Открытое внеклассное занятие "Уральских гор сказочник"

Разделы: Внеклассная работа


I. Вступление

– Ребята, наше внеклассное занятие посвящено удивительному уральскому сказителю – Павлу Петровичу Бажову. Я думаю, что многие из вас знакомы с чудесным, миром его сказов: «Медной горы Хозяйка», «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Серебряное копытце» и др.

Колдун уральский бородатый,
Бажов дарит нам новый сказ.
«Живинка в деле» – сказ богатый
И поучительный для нас.

– Сегодня мы познакомимся с творчеством и биографией Павла Петровича Бажова. Сказы П.П.Бажова помогут вам отличить истинное добро от зла, научат вас видеть, слышать, чувствовать окружающий нас мир. Сказы П.П.Бажова откроют нам красоту Урала, его богатства, раскроют лучшие черты и характеры рабочих людей того времени, мастеров своего дела. Читая сказы П.П. Бажова, вы станете эстетически грамотным читателем, гармонично развевающейся личностью.

Слайд 3

II. Основной этап урока

Методы обучения: рассказ учителя, беседа с учащимися, использование информационных технологий (презентация), работа с текстами книг П.П. Бажова.

1. Усвоение новых знаний

«Жил-был однажды на свете добрый волшебник…». Нет, конечно, по-настоящему волшебником он не был. Но то, что писал волшебные сказы – чистая, правда. Ведь звали его – Павел Петрович Бажов.

Слайд 4

Павлушко Бажов родился 27 января 1879 году в городе Сысерть, что на Урале, в простой трудовой семье Бажовых. Отец его, Петр Васильевич Бажов, был потомственным уральским рабочим по горному делу с независимым характером, Мать, Августа Степановна, искусной кружевницей, работавшей в «рукодельной мастерской» при заводе. На севере слово «бажить» значит – ворожить, предвещать, что-то чудесное, притягательное.

Слайд 5

Детство будущего писателя прошло среди уральских мастеровых людей, слагающих легенды, рассказы и сказы. Эти легенды о сокровищах и неисчерпаемых богатствах уральских недр, о гигантском Полозе, Медной горы Хозяйке, о мастерах и мастерицах придумали и рассказывали старатели, искавшие в уральских горах золото, а также горнозаводские рабочие, спускающиеся под землю, где они добывали малахит, слюду, и другие драгоценные камни. Слышал Павлуша эти интересные истории сказителей и в родном доме.

Слайд 6

Своё обучение будущий сказитель начал в трехлетней земской школе в Сысерти. Он был способным и любознательным учеником. Любил читать, обладал хорошей памятью. Однажды, самостоятельно выучил наизусть весь сборник стихотворений Николая Алексеевича Некрасова. Охотно читал он эти стихи своим сверстникам.

Слайд 7

Учителя, заприметив способность парнишки, советовали родителям продолжить учебу в светской гимназии. Но из-за невысокого материального положения родители отправляют сына учиться в Екатеринбургское духовное училище: Здесь была низкая оплата за обучение, предоставлялось бесплатное жилье и форма. Годы учебы 1889—1893 в духовном училище стало школой познания добра и зла.

Слайд 8

В 14 лет Павел Бажов поступает в Пермскую духовную семинарию (1893—1899) в которой до него учились писатель Д.Н.Мамин-Сибиряк и изобретатель радио А.С.Попов. Это было время знакомства с классической и современной литературой, изучением греческого и латинского языков. Среди любимых авторов – Чехов, Решетников, Салтыков-Щедрин, Добролюбов, Писарев, Дефо, Твен. В 1899 г. Бажов в числе лучших заканчивает семинарию (был третьим по сумме баллов). Трудовая деятельность Бажова начинается в глухой деревне Шайдурихе. 18 лет он работает учителем русского языка. Из них – 15 лет преподаёт русский язык в начальной школе, 3 года в Екатеринбургском духовном училище. Одновременно с учительской деятельностью в летнее время на велосипеде путешествует по Уралу, интересуется фольклором, историей родного края, собирает пословицы, легенды, поговорки, бывальщины. За детские и юношеские годы Павел Бажов накопил целую кладовую впечатлений, реальных событий, истинных фактов из жизни горнозаводских сказителей. «Узелками для памяти» называл их писатель.

Слайд 9

Революция и Гражданская война (1917 год по 1920 год) изменили судьбу не только России, но и судьбу писателя. Бажов не остаётся в стороне. Он вступает в Красную Армию, участвует в партизанском движении в Сибири, попадает в плен к белогвардейцам, совершает побег. После гражданской войны, в 1921 г. Бажов становится «журналистом первого призыва», работает в местной газете. В 1924 г. выходит в свет цикл его очерков и рассказов «Уральские были». В последующие годы и другие произведения под названием «Потерянная полоса», сказ «Дорогое имечко».

Слайд 10

Писательский талант открылся у Бажова, когда ему было почти 60 лет. 28 января 1939 г. Свердловское областное издательство опубликовало книгу Бажова – «Сказы старого Урала» впоследствии «Малахитовая шкатулка». Как взрыв, канонада вошла она на страницы литературы. В книгу включено 14 сказов. Книга непревзойденная, новаторская не только по тому времени, но и сейчас – она уникальна по своему жанру, стилистики, поэтичности, колориту, слогу, многоцветной живописи языка. «Чудесные сказы Бажова по яркости выражения, поэтической насыщенности – подлинно художественные, поэтические произведения…».В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) Бажов (ему 64 года), работает главным редактором Свердловского издательства, переписывается с фронтовиками, высылает сказы солдатам. «Малахитовая шкатулка» дважды издавалась в Москве в 1942 и 1944 гг. Сказы Бажова издаются и во многих странах мира: Англии, Франции, Германии, Испании, Китае. В марте 1943 Бажову присуждена Государственная премия, а в феврале 1944 – орден Ленина.

Слайд 11

Герои сказов Бажова волшебные персонажи, тайная сила – Хозяйка Медной горы, Великий Полоз, его дочери Змеевки, земляная кошка с огненными ушами, лесной козлик Серебряное копытце, рудокопы и старатели, мастера-камнерезы  и гранильщики. Чем уникальны сказы Бажова? Да тем, что в своих сказах Бажов говорит голосом рабочих того времени, раскрывает истинные факты из жизни простых людей Урала, раскрывает нравственность, душевную красоту, талант рабочего человека. И всегда Бажов использует выразительность, богатство, неповторимость родного языка, рисуя душевную красоту и достоинство трудового человека. «Уж очень огромен наш язык, и каждый из нас перед ним козявка козявкой!» «Мои сказы – голос того человека, что не дошел до нас, дошел он через меня…»
Невидимый слайд. СКАЗ? Что же такое сказ и чем сказ отличается от сказки? Сказ – особый жанр повествования устной речи (слова), перенесенные в книгу. Сказка – один из основных жанров устного народнопоэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел.

Слайд 12

Малахитница – фантастический персонаж сказов Бажова, хозяйка всех подземных сокровищ, допускает в недра Земли-матушки и отдаёт свои богатства только честным, смелым и работящим  людям, которые не на богатство зарятся, а красотой камня любуются.

Слайд 13

Прекрасно передаёт сказитель удивительную красоту, загадочность Хозяйки медной горы: «У большого камня женщина сидит: коса сизо-черная и не болтается, а ровно прилипла к спине, на конце ленты, не то красные, не то зелёные, сквозь косу просвечивают и позванивают будто листовая медь. А одежда у неё такая, сто другой на свете не найдёшь. Камень, а на глаз щёлк. И вокруг неё ящерок видимо-невидимо: зелёные, голубые, некоторые в синеву отдают, а то, как глина или песок с золотыми крапинками»

Слайд 14

Но не только необыкновенной красотой наделяет Бажов Хозяйку Медной горы. «У Малахитнице, ящерки – её слуги, её ученики – горные мастера. Есть у хозяйки чудесный сад. Деревья и трава там каменные. Промеж деревьев змейки золотенькие трепыхаются, как пляшут. На полянке колокольцы малахитовые, и в каждом сурьмяная звёздочка. Огневые пчелки над теми цветками сверкают. Платье на ней меняется. То блестит, будто стекло. То алмазной осыпью засверкает, либо скрасна-медным станет, потом опять шёлком зелёным отливает». Живет она в прекрасном подземном дворце: «Комнаты большие под землёй, стены у них разные. То все зеленые, то желтые с золотыми крапинками. На которых цветы медные. Синие тоже есть, лазоревые. Одним словом изукрашено, что и сказать нельзя».

Слайд 15

О Малахитнице и ее богатствах рассказано в сказах:
«Медной горы хозяйка», «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Горный мастер».

Слайд 16

Рядом с фантастическими персонажами в сказах Бажова присутствует герой реальный, мастер своего дела, творец – рабочий человек. Замечательным камнерезом представлен Данила-мастер. Данила владеет особым даром общения с матерью-землёй со всем, что спрятано в её недрах. Он понимает, ценит Красоту природного камня и богатство родной земли. Спорится работа в его руках. Хвалят его все – «чисто сработано, в аккурат чертежу».

Слайд 17

Данило-мастер в «Каменном цветке», задумавший воплотить в камне красоту простого лесного цветка, печалится о том, что нет жизни в изготовленной им малахитовой чаше, а, следовательно, красоты. «Гладко да ровно, а красота где? Вон цветок… самый, что ни есть плохенький, а глядишь на него – сердце радуется. Ну, а это чаша кого обрадует? На что она?» «С той поры и стал чуть не каждый день в лес бегать». Вот и просит  Данила у Малахитнице показать ему Каменный цветок. «Измаялся весь, не выходит. Покажи каменный цветок». Так, с помощью Хозяйки Медной горы, Данила проник в тайную красоту природы, то есть природную красоту камня.

Слайд 18

Другим волшебным чудесным персонажем, связанным с золотыми  месторождениями является бабка Синюшка. Синюшка – одна из многочисленных слуг Хозяйки Медной горы,  хранительница сокровищ недр земли, живет в колодце. Это существо могло завести жадного и корыстного человека в такое место, откуда трудно было выбраться, могло испугать бегущим навстречу огнем, наконец, погубить слабыми с виду синюшными руками. «А дает Синюшка богатство гораздому, да удалому, да простой душе. Больше никому… Сживи Синюшку с места – и откроется полный колодец золота».

Слайд 19

«Платьишко на ней синее, платок на голове синий и сама вся синёхонька, да такая тощая, что вот подует ветерок – и разнесет старушонку. Руки жиденькие, как синий туман, силы в них не видно, и когтей нет, а страшно» Только простой душе, бескорыстному парню Илюхе, открывает свое богатство Синюшка.
Для добрых людей Синюшка может красной девкой обернуться: «Глаза звездой, брови дугой, губы – малина и руса коса трубчатая через плечо перекинута, а косе лента синяя».

Слайд 21

В сказах Бажова очень часто говорится о людях, ищущих  подземные богатства, сокровища. По преданию, хранительницей золота считалась большая змея. Так и в сказах Бажова хранителем золотых сокровищ – загадочный Великий Полоз. Все золото его власти. «Где он пройдет – туда оно и подбежит. А ходить он может и по земле, и под землей». В чем же загадка? А в том, что Великий Полоз выступает как «тайная сила» природы, познать которую и пользоваться которой во благо себе может только тот, кто бережно относится к ее богатствам. Он помогает только тому, кто своим честным трудом заслужил участие. «Все люди на одну колодку. Пока в нужде да в бедности, ровно бы и ничего, а как за мое охвостье поймаются, так откуда только на их всякой погани налипнет». «Кафтан это на ем, штаны – все желтое, из золотой, слышь-ко, поповской парчи, а поверх кафтана широкий пояс с узорами и кистями, также из парчи, только с зеленью. Шапка желтая, а справа и слева красные зазорины, и сапожки тоже красные. Лицо желтое, в окладистой бороде, а борода вся в тугие кольца завилась. Так и видно, не разогнешь их. Только глаза зеленые и светят, как у кошки. А смотрят по-хорошему, ласково. Глаза ровно по гусиному яйцу, а шея змеиная. И вот из-под земли стало выкатываться тулово преогромного змея. Голова поднялась выше леса. Потом тулово поползло к Рябиновке, а из земли всё кольца выходят да выходят. Ровно им и конца нет…». О Великом полозе вы узнаете, прочитав сказ «Про Великого Полоза»

Слайд 22

Еще одним волшебным персонажем является Огневушка-Поскакушка – маленькая девочка, которая пляшет. «Где такая Поскакушка покажется, там и золото». «Вдруг из самой серединки вынырнула девчонка махонькая. Вроде кукленки, а, сарафанчик голубенький, живая. Волосенки рыженькие и в руке платочек. Поглядела девчонка веселыми глазами, блеснула зубенками, подбоченилась, платочком махнула и пошла плясать…». Сказ “Огневушка-Поскакушка” написан Бажовым специально для детей. Сказ был опубликован в 1940 году. В нем изображается открытие золота. А Поскакушинский прииск был на самом деле.

Слайд 23

Сказ «Серебряное Копытце» впервые опубликован в 1938 году. В сказе Бажов подчеркнул нравственные истины русского народа – доброту, заботу о ближнем, умение ценить прекрасное.

Слайд 24

Фантастический образ «Cеребряного копытца» был широко распространен на Урале. По свидетельству Бажова многие рассказывали о серебряном олене, бродившему по горам, и его разновидностях: звере – золотые рога, золоторогом лосе, а также козле – серебряное копытце.

Слайд 25

Имя деда, который взял к себе «в дети» сиротку-девочку Даренку – Кокованя. Дед Кокованя добродушный, ласковый человек. Не случайно в нем есть и сила волшебная, и доброта, и великодушие, что человеку надо о ком-то заботиться, как дедушка Кокованя о Дарёнке, Дарёнка — о Мурёнке, что жадность наказывается, а награждается смелость, честность и трудолюбие. Вот почему богатство было показано бедной сиротке Даренке и простому человеку бобылю-старику Коковане. Для Коковани и Даренки красота выше любого богатства.
Даренка и Кокованя не стали алчными людьми, не позарились на драгоценные самоцветы Серебряного копытца. И не сожалели, что поутру снег большой все камешки засыпал. Им и того хватило. В этом сказе Серебряное копытце и Муренка сила – добрая, справедливая. «По тем местам, где козел скакал, люди камешки находить стали. Зелененькие большие. Хризолитами называются».

Слайд 27

По сказам Бажова  созданы несколько мультфильмов, кинофильмы. Балет «Каменный цветок» и «Сказ о каменном цветке», опера «Малахитовая шкатулка», а также множество других произведений музыки, скульптуры и живописи. В Москве есть улицы, названные именем Павла Бажова и Малахитовая, есть фонтан «Каменный цветок». Кроме того, произведения Бажова были переведены на многие языки мира. На родине в Сысерти и Екатеринбурге П.П. Бажову установлены памятники, работают музеи П.П. Бажова.

Слайд 28

В 1944 году "Малахитовая шкатулка" переведена на английский и вышла в Лондоне и Нью-Йорке, потом в Праге, в 1947 – в Париже. Книга – «Малахитовая шкатулка» переведена на немецкий, венгерский, румынский, китайский, японский языки. Всего, по сведениям библиотеки им. Ленина, – на 100 языков мира. Сказы Павла Бажова привлекают своей таинственной поэтичностью. Они радуют и увлекают не одно поколение читателей. Сказам и дальше предстоит долгая-предолгая жизнь.

Слайд 29

Умер Павел Петрович Бажов 3 декабря 1950 года. До самой смерти работал он над последним своим сборником "Малахитовая шкатулка". А малахитовая шкатулка сказов Павла Петровича Бажова и по сей день радует нас своими узорами.

Слайд 30

2. Закрепление и обобщение знаний

Кроссворд. Мультфильм

Слайды 31, 32, 33, 34

3. Контроль знаний

Викторина

III. Заключительный этап

4. Рефлексия

Написать отзыв о внеклассном занятие. Ответить на вопросы:

– Что вам больше всего понравилось на занятие?
– Если бы занятие продолжалось, то вам бы хотелось:
– Что нового вы узнали?
– Что хотели бы вы узнать еще?

Работы детей.

5. Подведение итогов занятия – анализ и оценка успешности достижения цели учащимися.