ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Всё наше достоинство заключено в мысли.
Не пространство и не время, которых мы не можем
заполнить, возвышают нас, а именно она, наша
мысль.
Будем же учиться хорошо мыслить.
Б.Паскаль
Чтобы быть на высоте, чтобы достойно отвечать требованиям времени, необходимо учиться.
Навык мастера ставит.
Русская пословица
Выполнение задания части 3(С) – написание сочинения-рассуждения с опорой на прочитанный и осмысленный текст является заданием повышенной сложности. Оно нацелено на комплексную проверку всех предусмотренных программой умений, в числе которых – научиться работать с текстом:
– понимать назначение разных видов текстов,
– читать и понимать смысл прочитанного,
– выражать информацию в виде кратких записей,
– формулировать проблему,
– выстраивать систему аргументов, убедительно,
этически корректно доказывать собственное
мнение,
– создавать собственный текст,
– композиционно оформлять текст,
– выражать мысли в словесной форме, соблюдая
нормы русского языка и демонстрируя такие
коммуникативно значимые качества речи, как
богатство, выразительность, точность, ясность,
чистота и др.
Требование создать текст-рассуждение на итоговой аттестации в 9-х и11-х классах выдвинула сама жизнь. Стремление быть признанным в обществе, оцененным им, а также когнитивная потребность в информации и знаниях могут быть реализованы лишь через речевую деятельность и зависят от умений и навыков, связанных с владением устной и письменной речью в различных речевых ситуациях, требующих конкретного стиля общения, соблюдения определённых культурно-речевых и этических норм. Так, социальное самоопределение, самореализация и познание возможны при высоком уровне развития коммуникативных умений выпускников.
Современные потребности развития всех сфер общества требуют необходимости компетентного, конкурентноспособного специалиста, умеющего работать с людьми, вести конструктивный диалог. Это предполагает овладение умением видеть ситуацию во всём ёё реальном многообразии и сложности, в том числе умение учитывать позиции своих оппонентов. Таким образом, воспитание культуры доказательного, аргументированного ответа рассматривается как важнейшая задача всей системы образования.
Готовы ли выпускники создать текст-рассуждение? Сформированы ли у них умения выстраивать суждения «единственно правильного мнения», заявленного автором текста, которое соответствует его личным представлениям о «правильности», жизненному опыту, объективным законам природы, научному и общественному знаниям, отражённым в художественной, публицистической, научной литературе? Умеет ли он соглашаться или не соглашаться с позицией автора текста? Насколько он это делает этично, доказательно, правильно?
Поиски ответа на эти вопросы легли в основу данного курса.
Цель курса:
– помочь учителю разработать системный подход
к развитию коммуникативных и речемыслительных
умений учащихся, эффективно организовать
процесс обобщения, систематизации и углубления
материала по текстоведению с элементами
опережения, дифференцированного подхода;
– учащимся 8-9 классов освоить методику написания
сочинения-рассуждения, привести в систему
имеющийся опыт работы с текстом и проверить свою
готовность к выполнению творческого задания на
экзамене, а учащимся 10-11-х классов
целенаправленно подготовиться к выполнению
части С на ЕГЭ.
Содержание курса:
Часть 1. О новой форме государственной (итоговой) аттестации в 9 классе по русскому языку – 4 ч.
Часть 2. «Пошаговая работа с текстом»:
1) Что такое текст? – 4 ч.
3) Тема, основная мысль, проблема – 5 ч.
4) Заголовок текста, план, опорные слова – 5 ч.
5) Языковые средства, их роль в тексте – 5 ч.
6) Жанры текста (рецензия, аннотация, очерк,
интервью с писателем произведения, письмо…) – 10
ч.
Часть 3. Тип речи рассуждение.
1) Языковые средства связи предложений в тексте
– 4 ч.
2) Виды рассуждений – 1 ч.
3) Речевые клише: как спорить с автором текста?
Аргументы «за» и «против» – 1 ч.
4) Выдвигаем тезис – 4 ч.
5) Виды доказательств – 1 ч.
6) Обоснуйте пословицу. Докажите утверждение – 2
ч.
7) «Подбираем Аргументы к тезису» – 7 ч.
8) Рассуждаем на тему – 4 ч.
9) Рассуждаем на лингвистическую тему – 3 ч.
10) Речевое оформление – 1 ч.
Содержание программы:
№ занятия |
Кол-во |
Дата |
Тема занятия |
1 |
|
|
О новой форме государственной (итоговой) аттестации в 9 классе по русскому языку. |
2 |
|
|
Обдумываем задание С2.1 или С2.2? |
3 |
|
|
Определяемся в понятиях (список необходимых терминов). |
4 |
|
|
Структура и критерии экзаменационной работы. Система оценивания. |
5 |
|
|
Часть 1. Что такое текст? |
6 |
|
|
Зачем человеку нужен текст? |
7 |
|
|
Понятие о тексте. |
8 |
|
|
Чтение и аудирование текста. «На экзамене проверяются умения…» «Виды чтения». |
9 |
|
|
«Пошаговая работа с текстом». Тема. |
10 |
|
|
«Пошаговая работа с текстом». Основная мысль. |
11 |
|
|
«Пошаговая работа с текстом». Проблема (разряды проблем). |
12 |
|
|
Тексты для тренировочных работ (Тема, основная мысль, проблема). |
13 |
|
|
Тексты для тренировочных работ (Тема, основная мысль, проблема). |
14 |
|
|
«Пошаговая работа с текстом». Заголовок текста. |
15 |
|
|
«Пошаговая работа с текстом». План текста (Назывной, вопросный). |
16 |
|
|
«Пошаговая работа с текстом». Опорные слова. |
17 |
|
|
Текст для тренировочных работ. (Заголовок, план, опорные слова). |
18 |
|
|
Текст для тренировочных работ. (Заголовок, план, опорные слова). |
19 |
|
|
«Пошаговая работа с текстом». Языковые средства, их роль в тексте. (Тропы. Фигуры речи). |
20 |
|
|
«Пошаговая работа с текстом». Языковые средства, их роль в тексте. (Тропы. Фигуры речи). |
21 |
|
|
«Пошаговая работа с текстом». Языковые средства, их роль в тексте. (Тропы. Фигуры речи. Фонетические, лексические, синтаксические …средства выразительности). |
22 |
|
|
Анализ изобразительно- выразительных средств, использованных в тексте. (Тропы , фигуры речи. Общие средства выразительности (фонетические, лексические, синтаксические…). |
23 |
|
|
Анализ изобразительно- выразительных средств, использованных в тексте. Тренинг. Тестирование. |
24 |
|
|
«Пошаговая работа с текстом». Стили речи. |
25 |
|
|
«Пошаговая работа с текстом». Типы речи. |
26 |
|
|
«Пошаговая работа с текстом». Повествование. |
27 |
|
|
«Пошаговая работа с текстом». Описание. |
28 |
|
|
«Пошаговая работа с текстом». Рассуждение. |
29 |
|
|
«Пошаговая работа с текстом»: жанры текста. (Рецензия, аннотация, очерк, интервью с писателем произведения, письмо…). |
30 |
|
|
Сочинение в жанре рецензии. |
31 |
|
|
Аннотация на выбранную вами книгу. |
32 |
|
|
Сочинение в жанре очерка по данному началу… |
33 |
|
|
«Письмо литературному герою…» |
34 |
|
|
Советы автору письма «Я не умею писать сочинение… Что делать?» |
35 |
|
|
Интервью с писателем. |
36 |
|
|
События, которые меня изменили. |
37 |
|
|
Ваши родные и близкие, друзья – люди, с которыми привычно и радостно жить. Сколько счастья они нам дарят! Сочинение – пожелание своим друзьям в прозе или в стихах. |
38 |
|
|
Обобщающие задания на повторение и закрепление изученного. Определите стиль данного текста, тип речи, жанр текста. Докажите. |
39 |
|
|
Часть 2. Тип речи рассуждение. Языковые средства связи. |
40 |
|
|
Структура текста рассуждения. Языковые средства связи. |
41 |
|
|
Упражнения, способствующие формированию умения связывать части текста (Работа со средствами, обеспечивающими связность текста. «Восстановите правильную последовательность рассуждения…»). |
42 |
|
|
Задания на определение средств связи предложений в тексте (задания А-7 ЕГЭ, В-7 ЕГЭ, ГИА). |
43 |
|
|
Виды рассуждений: рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение, рассуждение-размышление. |
44 |
|
Речевые клише: как спорить с автором текста? (Согласие, несогласие, частичное согласие. Соблюдение этических норм). «Вежливо согласитесь. Вежливо откажитесь (речевые ситуации). | |
45 |
|
Аргументы «За и против» (частичное согласие и несогласие)…Используем конструкцию «С одной стороны», «С другой стороны». «Хорошо, когда у тебя много друзей», «Хорошо, что дела его | |
46 |
|
Выдвигаем тезис. Виды тезисов: тезис-утверждение актуальности данного вопроса. Тезис – риторическое восклицание, тезис– риторический вопрос, тезис-цитата, тезис- отступление. | |
47 |
|
|
Сформулируйте тезисы к сочинениям на данные темы. |
48 |
|
|
Установите соответствие. Тезис – антитезис. |
49 |
|
|
Продолжите заполнение таблицы своими примерами… Тезис-антитезис. |
50 |
|
|
Приводим доказательства: дедуктивные, индуктивные, прямые, косвенные. |
51 |
|
|
Виды доказательств. Примеры (заполнение таблицы). «Приведите «сильный», «веский» аргумент. «У человека должна быть цель в жизни». |
52 |
|
|
Обоснуйте пословицу («Жизнь дана на добрые дела», «Необходимо заботиться о пожилых людях», «Взаимопомощью велик человек»). |
53 |
|
|
Докажите утверждение: «Льстец под словами – змей под цветами». |
54 |
|
|
Подбираем аргументы к тезису: «Если к человеку хорошо относиться, он будет хорошо относиться вам». |
55 |
|
|
Подбираем аргументы к тезису: «Дети должны использовать опыт и знания старшего поколения». |
56 |
|
|
Подбираем аргументы к тезису: «Память – категория нравственная». |
57 |
|
|
Подбираем аргументы к тезису: «Сегодня необходимо знать иностранные языки». |
58 |
|
|
Подбираем аргументы к тезису. «Надо уметь говорить культурно», «Грамотно писать столь престижно, что и владеть компьютером». |
59 |
|
|
«Образованность – важнейшее качество современного человека», «Знания помогают добиться много в жизни», «Учёба – основа всей дальнейшей жизни человека». |
60 |
|
|
Подбираем аргументы к тезису «Для успеха речи важно течение мысли» (А.Кони), «Речь – необходимое условие существования человека». |
61 |
|
|
Рассуждаем на тему: «Культура чтения – сложное явление», «Чтение есть искусство», « Какова роль чтения в изменяющемся мире?» |
62 |
|
|
Рассуждаем на тему: «Истинный талант – это непрерывное усилие» (французский живописец Огюст Ренуар). |
63 |
|
|
Рассуждаем на тему: «Нравственность – это разум сердца» (Г.Гейне), «Вежливость – важнейшее качество человека», «Кто движется вперёд в знании, но отстаёт в нравственности, тот больше идёт назад, чем вперёд». |
64 |
|
|
Рассуждаем на тему: «Иноязычная лексика в СМИ», «Экологическая ситуация в современном мире». |
65 |
|
|
Рассуждением лингвистическую на тему: «Зачем нужна орфография?», «Зачем нужна пунктуация?» |
66 |
|
|
Рассуждаем на лингвистическую тему: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». |
67 |
|
|
Рассуждаем на тему: «Нет ничего в мире, что нельзя было бы описать русским языком». |
68 |
|
|
Речевое оформление сочинений (Типичные ошибки). Редактирование. «Помоги себе сам, или о пользе учения. Обобщим наши знания». |
Ожидаемые результат – научиться понимать тексты:
– извлекать информацию,
– правильно вычленять и понимать сигналы,
оставленные в тексте автором и передающие
оттенки смысла,
– продуцировать собственное связное
высказывание (вести скрытый диалог пишущего с
автором исходного текста и предполагаемым
читателем),
– правильно толковать слова в прямом и
переносном значении, осмысливать цель
использования автором всех языковых средств,
включая знаки препинания,– одним словом, постигать
авторский смысл.
Использованная литература:
1. Сочинение-рассуждение на итоговой аттестации
по русскому языку в 9 и 11 классах6 учебно-
методическое пособие/Т.И.Павлова, Н.А.Раннева.-
Ростов н/Д: Легион, 2011.
2. Служевская Т.Л. Уроки словесности.
Практикум по культуре речи. – СПб.: Изд-во
«Тускарора» совместно с фирмой «РиД», 1997.
3. Симакова, Е.С. Русский язык:
Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА:
«Сочинение»:9-й кл./Е.С.Симакова. – М.:АСТ: Астрель:
Полиграфиздат, 2011.– (Государственная итоговая
аттестация – экзамен в новой форме).