Ведущий: Ребята, вы закончите школу и станете трудиться на заводах, шахтах, строить дома, водить по морям и океанам могучие атомоходы, выращивать новые сорта чудесных растений, побеждать болезни. Вы будете строителями, капитанами, космонавтами. Но прежде всего вы должны вырасти настоящими, хорошими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивами, вежливыми. А этому тоже надо научиться.
1-й ученик.
Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о школьнике одном.
Его зовут …, а впрочем,
Мы лучше здесь его не назовем.
2-й ученик.
«Спасибо», «здравствуйте», «простите» –
Произносить он не привык,
Простого слова «извините»
Не одолел его язык
3-й ученик.
Ему бывает часто лень
Сказать при встрече: «Добрый день»,
Казалось бы, простое слово,
А он стесняется, молчит,
А в лучшем случае «здорово».
Он вместо «здравствуй» говорит.
4-й ученик.
А вместо слова «до свидания»
Не говорит он ничего
Или заявит на прощанье:
«Ну я пошел, пока, всего …»
5-й ученик.
Не скажет он друзьям по школе
Алеша, Петя, Ваня, Толя.
Своих друзей зовет он только
Алешка, Петька, Ванька, Толька.
6-й ученик.
Ребята, мы не можем тут
Сказать вам, как его зовут
Мы честно всех предупреждаем,
Что имени его не знаем.
7-й ученик.
Но может быть, он вам знаком
И вы встречались с ним где-либо
Тогда скажите нам о нем,
А мы ….Мы скажем вам «спасибо»
Ведущий: Для того чтобы стать вежливым, вы ребята, должны как можно чаще пользоваться «волшебными» словами, от которых становится теплее, радостнее, светлее. В слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение. Но не только, ребята, слова должны быть у нас добрыми. Надо , чтобы и поступки ваши были разумными, ясными, такими, чтобы никогда вам не приходилось за них краснеть, стыдиться. Надо стараться и во всем быть полезными людьми.
8-й ученик. Наверное, вы все согласитесь с героем стихотворения С. Погореловского «Попробуй волшебником стать», который говорит:
Понять и исполнить желанье другого –
Одно удовольствие – честное слова.
Ведущий: А теперь, ребята, давайте решим все вместе такую задачу.
9-й ученик. Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?» Обращаясь к прохожему, мальчик сделал три ошибки. Ответьте, какие ошибки он сделал.
Дети отвечают:
- Мальчик должен был не кричать, а спокойно спросить: «Скажите, пожалуйста, который час?»
- Не «часов», а который час?»
- И после ответа взрослого надо сказать: «Спасибо!»
10-й ученик. Еще одна загадка: Одна
девочка жаловалась возмущенно маме: «Во дворе
мальчишка такой невежа – зовет меня Галька»
– А ты как его зовешь? – спросила мама.
– Я его вообще никак не зову – ответила Галя, я
ему просто кричу: «Эй, ты!»
Скажите, права ли Галя?
Дети дают свои ответы.
11-й ученик. По улице шли два прохожих.
Одному 62 года, другому – 8 лет. У первого в руках
было пять предметов: 1 портфель, 3 книжки и 1
большой сверток. Одна из книг упала.
– У вас упала книга, – закричал мальчик, догоняя
прохожего.
– Разве…? – удивился тот.
– Конечно, – объяснил мальчик , – у вас было 3
книги, 1 портфель и пакет – итого 5 вещей, а
теперь осталось 4.
– Я вижу, ты хорошо знаешь вычитание и сложение,
– сказал прохожий, с трудом поднимая упавшую
книгу, – однако есть правило, которых ты еще не
усвоил».
– Какие это правила? Что должен был сделать мальчик?
Дети дают свои ответы.
Ведущий: Ребята, какие волшебные слова вы знаете?
(Выходят ученики, все хором говорят: «спасибо», «извините», «пожалуйста», «доброе утро», «здравствуйте», «до свидания»)
Ведущий: Так вот, ребята, все это волшебные слова. А еще почаще вспоминайте задорные строки нашего замечательного поэта С. Я, Маршака.
12-й ученик.
И ежели вы вежливы,
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником,
Пред сильным не робея.
Ведущий: А теперь послушайте частушки Георгия Ладонщикова.
1) Заиграйка-ка балалайка,
Балалайка – три струны!
Подпевайте, не зевайте,
Выходите, плясуны.
2) Лида в круг вбежала смело,
Завертелась как юла,
И под музыку запела
Про знакомые дела
3) Тетя Сима попросила
Слазить Витю на чердак
«Извините, тетя Сима,
Я вам вовсе не батрак!.4) Коля ссорится с друзьями
В ход пускает кулаки
У задиры под глазами
Не проходят синяки.5) В поезд входят три юнната:
– Ух, народу сколько тут:
Занимай муста, ребята
А то бабушки займут!.6) Говорит лентяйке мать:
– Убери свою кровать!
–Я бы, мама, убрала,
Только я еще мала.7) Коля ловко ловит рыбу,
Может лодки мастерить.
Только «здравствуй» и «спасибо»
Не умеет говорить.8) Ты играй повеселее
Балалайка – три струны!
Подпевайте, кто умеет,
Не стесняйтесь, плясуны.
Ведущий: Внимательно прослушайте стихотворение А.Антонова «Вежлив Витя или нет».
Читает ученик:
Малыша обидел Витя,
Но пред школою в строю
Витя просит:
«Извините, я ошибку признаю».
На урок пришел учитель,
Положил на стол журнал.
Следом Витя:
«Извините, я немного опоздал».
Спор давно ведется в классе:
Вежлив Витя или нет?
Разберитесь в споре нашем
И пришлите нам ответ.
Ведущий: Ну, а как вы считаете? Вежлив Витя или нет?
(Выслушиваем ответы детей)
Сценка «Пуговица» В.Осеевой.
У Тани оторвалась пуговица. Таня долго
пришивала ее.
– А что, бабушка, – спросила она, – все ли
мальчики и девочки умеют пришивать свои
пуговицы?
– Вот уж не знаю, Танюша: отрывать пуговицы умеют
и мальчики, и девочки, а пришивать-то все больше
достается бабушкам!
– Вот как! – обиженно сказала Таня, – А ты меня
заставила, как будто сама не бабушка!
Ученик читает стихотворение В. Лифшица «Неряха»
Тротуар ему не нужен,
Растегнувши воротник,
По канавам и по лужам
Он шагает напрямик!
Он портфель нести не хочет,–
По земле его волочит.
Сполз ремень на левый бок.
Из штанины вырван клок.
Мне, признаться, непонятно –
Что он делал?
Где он был?
Как на лбу возникли пятна
Фиолетовых чернил?
Почему на брюках глина?
Почему фуражка блином
И расстегнут воротник?
Кто он, этот ученик…
Стихотворение О. Высотской «Ежик»
Сережа очень нелюдим.
Ох, как бы подружиться с ним?
А может быть, напрасный труд?
Его не зря Ежом зовут
Девочки просят: – Ежик,
Дай перочинный ножик!
А Коля крикнет, всех смеша:
– Не уколитесь об Ежа!
Но Еж как будто глух и нем:
Сидит, не говорит ни с кем.
– Сережа, взять в кино билет?–
А он сердито буркнет: – Нет.
– А на коньках пойдешь кататься?
– Нет, мама будет волноваться.
И вот уже под Новый год
Узнали об Еже,
Что Ежик с матерью живет
В подвальном этаже,
Что нет отца, а мать больна,
Давно уж не встает она,
И Ежик ходит за обедом,
И топит печь вдвоем с соседом.
Он должен в комнате убрать,
А иногда и постирать.
Конечно, трудно одному
Приходится Сереже.
Решил Алеше: «Мы ему
Всем звездочкой поможем»!
Друзья стучаться у дверей:
– Открой, Сережа, поскорей!
Мы в нашем переулке
Купили тебе булки.
– И сахар взяли за одно!
А здесь, в пакетике, – пшено!
Давай готовит ужин! –
Сережа был сконфужен.
Уж не казался он ежом,
Он стал совсем не колкий.
Скорей за чайником пошел,
Достал посуду с полки.
Теперь хотел бы он дружить,
Пожалуй с целым светом!
Когда кому-то трудно жить,
Должны мы знать об этом.
Праздник заканчивается и дети, по очереди, на экране прочитывают пословицы:
- Живи для людей, поживут и люди для тебя.
- Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
- Не бросай друга в несчастье.
- Друзья познаются в беде.
- Дружба в делах помощница.
- Почитай учителя, как родителя.
- Чего себе не хочешь, того и другому не делай.
Праздник заканчиваем песней «Вместе весело шагать» (музыка В. Шаинского, слова М. Матусовского)