Цель урока: формирование умений работать с текстом произведения К.Г. Паустовского, видеть выразительные средства, составлять план текста, работать в паре, группе, коллективно.
Учебные задачи:
- ввести в круг чтения учащихся произведения К.Г. Паустовского
- совершенствовать знания о художественном и научно-познавательном рассказах
- формировать умения работать с текстом произведения (выделение фактов и их описание)
- понимать главную мысль (идею) и содержание (мысли и чувства) произведения
- выразить свою точку зрения, вести беседу (коммуникативные УУД)
- формировать регулятивные УУД: выбирать оптимальный алгоритм решения задачи
- формировать разнообразные формы рефлексии
- совершенствовать мыслительные операции
- развивать эмоциональные сферы
Учебные умения:
- различать литературные жанры
- называть произведения К.Г. Паустовского, вошедшие в круг чтения
- самостоятельно работать с текстом, используя разные формы чтения
- овладевать основными видами речевой деятельности
Оборудование: презентация, проектор, компьютер, у детей: МасВоок, «Точное слово» – биография писателя, карточки для заполнения синквейна; название видов дождя, название частей рассказа для составления плана.
ХОД УРОКА
1. Выявление читательского опыта
Презентация, слайд
– Прочитайте фразу: “Ничего нет в мире милее
для меня, чем трогающая сердце то силой, то
грустью, то покоем и радостью наша природа...”
– Как вы думаете, кому принадлежат эти строки?
– Откройте МасВоок, выполните задание «биография».
(портреты писателей: Есенин, Крылов, Паустовский)
Прочитайте факты из биографии писателя.
(Он переменил много профессий: он был вожатым и
кондуктором московского трамвая, рабочим на
металлургических заводах в Донбассе и Таганроге,
рыбаком, санитаром в старой армии во время первой
Мировой войны, служащим, преподавателем русской
литературы, журналистом и, наконец, писателем. За
свою большую писательскую жизнь он побывал во
многих уголках нашей страны. «Почти каждая моя
книга – это поездка. Или, вернее, каждая поездка
– это книга», – говорил он. Всё его творчество
тесно связано с Мещерским краем, который стал для
него второй родиной.)
– Какова цель нашего сегодняшнего урока?
(продолжить знакомство с творчеством
Паустовского, (фамилию на доску)
– Да, слова принадлежат Паустовскому.
Слайд
Константин Георгиевич Паустовский – известный
русский писатель ХХ века.
– Почему он писал не только для взрослых, но и для
детей?
– Прочитайте информацию, выполните задание. (работа
в паре)
(Он был великолепным рассказчиком, умел видеть и по-новому открывать мир, всегда рассказывал о добром, светлом и прекрасном. Паустовский умел видеть в обыкновенном необычное. Звери и птицы способны вести с человеком очень интересный диалог, при этом основная авторская мысль всегда выражена ненавязчиво и тонко. Рассказы Паустовского похожи на сказки, их отличает какое-то особое изящество, они написаны простым языком.)
– Какие чувства вызывала природа у
Паустовского? (ответы детей, знают: любовался,
восхищался природой)
– А у вас?
– Откройте следующее задание в МасВоок «текст».
– Из каких произведений отрывки? Прочитайте?
Выполните задание. (работа в паре)
- “Чтобы пройти к берегу озера, приходилось вытаптывать узкие тропинки в душистых высоких травах...” (“Кот-ворюга”)
- “Неслыханная жара стояла в то лето над лесами. Утром наплывали вереницы белых облаков...” (“Заячьи лапы”)
- Блестели чёрные ветки, шуршал, сползая с крыш, мокрый снег, и важно и весело шумел за околицей сырой лес. («Стальное колечко»)
Проверка.
– У кого 100% при выполнении задания? Молодцы.
– Прочитайте отрывки. (Чтение отрывка,
Озвучивание заголовка.)
– Писатель искренен и точен в своих описаниях
природы.
– А какие это произведения по жанру? (рассказы)
– Предположите,о чем пойдет речь сегодня на
уроке? (о рассказе Паустовского, о природе)
2. Обогащение читательской деятельности
Работа с репродукцией картины Шишкина.
слайд (звук дождя)
– Посмотрите на репродукцию картины.
– Предположите, как она называется?
– Какие звуки вы слышите? (Шум дождя)
– Да, эта картина, «Дождь в дубовом лесу», её
нарисовал известный русский художник Иван
Иванович Шишкин.
– А что такое дождь? (Поиск информации в разных
источниках – словарь, интернет, свои знания)
Слайд. Дождь – атмосферные осадки в виде водяных капель, струй.
– Вы знаете какими могут быть дожди? (Дети
говорят то, что они знают о дожде).
– А разве может быть так много разных дождей?
– Какие высказывания о дожде вы знаете?
В народе говорят: дождь идёт, вчера был сильный
дождь, «льет как из ведра», «льет стеной».
– Почему о дожде говорят по-разному? Вам это
интересно?
– Что предстоит узнать на уроке? (Будем
знакомиться с новым произведением. Узнаем, какие
бывают дожди. Определим жанр произведения.)
(Жанр, тема, какие бывают дожди – карточки на доску)
Вывод:
– Нам предстоит познакомиться с
произведением К.Г. Паустовского, определить жанр
и тему произведения.
– Откройте учебник стр. 92.
Чтение текста произведения
– Прочитайте заголовок.
– Предположите, о чем пойдет речь в произведении?
– Паустовский умел слушать и понимать природу,
давайте и мы вслушаемся в звуки, представим
красоту описанной природы.
– Следите, вслушивайтесь в звуки природы.
Беседа по первичному восприятию произведения
– Понравилось произведение?
– Чем? (Дети делятся впечатлением от рассказа).
– Что помогает нам представить красоту природы? (Средства
художественной выразительности – эпитеты,
сравнение, олицетворение)
Вспомнить определения понятий.
– Давайте найдем в тексте эпитеты, сравнения,
олицетворения. (термины на доску)
- эпитеты: маленькая чаша;
- сравнение: туманная прядь, похожа на жемчуг, дождь с царевной и ее слезами;
- олицетворение: солнце садится, дым припадает дыхание влаги, капля выбивает, дождь шепчет, возится, трогает.
Вывод:
– Для чего автор использует средства
художественной выразительности? (Для более
полной, точной, яркой и образной передачи своих
мыслей, чувств и оценок)
– Каков жанр произведения, тема произведения? (Рассказ
о природе)
Заполнение модели обложки
Работа в тетради стр.60
– Прочитайте задание №1.
– Что вам необходимо сделать?
– Заполните модель обложки книжки
самостоятельно.
– Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу?
(взаимопроверка)
Слайд
– У кого задание выполнено так же. Молодцы.
– Объясните обозначения.
– Похож ли этот рассказ на произведения,
изученные ранее? (Нет)
– Какие бывают рассказы? (Дети отвечают)
– А этот рассказ какой? (Объясняют)
– Да, это научно-познавательный рассказ, и он
отличается от художественного.
– А чем? (Нет отношения автора. Рассказ не
передаёт чувств.)
– Что же он передаёт? Зачем его написал
Паустовский? (Он даёт нам сведения о дожде.)
Вывод: Да, научно-познавательные рассказы передают факты и их описание.
Выборочное чтение, составление плана (работа в группах) самостоятельное обсуждение 1-2 мин.
– О чем автор сообщает в начале рассказа? (о
приближении дождя)
– Прочитайте.
– Какие приметы выделил автор? (Первый абзац)
– Как понимаете слово голосят? (Свое понимание,
объяснение в словаре)
– Как автор передает состояние природы перед
дождём?
– Как озаглавим часть? ("Перед дождем")
– Запишите заголовок части в схему.
– Как описывает начало дождя? (Второй абзац)
– Что значит крапает?
– Как озаглавим эту часть? ("Начало дождя")
– Запишите заголовок части в схему.
– Что происходит дальше? Автор рассказывает о
дождях ("Виды дождя")
– Запишите заголовок части в схему.
– Какие дожди автор описал?
– Запишите заголовки в схему. (спорый, грибной,
слепой)
Поиск информации и заполнение схемы по «видам дождя» (самостоятельная работа в группах)
– Найдите, как автор в тексте описывает дожди,
заполните таблицу (1 группа), что объясняется о
видах дождя в интернете (2 группа).
– Проверим. (Чтение записей)
– Где информация о дожде более полная, красивая в
тексте или в интернете?
– Почему?
Вывод: информация более полная в тексте, т.к. автор передает факты и их описание используя художественные средства выразительности. Поработав с описанием дождя, теперь вы узнаете любой дождь.
3. Обобщение читательской деятельности
– Что автору удалось нам рассказать?
– Как вы думаете, все ли виды дождя описал автор?
– Как говорил об этом сам автор, прочитайте.
– Нужно ли было Паустовскому написать о всех
видах дождя?
– Какова цель создания этого и любого другого
произведения? Найдите ответ в тексте и
прочитайте.
– Чем удивил вас автор? Над чем задумались?
– А вы любите дождь?
– Почему?
– Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему
некоторые люди становятся поэтами, писателями...
– Я знаю, что среди вас есть такие способные и
талантливые дети, кто уже в себе ощущает такие
задатки.
Составление синквейна
– А сейчас, ребята, мы с вами попробуем выразить
свои чувства, эмоции и мысли на бумаге. Мы напишем
синквейн. Вы знаете, что такое синквейн? (Пятистрочная
стихотворная форма, возникшая в США в начале 20
века под влиянием японской поэзии)
Возьмите листочки, заполните.
1 строка – название темы (Дождь)
2 строка – два прилагательных (Спорый, проливной)
3 строка — три глагола (Льет, припустил,
расходится)
4 строка – Личное отношение к теме Мне нравится …
5 строка – вывод (Как разнообразны дожди!)
– Давайте прочитаем. (Чтение детьми вариантов
синквейнов.)
4. Рефлексия. Итог
– Урок подходит к концу.
– Удалось ли нам решить поставленные задачи?
– Что нового узнали на уроке?
– Что было интересно?
– Что трудно?
– Кто доволен своей работой?
– Договорите предложение (Слайд)
- На уроке я повторил…
- Я учился…
- На уроке мне было…
- Я понял, что…
- Я радовался …
- Кому было трудно…
5. Оценки
6. Домашнее задание
Для желающих – придумать текст “Мой любимый
дождь”; для всех – прочитать и рассказать
понравившийся отрывок о каком-либо из видов
дождя, описанном К.Г. Паустовским;
т. стр. 60-62 № 2,5
Слайд (музыка)
– Какое у вас настроение? Какого цвета вы представили капельки, которые падали с неба, с веток после дождя?
– Дополните рисунок в программе ПервоЛого своими капельками. (Рисуют под музыку песни).