Интегрированное занятие в старшей группе по русской народной сказке "Гуси-лебеди" с использованием здоровьесберегающих технологий

Разделы: Работа с дошкольниками


Тема

Интегрированное занятие в старшей группе по русской народной сказке «Гуси-лебеди» с использованием здоровьесберегающих технологий

Образовательная область

«Чтение художественной литературы»

Форма педагогического мероприятия

НОД ознакомление с художественной литературой

Возраст детей

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Цель

Приобщение дошкольников к словесному искусству, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Задачи

  • Учить детей понимать образное содержание сказки.
  • Развивать у детей слуховое внимание, связную речь, умение отгадывать загадки.
  • Воспитывать умение эмоционально воспринимать содержание сказки, воспитывать дружеские отношения.

Средства обучения

Иллюстрации, яблоки, аудиозапись, листы бумаги, карандаши.

Предварительная работа

Рассматривание иллюстраций, чтение русской  народной сказки «Гуси-лебеди», беседа.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Структурные части образовательной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Форма организации детей

Результат

1. Вводная часть

1. Педагог незаметно вносит в группу письмо от Незнайки и обращается к детям: «Ребята, посмотрите , нам пришло письмо от Незнайки!».

Дети занимаются каждый своим делом, после обращения воспитателя постепенно подходят к ней и садятся на стульчики.

Групповая

Дети собираются вокруг педагога

2. Основная часть

1. Воспитатель, просит ребят помочь Незнайка  отгадать загадки, и подсказать, из какой русской народной сказки эти герои. сказки эти герои.
* Длинные шеи, красные лапки, щиплют за пятки – беги без оглядки. (Гуси) (См. Приложение 1, рисунок 1)
* Круглое румяное с дерева достану я. (Яблоко с яблони) (См. Приложение 1, рисунок 2)
* Бабушка седа-бела, зимой каждому мила. Из трубы летят колечки – это дым из нашей (печки) (См. Приложение 1, рисунок 3)
* Течет-течет – не вытечет, бежит-бежит – не выбежит. (Река) (См. Приложение 1, рисунок 4)
* Между сосен, между елок ходят, бродят сто иголок. (Еж) (См. Приложение 1, рисунок 5)
* Живет в дремучем лесу в избушке недобрая старушка. (Баба Яга). (См. Приложение 1, рисунок 6)
Воспитатель предлагает детям вопросы:
– Ребята, а почему эта сказка называется русской народной? (Потому что эту сказку придумал русский народ).
– Какие еще русские народные сказки вы знаете? («Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Заюшкина избушка», Слушаем внимательно.
2. Воспитатель предлагает детям дидактическую игру «Слушай внимательно»:
Ребята, а теперь Незнайка хочет узнать, хорошо ли вы знаете сказку «Гуси-лебеди».
Воспитатель предлагает детям слушать внимательно фразы из сказки и найти ошибки, если они будут. Если что-то будет неправильно, дети должны говорить хором: «Нет, нет, нет». Если ошибок нет, то говорят хором: «Да, да, да».
* Отец с матерью уехали в город, а Маша с Ванюшкой остались дома. (Да, да, да).
* Налетели гуси – лебеди, подхватили Машеньку, посадили на крылья и унесли. (Нет, нет, нет).
* Маша печке помогла – пирожок съела. (Да, да, да).
* Маша яблоньке помогла – яблочек на нее навесила. (Нет, нет, нет).
* Ежик привел Машу в дремучий лес к избушке на курьих ножках. (Да, да, да).
* Видит, Маша в поле печка течет, а рядом речка печет. (Нет, нет, нет).
* Маше с Ванюшкой помогли спрятаться от гусей-лебедей печка, яблонька, речка и Баба Яга. (Нет, нет, нет).
* Прибежала Маша домой: Ванюшку умыла, причесала, на лавочку посадила, сама рядом присела. (Да, да, да).
Воспитатель: Молодцы, ребята, сказку знаете хорошо – на все вопросы Незнайки ответили правильно.
3. Дидактическая игра: «Путешествие по сказке» (образование имен прилагательных от имен существительных).
Воспитатель: А теперь, ребята, давайте совершим небольшое путешествие по нашей сказке. Беритесь за руки – и в путь!
Воспитатель: Кто первым встретился на пути Машеньке?
Дети: Печка.
Воспитатель: Давайте ласково поздороваемся с печкой.
Дети: Здравствуй, печенька!
Воспитатель: Ребята, чем печка угостила Машеньку?
Дети: Печка угостила Машеньку пирожками.
Воспитатель: Давайте пофантазируем, с чем могут быть пирожки?
Дети: Пирожки могут быть с капустой, с грибами, вишней, яблоками и т.д.
Воспитатель: Ребята, в печке можно испечь не только пирожки, но и пироги. Пирожки по размеру маленькие, а пироги – большие. Если пирог с вишней, его называют вишневым пирогом. А как будет называться пирог с грибами, яблоками, капустой?
Дети: Грибной пирог, яблочный пирог, капустный пирог.
Воспитатель: Молодцы, ребята! С кем дальше повстречалась Машенька?
Дети: С яблонькой.
4. Динамическая пауза с элементами дыхательной гимнастики.
Воспитатель: Давайте, превратимся в гусей-лебедей и полетим искать яблоньку.
5. Дидактическая игра: «Подбери синоним».
Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь с яблонькой.
Дети: Здравствуй, яблонька!
Воспитатель: Вот здесь в корзинке лежат яблоки, возьмите их. В сказке яблочки называют румяными, да наливными, как вы понимаете это выражение?
Дети: Это яблоки красные, сочные, сладкие, спелые.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Кто дальше встретился на пути Машеньке?
Дети: Речка.
6. Динамическая пауза.
Воспитатель: Давайте превратимся в речку и потечем плавно навстречу нашей сказочной речке.
7. Дидактическая игра: « Объясни выражение».
Воспитатель: Давайте и с речкой поздороваемся ласково.
Дети: Здравствуй, реченька!
Воспитатель: Посмотрите, ребята, это речка не простая, а молочная, с кисельными берегами. А как вы, ребята, понимаете сказочное выражение молочная река – кисельные берега?
Дети: В реке вместо воды течет молоко, а берега сделаны из киселя.
Воспитатель: Молодцы, правильно понимаете это сказочное выражение.
Воспитатель: В сказке лес, в который забрела Машенька, назван дремучим лесом. Кто сможет объяснить почему?
Дети: Потому что в дремучем лесу деревья растут часто. Это страшный лес.
Воспитатель: Правильно, ребята, в таком лесу деревья очень высокие и растут так близко друг к другу, что даже в солнечный день в нем темно.
8. Динамическая пауза.
Воспитатель: Давайте, превратимся в деревья, пошелестим листочками, а теперь покачаем веточками.
Воспитатель: Ребята, в дремучем лесу водятся разные звери: волки, лисы, медведи. Баба Яга тоже где-то в дремучем лесу построила свою избушку. Давайте, превратимся в лисичек и побежим искать избушку Бабы Яги.
9. Дидактическая игра: «Подбор антонимов».
Воспитатель: К избушке Бабы Яги нужно подойти очень тихо, чтобы она нас не заметила. Ребята, Баба-Яга в сказке добрая?
Дети: Нет, Баба Яга в сказке злая.
Воспитатель: Она молодая?
Дети: Нет, старая.
Воспитатель: Она красивая?
Дети: Нет, она страшная: у нее нос – крючком, волосы – торчком и нога костяная.
Воспитатель: Ребята, здесь действительно такое страшное место, надо отсюда поскорее выбираться, пока Баба Яга не проснулась.

Дети отгадывают загадки и называют русскую народную сказку «Гуси-лебеди».

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети совершают под музыкальное сопровождение прогулку и подводят  к мольберту, на котором закреплена иллюстрация русской печи из сказки.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети встают в круг и показывают, как летают лебеди: поднимают руки вверх – делают носом вдох, опуская руки вниз – делают выдох ртом.
Дети под музыкальное сопровождение изображают гусей-лебедей. Воспитатель и дети подводят  к мольберту, на котором закреплена иллюстрация яблоньки из сказки.

 

Дети под музыкальное сопровождение делают плавные движения руками, изображая течение реки. Воспитатель  и дети подходят к мольберту, на котором закреплена иллюстрация речки из сказки

Дети рассматривают иллюстрацию реки и отвечают на вопросы воспитателя.

 

 

 

Дети поднимают руки вверх и сначала крутят кистями рук, изображая листочки, а затем качают влево и вправо вытянутыми руками, как ветками.

Дети складывают руки на уровне груди и под музыкальное сопровождение изображают движения лисы. Дети подходят к мольберту, на котором закреплена иллюстрация избушки Бабы Яги из сказки.

Дети описывают Бабу Ягу.

 

 

 

Дети берутся за руки и под музыкальное сопровождение выходят из леса и садятся на свои стульчики.

Дети сидят на стульчиках

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети стоят вокруг воспитателя

 

Воспитатель и дети подходят  к мольберту, на котором закреплена иллюстрация яблоньки из сказки.

 

 

Групповая подвижная игра.

 

Дети стоят около мольберта.

 

 

 

Групповая подвижная игра

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети садятся на стульчики

Дети отгадали загадки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети вспомнили сказку «Гуси-лебеди».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети ответили на вопросы воспитателя по сказке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети отдохнули и готовы к дальнейшему усвоению содержания НОД.

Дети описываю яблоки.

 

 

 

Дети отдохнули

 

 

Дети ответили на вопросы воспитателя.

 

 

 

Дети отдохнули и готовы к дальнейшему усвоению содержания НОД

 

 

 

Дети закрепили знания об одном из главных героев.

3. Заключительная часть.

Воспитатель обращается к детям: Ребята, вы сегодня очень хорошо работали: ответили на все вопросы Незнайки правильно, совершили путешествие по страницам сказки. А теперь я вам предлагаю нарисовать понравившихся героев и отправить свои рисунки Незнайке.

В конце занятия воспитатель рассматривает вместе с детьми рисунки и запечатывает их в конверте, для того, чтобы отправить их Незнайке.

Дети берут свои стулья и садятся за столы, на которых уже приготовлены листы для рисования и цветные карандаши. Под музыкальное сопровождение дети начинают рисовать.

Дети рассматривают рисунки.

Дети сидят  за столами на стульчиках

Дети сидят  за столами на стульчиках

В конце занятия воспитатель рассматривает вместе с детьми рисунки и запечатывает их в конверте, для того, чтобы отправить их Незнайке

Использованная литература:

1. Русская народная сказка «Гуси-лебеди». Москва: Издательство «Детская литература» 1977.
2. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Москва: Гуманитарный издательский центр «Владос» 2008.
3. Нищева Н.В. Любимые сказки. Гуси-лебеди. Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», Москва: «Творческий центр СФЕРА» 2007.

Использованные материалы из Интернет-ресурсов:

1. Иллюстрации к русской народной сказке «Гуси-лебеди: http://images.yandex.ru/yandsearh
2. Загадки: http://www.prozagadki.ru; http://www.fun4child.ru