ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
Детство – это каждодневное открытие мира.
Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего,
познанием человека и отечества, чтобы в детский
ум и сердце входила красота настоящего человека,
величие и ни с чем несравнимая красота Отечества.
Детство – ответственный этап в становлении
личности и ее нравственной сферы. Вовремя
созданная благоприятная педагогическая среда
способствует воспитанию в детях основ
патриотизма и гражданственности.
Понятие патриотизма многообразно по своему
содержанию – это и уважение к культуре своей
страны, и ощущение неразрывности с окружающим
миром, и гордость за свой народ и свою Родину [2].
Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой
полюбить свой родной край, культуру, испытывать
чувство национальной гордости, что называется
«пустить корни в родную землю». Дошкольный
возраст, по утверждению психологов – лучший
период для формирования любви к малой Родине.
Мы очень гордимся своей малой родиной и нашими
земляками, знакомим детей с историей и культурой
своего края, воспитываем к нему любовь и
уважение.
О важности приобщения ребенка к культуре своего
народа написано много, поскольку обращение к
отечеству, наследию, воспитывает уважение,
гордость за землю, на которой живешь. Поэтому
детям необходимо знать и изучать культуру своих
предков. Именно акцент на знание истории народа,
его культуры поможет в дальнейшем с уважением и
интересом относиться к культурным традициям
других народов.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения
к семье, к самым близким людям – к матери, отцу,
бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с
родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что
видит перед собой малыш, чему он изумляется и что
вызывает отклик в его душе… И хотя многие
впечатления еще не осознаны им глубоко, но,
пропущенные через детское восприятие, они играют
огромную роль, в становлении личности патриота.
Немалое значение для воспитания у детей интереса
и любви к родному краю имеет ближайшее окружение.
Постепенно ребенок знакомиться с детским садом,
своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со
страной, ее столицей и символами.
Родной город … Надо показать ребенку, что родной
город славен своей историей, традициями,
достопримечательностями, памятниками, лучшими
людьми.
Быть гражданином, патриотом – это непременно
быть интернационалистом. Поэтому воспитание
любви к своему отечеству, гордости за свою
страну, должно сочетаться с формированием
доброжелательного отношения к культуре других
народов, к каждому человеку в отдельности,
независимо от цвета кожи и вероисповедания [2].
В настоящее время необходимо в дошкольных
учреждениях как можно больше приобщать детей к
культуре своего народа и развивать их
национальное самосознание.
Знакомство с культурой народов ближайшего
окружения – это самый верный путь воспитания
добрых чувств людям других национальностей и
этики межнационального общения. Этнокультура
помогает сформировать у детей эмоционально
положительное отношение к самому факту
существования разных народов, языков, культур,
понять, что мир прекрасен в многообразии и
встреча с любой из культур дарит радость
открытий. Вот почему мы стремимся подвести детей
к осознанию того, что нет плохих народов, к
воспитанию толерантности [4].
Национальность…. Она есть у каждого из нас с
момента рождения. И это очень просто и здорово.
Потому что дает возможность быть разными, и в
тоже время в чем – то схожими. Слышать иную речь и
учить других своему языку. Удивляться обычаям и
привычкам друг друга. Радоваться новым
знакомствам и переписывать рецепты
понравившихся, но прежде неизвестных блюд.
Поражаться красоте и гармоничности традиционных
народных костюмов, а если повезет, то и примерять
их на себя [2].
Cистема личностных нравственно-ценностных
ориентаций дошкольника складывается под
воздействием окружающего общества. Вместе с тем
в настоящее время у некоторой части взрослого
населения наблюдаются негативные установки в
отношении лиц других национальностей. В
результате наметилось двойственное отношение к
необходимости воспитания у детей терпимости,
доброжелательности, уважительного отношения к
людям других этносов. Это опасная тенденция,
поскольку мир детства неотделим от мира
взрослых. Детям до 7 лет присуще «впитывающее
сознание», когда ребенок открыт, доверчив,
присваивает информацию без оценки. Именно семья
и педагоги детского сада имеют решающее
значение, как в передаче этнокультурной
информации, так и в становлении этнотолерантных
установок у дошкольников [1].
Цель: формировать у детей дошкольного возраста этнокультуру через патриотические чувства и толерантного отношения к людям других народов живущих на территорию малой Родины.
Задачи:
- Дать представление дошкольников о народах, живущих в городе и культуре, которую они представляют.
- Вызвать интерес к жизни людей разных национальностей и коренных народов округа, их жизни, быту, культуре, языку, традициям.
- Создание в ДОУ условий для приобретения опыта через знакомство с культурой, традициями разных народов.
- Воспитания любви и уважения к своей Родине, к своей нации, этнокультуре и толерантного отношения к представителям других национальностей.
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ ЭТНОКУЛЬТУРЫ И ТОЛЕРАТНОСТИ.
В условиях многонационального государства
социальная стабильность во многом зависит от
того, является ли педагогика, в том числе
дошкольная, педагогикой этнокультурности и
толерантности. В этой связи в последнее время в
системе отечественного дошкольного образования
обозначились общемировые тенденции, к каковым
следует отнести отказ от единых для всех
регионов государственных программ. Введение в
госстандарты региональных компонентов,
воспитания детей в духе правового общества,
уважающего права и свободы личности,
формирование целостного миропонимания, развитие
культуры межэтнических отношений [1].
Социальный комфорт в обществе будет в случае,
если будет удовлетворяться потребность в своем
родном языке и культуре. Этнокультура – от слов
«этнос», что значит «народ», и культура (лат.)
совокупность материальных и духовных ценностей,
созданных человеческим обществом и
характеризующих определенный уровень развития
общества [4].
В настоящие время большое внимание стало
уделяться воспитанию детей в народных традициях,
распространению идей этнопедагогики. Приобщению
детей к сокровищам народных культур с целью
возрождения, сохранения и развития
исторического опыта народа, формирования
национального самосознания детей – достойных
представителей своего этноса, носителей своей
национальной культуры.
Именно поэтому одной из важных задач
образовательных учреждений становится
восстановление их этнокультурной функции. В
дошкольных учреждениях предусматривается
освоение национально – регионального
компонента как составной части содержания
образования, направленного на ознакомление всех
детей с основами этнической культуры коренного
населения и на этой основе воспитание
толерантности, формирование межкультурной
коммуникации [1].
Cуть толерантности формируется на основе
признания единства и одновременно многообразия
человечества, взаимозависимости всех от каждого,
каждого от всех и уважения прав другого.
Понятие «толерантность» в разных языках имеет
различные смысловые оттенки. Так, в английском
языке толерантность – «готовность и способность
без протеста воспринимать личность или вещь». Во
французском языке – «уважение свободы другого,
его образа мысли, поведения, политических
религиозных взглядов». На китайском языке
«толерантность» означает – «умение позволять,
допускать, проявлять великодушие в отношении
других». В арабском языке – «прощение, мягкость,
снисходительность, сострадание,
благосклонность, терпение… расположенность к
другим» [1].
В педагогике и психологии толерантность – это
приобщение детей к искусству жить в мире
не похожих людей и идей. Когда обращаешься к
современным программам, убеждаешься, что именно
в учебно – воспитательных учреждениях детей
приобщают к азам толерантности как системе
определенных ценностей [1].
Воспитание в духе толерантности следует
начинать с первых лет жизни, и ведущая роль в этом
должна принадлежать нам – педагогам. Именно нам
необходимо реализовывать программы, связанные с
воспитанием детей дошкольного возраста в
духе толерантности, в процессе ознакомления их с
культурой народов, проживающих на территории
родного края. Приобщая детей к культуре своего
народа и национальностей, проживающих рядом, мы
формируем у них представление о себе и других как
о личности, при этом своеобразие национального
лишь подчеркивает значимость
общечеловеческого. Усваивать ценности, значимые
для всех людей на земле, ребенок может только в
творческой деятельности, так как именно она
отражает его мировоззренческую позицию, его
понимание добра и зла, справедливости, любви и
т.д. [1].
Педагогам необходимо знать, как организовать
развитие, образование и воспитание всех детей,
независимо от их этнической принадлежности.
Именно поэтому нам необходимы знания народных
традиций, обычаев, социальных норм, отношений и
умение пользоваться этими знаниями при
организации системы образования подрастающего
поколения. Нам необходимо знать исторические
корни своего народа и народов других
национальностей, уметь знакомить с ними детей,
учить их понимать и принимать традиции,
особенности поведения других народов,
привлекать родителей которые должны стать
звеном в цепочке решения задач данной проблемы
[1].
Воспитание толерантной личности – сложный
процесс, который осуществляется под влиянием
социальной действительности и общества, в
котором живет ребенок, взаимоотношений в его
семье, взглядов и отношений ее членов к другим
людям и обществу в целом, общения со сверстниками
и взрослыми. И еще если знакомство с
национальными традициями будет носить
комплексный характер, пронизывающий все виды
деятельности дошкольника, осуществляться в
повседневной жизни, на специальных занятиях, то
мы воспитаем любовь к своей родине, к своей нации,
толерантное отношение к представителям других
национальностей.
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ В ДОУ.
Россия всегда являлась многонациональным
государством. А наш регион как Сахалинская
область, где долгое время существовали народы
разных языковых групп и традиций. Его можно
считать уникальной лабораторией поиска путей
развития личности через взаимодействие культур.
С раннего детства ребенок живет в родной
национальной среде, «впитывая с молоком матери»
культурные ценности и нравственные ориентиры,
заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам
становится представителем своего народа,
хранителем и продолжателем традиций.
Воспитывать в детях толерантное отношение к
другим народностям – одна из важных задач работы
педагога.
Детский сад – это поликультурный мир, где каждый
ребенок, какой национальности он ни был, каждый
является представителем своего мира, традиций и
культуры. И маленький кореец, и маленький казах, и
маленький русский, и другие должны иметь
представление о культуре, быте, жизни другого
народа, доступное их возрасту. А задача педагогов
– научить их толерантно относиться друг к другу,
уважать традиции других народов.
В Сахалинской области, да и в нашем городе живет
много представителей различных народов. Это –
русские, украинцы. Белорусы армяне, башкиры,
казахи и т.д. И среди них есть такая народность,
как корейцы.
Приведем небольшую историческую справку
переселения корейцев на российскую землю и
Сахалин. В январе 1864 года первые 14 корейских
семей в количестве 65 человек из Кореи через
границу России в Приморскую область, спасаясь от
голода и непосильных налогов, покидают родину.
Так началась корейская иммиграция на Дальний
Восток России. А затем поток переселенцев из
Кореи на Дальний восток и на Сахалин значительно
выросло после 1904 – 1905 годов. По результатам
русско – японской войны южная часть острова
согласно мирному договору принадлежала Японии и
называлась префектурой Карафуто. После аннексии
Кореи в 1910 году японское правительство
мобилизовало корейских рабочих и переправило их
Южный Сахалин для восполнения рабочей силы,
которой не хватало в связи с массовой
милитаризацией страны и призывом собственно
японского и частично корейского населения в
Квантунскую армию в преддверии и в ходе второй
мировой войны. Более 40 тысяч корейцев были
ввезены японскими властями на Сахалин в период с
1939 по 1945 годы. Все они были японскими подданными
[3].
Тотальная мобилизация корейцев для работы на
Карафуто началась в 1939 году и осуществлялась в
три этапа.
1 этап. Вербовка (сентябрь 1939 г. – февраль 1942 г.).
Внешне она носила добровольный характер, однако
необходимо обратить внимание на некоторые факты.
Во-первых, японцы создавали невыносимо тяжелые
условия жизни и работы в Корее. Так что люди были
вынуждены соглашаться на условия вербовки.
Во-вторых, если люди отказывались, то сразу
попадали в списки неблагонадежных. В-третьих,
вербовку проводили обманным путем, обещая
большую заработную плату и лучшие условия труда.
2 этап. Государственный организованный набор
(февраль 1942 г. – сентябрь 1944 г.). Была создана
корейская ассоциация, которая осуществляла
насильственный набор молодых рабочих для
принудительных работ в Японии и на Карафуто.
3 этап. Трудовая повинность (сентябрь 1944 г. –
август 1945г.). В 1944 года на территории Кореи был
распространен закон о «народной трудовой
повинности». В случае отказа корейцев привлекали
к суду. Появилась жестокая форма мобилизации –
«охота за корейцами».
Таким образом, насильственная мобилизация
корейцев на Сахалин проводилась по
бесчеловечным законам и средневековым понятиям
[3].
В 1945 году Советская Армия заняла Южный Сахалин за
несколько дней до капитуляции Японии. На день
подписания документа об окончании второй
мировой войны, 2 сентября 1945 года, на южной части
Сахалина, которая в тот момент принадлежала
Японии и именовалась губернаторством
Карафуто, проживало 23,5 тыс. корейцев, привезенных
в качестве рабочей силы. После окончания войны
было достигнуто соглашение о репатриации
японцев с Сахалина в Японию. Люди, у многих из
которых на родине остались семьи, оказались
брошены на произвол судьбы. Японцы не занимались
вывозом их на родину, так как согласно
договоренности, репатриации подлежали только
граждане Страны восходящего солнца, в силу
установленного в Японии и Южной Корее
американского оккупационного режима (территория
Кореи вышла из состава Японии, все корейцы
лишились японского гражданства). А советские
власти распространили негласный приказ – не
отпускать с острова рабочие руки. Долгое время
корейцы были серьезно ограничены в правах, у них
не было даже советских паспортов. В годы
советской власти – корейцы не могли занимать
высокие должности, учиться в вузах и выезжать за
пределы территории, и этот циркуляр действовал
почти до конца XX века [3].
Сейчас корейцы живут во всех уголках России на
равнее с правами всех народов нашей державы.
Сегодня в Сахалинской области корейцы трудятся в
разных отраслях экономики, социальной сфере,
образовании, культуре, медицине, спорте, также в
органах исполнительной и представительной
власти [3].
В настоящее время немногие знают эту историю и
воспринимают корейцев, как мигрантов. Все
корейцы, которые живут в России, являются
составляющей многонациональной семьи нашей
страны. Переселение корейцев – это важная веха в
истории нашего государства. Сахалинская область
исторически складывалась как территория,
которую обживали люди разных национальностей и
культур. Для корейского и русского населения
нашей области проблема сохранения традиционной
национальной культуры для молодежи остается
весьма актуальной. И главная ее цель –
сохранение национальных видов искусств,
знакомство с историей и традициями корейской
диаспоры и русскими народными традициями.
Любой край, где бы человек нежил, неповторим. У
каждого места на земле есть своя история. Любой
город имеет богатую историю, которую должны
знать наши дети. За последние годы наши города
преобразились: стали чистыми и нарядными улицы,
микрорайоны и проспекты, появились новые
памятники и парки, стали благоустраиваться дворы
и детские площадки, появилось много новых
зеленых насаждений и разнообразных красиво
оформленных цветущих клумб. Педагогу необходимо
стремиться к тому, чтобы воспитанники увидели
красоту родного города, преобразования,
происходящие в нем каждый год, гордились своей
малой Родиной.
Воспитание любви к своей Родине – это
многотрудный, долговременный, ювелирный процесс,
он должен осуществляться ненавязчиво и
постоянно. Подобно любому другому чувству,
патриотизм обретается самостоятельно и
переживается индивидуально. Он прямо связан с
личной духовностью человека, ее глубиной.
Поэтому, не будучи патриотом, сам педагог не
может пробудить чувство любви к родному краю.
Именно пробудить, а не навязывать, так как в
основе патриотизма лежит духовное
самоопределение [2].
Чувство патриотизма многогранно по своему
содержанию: это и любовь к родным местам, и
гордость за свой народ, и ощущение неразрывности
с окружающим и желание сохранять и приумножить
богатство своей страны. Быть патриотом – значит
ощущать себя неотъемлемой частью общества. Чтобы
участвовать в общественной, политической и
экономической жизни своей страны, человек должен
быть самостоятельным, инициативным,
интеллектуально развитым, умеющим устанавливать
контакт с людьми, быть терпимым к различиям между
людьми, уважать права и мнения других. Все эти
качества закладываются уже в дошкольном
возрасте и являются составляющими гражданского
воспитания. Дошкольное детство – яркий период
жизни человека. Что вынесет из него ребенок?
Конечно, светлый образ матери, тепло семейного
очага. Но есть еще и историческая память
поколений [2].
В настоящее время также помимо воспитания у
детей дошкольного возраста патриотических
чувств и уважительного отношения к малой Родине
актуальным направлением является формирование у
ребенка дошкольного возраста этнического
самосознания, интереса к национальной культуре и
традициям.
Этнокультура – это не просто представление об
истории и культуре других наций и народностей,
это признание этнокультурного разнообразия
нормой, обусловленной самой природой
человеческого бытия [4].
Педагоги нашего дошкольного учреждения хорошо
осознают, что народная культура является
хранительницей вековых традиций, опыта,
самосознания нации, а также выражением
философских, нравственных и эстетических
взглядов и идеалов. Воздействие этнокультуры на
формирование личности мы стараемся
рассматривать в связи с ее многофункциональным
назначением: утилитарным, праздничным,
эстетическим. Опыт работы нашего детского сада
показал, что знакомство с родным городом, с малой
Родиной, с национальными традициями, бытом,
культурой происходит более эффективно на основе
краеведческого материала. Используя в работе с
детьми краеведческий материал, мы воспитываем
патриотических чувства, которые сохраняются на
всю жизнь и служат духовному развитию
личности. Краеведение – социально значимое и
необходимое в работе с детьми. Знакомство с
историей, культурой, природой и бытом людей,
живущих рядом, позволяет лучше почувствовать
родной город, а значит стать созидателем своей
малой Родины. И в результате этого нами была
разработана программа по патриотическому
воспитанию детей дошкольного возраста «Это
русская сторонка, это Родина моя», которая
получила экспертное заключение Министерства
образования Сахалинской области ГБОУДПО
«Институт развития образования Сахалинской
области» от 30. 03. 2012 года и введена в
педагогический процесс нашего детского сада как
парциальная программа.
Дошкольники, через реализацию программы начиная
с младшей группы, получают представления об
географических, климатических, социально –
экономических особенностях малой Родины,
символике Родного края и города. О народностях,
которые населяют родной край, об их традициях и
обычаях. На материале программы формируется
чувство гордости за сахалинскую землю через
показ природных богатств, красоты ландшафта,
особенности истории и культуры области.
Программой определена последовательность
решения комплекса поставленных задач, она
определяется по разделам.
В разделе «Вместе дружная семья» говорится, что
семья и детский сад – первый коллектив ребенка и
в нем он должен чувствовать себя равноправным
членом, вносящим каждый день свою, пусть
скромную, лепту в семейное дело. В этом разделе
дети знакомятся с историей своей семьи,
рассказывают где родились и жили дедушка и
бабушка ребенка, их прадеды, кем работали, какие у
них были увлечения, какие трудности им пришлось
испытать.
Через раздел «Вот эта улица, вот этот дом»
возникла необходимость воспитания бережного
отношения к малой Родине через ее познание.
Основной его задачей является формирование
представления детей о географических
особенностях их малой Родины. Содержание
материала по разделу раскрывает темы:
местоположения города, климат, природа и
полезные ископаемые, символика родного края.
В разделе «Город, в котором я живу» даются
элементарные представления об истории,
первопроходцах, героях труда и Великой
Отечественной Войны, о защитниках Отечества,
достопримечательностях города,
социально-экономической значимости города.
Формируются представление об исторических
корнях города.
Цель раздела «Наша кладовая» дать
представление дошкольникам о народах, живущих в
городе и культуре, которую они представляют.
Вызвать интерес к жизни людей разных
национальностей и коренных народов округа, их
жизни, быту, культуре, языку, традициям.
Для приобщения детей к истокам народной
культуры, через программу нами были определены
следующие направления работы:
- расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине;
- дать детям общее представление о народе как – корейцы;
- познакомить с корейскими обычаями и традициями, с народным творчеством;
- приобщить детей к истокам корейской праздничной и традиционной культуры.
А в основу разработки содержания и технологии
ознакомления детей с этнокультурой родного края
были положены конкретные принципы:
Энциклопедичность – обеспечивает отбор
содержания знаний из разных областей
действительности (природа, социальный мир,
культура и т.д.).
Уникальность места – территория региона
рассматривается как универсальная ценность для
людей, которые считают ее своей родиной. Изучение
природной, культурной, социально –
экономической уникальности края, связи с
предшествующими поколениями (народные традиции,
творчество) является важным условием
формирования культуры личности. Этот принцип
предполагает изучение специфики природного и
культурного наследия, духовных ценностей,
историко-культурных, этнокультурных
особенностей развития региона. Значение
принципа уникальности места определяется его
огромным влияниям на формирование патриотизма
как важнейшего качества личности будущего
гражданина.
Интеграция знаний – установление соотношений
между информацией естественно – научного
характера и сведениями о человеческой
деятельности. Реализация этого принципа
обеспечивает отбор содержания знаний для
понимания детьми целостной картины мира.
Единство содержания и методов.
Динамика преемственности связей – на каждой
возрастной ступени она означает отбор наиболее
актуальных знаний и их постепенное усложнение,
при этом учитывается специфика изменения
социального опыта детей разного дошкольного
возраста.
Комплексность – содержание концентрируется в
темах – комплексах «Природа», «Труд людей»,
«Достопримечательности района, города»,
«История города» и т.д.
Первостепенным в нашей работе стало создание
окружающей среды, с помощью которой ребенок как
бы входит в мир национального фольклора, языка,
уклада жизни. Собранные альбомы с фотографиями и
иллюстрациями о предметах обихода, образцы
народного искусства и творчества мы поместили в
Центр краеведения «Наша малая Родина», которому
отводиться особое место в формировании
этнокультуры у дошкольников. Именно здесь
впервые дети видят национальные костюмы,
старинную посуду и мебель, жилище, предметы быта
и труда. Все эти предметы старины вызывают у
детей неподдельный интерес, напоминают о
традициях корейского, русского народа и их
культурного прошлого, расширяют представления о
жизни предков в прошлом. Также через Центр
краеведения «Наша малая Родина» дети знакомятся
с историей Сахалинской области и городом
Макаров. Как возник город, почему носит такое
интересное название. Собрав большое количество
фотографий, открыток, дети много узнали о природе
своего края, растениях и животных, полезных
ископаемых.
В группах созданы условия для проявления детской
фантазии и инициативы. Впечатления о родном крае
дети могут отражать в рисунках, в совместных с
воспитателями работах (изготовление макетов,
моделей, поделок из глины, соленого теста и
пластилина, природного и бросового материала).
Игра – наиболее естественный и радостный вид
деятельности и, именно играя, дети могут лучше
устроить материал, закрепить его. Но так как игр
по ознакомлению с городом нет, приобрели
открытки, иллюстрации, подобрали фотографии и
придумали ряд игр: «Узнай по фотографии», «Найди
по описанию», «Разбитая картина», «Подбери пару».
Элементами игровой среды является также среди
дидактических игр по ознакомлению с родным краем
имеющий исторический и краеведческий характер:
«Дома бывают разные», «Собери герб и флаг»,
«Мозайка с видом достопримечательностями
города», «Одень бумажную куклу в национальный
костюм» и т.д.
Так же в работе с детьми применяются ряд
настольно – печатных игр и пособий
краеведческого содержания: «Дорисуй вторую
половинку», «Разрезные картинки», «Четвертый
лишний», «Разукрась герб города» и пр.
Графическое отображение в играх видов родного
города привлекает детей и оказывает содействие к
усвоению поставленных задач.
Широко используются и сюжетно – ролевые игры по
темам отражения профессий города. Большим
успехом пользуется игра «Фабрика звезд»: чтецы и
певцы с подмостков сцены в предмет – заменитель
микрофона пытались увлечь слушателей и стать
ведущим концерта. Использовались и пластические
этюды на создание выразительных образов
исторических фигур первооткрывателей и
строителей города. Проводятся подвижные игры
эстафетного характера «Кто быстрее построить
автомобиль», «Кто быстрее и правильно построит
рельсы», «Кто быстрее соберет картинку». Такие
игры обладают, одновременно и патриотическим
содержанием и несет в себе юмористические нотки,
что очень нравиться детям.
На образовательной деятельности мы знакомим
дошкольников с национальной одеждой и обувью
корейцев. Одежда для корейцев, это не только то,
чем покрывают тело. Пример тому – костюм под
названием «ханбок». Корейский национальный
костюм отличается округлостью и простотой линий.
Рукава жакета широкие и длинные, как крылья, а
юбка, расклешенная от груди, ниспадает изящными
фалдами до пола. Линию груди подчеркивает
необычный бант, концы которого свисают спереди
жакета почти до лодыжек. Вырез жакета, манжеты и
подол юбки часто украшены вышивкой в виде цветов
или геометрического узора. Необычные пропорции,
линий кроя и различные цветовые решения придают
костюму «ханбок» особую утонченность и
изящество [4].
Также знакомим детей жилищем и бытом корейцев.
Традиционный корейский дом, это «ханок» -
экологически чистое жилище, которое создается
исключительно из натуральных материалов:
древесины, камня, соломы и земли для стен и пола,
глины для черепицы и рисовой бумаги «ханжи» для
окон и дверей. Корейцы предпочитают спать или
сидеть прямо на теплом полу, постелив на него
циновку или тонкий матрас. Дома корейцы ходят
босиком, поэтому при входе в корейское жилище
необходимо обязательно снять обувь [4].
Формирование этнокультуры у дошкольников идет и
через музыкальную образовательную деятельность,
на которых дети слушают народную музыку и
знакомятся с народными музыкальными
инструментами.
Корейцы – народ музыкальный. Петь и играть
преимущественно барабанных – их национальная
традиция. Хоровое пение под аккомпанемент гитары
или ударных инструментов часто заменяет любые
другие развлечения [4].
Используя метод «погружения в мир бытования
песни», мы знакомим дошкольников с традициями,
обычаями и верованиями того или иного на чувства,
а эмоциональный настрой возбуждает у детей
интерес к национальной культуре. В детском саду
стало традицией включать в сценарии праздников и
развлечений народные песни.
Важной веткой в жизни воспитанников детского
сада стали коллективные выступления в
праздничных мероприятиях. Праздничная атмосфера
насыщает эмоциональный мир ребенка,
способствует формированию интереса к традициям
и явлениями общественной жизни. Праздник – это
то, что живет внутри нас, наши ощущения, желания,
мечты. Пожалуй, трудно отыскать человека, который
не любил бы праздники. Особенно если человек этот
– ребенок. Постоянные, повторяющиеся из года в
год праздники и традиции как бы структурируют
время малыша, оставляют на жизненном пути четкие
вехи. Это очень важно для ребенка, потому что
приносит ощущение незабываемости и постоянства
окружающего мира. Любимые семейные
праздники и традиции станут для него путеводной
звездочкой и, возможно, останутся самыми
дорогими воспоминаниями детства.
Наш детский сад каждый год отмечает не только
традиционные праздники («Осень», «Новый год», «23
февраля» и т.д.), но и такие как «День города»,
«Именины», «Государственные праздники».
Праздник можно устраивать хоть каждый день!
Например, мы со своими воспитанниками отмечаем
праздники «День защиты детей», «День семьи» и т.д.
Организация детских фольклорных и обрядовых
праздников и развлечений, посвященным
национальным традициям, побуждает детей
наблюдать, размышлять, рассуждать, активно
пополнять словарный запас. Развлечения и
праздники с этнокультурной и государственной
тематикой дают детям колоссальный
эмоциональный заряд, а это обостряет
наблюдательность и восприятие, обогащает
чувственный опыт, и, следовательно, формирует
неподдельный интерес к этнокультурным явлениям.
Большое место в приобщении детей истоком
этнокультуры в детском саду занимают обычаи и
традиции, которые характеризуют этапы
жизненного пути народа. И корейцы в этом случае
не исключение. У корейцев выделяют четыре таких
этапа, которые сохранились и среди корейцев. Это
так называемые «четыре стола». Праздники
«четырех столов» - истинно семейные торжества.
Первый и второй столы – святая обязанность
родителей по отношению к детям; третий и
четвертый, в свою очередь, возвращение долга
родителям благодарными детьми. Первый стол – это
первая годовщина жизни ребенка. Второй –
свадьба. Третий – шестидесятилетие, четвертый –
похороны и поминки [4].
К сожалению, как это ни грустно, но с годами
обычаи и традиции забываются и уходят в прошлое.
На их место приходят новые идеи и правила,
которые и становятся современными составляющими
древних ритуалов. Но всегда находятся люди,
которые бережно, по крупицам собирают и хранят
информацию о своих корнях и обрядах. В нашем
детском саду работают воспитатели корейской
национальности, они знакомят, и рассказывают
детям, какие у них обычаи и традиции соблюдаются
дома.
В беседах с детьми мы рассказываем о
многонациональности родного края. Говорим, что
на территории Сахалинской области проживают
многочисленные народы. Это русские, армяне,
корейцы, казахи и т.д. Проводим обобщающие беседы
по темам краеведения с рассказами взрослого о
новостях города, свободными рассказами детей о
семейных путешествиях в выходные дни и другие
эпизодические формы общения по теме
ознакомления с городом. Беседы ведутся с
применением эффективных методических приемов:
вопросы, сравнения, индивидуальные задания,
обращение к опыту детей. Беседы на тему «Чем
славен наш город», «О людях, прославивших себя
трудом и боевыми заслугами» проявили у детей
чувство гордости за наших горожан.
Большое значение в области приобщения детей к
историческому наследию родного края имеет
работа по расширению кругозора маленьких
граждан путем организации экскурсий в
общественные места нашего города: в
краеведческий музей, библиотеку города, по
близлежащим улицам. Эти экскурсии способствуют
не только расширению знаний о местном окружении,
но и приобретению новых сведений о реальных
других этнических миров, об особенностях уклада
жизни, культуры народов. На экскурсиях дети
получают знания о родном городе, крае,
обогащаются знаниями о труде людей, их жизни.
Постигая новое, дети начинают активно общаться
между собой и с взрослыми. Выходя с детьми на
прогулку или экскурсию, мы обращаем внимание на
красоту нашей природы, учим детей видеть и
понимать ее, ведь это начало патриотического
чувства, чувства любви к родному округу. Наша
задача – дать больше знаний о растительном и
животном мире, памятных местах нашего города. При
ознакомлении детей с природой мы стремимся дать
им образец гуманного отношения ко всему живому,
нацеливаем детей на эмоциональную оценку
окружающей природы, чтобы их высказывания
становились содержательными и
выразительными.
Регулярно в нашем детском саду проводятся
организованные наблюдения за окружающей
действительностью из окна групп, во время
прогулки, целевые прогулки по городу сочетаются
с чтением художественных произведений,
рассматриванием иллюстраций и детских работ,
слушанием музыки, отображением впечатлений
в изобразительной и другой продуктивной
деятельности. Были неоднократно проведены
фотовыставки по итогом экскурсий и целевых
прогулок на тему «Мы и наш город». Познавательная
задача наблюдений несла главную воспитательную
ценность – развивать в детях чувство восхищения
родным городом.
Постоянно ведется индивидуальная работа с
детьми по уточнению и закреплению краеведческих
представлений у каждого ребенка, его отношению к
городу, к народностям живущих рядом и
происходящим событиям вокруг.
Труд, который мы с детьми называем «добрые дела»
на пользу группы, детского сада, города неизменно
значится в воспитательной работе вне
образовательной деятельности. С целью
воспитания у дошкольников стремления своими
усилиями оберегать природу и приумножать ее
богатства, был организован их труд в природе:
дети выращивали комнатные растения, овощи, цветы.
Совместный субботник с родителями по
благоустройству площадки – воспринимается
ребятами как праздник, они испытывают большую
радость и удовлетворение от результатов
совместного труда. Желание помочь родителям и
сотрудникам детского сада, умение сделать жизнь
вокруг уютней и краше – важная составляющая
возможности дать ребенку почувствовать себя
частичкой города.
В патриотическом, этнокультурном и толерантном
воспитании огромное значение имеет пример
взрослых, в особенности же близких людей. На
конкретных фактах из жизни старших членов семьи
необходимо привить детям такие важные понятия,
как «долг перед Родиной», «любовь к
Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой
подвиг», и т.д. Важно подвести ребенка к
пониманию, что мы победили потому, что любим свою
Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь
за счастье людей. Их имена увековечены в название
городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты
памятники.
Одним из важных педагогических условий
формирования этнокультуры у дошкольников
является активное включение родителей в эту
деятельность. Использование потенциала семьи мы
осуществляем путем:
- привлечения родителей к проведению образовательной деятельности;
- участие родителей в выставках семейного творчества;
- устройства презентаций национальных раритетов, семейных традиций;
- предоставления родителями альбома с фотографиями, предметов быта и искусства, хранящихся в семье для демонстрации на тематических выставках в детском саду;
- проведения совместных прогулок и экскурсий;
- участия родителей во всех праздниках и развлечениях с этнокультурной тематикой.
Такое совместное участие помогает объединить
семью и наполнить ее досуг новым содержанием.
Создание комфортных условий для совместной
творческой деятельности, сочетание
индивидуального и коллективного творчества
детей и родителей способствует единению
педагогов, родителей и детей, что формирует, в
свою очередь, положительное отношение друг к
другу. Родители стали активными участниками
педагогического процесса. Удачно
зарекомендовали себя такие формы работы, как
родительские гостиные, выставки и вернисажи.
Совместное творчество детей, родителей и
педагогов. Профессиональный уровень педагогов
детского сада позволяет вести работу с семьями
воспитанников по различным направлениям – это
педагогическое консультирование и
коррекционная помощь детям.
В нашем учреждении каждый родитель получает
возможность знать, видеть и участвовать в
процессе воспитания детей через совместное
проведение мероприятий (праздники, развлечения,
собраний и выставок). В рамках разработанного
плана были организованы выставки продуктов
совместного творчества взрослых и детей («Мой
любимый город», «Золотые руки мамы» и др.).
Педагогами детского сада проводятся
консультации для родителей, темы которых могут
быть самыми разнообразными, например: «Сядем
рядком, да поговорим ладком», «Как смастерить
народную игрушку со своим малышом» - минуты
общения с ребенком, «Прогулки с мамой и папой по
родному городу» и т.д.
В 2014 год является годом Культуры. Поэтому совсем
недавно в нашем городе проходил Межнациональный
фестиваль «Мы вместе», проводимый в рамках
проекта «Живая память». Фестиваль был
организован региональной общественной
организацией «Сахалинские корейцы» совместно с
муниципальным образованием «Макаровский
городской округ» при поддержке Правительства
Сахалинской области. Этот праздник посвящен 150 –
летней годовщине переселения корейцев в Россию.
На празднике было большое количество гостей и
жителей города. Взрослые и дети отведали блюда
русской и корейской кухни. Научились делать
обрядовые куклы. Познакомились с историей
переселения корейцев на Сахалин. В этот день на
сцене выступали творческие коллективы русских и
корейцев, и публика тепло встречала всех. После
концертной программы и взрослые, и дети с
удовольствием приняли участие в корейских и
русских играх.
Сегодня в современном мире, между русскими и
корейцами общего, того, что нас объединяет, стало
намного больше. Обе наши культуры наполнены
самобытностью, высокой духовностью и верностью
своим корням и традициям.
ВЫВОД
Таким образом, в результате формирования у детей дошкольного возраста этнокультуры толерантного отношения к людям других народов живущих на территории малой Родины можно сделать вывод:
Ознакомление дошкольников с историей родного
края – важная и актуальная педагогическая
проблема. Через него идет развитие
познавательных процессов, воображения,
формирование чувства гордости за свою страну.
Воспитание гражданина происходит и тогда, когда
мы приобщаем малыша к искусству страны,
народному творчеству, когда рассказываем о
людях, прославивших нашу Родину. Нужно, чтобы у
дошкольника постепенно формировалось
представление о том, что главным богатством и
ценностью является Человек.
Формируя этнокультуру и толерантность у
дошкольников, мы делаем акцент на приобщение их к
красоте и добру, на желание видеть
неповторимость родной культуры, природы,
участвовать в их сохранении и приумножении.
Целесообразно ознакомление дошкольников с
родным городом организовывать во взаимодействии
учреждения дошкольного образования и семьи,
одновременно с детьми и родителями. Необходимо
создание такой системы работы педагогов и
родителей, которая позволит планомерно, активно
вовлекать родителей в патриотическое воспитание
детей, и одновременно повышать уровень
педагогических знаний и умений родителей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ильченко. Л. Педагогика поликультурности
и толерантности / Дошкольное воспитание, 2004. - № 8.
– С. 20 – 22.
2. Козлова С.А. Дошкольная педагогика:
учебник для студ. сред. Проф. учеб. Заведений. – М.:
Издательский центр «Академия», 2007. – 416 с.
3. Кузин А.Т. Исторические судьбы Сахалинских
корейцев. Монография. В трех книгах. Книга первая.
Иммиграция и депортация (вторая половина XIX в –
1937 г.). – Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное
издательство, 2009. – 262 с.
4. Этнология / Под ред. Миськовой Е. В., Мехедова Н.
Л., Пименова В. В.: Учебное пособие. – М.:
Академический Проект; Издательство «Культура»,
2005. – 624 с.