Цель урока. Повторить физические и химические явления, типы химических реакций и признаки их классификации; научить учащихся применять полученные знания о типах химических реакций на практике – составлять уравнения химических реакций, определять типы химических реакций.
Задачи.
- Образовательные: систематизировать знания учащихся о физических и химических явлениях, типах химических реакций, о логических операциях; продолжить формирование умений наблюдать, записывать уравнения и предвидеть продукты химических реакций; строить таблицы истинности.
- Развивающие: совершенствовать умения школьников при составлении химических уравнений, таблиц истинности; совершенствовать умения учащихся сравнивать и обобщать; развивать память, устойчивое внимание, самостоятельное мышление, умение слушать и слышать другого человека; развивать аналитическое мышление.
- Воспитательные: продолжить формирование диалектико-материалистического мышления учащихся.
Форма учебного процесса: классный урок.
Класс: 8
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний учащихся.
Вид урока: урок игра-путешествие.
Система оценивания. На каждом этапе учащимся, активно работающим на своих местах, выдаются пиастры – показатель работоспособности и активности учащихся на уроке. К концу урока у учащихся накапливается определенное количество пиастров, по которым легко оценивать их работу на уроке: 5-6 пиастров – оценка “5”, 3-4 пиастра – “4”, 1-2 пиастра – “3”.
Оборудование. Учебная презентация, таблица “Угадай слово”, шифровки, карточки с заданиями, пиастры, конверты “Приз” и “Суперприз”.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Учитель информатики. Приветствие.
Деление на группы. Правила работы в группе (обсуждение)
II. Сообщение темы, цели урока, мотивация учащихся
Учитель химии.
В природе с момента ее зарожденья:
Всегда с веществами идут превращенья.
Про эти природные измененья
Мы с вами сказали бы: “Это явленья!”
Явленья бывают различными,
Рассмотрим химические и физические.
Должны уметь мы их наблюдать,
А самое главное их различать.
Сегодня на уроке мы должны систематизировать все полученные вами знания о химических реакциях, их типах и признаках, а также о логических операциях. А для этого мы с вами совершим круиз – морское путешествие.
III. Обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов и выполнения практических заданий
Учитель информатики.
Сегодня утром нам пришло интересное сообщение.
Здравствуйте, ребята!
Ко мне случайно попала карта острова сокровищ. Я сейчас очень занят и не могу отправиться за ними сам, поэтому посылаю вам эту карту! Желаю вам удачи! Попутного ветра, и да хранит вас Нептун!!!
Ваш Джек ВоробейНе будем медлить, пока он не передумал и отправимся в путь!
Карта, название портов
Учитель химии.
1 порт. “Ключ от сундука” (старый пират)
Эти явления знаете вы,
В природе и в быту встречаются они,
А отличают эти явления взаимные превращения,
При которых образуются всегда новые вещества.
Что же это за явления?
Ученики. Химические реакции.
Укажите для нижеприведенных суждений истинные они или ложные:
Задание
• кипение воды – химическое явление; 0
• образование на деревьях инея - физическое
явление;1
• скисание молока - химическое явление;1
• ржавление гвоздя - физическое явление;0
• таяние льда – физическое явление;1
• горение бенгальских огней - химическое
явление;1
• гниение растений - химическое явление;1
• приготовление сахарного сиропа – химическое
явление;0
• приготовление сахарной пудры из сахара –
физическое явление;1
• горение свечи – химическое явление.1
Учитель информатики. Взаимопроверка между группами.
2 порт “Шторм”
Учитель химии.
Нам поступил сигнал SOS, недалеко от нас терпит крушение пассажирский лайнер. Они просят помощи. Надо срочно эвакуировать пассажиров. У нас есть спасательные плоты и шлюпки.
Вы можете сами определить вид спасательного средства, но должны помнить, что для управления шлюпкой нужно больше знаний, зато можно получить больше пиастров.
Плот. Запишите формулы веществ в соответствующие столбцы таблицы: H2, Na2S, Al, CuCl2, Mg, KI, S, Ca(OH)2, O3, FeBr3
Простые вещества | Сложные вещества |
....................... | ....................... |
....................... | ....................... |
....................... | ....................... |
....................... | ....................... |
....................... | ....................... |
Шлюпка. Запишите формулы веществ в соответствующие столбцы таблицы: P2O5, I2, NaCl, CaH2, Na2O, K2S, Fe, PH3, N2, Na4Si, LiOH, Cu
Простые вещества | Бинарные соединения | ||||
металлы | неметаллы | оксиды | хлориды | гидриды | сульфиды |
......... | ......... | ......... | ......... | ......... | ......... |
За выполнение задания для плота - 1 пиастр, для шлюпки – 2 пиастра.
(взаимопроверка в группах)
Учитель. Ребята, давайте подведем итог нашей операции и скажем, чем отличаются простые вещества от сложных, физические явления от химических.
Учащиеся отвечают на вопросы.
3 порт “Письмо в бутылке”
Учитель информатики.
Сегодня боцман выловил бутылку с письмом, в нем мы нашли шифровку
На каждой парте лежит шифровка (Приложение 1). Посмотрите на нее внимательно.
Задание. Уравняйте химические реакции. Подсчитайте сумму коэффициентов в каждом уравнении. Найдите соответствующие точки и последовательно соедините их друг с другом. Какой химический элемент или логическая операция спрятались за цифрами?
Ответ. Шифровки 1 – N; 2 – P; 3 – O; 4 - И
Валеопауза
Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше подтянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.
Учитель химии.
4 порт “Угадай слово” (Попугай)
Химических реакций известно в мире много,
И каждая в отдельности важна, поверьте мне.
Реакции мы делим на типы очень строго.
Какие это типы? Поведайте вы мне.
Ученики. Существует четыре типа химических реакций: реакции соединения, разложения, замещения, обмена.
Учитель. Что называется реакцией соединения, разложения, замещения, обмена?
Ученики отвечают на поставленные вопросы.
Учитель. Давайте выполним следующее задание.
Задание. К какому типу химических реакций нужно отнести уравнения, приведенные в таблице “Угадай слово”? Необходимо правильно определить тип химической реакции, найти соответствующую букву, из букв сложить слово
Ответ. Сундук
“Угадай слово”
Уравнения реакций | Типы химических реакций | |||
соединения | разложения | замещения | обмена | |
Mg + 2HCl = MgCl2 + H2 | Б | В | С | К |
2Fe(OH) 3 = Fe2O3 + 3H2O | Г | У | К | Д |
2Ca + O2 = 2CaO | Н | Ж | С | Ф |
K3PO4 + 3AgNO3 = Ag3PO4 + 3KNO3 | Н | У | Т | Д |
2HgO = 2Hg + O2 | А | У | Р | П |
Br2 + 2KI = 2KBr + I2 | Ш | Л | К | И |
Учитель информатики.
В сундуке нас ждет сюрприз,
Там еще и суперприз!
Чтобы сокровище найти,
Нужно многое постичь, надо много сил вложить:
Не бояться отвечать и пиастры собирать!
Логическая задача
Ученик провел 4 химических реакции. Каждая из них принадлежит одному из типов и имеет свой признак. Какой признак характерен для каждой реакции, если известно, что при реакции соединения не выпадает осадок и не образуется газ. При реакции разложение происходит изменение цвета. Признаками двух других реакций являются выпадение осадка и выделение газа. Интересно, что название типа одной из реакций и признака начинается с одной буквы.
осадок | газ | Изменение цвета | Выделение тепла и света | |
Соединение | + | |||
Разложение | + | |||
Замещение | + | |||
Обмен | + |
Оценки
Учитель химии.
Обмен пиастров на оценки
Учитель. Ребята, покажите свои маршрутные листы. (Приложение 2)
А теперь обмениваем заработанные вами пиастры на оценки:
- 5-6 пиастров – “5”;
- 3-4 пиастра – “4”,
- 1-2 пиастра – “3” (заносим оценки в маршрутные листы)
Домашнее задание
IV. Подведение итогов
Учитель химии.
Сегодня на уроке мы систематизировали ваши знания по теме “Химические реакции и логические операции”. Спасибо вам за хорошую, плодотворную и интересную работу.
Учитель информатики.
И чтобы узнать ваше мнение о сегодняшнем уроке, мы просим вас создать картину “Морское дно”, используя животных, живущих в море, лежащие на ваших столах. Ваше настроение должно совпасть с настроением выбранного вами персонажа.
Рефлексия (Морское дно)