Цели и задачи:
- Приоритетная задача речевого развития – обогащение словаря ребенка.
- Расширять и систематизировать имеющиеся представления детей об окружающем мире птиц.
- Закреплять умения различать птиц по внешнему виду и правильно их называть.
- Формировать представления о взаимосвязи особенностей строения клюва птицы со способами добывания пищи.
- Учить анализировать сложные слова, активизировать словарь сложными словами.
- Обогащать и активизировать словарь детей по теме «Птицы», упражнять лексико-грамматические навыки.
- Воспитывать интерес и любовь к природе родного края.
Оборудование: Клип (мой) В.Бианки
«Чей нос лучше» (опубликован 12.10.2014г. на
сайте http://viki.rdf.ru/author/623/),
иллюстрации птиц, встречающихся в рассказе.
Повторить части тела птиц, сравнить с частями
тела человека.
Можно показывать картинки, а можно задавать вопросы:
1. Ребята, отгадайте, у человека – руки, а у птиц (крылья), у человека – ноги, а у птиц (лапки), у человека – нос, а у птицы – (клюв), у человека – ногти, а у птицы – (когти), у человека – кожа, а у птиц (перья).
2. Сегодня вы познакомитесь со сказкой, которую написал замечательный писатель, ученый, исследователь природы В. Бианки. Всю свою жизнь он внимательно наблюдал и изучал мир птиц, животных, насекомых и растений. В. Бианки написал много рассказов и сказок и для детей, и для взрослых.
– Сейчас мы послушаем сказку «Чей нос лучше? Клип (мой) по сказке В.Бианки «Чей нос лучше?» (опубликован 12.10.2014г. на сайте http://viki.rdf.ru/author/623/) (Приложение 1)
– Как вы думаете, про кого она? (Ответы детей)
Воспитатель показывает детям иллюстрированное издание сказки «Чей нос лучше?»
– Молодцы, ребята, вы правильно сказали. Эта
книга о птицах. Она называется «Чей нос лучше?»
– Как вы думаете, о чем в этой книге говорится? (Предполагаемые
ответы детей).
3. Беседа
– Как вы думаете, это рассказ или сказка?
– Как вы узнали, что это сказка? (Потому, что
разные птицы разговаривают между собой)
– А эта сказка волшебная? (Предполагаемые ответы
детей)
– Эта сказка правдивая. В ней рассказывает автор
о настоящих птицах.
– О каких птицах вы узнали из сказки? (Ответы
детей)
– Как мы назовём нос у птицы? (Клюв)
– У всех ли птиц клювы одинаковые? (Нет)
– Почему клювы у птиц разные? От чего это зависит?
(Ответы детей)
– Правильно, это зависит от того, чем птица
питается: мошками, жуками, рыбой и т.д.
– Чей клюв вам показался самым удивительным?
– Какой клюв у Мухолова-Тонконоса? Покажите его
на рисунке.
– Почему птичку так называют?
– Её имя состоит из двух частей муха и ловить. У
какой птицы в сказке имя тоже состоит из двух
частей? (Дубонос – дуб и нос)
– Какой клюв у Дубоноса? Зачем ему такой клюв?
(Чтобы расщелкивать орешки, шишки). Покажите на
рисунке Дубоноса.
– А какой клюв у Клеста-Крестоноса? Почему
Крестонос? (Нос и крест – нос крестом, т.е
крест-накрест.)
– Для чего Бекасу-Долгоносу длинный и прямой
клюв? (Чтобы легко козявок из тины доставать).
– Названия носам Клестонос, Долгонос, Шилонос,
Серпонос, Сетконос дал автор сказки. Он назвал
их так по внешнему признаку и по способу
добывания пищи. Долгонос – длинный, долгий.
Шилонос – очень тонкий как шило. Серпонос –
изогнут как серп, а Сетконос напоминает
сетку.
– Почему нос пеликана назвал автор Мешконосом,
клюв дятла ––Долбоносом, а клюв ястреба –
Крючконосом?
– Зачем Шилоносу такой клюв? (в воде живность
поддевать). Клюв длинный и загнутый к верху.
– Почему у Кроншнепа-Серпоноса клюв вниз
смотрит? (Для того, чтоб червяков и букашек из
травы легче доставать)
– А толстый как лопата нос у кого? (Широконоса)
– А в чём особенность клюва у Козодоя-Сетконоса?
(У него клюв и сетка и глотка)
– Какой клюв у Пеликана?
– Что делает своим клювом Дятел?
– Что стало с Мухоловом?
– Про какую птицу вы бы хотели еще раз послушать?
(Воспитатель по желанию зачитывает
понравившийся отрывок)
– Что вам показалось грустным в этой сказке?
(Ястреб – Крючконос схватил Мухолова и унес к
себе на обед).
– Так чей же нос оказался лучше?
– Какой эпизод из сказки вам больше всего
понравился? (Рассказы детей о самом интересном,
смешном, грустном эпизодах). После ответов детей
зачитывается соответствующий эпизод и
договаривание детьми концовки предложений. (Приложение 2)
4. Физкультминутка
Утром встал гусак на лапки.
Утром встал гусак на лапки. Приготовился к зарядке. Повернулся влево, вправо. Приседанье сделал справно. Клювиком почистил пух. Поскорее в воду – плюх! |
Потянулись, руки вверх – вдох– выдох. Рывки руками перед грудью. Повороты влево–вправо. Приседание. Наклон головы к левому, правому плечу. Присели. |
– А какой клюв у гусака?
– Для чего ему такой клюв?
– Чем питается гусак?
– Как можно назвать гусака по-другому? (Гусь)
– А как мы назовём его деток? (Гусята).
5. Игра: «Назови птенца»
(Повторить с детьми названия детенышей птиц, учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и множественном числе)
Дети становятся в круг. У воспитателя в руках мяч.
Воспитатель по очереди бросает детям мяч и называет маму-птицу. Ребёнок ловит мяч и называет птенца в единственном числе и во множественном числе.
Гусь — гусёнок — гусята.
Утка — утёнок — утята.
Курица – цыплёнок – цыплята.
Индюк – индюшонок – индюшата.
Пингвин – пингвинёнок – пингвинята.
Грач — грачонок — грачата.
Голубь – голубёнок – голубята.
Страус – страусёнок – страусята.
Аист — аистёнок — аистята.
Стриж — стрижонок — стрижата.
Журавль — журавлёнок — журавлята
Кукушка — кукушонок — кукушата.
Лебедь — лебедёнок — лебедята.
Скворец — скворчонок — скворчата.
Сорока – сорочонок – сорочата. (дети
сказали саранчата– от саранчи спутали)
Сова – совёнок – совята.
Итог занятия:
– Какую птицу вы хотели бы нарисовать? (В
течение дня или дома вы можете нарисовать
понравившуюся птицу) (Приложение
3 – рисунки детей).
– Какую сказку вы прослушали? Понравилась ли
она вам? (Высказывания детей по поводу восприятия
сказки, своего эмоционального состояния).
– Что интересного вы узнали из этой сказки?
– Почему у разных птиц разные клювы?
– У В.Бианки очень много интересные рассказов и
сказок.(«Теремок», «Лис и Мышонок», «Как
Муравьишка спешил домой», «Хвосты», «Кто чем
поёт?», «Чьи это ноги?», «Где раки зимуют»,
«Синичкин календарь» и др.)
– Попросите родителей почитать их вам. Можно
посетить библиотеку, если нужной книги нет дома.