Тема |
Интегрированное занятие в старшей группе по русской народной сказке «Гуси-лебеди» с использованием здоровьесберегающих технологий |
Образовательная область |
«Чтение художественной литературы» |
Форма педагогического мероприятия |
НОД ознакомление с художественной литературой |
Возраст детей |
Старшая группа (от 5 до 6 лет) |
Цель |
Приобщение дошкольников к словесному искусству, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса. |
Задачи |
|
Средства обучения |
Иллюстрации, яблоки, аудиозапись, листы бумаги, карандаши. |
Предварительная работа |
Рассматривание иллюстраций, чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди», беседа. |
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Структурные части образовательной деятельности |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Форма организации детей |
Результат |
1. Вводная часть |
1. Педагог незаметно вносит в группу письмо от Незнайки и обращается к детям: «Ребята, посмотрите , нам пришло письмо от Незнайки!». | Дети занимаются каждый своим делом, после обращения воспитателя постепенно подходят к ней и садятся на стульчики. |
Групповая |
Дети собираются вокруг педагога |
2. Основная часть |
1. Воспитатель, просит ребят помочь
Незнайка отгадать загадки, и подсказать, из
какой русской народной сказки эти герои. сказки
эти герои. * Длинные шеи, красные лапки, щиплют за пятки – беги без оглядки. (Гуси) (См. Приложение 1, рисунок 1) * Круглое румяное с дерева достану я. (Яблоко с яблони) (См. Приложение 1, рисунок 2) * Бабушка седа-бела, зимой каждому мила. Из трубы летят колечки – это дым из нашей (печки) (См. Приложение 1, рисунок 3) * Течет-течет – не вытечет, бежит-бежит – не выбежит. (Река) (См. Приложение 1, рисунок 4) * Между сосен, между елок ходят, бродят сто иголок. (Еж) (См. Приложение 1, рисунок 5) * Живет в дремучем лесу в избушке недобрая старушка. (Баба Яга). (См. Приложение 1, рисунок 6) Воспитатель предлагает детям вопросы: – Ребята, а почему эта сказка называется русской народной? (Потому что эту сказку придумал русский народ). – Какие еще русские народные сказки вы знаете? («Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Заюшкина избушка», Слушаем внимательно. 2. Воспитатель предлагает детям дидактическую игру «Слушай внимательно»: Ребята, а теперь Незнайка хочет узнать, хорошо ли вы знаете сказку «Гуси-лебеди». Воспитатель предлагает детям слушать внимательно фразы из сказки и найти ошибки, если они будут. Если что-то будет неправильно, дети должны говорить хором: «Нет, нет, нет». Если ошибок нет, то говорят хором: «Да, да, да». * Отец с матерью уехали в город, а Маша с Ванюшкой остались дома. (Да, да, да). * Налетели гуси – лебеди, подхватили Машеньку, посадили на крылья и унесли. (Нет, нет, нет). * Маша печке помогла – пирожок съела. (Да, да, да). * Маша яблоньке помогла – яблочек на нее навесила. (Нет, нет, нет). * Ежик привел Машу в дремучий лес к избушке на курьих ножках. (Да, да, да). * Видит, Маша в поле печка течет, а рядом речка печет. (Нет, нет, нет). * Маше с Ванюшкой помогли спрятаться от гусей-лебедей печка, яблонька, речка и Баба Яга. (Нет, нет, нет). * Прибежала Маша домой: Ванюшку умыла, причесала, на лавочку посадила, сама рядом присела. (Да, да, да). Воспитатель: Молодцы, ребята, сказку знаете хорошо – на все вопросы Незнайки ответили правильно. 3. Дидактическая игра: «Путешествие по сказке» (образование имен прилагательных от имен существительных). Воспитатель: А теперь, ребята, давайте совершим небольшое путешествие по нашей сказке. Беритесь за руки – и в путь! Воспитатель: Кто первым встретился на пути Машеньке? Дети: Печка. Воспитатель: Давайте ласково поздороваемся с печкой. Дети: Здравствуй, печенька! Воспитатель: Ребята, чем печка угостила Машеньку? Дети: Печка угостила Машеньку пирожками. Воспитатель: Давайте пофантазируем, с чем могут быть пирожки? Дети: Пирожки могут быть с капустой, с грибами, вишней, яблоками и т.д. Воспитатель: Ребята, в печке можно испечь не только пирожки, но и пироги. Пирожки по размеру маленькие, а пироги – большие. Если пирог с вишней, его называют вишневым пирогом. А как будет называться пирог с грибами, яблоками, капустой? Дети: Грибной пирог, яблочный пирог, капустный пирог. Воспитатель: Молодцы, ребята! С кем дальше повстречалась Машенька? Дети: С яблонькой. 4. Динамическая пауза с элементами дыхательной гимнастики. Воспитатель: Давайте, превратимся в гусей-лебедей и полетим искать яблоньку. 5. Дидактическая игра: «Подбери синоним». Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь с яблонькой. Дети: Здравствуй, яблонька! Воспитатель: Вот здесь в корзинке лежат яблоки, возьмите их. В сказке яблочки называют румяными, да наливными, как вы понимаете это выражение? Дети: Это яблоки красные, сочные, сладкие, спелые. Воспитатель: Молодцы, ребята! Кто дальше встретился на пути Машеньке? Дети: Речка. 6. Динамическая пауза. Воспитатель: Давайте превратимся в речку и потечем плавно навстречу нашей сказочной речке. 7. Дидактическая игра: « Объясни выражение». Воспитатель: Давайте и с речкой поздороваемся ласково. Дети: Здравствуй, реченька! Воспитатель: Посмотрите, ребята, это речка не простая, а молочная, с кисельными берегами. А как вы, ребята, понимаете сказочное выражение молочная река – кисельные берега? Дети: В реке вместо воды течет молоко, а берега сделаны из киселя. Воспитатель: Молодцы, правильно понимаете это сказочное выражение. Воспитатель: В сказке лес, в который забрела Машенька, назван дремучим лесом. Кто сможет объяснить почему? Дети: Потому что в дремучем лесу деревья растут часто. Это страшный лес. Воспитатель: Правильно, ребята, в таком лесу деревья очень высокие и растут так близко друг к другу, что даже в солнечный день в нем темно. 8. Динамическая пауза. Воспитатель: Давайте, превратимся в деревья, пошелестим листочками, а теперь покачаем веточками. Воспитатель: Ребята, в дремучем лесу водятся разные звери: волки, лисы, медведи. Баба Яга тоже где-то в дремучем лесу построила свою избушку. Давайте, превратимся в лисичек и побежим искать избушку Бабы Яги. 9. Дидактическая игра: «Подбор антонимов». Воспитатель: К избушке Бабы Яги нужно подойти очень тихо, чтобы она нас не заметила. Ребята, Баба-Яга в сказке добрая? Дети: Нет, Баба Яга в сказке злая. Воспитатель: Она молодая? Дети: Нет, старая. Воспитатель: Она красивая? Дети: Нет, она страшная: у нее нос – крючком, волосы – торчком и нога костяная. Воспитатель: Ребята, здесь действительно такое страшное место, надо отсюда поскорее выбираться, пока Баба Яга не проснулась. |
Дети отгадывают загадки и называют русскую народную сказку «Гуси-лебеди».
Дети отвечают на вопросы.
Дети совершают под музыкальное сопровождение прогулку и подводят к мольберту, на котором закреплена иллюстрация русской печи из сказки.
Дети встают в круг и показывают, как летают
лебеди: поднимают руки вверх – делают носом вдох,
опуская руки вниз – делают выдох ртом.
Дети под музыкальное сопровождение делают плавные движения руками, изображая течение реки. Воспитатель и дети подходят к мольберту, на котором закреплена иллюстрация речки из сказки Дети рассматривают иллюстрацию реки и отвечают на вопросы воспитателя.
Дети поднимают руки вверх и сначала крутят кистями рук, изображая листочки, а затем качают влево и вправо вытянутыми руками, как ветками. Дети складывают руки на уровне груди и под музыкальное сопровождение изображают движения лисы. Дети подходят к мольберту, на котором закреплена иллюстрация избушки Бабы Яги из сказки. Дети описывают Бабу Ягу.
Дети берутся за руки и под музыкальное сопровождение выходят из леса и садятся на свои стульчики. |
Дети сидят на стульчиках
Дети стоят вокруг воспитателя
Воспитатель и дети подходят к мольберту, на котором закреплена иллюстрация яблоньки из сказки.
Групповая подвижная игра.
Дети стоят около мольберта.
Групповая подвижная игра
Дети садятся на стульчики |
Дети отгадали загадки
Дети вспомнили сказку «Гуси-лебеди».
Дети ответили на вопросы воспитателя по сказке.
Дети отдохнули и готовы к дальнейшему усвоению содержания НОД. Дети описываю яблоки.
Дети отдохнули
Дети ответили на вопросы воспитателя.
Дети отдохнули и готовы к дальнейшему усвоению содержания НОД
Дети закрепили знания об одном из главных героев. |
3. Заключительная часть. |
Воспитатель обращается к детям: Ребята,
вы сегодня очень хорошо работали: ответили на все
вопросы Незнайки правильно, совершили
путешествие по страницам сказки. А теперь я вам
предлагаю нарисовать понравившихся героев и
отправить свои рисунки Незнайке. В конце занятия воспитатель рассматривает вместе с детьми рисунки и запечатывает их в конверте, для того, чтобы отправить их Незнайке. |
Дети берут свои стулья и садятся за
столы, на которых уже приготовлены листы для
рисования и цветные карандаши. Под музыкальное
сопровождение дети начинают рисовать. Дети рассматривают рисунки. |
Дети сидят за столами на стульчиках Дети сидят за столами на стульчиках |
В конце занятия воспитатель рассматривает вместе с детьми рисунки и запечатывает их в конверте, для того, чтобы отправить их Незнайке |
Использованная литература:
1. Русская народная сказка «Гуси-лебеди».
Москва: Издательство «Детская литература» 1977.
2. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика
развития речи детей дошкольного возраста.
Москва: Гуманитарный издательский центр
«Владос» 2008.
3. Нищева Н.В. Любимые сказки. Гуси-лебеди.
Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», Москва:
«Творческий центр СФЕРА» 2007.
Использованные материалы из Интернет-ресурсов:
1. Иллюстрации к русской народной сказке
«Гуси-лебеди: http://images.yandex.ru/yandsearh
2. Загадки: http://www.prozagadki.ru; http://www.fun4child.ru