Цели и задачи:
- повторить основные теоретические понятия и проверить осмысленность их усвоения;
- повторить пунктуацию в предложениях с однородными членами, между подлежащим и сказуемым, в прямой речи, виды сложных предложений и знаки препинания в них;
- учить строить собственные высказывания;
- расширять кругозор учеников.
Тип урока: урок повторения.
Оборудование: мультимедийный проектор, школьная доска, учебник («Русский язык. 5 класс. 1 часть» под ред. Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л. А. Тростенцова), рабочие тетради.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Учитель. Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас урок обобщения и повторения тех знаний, которые вы получили, изучая темы «Синтаксис и пунктуация». А помогут нам Малыш и Карлсон из сказки шведской писательницы Астрид Лингрен.
2. Теоретическая разминка
Учитель: начнем мы с вами, как всегда, с
теоретической разминки, ответьте устно на
вопросы:
– Какие члены предложения главные?
– Какие второстепенные?
– Что такое грамматическая основа?
– На какие вопросы отвечает дополнение?
– Что такое косвенные падежи?
– Как подчеркивается дополнение?
– На какие вопросы отвечает определение?
– Как подчеркивается определение?
– На какие вопросы отвечает обстоятельство?
– Как подчеркивается обстоятельство?
– Что такое распространенного предложение?
– Что такое нераспространенное предложение?
– Что такое простое предложение?
– Что такое сложное предложение?
3. Работа с предложениями
Учитель: Обратите внимание, на доске появились предложения для анализа.
Слайды 1-3. См. Приложение 1
Перепишите предложение, подчеркните грамматическую основу, сделайте вывод: это предложение простое или сложное:
- Карлсон живет в маленьком домике на крыше.
- По вечерам он сидит на крылечке и глядит на звезды.
- Как только Карлсон прилетал к Малышу, начинались необычные приключения.
(Ученики списывают предложения с доски, подчеркивают основу и делают устный вывод.)
4. Работа с текстом
Учитель: На экране четыре предложения без знаков препинания: девочки выписывают предложения простые с однородными членами, мальчики – сложные.
Слайды 4-5
- Карлсон это маленький, толстенький, самоуверенный человечек.
- Когда трубочист увидел домик Карлсона он очень удивился.
- Милый щенок обнюхал малыша и приветливо завилял хвостом.
- Стоял ясный весенний вечер окна были открыты и белые занавески медленно раскачивались.
(Ученики выписывают предложения, потом устно объясняют постанову знаков препинания и характеризую предложения)
Учитель: А теперь давайте проверим, правильно ли вы поставили знаки препинания:
Слайды 6-7
5. Синтаксический разбор предложения
Слайд 8
Учитель: Сделайте синтаксический разбор предложения: Малыш сидел на подоконнике и вдруг услышал слабое жужжание. Охарактеризуйте предложение.
6. Физкультминутка
7. Работа с текстом
Учитель: Перепишите предложения, поставите знаки препинания, составьте схемы предложения. Какие схемы вы составите? Что такое обращение?
Слайды 9-17
- Привет Малыш крикнул Карлсон помахал своей пухлой ручкой и скрылся.
- Дорогой Малыш ведь у тебя есть мы сказала мама.
- Малыш спросил а тебе сколько лет
- Папа сказал строго надо отвечать за свои поступки.
(Ученики переписывают предложения, на доске составляется схема предложений с прямой речью, потом проверяется постановка знаков препинания).
6. Просмотр отрывка из мультфильма «Малыш и Карлсон». Союзмульфильм, реж. Б. Степанцев (с 3 по 5 мин.)
7. Устная исследовательская работа
Слайд 18
Учитель: Рассмотрите на слайде запись диалога героев мультфильма и сформулируйте основные правила постановки знаков препинания при диалоге.
Простите, у вас можно тут приземлиться?
– Че... чего?
– Ну что-что, посадку давай! Ты что, не видишь –
ослабеваю...
– Садитесь, пожалуйста, – Малыш немного
подвинулся.
– Так. Продолжаем разговор. Как тебя зовут? –
спросил Карлсон.
– Меня?
– Ну не меня же. Тебя.
– Малыш.
– О, Малыш... Нет, надо вот так. Вот как меня зовут:
Карлсон, который живет на крыше. Хорошо?
– Да.
– Но ты можешь звать меня запросто. Так, просто –
Карлсон.
– Ну, привет, Малыш!
– Привет, Карлсон!
– Ну вот...
(Ученики вместе с учителем вспоминают правила постановки знаков препинания при диалоге).
Учитель: А теперь давайте проверим, все ли правила мы вспомнили.
8. Подведение итогов урока
Учитель: Итак, ребята, сегодня мы повторили основные синтаксические термины и правила пунктуации, которые изучаются в 5 классе. С разделом науки о языке «Синтаксис» вы встретитесь и далее следующих классах, и изучите еще много пунктуационных правил.
Спасибо за работу. Вы молодцы!
Слайд 20
9. Домашнее задание
Учитель: Ваше домашнее задание: выполните упражнение 260, обратите внимание на пунктуационный разбор первого предложения, значение слова «провозвестник» посмотрите в толковом словарике в конце учебника.