvitii-tvorcheskikh-sposobnostei-uchashchikhsya-v-so