Задачи урока: познакомить детей со старинной традицией зимних посиделок, сочетающих труд и развлечения; дать представление о том, как в современной жизни зимой люди заботятся о сохранности урожая, растениях, животных и родном доме; как поддерживают порядок на улицах городов и сёл.
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Сообщение темы урока.
Учитель показывает куклу-многоручку. Припомните, где мы уже видели подобную куклу. Как её звали? Как вы думаете, старинная это кукла или современная? Зачем кукле-многоручке столько рук? Какие осенние работы вы запомнили? Как люди летом и осенью готовятся к зиме? А как вы думаете, зимой в старину много дел или мало?
Давайте закроем глазки, размотаем волшебный клубок и перенесёмся в прошлое. Выходят девочки в русских народных костюмах под музыкальное сопровождение. Слайд 2. Посмотрите, в нашей избе пока пусто. Давайте отгадаем загадки и поставим в избу всё необходимое.
Девочки: Ох, ребятушки, а загадок в нашей шкатулке видимо-невидимо. Хотите послушать? (достают шкатулку с загадками). На экране слайд с изображением избы. На слайде появляются отгадки.
1.
Летом спит, зимой горит.
Пасть открывает,
Что дают - глотает. (Печь)
2.
Четыре братца под одной крышей живут,
Одним кушаком подпоясаны. (Стол)
3.
Горбатый кот бабе плечи трёт. (Коромысло)
4.
Сам дубовый, пояс вязовый, а нос липовый. (Бочонок)
5.
Рогат, да не бык,
Хватает, да не сыт.
Людям отдаёт,
А сам на отдых идёт. (Ухват)
6.
На топтале был,
На кружале был,
На пожаре был,
Домой пришёл-
Семью кормил. (Глиняный горшок)
7.
В лесу снято,
В дому гнуто,
Посерёдке заплетено. (Решето)
8.
Чёрный молодец
По колено в золоте. (Чугунок в печи)
9.
Стригли, щипали, а после чесали.
Чисто, пушисто - к доске привязали. (Прялка)
10.
Верчусь, верчусь – не потею,
Только более толстею. (Веретено)
3. Работа по теме урока.
Избу обставили, а теперь поговорим о заботах и трудах зимой. Звучит музыка. Девочка садится за прялку. Под музыку читает стихотворение. Слайд 3.
В низенькой светёлке
Огонёк горит.
Молодая пряха
Под окном сидит.Молода, красива,
Карие глаза,
По плечам развита
Русая коса.Русая головка,
Думы без конца.
Ты о чём мечтаешь,
Девица-краса?
В низенькой светёлке
Огонёк горит.
Молодая пряха
Под окном сидит.
Прядение и ткачество были самыми трудоемкими из всех видов работ, падавших на плечи крестьянки. Почти пять месяцев в году, с ноября по март, проводила она за прялкой. Что необходимо для прядения? (Кудель.)
Работа со словарём. “Кудель, куделя, куделька, куделица, куделина - вычесанный и перевязанный пучок льну, пеньки, изготовленный из пряжи. У шерстобитов и валяльщиков куделью назыв. свиток, свёрток избитой шерсти”. В.И.Даль. Большой иллюстрированный словарь русского языка.
Давайте вспомним, как получали кудель для прядения. Разложите карточки по порядку. Работа в группах. Самопроверка по экрану.
1.Уборка льна.
2.Вымачивание льна.
3.Сушка льна.
4.Трепание льна.
5.Очёсывали лён.
6.Мяли лён.
7.Прядение. Слайды 4-10.
Ручное прядение было очень медленным. Обработанное льняное волокно - кудель - привязывалось к верхней части прялки - лопасти, а на сиденье прялки - донце, установленное на лавке, садилась пряха и левой рукой осторожно вытягивала из кудели нить, скручивая ее при помощи веретена. Сколько нужно было ловкости и терпения, чтобы нить получилась тонкой, ровной и прочной: чуть потянешь сильнее - она оборвется, а чуть слабее - будет слишком толстой или неровной. Вытянув нить достаточной длины, пряха сматывала ее на веретено, и повторяла всю операцию сначала. Слайд 11.Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день не более трехсот метров пряжи. А чтобы получилось хотя бы 15 метров ткани, нужно было изготовить не менее 20 тыс. метров пряжи! Поэтому прясть и готовить себе приданое девушка начинала уже с 6-8 лет.
4. Физпауза “Дуня-тонкопряха”. Слайд 12. Девочки имитируют движения пряхи. Во время припева дети танцуют русский народный танец.
5. Работа по теме урока.
Веретена с напряденными нитками - мочками пряхи складывали в специальную коробку - мочесник. Стенки его были расписаны также нарядно, как и сама прялка. С мочесниками и прялками девушки ходили на посиделки, или супрядки, - веселые вечеринки. Там девушки усаживались на лавки, начинали прясть, затягивали песни. Вскоре в избу приходили и парни. Изба быстро заполнялась народом, работа чередовалась пением, играми и плясками. Красивая прялка была гордостью владелицы. Она несла ее на вечеринку, держа за ножку, так, чтобы все видели резной или расписной наряд прялки. Интересно, что из многих сотен прялок, хранящихся нынче в наших музеях, ни одна не повторяет другую. Так и кажется, что каждая прялка наделена своими индивидуальными чертами, имеет свой неповторимый характер. В форме прялки отразилось своеобразие северной архитектуры: верх лопасти украшают округлые выступы – маковки, повторяющие контуры крыш северных деревянных церквей, а фигурная ножка и серьги внизу лопасти напоминают нарядные столбики крылец и фасады изб. Из какого дерева изготавливали прялку? Из сосны или ели. Из ствола вырубали лопасть, а из корня - донце. Поэтому её называли – корневая. Типы прялок сложились в далёкие времена. На каждой сравнительно небольшой территории была своя форма прялки, свои приёмы украшения. Слайды 13-18.
6. Рисование узора прялки.
Дети работают в парах. Раскрашивают лопастки прялок. Рисунки вывешиваются на доску. Слайд 19.
Прядут пряхи, песни поют, в окошко поглядывают. А с улицы тоже доносится звонкая песня. Это юноши идут на посиделки к девушкам. Они вдоволь наработались за день каждый на своём подворье: заботились о животных, чинили упряж для лошадей, готовили орудия для весенних работ в поле. Войдут молодцы, сядут у двери, смотрят – кто прилежнее работает из девушек. Лучших приглашают поплясать и попеть вместе с ними. Тут же в доме ребятишки – смотрят, учатся: как работать, как плясать, как песни петь.
7. Физпауза “Метелица”.
Слайд 20. Мальчики имитируют движения под слова песни. Во время припева дети танцуют русский народный танец.
Вывод. О каких работах зимой в старину мы говорили? Зимой пряли, заботились о домашних животных, готовили орудия для весенних работ в поле, чистили снег на дорогах и т.д. Слайд 21.
8. Работа в учебнике и рабочей тетради. Исследовательская работа.
А теперь перенесёмся в наши дни. Закружила по улицам метель, замело снегом дворы и дорожки. Всё стало нарядным, белым, искрящимся. А у людей прибавилось забот.
Сейчас мы с вами проведём исследование. Рабочая тетрадь стр.24 №2. С помощью материала учебника на страницах 45-47 выполните это задание. Взаимопроверка и проверка по экрану.
Хорошие условия для хранения зерна люди создают в зернохранилищах-элеваторах. Домашних животных зимой держат в помещениях. Там должно быть тепло, сухо, светло. Четвероногим друзьям зимой надо добавлять в пищу витамины. После оттепели, в гололедицу дороги и тротуары посыпают песком. Комнатные растения зимой поливают реже. Слайд 22.
Вывод. Чем занимаются зимой жители нашего края? Сохраняют урожай, заботятся о домашних животных, убирают снег с улиц, посыпают тротуары песком в гололедицу, сбрасывают снег и сосульки с крыш. Слайд 23.
В каких работах вы принимали участие?
9. Итог урока.
Игра “Молчанка”. Дети показывают ответы сигнальными карточками (да - зелёный, нет - красный).
В старину в зимнее время пряли нитки из льняной и шерстяной пряжи.
В старину примечали: если девушка работает прилежнее других, значит, будет хорошая хозяйка.
В наше время зерно хранится в современных зернохранилищах-элеваторах.
Домашних животных зимой держат на улице.
После оттепели зимой дороги и тротуары посыпают мукой.
Зимой снег не убирают с тротуаров и дорог.
Давайте прочитаем вывод в учебнике на странице 47. Теперь скажите, действительно ли нужна “кукла-многоручка” зимой?
10. Рефлексия.
Покажите с помощью волшебных клубочков своё настроение на уроке. Дети показывают клубочки соответствующего цвета и раскладывают их в корзины.