Программа факультатива по русскому языку "Сочинение: знаю, понимаю, могу". 8-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 8


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Всё наше достоинство заключено в мысли.
Не пространство и не время, которых мы не можем заполнить, возвышают нас, а именно она, наша мысль.
Будем же учиться хорошо мыслить.

Б.Паскаль

Чтобы быть на высоте, чтобы достойно отвечать требованиям времени, необходимо учиться.

Навык мастера ставит.

Русская пословица

Выполнение задания части 3(С) – написание сочинения-рассуждения с опорой на прочитанный и осмысленный текст является заданием повышенной сложности. Оно нацелено на комплексную проверку всех предусмотренных программой умений, в числе которых – научиться работать с текстом:

– понимать назначение разных видов текстов,
– читать и понимать смысл прочитанного,
– выражать информацию в виде кратких записей,
– формулировать проблему,
– выстраивать систему аргументов, убедительно, этически корректно доказывать собственное мнение,
– создавать собственный текст,
– композиционно оформлять текст,
– выражать мысли в словесной форме, соблюдая нормы русского языка и демонстрируя такие коммуникативно значимые качества речи, как богатство, выразительность, точность, ясность, чистота и др.

Требование создать текст-рассуждение на итоговой аттестации в 9-х и11-х классах выдвинула сама жизнь. Стремление быть признанным в обществе, оцененным им, а также когнитивная потребность в информации и знаниях могут быть реализованы лишь через речевую деятельность и зависят от умений и навыков, связанных с владением устной и письменной речью в различных речевых ситуациях, требующих конкретного стиля общения, соблюдения определённых культурно-речевых и этических норм. Так, социальное самоопределение, самореализация и  познание возможны при высоком уровне развития коммуникативных умений выпускников.

Современные потребности развития всех сфер общества требуют необходимости  компетентного, конкурентноспособного специалиста, умеющего работать с людьми, вести конструктивный диалог. Это предполагает овладение умением видеть ситуацию во всём ёё реальном многообразии и сложности, в том числе умение учитывать позиции своих оппонентов. Таким образом, воспитание культуры доказательного, аргументированного ответа рассматривается как важнейшая задача всей системы образования.

Готовы ли выпускники создать текст-рассуждение? Сформированы ли у них умения выстраивать суждения «единственно правильного мнения», заявленного автором текста, которое соответствует его личным представлениям о «правильности», жизненному опыту, объективным законам природы, научному и общественному знаниям, отражённым в художественной, публицистической, научной литературе? Умеет ли он соглашаться или не соглашаться с  позицией автора текста? Насколько он это делает этично, доказательно, правильно?

Поиски ответа на эти вопросы  легли в основу данного курса.

Цель курса:

– помочь учителю разработать системный подход к развитию коммуникативных и речемыслительных умений учащихся, эффективно организовать процесс обобщения, систематизации и углубления материала по текстоведению с элементами опережения, дифференцированного подхода;
– учащимся 8-9 классов освоить методику написания сочинения-рассуждения, привести в систему имеющийся опыт работы с текстом и проверить свою готовность к выполнению творческого задания на экзамене, а  учащимся 10-11-х классов целенаправленно подготовиться к выполнению части С на ЕГЭ.

Содержание курса:

Часть 1. О новой форме государственной (итоговой) аттестации в 9 классе по русскому языку – 4 ч.

Часть 2. «Пошаговая работа с текстом»:
1) Что такое текст? – 4 ч.
3) Тема, основная мысль, проблема – 5 ч.
4) Заголовок текста, план, опорные слова  – 5 ч.
5) Языковые средства, их роль в тексте – 5 ч.
6) Жанры текста (рецензия, аннотация, очерк, интервью с писателем произведения, письмо…) – 10 ч.

Часть 3. Тип речи рассуждение.

1) Языковые средства связи предложений в тексте – 4 ч.
2) Виды рассуждений – 1 ч.
3) Речевые клише: как спорить с автором текста? Аргументы  «за» и «против» – 1 ч.
4) Выдвигаем тезис – 4 ч.
5) Виды доказательств – 1 ч.
6) Обоснуйте пословицу. Докажите утверждение – 2 ч.
7) «Подбираем Аргументы к тезису» – 7 ч.
8) Рассуждаем на тему – 4 ч.
9) Рассуждаем на лингвистическую тему – 3 ч.
10) Речевое оформление – 1 ч.

Содержание программы:

№ занятия

Кол-во
часов

Дата

Тема занятия

1

 

 

О новой форме государственной (итоговой) аттестации в 9 классе по русскому языку.

2

 

 

Обдумываем задание С2.1 или С2.2?

3

 

 

Определяемся в понятиях (список необходимых терминов).

4

 

 

Структура и критерии экзаменационной работы. Система оценивания.

5

 

 

Часть 1. Что такое текст?

6

 

 

Зачем человеку нужен текст?

7

 

 

Понятие о тексте.

8

 

 

Чтение и аудирование текста. «На экзамене проверяются умения…» «Виды чтения».

9

 

 

«Пошаговая работа с текстом». Тема.

10

 

 

«Пошаговая работа с текстом». Основная мысль.

11

 

 

«Пошаговая работа с текстом». Проблема (разряды проблем).

12

 

 

Тексты для тренировочных работ (Тема, основная мысль, проблема).

13

 

 

Тексты для тренировочных работ (Тема, основная мысль, проблема).

14

 

 

«Пошаговая работа с текстом». Заголовок текста.

15

 

 

«Пошаговая работа с текстом». План текста (Назывной, вопросный).

16

 

 

«Пошаговая работа с текстом». Опорные слова.

17

 

 

Текст для тренировочных работ. (Заголовок, план, опорные слова).

18

 

 

Текст  для тренировочных работ. (Заголовок, план, опорные слова).

19

 

 

«Пошаговая работа с текстом». Языковые средства, их роль в тексте. (Тропы. Фигуры речи).

20

 

 

«Пошаговая работа с текстом». Языковые средства, их роль в тексте. (Тропы. Фигуры речи).

21

 

 

«Пошаговая работа с текстом». Языковые средства, их роль в тексте. (Тропы. Фигуры речи. Фонетические, лексические, синтаксические …средства выразительности).

22

 

 

Анализ изобразительно- выразительных средств, использованных в тексте. (Тропы , фигуры речи. Общие средства выразительности (фонетические, лексические, синтаксические…).

23

 

 

Анализ изобразительно- выразительных средств, использованных в тексте. Тренинг. Тестирование.

24

 

 

«Пошаговая работа с текстом». Стили речи.

25

 

 

«Пошаговая работа с текстом». Типы речи.

26

 

 

«Пошаговая работа с текстом». Повествование.

27

 

 

«Пошаговая работа с текстом». Описание.

28

 

 

«Пошаговая работа с текстом». Рассуждение.

29

 

 

«Пошаговая работа с текстом»: жанры текста. (Рецензия, аннотация, очерк, интервью с писателем произведения, письмо…).

30

 

 

Сочинение в жанре рецензии.

31

 

 

Аннотация на выбранную вами книгу.

32

 

 

Сочинение в жанре очерка по данному началу…

33

 

 

 «Письмо литературному герою…»

34

 

 

Советы автору письма «Я не умею писать сочинение… Что делать?»

35

 

 

Интервью с писателем.

36

 

 

События, которые меня изменили.

37

 

 

Ваши родные и близкие, друзья – люди, с которыми привычно и радостно жить. Сколько счастья они нам дарят! Сочинение – пожелание своим друзьям в прозе или в стихах.

38

 

 

Обобщающие задания на повторение и закрепление изученного. Определите стиль данного текста, тип речи, жанр текста. Докажите.

39

 

 

Часть 2. Тип речи рассуждение. Языковые средства связи.

40

 

 

Структура текста рассуждения. Языковые средства связи.

41

 

 

Упражнения, способствующие формированию умения связывать части текста (Работа со средствами, обеспечивающими связность текста.  «Восстановите правильную последовательность рассуждения…»).

42

 

 

Задания на определение средств связи предложений в тексте (задания А-7 ЕГЭ, В-7 ЕГЭ, ГИА).

43

 

 

Виды рассуждений: рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение, рассуждение-размышление.

44

 

 

Речевые клише: как спорить с автором текста? (Согласие, несогласие, частичное согласие. Соблюдение этических норм). «Вежливо согласитесь. Вежливо откажитесь (речевые ситуации).

45

 

 

Аргументы «За и против» (частичное согласие и несогласие)…Используем конструкцию  «С одной стороны», «С другой стороны». «Хорошо, когда у  тебя много друзей», «Хорошо, что дела его

46

 

 

Выдвигаем тезис. Виды тезисов: тезис-утверждение актуальности данного вопроса. Тезис – риторическое восклицание, тезис– риторический вопрос, тезис-цитата, тезис- отступление.

47

 

 

Сформулируйте тезисы к сочинениям на данные темы.

48

 

 

Установите соответствие. Тезис – антитезис.

49

 

 

Продолжите заполнение таблицы своими примерами… Тезис-антитезис.

50

 

 

Приводим доказательства: дедуктивные, индуктивные, прямые, косвенные.

51

 

 

Виды доказательств. Примеры (заполнение таблицы). «Приведите «сильный»,  «веский» аргумент.  «У человека должна быть цель в жизни».

52

 

 

Обоснуйте пословицу («Жизнь дана на добрые дела», «Необходимо заботиться о пожилых людях», «Взаимопомощью велик человек»).

53

 

 

Докажите утверждение: «Льстец под словами  – змей под цветами».

54

 

 

Подбираем аргументы к тезису: «Если к человеку хорошо относиться, он будет хорошо относиться вам».

55

 

 

Подбираем аргументы к тезису: «Дети должны использовать опыт и знания старшего поколения».

56

 

 

Подбираем аргументы к тезису: «Память – категория нравственная».

57

 

 

Подбираем аргументы к тезису: «Сегодня необходимо знать иностранные языки».

58

 

 

Подбираем аргументы к тезису. «Надо уметь говорить культурно», «Грамотно писать столь престижно, что и владеть компьютером».

59

 

 

 «Образованность – важнейшее качество современного человека», «Знания помогают добиться много в жизни», «Учёба – основа всей дальнейшей жизни человека».

60

 

 

Подбираем аргументы к тезису «Для успеха речи важно течение мысли» (А.Кони), «Речь – необходимое условие существования человека».

61

 

 

 Рассуждаем на тему: «Культура чтения – сложное явление», «Чтение есть искусство», « Какова роль чтения в изменяющемся мире?»

62

 

 

Рассуждаем на тему: «Истинный талант – это непрерывное усилие» (французский живописец Огюст Ренуар).

63

 

 

Рассуждаем на тему: «Нравственность – это разум сердца» (Г.Гейне), «Вежливость – важнейшее качество человека», «Кто движется вперёд в знании, но отстаёт в нравственности, тот больше идёт назад, чем вперёд».

64

 

 

Рассуждаем на тему: «Иноязычная лексика в СМИ», «Экологическая ситуация  в современном мире».

65

 

 

Рассуждением лингвистическую  на тему: «Зачем нужна орфография?», «Зачем нужна пунктуация?»

66

 

 

Рассуждаем  на лингвистическую тему: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».

67

 

 

Рассуждаем на тему: «Нет ничего в мире, что нельзя было бы описать русским языком».

68

 

 

Речевое оформление сочинений (Типичные ошибки). Редактирование. «Помоги себе сам, или о пользе учения. Обобщим наши знания».

Ожидаемые результат – научиться понимать тексты:

извлекать информацию,
– правильно вычленять и понимать сигналы, оставленные в тексте автором и передающие оттенки смысла,
– продуцировать собственное связное высказывание (вести скрытый диалог пишущего с автором исходного текста и предполагаемым читателем),
– правильно толковать слова в прямом и  переносном значении, осмысливать цель использования автором всех языковых средств, включая знаки препинания,–  одним словом, постигать авторский смысл.

Использованная литература:

1. Сочинение-рассуждение на итоговой аттестации по русскому языку в 9 и 11 классах6 учебно- методическое пособие/Т.И.Павлова, Н.А.Раннева.- Ростов н/Д: Легион, 2011.
2. Служевская Т.Л. Уроки словесности. Практикум по культуре речи. – СПб.: Изд-во  «Тускарора» совместно с фирмой  «РиД», 1997.
3. Симакова, Е.С. Русский язык: Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА: «Сочинение»:9-й кл./Е.С.Симакова. – М.:АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2011.– (Государственная итоговая аттестация – экзамен в новой форме).