НОД "Знакомство с крахмалом"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: создать условия для формирования представлений о свойствах крахмала.

Задачи:

  • познакомить детей со свойствами крахмала;
  • изучить один из способов обнаружения крахмала в продуктах питания;
  • продолжить обучение практическому исследованию веществ используемых в быту;
  • развивать исследовательские умения, умения проводить наблюдения, делать выводы;
  • развивать зрительную память, речь, наблюдательность, мышление, творческое воображение.

Возрастная группа детей: подготовительная к школе группа.

Использование современных технологий: Технологии исследовательского обучении детей (занятие, построенное на дидактических принципах А.И. Савенкова).

Оборудование: Мультимедийная система, магнитная доска, магниты, картинки с изображениями органов чувств и продуктов питания, баночки с крахмалом, стаканчики с водой, ложки, тарелки пластмассовые, дневники наблюдений, пеналы с канцелярскими принадлежностями, корзина с продуктами питания (хлеб, булка, молоко, сметана, яйца варенные, печенье, картофель), стаканы-непроливайки со слабым раствором йода.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Как много интересного можно найти на самой обычной кухне!
Мы пока не знаем, какое вещество будем сегодня исследовать. Это вещество должен нам принести Ученый Слон. Только вот я нигде его не вижу. Ребята, а вы сегодня Ученого Слона нигде не встречали? Ответы детей. Странно, обычно он самый первый появляется на наших занятиях.
Ну, ничего. Мы не будем зря терять время. Ученый Слон, скорее всего, опаздывает. Давайте заранее подумаем, на какие вопросы мы будем искать ответы, когда приступим к исследованию нового вещества. А чтобы ничего не забыть, все сформулированные вопросы мы с помощью карточек с символами зафиксируем на доске.

Дети предлагают вопросы:

– Какого цвета вещество?
– Какой запах у вещества?
– Какой вкус у вещества?
– Какое вещество на ощупь?
– Растворяется ли вещество в воде?
– Где в природе встречается это вещество?
– Как его можно получить?
– Где и для чего используется вещество?

Воспитатель выслушивает вопросы, помогает четче их сформулировать, следит за правильностью оформления вопроса при помощи карточек с символами на магнитной доске.

Звонит телефон. Воспитатель берет трубку.

Воспитатель: Здравствуйте, уважаемый Ученый Слон! Мы Вас уже давно ждем! Где Вы сейчас находитесь? (пауза) Как в Африке? Что же нам делать? (пауза)А как же наше занятие? (пауза) Спасибо, Ученый Слон!
Ребята, оказывается, Ученый Слон заранее подготовил для нас коробку с неизвестным нам веществом для исследований. Чтобы наши глазки смогли ее быстрее найти, сделаем упражнение для глаз.

Упражнение для глаз.

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.
Наши глазки отдыхают,
Упражнения выполняют.
А теперь мы их откроем,
Через речку мост построим.
Нарисуем букву о, получается легко.
Вверх поднимем, глянем вниз,
Вправо, влево повернем,
Заниматься вновь начнем.

А теперь посмотрите вокруг, куда Ученый Слон мог положить коробку? (Дети находят в группе коробку).
Молодцы! Давайте посмотрим, что нам приготовил Слон. (Дети открывают коробку, обнаруживают комплект баночек с крахмалом).
Каждый возьмите по одной баночке. Садимся за столы и начинаем изучать вещество.
С какого вопроса вы предлагаете начать? Ответы детей.
Начнем с цвета. Возьмите в руки лупу и хорошенько рассмотрите вещество. Какого оно цвета? Ответы детей.
Правильно. Вещество белого цвета. Возьмите дневники наблюдения и напротив изображения глаза напишите слово БЕЛОЕ.
Переходим к следующему вопросу. Будем определять запах вещества. Для этого осторожно его понюхаем. Есть запах у вещества? Ответы детей.
Что вы отметите в дневниках наблюдения? Ответы детей (В дневниках наблюдений напротив изображения носа красным карандашом чертим крест).
Теперь попробуем вещество на вкус. Для этого воспользуемся пластмассовыми ложками. Какой вкус у вещества? Ответы детей.
Действительно, вещество без вкуса. В дневниках наблюдения ставим крест напротив изображения языка.
Выбирайте следующий вопрос. Определяем, какое вещество на ощупь. Ответы детей (мягкое, хрустит).
Как вы это отметите в дневниках наблюдения?
Как определить, растворимо ли вещество, и как много его растворится в воде? Ответы детей (Отмеряем 100 мл воды с помощью мерного стакана, и смотрим, сколько ложечек данного вещество сможет раствориться в этом объеме). Приступаем к работе.
Что вы можете сказать о растворимости вещества? Принимает ответы детей, корректирует речь. Следит за правильностью оформления дневников наблюдений.
Ребята, а кто-нибудь по этим свойствам смог узнать вещество? Ответы детей.
Чтобы узнать точный ответ, вам надо будет выполнить следующее задание: Найдите среди карточек, прикрепленных к магнитной доске, изображение органа чувств, которого мы сегодня не использовали при исследовании вещества. Если вы правильно определите эту карточку, то с обратной стороны прочтете правильный ответ. Дети определяют, что среди органов чувств в сегодняшнем исследовании вещества не принимало участие ухо. Поворачивают карточку с изображением уха и на обратной стороне читают слово КРАХМАЛ.
Вы когда-нибудь слышали такое слово КРАХМАЛ? Что вы о нем слышали? Что вы о нем знаете? Ответы детей.
Мы с вами проделали ряд исследований и можем сделать вывод о свойствах изучаемого нами вещества крахмала. Кто сегодня в роли ученого выступит с докладом-обобщением о новом веществе?

Один из детей надевает мантию и шапку ученого и выступает в роли докладчика, обобщая полученные результаты исследований

Есть ли у кого-нибудь дополнения к докладу? Хочет ли кто-нибудь что-то спросить у выступающего? Тогда у меня вопросы ко всем исследователям:

– На что похоже вещество крахмал?
– Что общего между мукой и крахмалом?
– Можно ли издалека спутать крахмал с солью?
– Чем отличаются крахмал и соль?

Дети отвечают на вопросы.

Молодцы, ребята. Вы правильно ответили на все вопросы. Пришло время физкультминутки.

Физкультминутка

Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.

Часть знаний вы раздобыли опытным путем. Осталась та часть исследований, которая связана с работой с книгами, с интернетом. Обратитесь с вопросами к родителям. Что они могут вам рассказать про крахмал? Может, дома найдутся книги с нужной информацией? Или родители помогут вам найти информацию в интернете. Ваше домашнее задание: Узнать, как крахмал получают; где крахмал используют.
А вот на вопрос, где можно встретить крахмал, вам придется отыскать ответ самостоятельно. Посмотрите, что еще нам оставил Ученый Слон. Демонстрирует ребятам корзину с продуктами питания.
Итак, что же в этой корзине? Ребята, как можно одним словом назвать все то, что находится в этой корзине? Ответы детей (Продукты питания).
Ребята, у меня в руках крекер. Как я могу узнать, есть ли в нем сахар?
А есть ли в нем соль? Какой эксперимент надо провести, чтобы узнать это? Ответы детей.
Правильно. Если вещество съедобное, можно на вкус определить, сладкий это крекер, или соленый. А кто из вас сможет на вкус определить, есть ли в крекере крахмал?
Ответы детей.
Посмотрите, сколько здесь продуктов! У них одинаковый вкус? Можно ли просто пробуя эти вещества, определить, где, в каком веществе находится крахмал? А хотите, я вас этому научу? Ответы детей.
Есть специальный реагент, и называется он ЙОД. Кто знает, что такое йод? Для чего он нужен человеку? Ответы детей.
Правильно, йод убивает микробы. А раз он кого-то убивает, значит, вещество небезопасно. Послушайте очень важные правила работы с раствором йода. Йод – вещество, которое может испачкать руки и одежду. Поэтому я его очень сильно разбавила. Но раствор получился все равно желтым, поэтому может оставить желтые пятна на руках или одежде. Постарайтесь этого избежать. И уж совсем плохо будет, если раствор йода попадет вам в глаза или в рот. Работайте с этим веществом очень осторожно. Я ведь не зря его налила в непроливайки.
Возьмите сухую ложку и с ее помощью положите небольшое количество крахмала на середину тарелки.
Возьмите из коробочки ватную палочку. Опустите ее в непроливайку, а потом дотроньтесь до крахмала. Что вы наблюдаете? Ответы детей.
Оказывается, при взаимодействии с йодом крахмал окрашивается в темно-синий цвет. Если мы дотронемся ватной палочкой, смоченной раствором йода, до вещества, где есть крахмал, появится синее окрашивание. Если йод остался желтым, крахмала в веществе нет.
Я разделю магнитную доску на 2 половины. Слева мы будем прикреплять карточки с изображением тех веществ, в которых крахмал есть, а справа – те, в которых вы крахмала не обнаружите.
Кто предложит нам следующий продукт питания?

Ребята проводят эксперименты со всеми имеющимися продуктами питания. На магнитной доске с одной стороны прикрепляются карточки с изображением продуктов питания, содержащими крахмал, с другой стороны – с изображением продуктов, в которых крахмал не обнаружен.

Итак, ребята, давайте посмотрим, что у нас получилось. Одни продукты питания содержат крахмал, другие – не содержат. Почему? Давайте разберемся, что общего среди продуктов питания, которые расположены слева, и что общего среди продуктов питания, которые расположены справа. Ответы детей. Воспитатель выстраивает дискуссию таким образом, чтобы ребята сами пришли к выводу, что продукты питания растительного происхождения содержат крахмал, а продукты питания животного происхождения крахмала не содержат.

После подведения итогов ребята при помощи карточек оценивают свое настроение на данном занятии.