Цели:
- актуализация опорных знаний по теме «механические колебания»;
- контроль и закрепление основных навыков экспериментальной работы;
- развитие познавательных умений и самостоятельности к творческому поиску при решении конкретных задач;
- развитие умений анализировать работу; умение сравнивать теоретические выводы и результат эксперимента.
Регламент: 2 урока
Группы: 7 групп по 2 человека
Пояснительная записка
Структура урока
Этапы урока |
Содержание работы |
Время (мин.) |
Методы и приемы |
1. Вводный | Оргмомент | 1-2 |
|
2. Повторение | Повторение основных понятий и формул по теме «Механические колебания», повторение основных методов расчета погрешности | 5-10 |
Фронтальный опрос |
3. Основной этап | Выполнение экспериментальных заданий | 60 |
Работа в парах |
4. Контролирующий | Контроль знаний | 15-20 |
Собеседование о ходе выполнения задания, вопросы по теории (индивидуально с каждым учеником поочередно) |
5. Итоговый | Обсуждение результатов, выводы. | 10-15 |
Рефлексия |
1. Класс разбивается на 7 групп по 2 человека.
2. Каждая группа получает задание на 30 минут.
3. На занятии каждая группа должна сделать 2-3 задания (одно задание элементарное, но с возможным подвохом; второе – простое, третье – сложное). Через 30 минут пары меняются местами.
4. Решение задачи оформляется на бланках с указанием необходимого оборудования, рисунка опыта, выводом уравнений и расчета искомого параметра.
5. Во всех заданиях теоретические и экспериментальные результаты следует предоставлять с учетом погрешности измерений. Методика расчета погрешности учащимся раздается.
6. Учащимся дают лишь тексты заданий. Приведенные ниже указания учащимся выдают в случае затруднений при выполнении работы, оценка за задание при этом снижается на балл.
7. В конце урока группы учащихся докладывают о своих результатах, обсуждают их и делают выводы.
8. Учитель подводит итоги, выставляет оценки (как среднее арифметическое за 2 задания.
Примечание: оцениваются не только совершенно верные ответы. Важно научиться искать ответы на вопросы или задачи. Поэтому оценка ставится за поиск решения и его обоснование.
Метод расчета погрешности в экспериментальных заданиях
1. Сравните периоды колебаний, полученные теоретически и экспериментально.
2. Сделайте вывод о значимости полученных расхождений и причинах этого. Если расхождение результатов (Тт – Тэ) превышает сумму границ абсолютных погрешностей измерений (рис. 1, а) ∆Тт и ∆Tэ (Тт – Тэ> ∆Тт + ∆Tэ), то оно значимо;
Рис. 1
В этом случае надо указать существенные неучтенные факторы при теоретическом выводе формулы Т (например, вязкость жидкости, колебание воды, окружающей пробирку, и др.). Если расхождение результатов незначимо (рис. 1, б), т.е. Тт – Тэ < ∆Тт + ∆Tэ, то следует вывод о совпадении теоретического и экспериментального расчетов в пределах погрешностей эксперимента.
Задание элементарное, но с подвохом (выполняют все фронтально)
Определение ускорения свободного падения с помощью математического маятника
Оборудование: нить, гайка, линейка, секундомер (рис.2)
Рис. 2
Указания
Т = t/N. |
После получения результата производится расчет погрешности.
В работе необходимо оценить полученный результат и сделать вывод.
РS. Подвох заключается в том, что к
подставке штатива изнутри прикреплен маленький,
но сильный магнит. В результате ускорение
свободного падения по расчетам получается
больше 11м/c2. Так как все ученики прекрасно
знают численное значение g, у них возникает
соблазн получить «точный» результат методом
подгонки =)
При итоговом обсуждении ответы учащихся
анализируются и магниты демонстрируются. «5» за
данное задание получают те, к кого результат
соответствует условиям проведения опыта и кто
попытался объяснить полученный результат.