Повторение и обобщение по теме "Синтаксис. Пунктуация. Культура речи". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цели и задачи:

  • повторить основные теоретические понятия и проверить осмысленность их усвоения;
  • повторить пунктуацию в предложениях с однородными членами, между подлежащим и сказуемым, в прямой речи, виды сложных предложений и знаки препинания в них;
  • учить строить собственные высказывания;
  • расширять кругозор учеников.

Тип урока: урок повторения.

Оборудование: мультимедийный проектор, школьная доска, учебник («Русский язык. 5 класс. 1 часть» под ред. Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л. А. Тростенцова), рабочие тетради.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Учитель. Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас урок обобщения и повторения тех знаний, которые вы получили, изучая темы «Синтаксис и пунктуация». А помогут нам Малыш и Карлсон из сказки шведской писательницы Астрид Лингрен.

2. Теоретическая разминка

Учитель: начнем мы с вами, как всегда, с теоретической разминки, ответьте устно на вопросы:
– Какие члены предложения главные?
– Какие второстепенные?
– Что такое грамматическая основа?
– На какие вопросы отвечает дополнение?
– Что такое косвенные падежи?
– Как подчеркивается дополнение?
– На какие вопросы отвечает определение?
– Как подчеркивается определение?
– На какие вопросы отвечает обстоятельство?
– Как подчеркивается обстоятельство?
– Что такое распространенного предложение?
– Что такое нераспространенное предложение?
– Что такое простое предложение?
– Что такое сложное предложение?

3. Работа с предложениями

Учитель: Обратите внимание, на доске появились предложения для анализа.

Слайды 1-3. См. Приложение 1

Перепишите предложение, подчеркните грамматическую основу, сделайте вывод: это предложение простое или сложное:

  • Карлсон живет в маленьком домике на крыше.
  • По вечерам он сидит на крылечке и глядит на звезды.
  • Как только Карлсон прилетал к Малышу, начинались необычные приключения.

(Ученики списывают предложения с доски, подчеркивают основу и делают устный вывод.)

4. Работа с текстом

Учитель: На экране четыре предложения без знаков препинания: девочки выписывают предложения простые с однородными членами, мальчики – сложные.

Слайды 4-5

  • Карлсон  это маленький, толстенький, самоуверенный человечек.
  • Когда  трубочист увидел домик Карлсона он очень удивился.
  • Милый щенок обнюхал малыша и приветливо завилял хвостом.
  • Стоял ясный весенний вечер окна были открыты и белые занавески медленно раскачивались.

(Ученики выписывают предложения, потом устно объясняют постанову знаков препинания и характеризую предложения)

Учитель: А теперь давайте проверим, правильно ли вы поставили знаки препинания:

Слайды 6-7

5. Синтаксический разбор предложения

Слайд 8

Учитель: Сделайте синтаксический разбор предложения: Малыш сидел на подоконнике и вдруг услышал слабое жужжание. Охарактеризуйте предложение.

6. Физкультминутка

7. Работа с текстом

Учитель: Перепишите предложения, поставите знаки препинания, составьте схемы предложения. Какие схемы вы составите? Что такое обращение?

Слайды 9-17

  • Привет Малыш крикнул Карлсон помахал своей пухлой ручкой и скрылся.
  • Дорогой Малыш ведь у тебя есть мы сказала мама.
  • Малыш спросил а тебе сколько лет
  • Папа сказал строго надо отвечать за свои поступки.

(Ученики переписывают предложения, на доске составляется схема предложений с прямой речью, потом проверяется постановка знаков препинания).

6. Просмотр отрывка из мультфильма «Малыш и Карлсон». Союзмульфильм, реж. Б. Степанцев (с 3 по 5 мин.)

7. Устная исследовательская работа

Слайд 18

Учитель: Рассмотрите на слайде запись диалога героев мультфильма и сформулируйте основные правила постановки знаков препинания при диалоге.

Простите, у вас можно тут приземлиться?
– Че... чего?
– Ну что-что, посадку давай! Ты что, не видишь – ослабеваю...
– Садитесь, пожалуйста, – Малыш немного подвинулся.
– Так. Продолжаем разговор. Как тебя зовут? – спросил Карлсон.
– Меня?
– Ну не меня же. Тебя.
– Малыш.
– О, Малыш... Нет, надо вот так. Вот как меня зовут: Карлсон, который живет на крыше. Хорошо?
– Да.
– Но ты можешь звать меня запросто. Так, просто – Карлсон.
– Ну, привет, Малыш!
– Привет, Карлсон!
– Ну вот...

(Ученики вместе с учителем вспоминают правила постановки знаков препинания при диалоге).

Учитель: А теперь давайте проверим, все ли правила мы вспомнили.

8. Подведение итогов урока

Учитель: Итак, ребята, сегодня мы повторили основные синтаксические термины и правила пунктуации, которые изучаются в 5 классе. С разделом науки о языке «Синтаксис» вы встретитесь и далее следующих классах, и изучите еще много пунктуационных правил.

Спасибо за работу. Вы молодцы!

Слайд 20

9. Домашнее задание

Учитель: Ваше домашнее задание: выполните упражнение 260, обратите внимание на пунктуационный разбор первого предложения, значение слова «провозвестник» посмотрите в толковом словарике в конце учебника.