Интегрированный урок (химия + информатика) по теме "В поисках сокровищ" (обобщение по темам "Первоначальные химические понятия", "Логические операции"). 8-й класс

Разделы: Химия, Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (10 МБ)


Цель урока. Повторить физические и химические явления, типы химических реакций и признаки их классификации; научить учащихся применять полученные знания о типах химических реакций на практике – составлять уравнения химических реакций, определять типы химических реакций.

Задачи. 

  • Образовательные: систематизировать знания учащихся о физических и химических явлениях, типах химических реакций, о логических операциях; продолжить формирование умений наблюдать, записывать уравнения и предвидеть продукты химических реакций; строить таблицы истинности.
  • Развивающие: совершенствовать умения школьников при составлении химических уравнений, таблиц истинности; совершенствовать умения учащихся сравнивать и обобщать; развивать память, устойчивое внимание, самостоятельное мышление, умение слушать и слышать другого человека; развивать аналитическое мышление.
  • Воспитательные:  продолжить формирование диалектико-материалистического мышления учащихся.

Форма учебного процесса: классный урок.

Класс: 8

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний учащихся.

Вид урока: урок игра-путешествие.

Система оценивания. На каждом этапе учащимся, активно работающим на своих местах, выдаются пиастры – показатель работоспособности и активности учащихся на уроке. К концу урока у учащихся накапливается определенное количество пиастров, по которым легко оценивать их работу на уроке: 5-6 пиастров – оценка “5”, 3-4 пиастра – “4”, 1-2 пиастра – “3”.

Оборудование.  Учебная презентация, таблица “Угадай слово”, шифровки, карточки с заданиями, пиастры, конверты “Приз” и “Суперприз”.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель информатики. Приветствие.

Деление на группы. Правила работы в группе (обсуждение)

II. Сообщение темы, цели урока, мотивация учащихся

Учитель химии.

В природе с момента ее зарожденья:
Всегда с веществами идут превращенья.
Про эти природные измененья 
Мы с вами сказали бы: “Это явленья!”
Явленья бывают различными,
Рассмотрим химические и физические.
Должны уметь мы их наблюдать,
А самое главное их различать.

Сегодня на уроке мы должны систематизировать все полученные вами знания о химических реакциях, их типах и признаках, а также о логических операциях. А для этого мы с вами совершим круиз – морское путешествие.

III. Обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов и выполнения практических заданий

Учитель информатики.

Сегодня утром нам пришло интересное сообщение.

Здравствуйте, ребята!
Ко мне случайно попала карта острова сокровищ. Я сейчас очень занят и не могу отправиться за ними сам, поэтому посылаю вам эту карту! Желаю вам удачи! Попутного ветра, и да хранит вас Нептун!!!
Ваш Джек Воробей

Не будем медлить, пока он не передумал и отправимся в путь!

Карта, название портов

Учитель химии.

1 порт. “Ключ от сундука” (старый пират)

Эти явления знаете вы, 
В природе и в быту встречаются они, 
А отличают эти явления взаимные превращения, 
При которых образуются всегда новые вещества.

Что же это за явления?

Ученики. Химические реакции.

Укажите для нижеприведенных суждений истинные они или ложные:

Задание

• кипение воды – химическое явление; 0
• образование на деревьях инея - физическое явление;1
• скисание молока - химическое явление;1
• ржавление гвоздя - физическое явление;0
• таяние льда – физическое явление;1
• горение бенгальских огней - химическое явление;1
• гниение растений - химическое явление;1
• приготовление сахарного сиропа – химическое явление;0
• приготовление сахарной пудры из сахара – физическое явление;1
• горение свечи – химическое явление.1

Учитель информатики. Взаимопроверка между группами.

1.jpg (4390 bytes)

2 порт “Шторм”

Учитель химии.

Нам поступил сигнал SOS, недалеко от нас терпит крушение пассажирский лайнер. Они просят помощи. Надо срочно эвакуировать пассажиров. У нас есть спасательные плоты и шлюпки.

Вы можете сами определить вид спасательного средства, но должны помнить, что для управления шлюпкой нужно больше знаний, зато можно получить больше пиастров.

Плот. Запишите формулы веществ в соответствующие столбцы таблицы: H2, Na2S, Al, CuCl2, Mg, KI, S, Ca(OH)2, O3, FeBr

Простые вещества Сложные вещества
....................... .......................
....................... .......................
....................... .......................
....................... .......................
....................... .......................

Шлюпка.  Запишите формулы веществ в соответствующие столбцы таблицы: P2O5, I2, NaCl, CaH2, Na2O, K2S, Fe, PH3, N2, Na4Si, LiOH, Cu

Простые вещества Бинарные соединения
металлы неметаллы оксиды хлориды гидриды сульфиды
......... ......... ......... ......... ......... .........

За выполнение задания для плота -  1 пиастр, для шлюпки – 2 пиастра.

(взаимопроверка в группах)

Учитель. Ребята, давайте подведем итог нашей операции и скажем, чем отличаются простые вещества от сложных, физические явления от химических.

Учащиеся отвечают на вопросы.

3 порт “Письмо в бутылке”

Учитель информатики.

Сегодня боцман выловил бутылку с письмом, в нем мы нашли шифровку

На каждой парте лежит шифровка (Приложение 1). Посмотрите на нее внимательно.

Задание. Уравняйте химические реакции. Подсчитайте сумму коэффициентов в каждом уравнении. Найдите соответствующие точки и последовательно соедините их друг с другом. Какой химический элемент или логическая операция спрятались за цифрами?

Ответ. Шифровки 1 – N; 2 – P; 3 – O; 4 - И

Валеопауза

Быстро встали, улыбнулись, 
Выше-выше подтянулись. 
Ну-ка плечи распрямите, 
Поднимите, опустите. 
Вправо, влево повернитесь, 
Рук коленями коснитесь. 
Сели, встали, сели, встали, 
И на месте побежали. 

Учитель химии.

4 порт “Угадай слово” (Попугай)

Химических реакций известно в мире много, 
И каждая в отдельности важна, поверьте мне. 
Реакции мы делим на типы очень строго. 
Какие это типы? Поведайте вы мне.

Ученики. Существует четыре типа химических реакций: реакции соединения, разложения, замещения, обмена.

Учитель. Что называется реакцией соединения, разложения, замещения, обмена?

Ученики отвечают на поставленные вопросы.

Учитель. Давайте выполним следующее задание.

Задание. К какому типу химических реакций нужно отнести уравнения, приведенные в таблице “Угадай слово”? Необходимо правильно определить тип химической реакции, найти соответствующую букву, из букв сложить слово 

Ответ. Сундук

“Угадай слово”

Уравнения реакций Типы химических реакций
соединения разложения замещения обмена
Mg + 2HCl = MgCl2 + H2 Б В С К
2Fe(OH) 3 = Fe2O3 + 3H2O Г У К Д
2Ca + O2 = 2CaO Н Ж С Ф
K3PO4 + 3AgNO3 = Ag3PO4  + 3KNO3 Н У Т Д
2HgO = 2Hg + O2 А У Р П
Br2 + 2KI = 2KBr + I2 Ш Л К И

Учитель информатики.

В сундуке нас ждет сюрприз, 
Там еще и суперприз! 
Чтобы сокровище найти, 
Нужно многое постичь, надо много сил вложить: 
Не бояться отвечать и пиастры собирать!

Логическая задача

Ученик провел 4 химических реакции. Каждая из них принадлежит одному из типов и имеет свой признак. Какой признак характерен для каждой реакции, если известно, что при реакции соединения не выпадает осадок и не образуется газ. При реакции разложение происходит изменение цвета. Признаками двух других реакций являются выпадение осадка и выделение газа. Интересно, что название типа одной из реакций и признака начинается с одной буквы.

  осадок газ Изменение цвета Выделение тепла и света
Соединение       +
Разложение     +  
Замещение   +    
Обмен +      

Оценки

Учитель химии.

Обмен пиастров на оценки

Учитель. Ребята, покажите свои маршрутные листы. (Приложение 2)

А теперь обмениваем заработанные вами пиастры на оценки:

  • 5-6 пиастров –  “5”;
  • 3-4 пиастра –  “4”,
  • 1-2 пиастра – “3” (заносим оценки в маршрутные листы)

Домашнее задание

Приложение 3

IV. Подведение итогов

Учитель химии. 

Сегодня на уроке мы систематизировали ваши знания по теме “Химические реакции и логические операции”. Спасибо вам за хорошую, плодотворную и интересную работу.

Учитель информатики.

И чтобы узнать ваше мнение о сегодняшнем уроке, мы просим вас создать картину “Морское дно”, используя животных, живущих в море, лежащие на ваших столах. Ваше настроение должно совпасть с настроением выбранного вами персонажа.

Рефлексия (Морское дно)