Цель: закрепить вычислительные умения и навыки учащихся по химии и математике.
Задачи:
- закрепление знаний о важнейших химических понятиях и навыков преобразования рациональных выражений;
- развитие логического мышления; основных математических и химических понятий; расширение кругозора учащихся;
- формирование чувства любви к Родине, к ее людям и историческому прошлому родной земли;
- обеспечение личностно-ориентированного и гуманистического характера обучения, а также корригирование эмоционально-волевой сферы учащихся.
Оборудование: карточки для учащихся, интерактивный комплекс, кроссворд, Периодическая таблица Д.И. Менделеева, калькуляторы, магниты, листы А4, страницы альманаха.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы. Формулирование цели и задач урока
Презентация, 1 слайд. «За страницами учебника. Решение расчетных задач. Преобразование рациональных выражений».
Учитель химии: Ребята, как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке? Сформулируйте цель нашего урока.
III. Выполнение заданий
(Cтук в дверь, в класс заходит Мудрец)
Мудрец: Здравствуйте, я Мудрейший из Наимудрейших, и просто Мудрец, прослышал о вашем уроке и хочу предложить вам создать журнал – альманах «За страницами учебника» (вешает на доску название журнала).
Учитель математики: Ребята, отгадайте ребус: 2 слайд [1]
3 слайд. «Улыбка всегда хороша, ибо она
приоткрывает простой внутренний мир человека».
Давайте узнаем, кому же принадлежит это
высказывание? Для этого вспомните, какие
выражения относятся к рациональным выражения?
Какие выражения называют целыми, а какие
называют дробными? А теперь выполните следующее
задание.
Задание
1 вариант из данных рациональных выражений
выделите целые выражения, а 2 вариант – дробные
выражения (работа по карточкам) см. Приложение
1 .
Расположите номера карточек в порядке
возрастания и вы узнаете, кому принадлежит это
высказывание.
4 слайд Проверка
Итак, эти слова принадлежат Н.И. Новикову – русскому журналисту, издателю и общественному деятелю,
5 слайд [2]
Учитель химии: давайте выполним следующие
задания.
1 задание Даны уравнения реакций. Расставьте
коэффициенты. Поставленные вами коэффициенты
выпишите отдельно и сложите.
? Р + ? О2 = ?Р2О5
? Fe + ? Cl2 = ? FeCl3
? Al + ? O2 = ? Al2О3
6 слайд Проверка
4Р + 5О2 = 2 Р2О5
2Fe + 3Cl2 = 2FeCl3
4Al + 3O2 = 2Al2О3
4 + 5 + 2 + 2 + 3 + 2 + 4 + 3 + 2 = 27
У вас получилось число… 27
2 задание
– Назовите атомную массу водорода (1)
– Назовите порядковый номер азота (7)
– Назовите молекулярную массу углекислого газа
(44)
Это число 1744
Итак, 27 апреля 1744 родился Н.И. Новиков, который
внес большой вклад в просвещение России. Под его
руководством издавались книги и журналы (мудрец
вешает на доску 1 страницу журнала «ВЕЛИКИЙ
ТРУЖЕННИК И МУДРЫЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛ»).
Учитель математики: Итак, ребята, Николай Иванович появился на свет в родовом имении – Авдотьино.
7 слайд
8 слайд расположенном рядом с рекой
Северка. Это красивое место.
9 слайд До наших времен сохранился памятник
архитектуры – Церковь Тихвинской иконы Божьей
Матери, построенная в стиле барокко [3].
Учитель химии: До нашего времени в Авдотьино сохранились остатки парка и сада. Крестьяне жили достаточно хорошо, многие имели лошадей, домашнюю птицу, коз и овец. Хорошим подспорьем был и огород.
10 слайд В садах было много яблок, которые крестьяне заготавливали на зиму.
Задача: Для приготовления моченых яблок готовят сладкую воду из расчета 400г. сахара на 100 л воды. Какова массовая доля сахара в этом растворе?
Дано: mв-ва = 400г, Vн2о = 100л. Найти ώ.
Решение.
Mводы = Vводы * ϸводы
Mводы = 100к
W = mв-ва : mр-ра
mр-ра = 0,4 + 100 = 100,4 кг
W = 0,4 : 100,4 = 0,004
ώ = 0,004 * 100% = 0,4%
Ответ: 0,4 % [4]
11 слайд До настоящего времени сохранились дома, построенные для крестьян на средства Н.И. Новикова. Дома каменные, выполнены в "барачном стиле", расположены вдоль центральной улицы села. В них до сих пор живут люди. Эти дома добротные, очень качественные и небывалые по тем временам для крестьянского сословия, на несколько семей [5].
Учитель математики: Давайте выполним задание и узнаем, сколько сохранилось до нашего времени таких домов?
12 слайд Задание: Зная, что , найдите значение выражения
Решение:
(сохранились 8 таких домов)
Мудрец: Эту страницу мы назовем ЗАБОТЛИВЫЙ И РАЧИТЕЛЬНЫЙ ХОЗЯИН
Учитель химии: Не оставлял без внимания русский просветитель и беднейших горожан. Он основал 2 училища, а также создал больницу и аптеку, где бесплатно оказывали помощь и отпускали лекарство.В голодный 1787 г. Новиков организовал в Авдотьине помощь местным крестьянам хлебом и семенами, создав специальный фонд, которым пользовалось около ста деревень.
Учитель математики: Николай Иванович учредил в Москве первую библиотеку для чтения, развернул книгоиздательское дело с небывалой до того времени широтой, устраивал книжную торговлю в городах и в деревнях. До него в Москве было лишь две книжных лавки.
13 слайд Для того, чтобы узнать количество книжных лавок, возросших под его влиянием, давайте упростим выражение и найдем его значение при х = .
Решение:
13 слайд (проверка) Посмотрите, количество книжных лавок увеличилось в 10 раз!
14 слайд
Учитель химии: Н.И.Новиков – издатель сатирических журналов и первый крупный книгоиздатель создавал любовь к наукам и охоту к чтению. Он любил Россию и ее людей. Большое внимание он уделял детскому чтению.Типографской компаниеий была основана бесплатная библиотека.Давайте выполним задание и узнаем, что говорил русский поэт и государственный деятель князь Петр Андреевич Вяземский о тех временах.
Задание: Ответьте, пожалуйста, на вопросы: (ученики по очереди выходят к доске и прикрепляют карточки со словами. На обратной стороне карточек – ответ на вопрос).
«Россия» – Сколько электронов в атоме гелия?(2)
«училась» – заряд ядра в атоме лития (+3)
«говорить,» – Р + О2 = Р2О5 –
коэффициент перед фосфором (4)
«читать» – сколько нейтронов в атоме бериллия? (5)
«и писать» – номер периода, в котором находится
франций? (7)
«по-русски» – порядковый номер неона (10)
«по книгам» – какова относительная атомная
масса азота (14)
«и журналам, » – рассчитать относительную
молекулярную массу воды (18)
«издаваемым» – определить массу двух молей воды
(36)
«в Москве» – порядковый номер химического
элемента, название которого в переводе означает
Россия» – (44)
«у Новикова» – относительная атомная масса
осмия (190)
15 слайд Россия училась говорить, читать и писать по – русски по книгам и журналам, издаваемым в Москве у Новикова. П.А Вяземский
Мудрец: Эту страницу мы назовем ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ И ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Н.И.НОВИКОВА, а следующая расскажет нам о последних днях его жизни (прикрепляет на доску страницу ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ НОВИКОВА Н.И.)
Учитель математики: Последние годы
своей жизни Н.И. Новиков провел в своём Авдотьине,
заботясь лишь о нуждах своих крестьян и об их
просвещении. В Авдотьине сохранилась
благодарная о нём память. Николай Иванович
похоронен в склепе в церкви, но могила не найдена
[6].
Все тревоги и несчастья Н.И. Новиков старался
переносить бодро. Часто приятелям он предлагал в
шутку рецепт «элексир универсалиссиме» от
разных горестей:
16 слайд:«На все происшествия с вами, любезный друг, внутри и снаружи рецепт один: терпение, покорность, преломление собственной воли и проч. и проч.; все смешав, употреблять поутру и вечеру по столовой ложке».
Мудрец: Ну вот, ребята, посмотрите, какой журнал у нас получился. Большое спасибо, вам за помощь. (См. Приложение 2)
IV. Итог урока
Учитель химии:
– Назовите тему нашего урока.
– Что мы повторили сегодня на уроке?
– Что явилось важным результатом нашего урока
(создание журнала)
– Наш урок хочется закончить высказыванием Н.И.
Новикова:
17 слайд «Надо прежде всего узнать свое Отечество, свои родные места… Не должно спрашивать у других об их достопримечательностях, ежели сами не можем рассказать им о своей земле…».
18 слайд Домашнее задание. Решите кроссворд. Для желающих: составить кроссворд по материалу урока. (См. Приложение 3)
Мудрец:
России верные сыны,
Мы все за Родину в ответе!
За то, чтоб не было войны,
И чтоб смеялись наши дети.
Чтоб память предков оживить,
Всю мудрость, данную веками.
И чтоб в реальность воплотить
Мечты, задуманные нами.
Чтоб не железо и бетон,
А красота нас окружала.
Чтоб Русь Святая, как бутон,
Раскрывшись, светом воссияла.
Чтоб свежим воздухом дышать,
Чтоб слышать песни на рассвете.
Давайте землю возрождать!
Мы все за Родину в ответе! [7]
Интернет-ресурсы и литература:
1.http://rebus1.com/index.php?item=rebus_generator&slovo=%D3%CB%DB%C1%CA%C0&skip=9&mode=0
2.https://ru.wikipedia.org/wiki/Новиков,_Николай_Иванович#mediaviewer/File:NI_Novikov.jpg
3. http://spsearch.ru/article/kirk.html
4. А.Д. Шукайло. Тематические игры по химии.
Методическое пособие для учителя. Творческий
центр. М., 2004г.
5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Авдотьино(сельское
поселение Аксиньинское)
6. Н. Антонова. Авдотьино. Стр.69. Московский
рабочий., 1991
7. http://www.stihi.ru/2013/05/11/1725