Детям, совершенно так же, как
и взрослым, хочется быть
здоровыми и сильными,
только дети не знают,
что для этого надо делать.
Объясним им, и они будут
беречься.
“Педагогика сердца”
Януш Корчак
Здоровье и здоровый образ жизни пока не занимают первые места в иерархии потребностей человека нашего общества. Все исследователи едины во мнении, что детей с самого раннего возраста необходимо научить ценить, беречь и укреплять свое здоровье, и лишь в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Сейчас практически не встретишь абсолютно здорового ребенка. Все мы любим наших детей и хотим их видеть счастливыми и здоровыми. К сожалению, последние медицинские исследования свидетельствуют о неутешительных показателях их здоровья. На здоровье оказывает влияние целый ряд факторов: состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, привычки и поведение. Очень важно, чтобы навыки безопасного для жизни и здоровья поведения строились на воспитании тех или иных привычек и формировались вовремя.
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Шестой год я работаю по программе “Детство” под руководством кандидата педагогических наук, профессора Т.И Бабаевой. Данная программа соответствует всем Федеральным государственным требованиям, а базой для реализации программы является осуществление задачи укрепления физического и психического здоровья ребенка, формирования основ безопасного поведения, двигательной и гигиенической культуры. Программа предусматривает валеологическое просвещение дошкольников, развитие представлений о здоровом образе жизни, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, знания о правилах безопасного поведения и разумных действиях в непредвиденных ситуациях, способах оказания элементарной помощи и самопомощи.
Работая в образовательной области “Здоровье” я поставила перед собой следующие задачи воспитания и развития детей:
Воспитывать ценностное отношение детей к здоровью и человеческой жизни, развивать мотивацию к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих людей.
Обогащать и углублять представления детей о том, как поддержать, укрепить и сохранить здоровье.
Воспитывать самостоятельность в выполнении культурно-гигиенических навыков, обогащать представления детей о гигиенической культуре.
Обеспечить сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
Одной из главных задач, стоящих передо мной является сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Руководствуясь результатами педагогической диагностики воспитанников, сведениями о состоянии их здоровья, я прогнозирую особенности развития каждого ребенка, что способствует укреплению и сохранению здоровья воспитанников. Варьирую нагрузку и содержание образовательной области в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка, учитывая группу здоровья, темпы физического развития.
Здоровье – главная ценность человеческой жизни. Очень хорошо это объясняет программа “Основы безопасности детей дошкольного возраста”, разработанная кандидатами психологических наук Н.Н. Авдеевой и Р.Б. Стеркиной, кандидатом педагогических наук О.Л. Князевой. В содержании этой программы проблема сохранения здоровья детей признается приоритетной и ей уделяется первостепенное значение, и именно эту программу я считаю активной не только в моей работе, но и в работе самих детей и родителей.
В группе “Золотой ключик” созданы все условия для проявления детьми здоровьесберегающей компетентности. В игровой комнате у нас расположен небольшой физкультурный уголок со спортивным оборудованием, массажными ковриками для проведения бодрящей гимнастики после сна. В данном помещении имеется компьютер и музыкальный центр, которые используются во время проведения утренней гимнастики, бодрящей гимнастики, физкультурных, досуговых и музыкально-спортивных мероприятий. С начала учебного года в игровой комнате мною были проведены разнообразные спортивные досуги и праздники, такие как: “День здоровья”, “Здоровье дарит Айболит”, “Буратино заболел”, “Путешествие в Спортландию”, “Со спортом дружить – здоровыми быть”.
На улице возле дома оборудована игровая площадка для прогулок, где дети играют в подвижные игры, в теплое время года катаются на велосипедах, играют в бадминтон, футбол, а зимой катаются на санках, скользят по ледяным дорожкам, ходят на лыжах. Здесь же сделан спортивный уголок для занятий физкультурой, на котором имеются кольцебросы, площадка для прыжков в высоту и длину, беговая дорожка, дуги для игр с подлезанием и лазанием. Совместно с родителями мы изготовили сказочных персонажей из экологически чистого бросового материала – пеньков. Здесь и задиристый Буратино, и злой зеленый крокодил, и мудрая черепаха Тортила, а также красочный корабль для дальних путешествий. Данные экспонаты используются детьми для упражнений в ходьбе и равновесии.
Культурно-гигиенические навыки очень важная часть здорового образа жизни. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви продиктованы не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что если они регулярно будут соблюдать эти правила, то у них проявляется уважение к окружающим и возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, не будет одобрен окружающими людьми.
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. В самом начале своей работы я приучала детей к выполнению элементарных правил, самостоятельно мыть руки с мылом, намыливая их до образования пены и насухо вытирать, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта, зубной щеткой, следила, чтобы все вещи содержались в чистоте.
Для воспитания и привития у детей хорошей привычки мыть руки я использовала потешки и маленькие стишки:
Водица, водица умой наши лица,
Умой наши щечки, умой наши губки,
Умой наши зубки, умой наши ручки!Мышка плохо лапки мыла: лишь водичкою смочила.
Мылом мылить не старалась – и на лапках грязь осталась.
Полотенце в черных пятнах! Как же это неприятно!Попадут микробы в рот – может заболеть живот.
Так что, дети, постарайтесь, чаще с мылом умывайтесь!
Надо теплою водой руки мыть перед едой!
Формирование навыков личной гигиены предполагает, и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять.
Причесывая девочек, я читаю им потешку:
Расти, коса, до пояса, не вырони ни волоса.
Расти, косынька, до пят – все волосыньки в ряд.
Расти, коса, не путайся – маму дочка слушайся.
Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постоянное повышение требований к ним. Нужно добиваться от дошкольников точного и четкого выполнения действий, их правильной последовательности. В процессе гигиенического воспитания детей я сообщаю им разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, формирует у детей представление о пользе физкультурных упражнений. Гигиенические знания целесообразны и в различных образовательных областях. Для этого мною используются некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры: “Чистоплотные дети”, Встречаем гостей”, “Наряжаем куклу” и т.д. Интересны детям и литературные сюжеты “Мойдодыр”, “Федорино горе” и др. На основе их можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми.
Не следует забывать, что основы здорового образа жизни закладываются в дошкольном возрасте, когда ребенок приобретает многие привычки, которые в сочетании с обучением дошкольников методом совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Однако нередко эти привычки складываются, без осознания ребенком их значимости. Поэтому важно сформировать у ребенка здоровьесберегающее поведение.
Одной из важных задач, стоящих передо мной является формирование ценностного отношения к собственной жизни и жизни окружающих людей, воспитание потребности в здоровом образе жизни детей. Знания должны приходить к ребенку как бы, между прочим.
Приобщение детей к здоровому образу жизни предполагает организацию режима дня, двигательной активности, закаливания, рационального питания; снятие напряжения, соблюдение личной гигиены, разнообразные формы физкультурно-оздоровительной работы, а также использование здоровьесберегающих технологий.
Приоритетным направлением деятельности нашей группы является создание единой системы оздоровления детей в учреждении и семье.
Воспитание потребности в здоровом образе жизни осуществляется по следующим направлениям:
1. развитие стойких культурно-гигиенических навыков;
2. развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов;
3. обучение уходу за собственным телом;
4. формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма;
5. формирование элементарных представлений об окружающей среде;
6.формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений;
7. развитие потребности семьи в здоровом образе жизни.
Культура здоровья и культура движения – два компонента в жизни ребенка. Активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка. Двигательная культура дошкольников начинается с формирования естественных движений и развития двигательных способностей. Повышение двигательной активности детей происходит благодаря разным формам работы по физическому воспитанию.
Традиционные формы работы:
- Физкультурные занятия
- Утренняя гимнастика
- Подвижные и спортивные игры
- Самостоятельная двигательная активность детей
- Физкультурные досуги
- Дни здоровья
- Бодрящая гимнастика
- Индивидуальная работа
Специфические:
- Игры-путешествия
- Самомассаж
- Пальчиковая гимнастика
- Игропластика
- Дыхательная гимнастика
- Гимнастика для глаз
- Релаксация
- Динамические паузы
- Гимнастика коррегирующая
- Гимнастика ортопедическая
1. Динамические паузы, которые рекомендуются для всех детей в качестве профилактики утомления. Динамические паузы могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида той или иной образовательной области. Игры на динамику: “Самолеты”, “Полетели - отдохнули”, “Кошка проснулась”, “Ползаем, как змейки”. Задача воспитателя четко следить за правильность выполняемых детьми упражнений и создавать условия для переноса освоенных приемов в их самостоятельную деятельность.
2. Подвижные и спортивные игры – как часть образовательной области “Физическая культура”, на прогулке, в игровой комнате – малой, средней и высокой степени подвижности. Игры я подбираю в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем их проведения. В игровой комнате я использую лишь элементы спортивных игр.
3. Релаксация. В моем доме создан специальный релаксационный кабинет, в котором находится большое разнообразие комнатных растений, живут певчие птицы: канарейки, попугаи, амадины, которые дарят детям чудный мир птичьих голосов. В своей работе я использую спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.
4. Гимнастика пальчиковая. Ее я провожу индивидуально либо со всей группой ежедневно в любой удобный отрезок времени.
5. Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 минут в свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки. Для этого мною используется разнообразный наглядный материал: карточки-тренажеры с изображением каких-либо фигур (овалов, восьмерок, волн, спиралей и т.д.) или перекрещенных линий разного цвета. У меня имеется картотека комплексов гимнастики для глаз: “Слон”, “Веселый цирк”, “Звери заняты делом”, “Поиграем в мяч”, Мы шоферы”, “Ученые мартышки”, “Хитрый лис”, “Качели”, “Радуга”. Дети выполняют задания и упражнения на укрепление зрения и профилактику утомления глаз: попеременное фокусирование взгляда на носу, на точке между бровями, на левом плече, на правом плече (не поворачивая головы); слежение за полетом “бабочки”, “пчелы”; выполнение упражнений “ласточка на стекле”, а также играют в игры: “Угадай, что изменилось”, “Поменяй, как было”, “Восстанови картинку”, Ночь – день”, “Самая черная кошка” с закрытыми глазами). Обучение приемам пальминга: дети сидят спокойно, плотно закрыв глаза ладонями, поставив локти на опору.
6. Гимнастика дыхательная проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Я обеспечиваю проветривание помещения, даю детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.
7. Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.
8. Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней свода стопы.
Традиционные средства физической культуры совершенствуют физические качества, формируют двигательные умения и навыки, укрепляют здоровье, но они не позволяют в полной мере сформировать ценностное отношение к здоровью. Поэтому с учетом анатомо-физиологических и психологических особенностей детей дошкольного возраста были разработаны специальные игры,задания и упражнения, используемые для формирования представлений о здоровье, функциях организма, рациональном питании, а также практические действия по организации здоровой жизнедеятельности – эстафеты и специальные игровые задания.
Фиксация в речевых высказываниях детей своего практического опыта по укреплению здоровья.
Игры, задания и упражнения: “В здоровом теле – здоровый дух”, “Настроение и здоровье”, “Наши друзья – солнце, воздух и вода”, “Когда человек болеет”, “Отчего возникают разные болезни”, “Что надо делать, чтобы быть здоровым”, “Что такое закаливание”, “Сделал зарядку – весь день в порядке”, “Советы доктора Воды”.
Сюжетно-ролевая игра: “Доктор Не-Болит”.
Беседы: “Здоровье – это радость и хорошее настроение”.
Определение на чувственной основе местоположения основных органов своего тела (легкие, кожа, дыхание, слух, волосы, ногти). Закрепление представлений о значимости чистоты воздуха и кожных покровов для здоровья человека.
Игры, задания, упражнения: “Сделай, как я”, “Послушаем каждый свое сердечко”, “Вдох-выдох”, Чистые руки”, “Блестящие волосы” “Угадай, до чего дотронулась рука”, “На чем я играю”, “Звуки жизни” и др.
Дидактические игры:” Дыши медленно”, “Дыши – не дыши” “Сдувание ватки с ладони на разное расстояние”, “Подбери картинку, какая помощь кому нужна”
Беседы: “Роль чистого воздуха для здоровья человека”, “Курить – здоровью вредить”, “Уход за кожей”, “Первая помощь при порезах”, “Что вредно для наших легких”.
Сюжетно-ролевые игры: “Вызов машины скорой помощи”, “Больница”, “Первая помощь”, “Ушиб ноги – как помочь?”, “Доктор Айболит”.
Просмотр видеофильмов.
Актуализация представлений детей о рациональном питании.
Игры, задания и упражнения: Мой животик – не рюкзак”, “Полезный завтрак”, “Чистую воду пить – долго жить”, “Здоровье – это здоровая пища”, “В еде надо знать меру”, “Каждый день пьем сок”, “Зубки любят сырые овощи”.
Беседы: “Культура питания”, “Как надо пережевывать пищу” “Полезные и вредные продукты”, “Полезные и ядовитые ягоды”, “Лекарственные травы”.
Оздоровительные и профилактические мероприятия.
- Витаминные напитки (соки). Согласно меню
- Прием фруктов (яблоки, бананы). Согласно меню
- Чесночные бусы, чесночные гренки.
- Полоскание рта 1% раствором поваренной соли.
- Волшебная капля (экстракт элеутероккока).
- Проросшая пшеница 20.02.13 – 20.03.13
- Дыхательная гимнастика.
- Поливитамины (“Ревит”).
В группе проводится комплекс закаливающих мероприятий: эффективных, разнообразных и любимых детьми:
- воздушное закаливание;
- хождение по “дорожкам здоровья”;
- обширное умывание;
- полоскание горла и рта;
- максимальное пребывание детей на свежем воздухе.
Важную роль в решении задач предлагаемой технологии играет семья, которая совместно с МБДОУ является основой социальной структуры, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья детей, приобщение их к ценностям ЗОЖ. Известно, что ни одна, даже самая лучшая программа и методика не может гарантировать полноценного результата, если ее задачи не решаются совместно с семьей.
Я, в течение многих лет провожу планомерную целенаправленную работу с родителями под единую цель: “Создание единого образовательно-оздоровительного пространства “детский сад – семья”. Для достижения цели мною решаются следующие задачи:
1. Формирование у родителей теоретических знаний, закрепление привычки и выработка потребности здоровому образу жизни.
2. Помощь в приобретении практических навыков элементарных приемов диагностики, методов сохранения и укрепления здоровья детей и взрослых.
3. Обеспечение тесного сотрудничества и единых требований МБДОУ и семьи в вопросах здоровья детей.
4. Повышение педагогической культуры в воспитании здорового ребенка.
Формы работы с семьей
- Дни открытых дверей
- Родительские собрания
- Совместные с родителями спортивные праздники и досуги
- Недели здоровья
- Индивидуальные беседы и консультации
- Анкетирование
- Наглядные виды работ
- Выставки детских и совместно с родителями работ
- Папки-передвижки
- Информационные стенды
- Фотовыставки
- Создание плакатов
Пропаганда педагогических знаний ведется через систему наглядной агитации. В группе оформлен “Уголок для родителей”, где помещаются консультации по всем разделам программы, по вопросам оздоровления и воспитания детей. В специальных папках имеется подборка методических рекомендаций для родителей.
По вопросам сохранения и укрепления здоровья детей выпускаются санбюллетени, оформлен “Уголок здоровья”, где родители могут получить всю интересующую их информацию по вопросам оздоровления детей, папки-передвижки постоянно оснащаются новым материалом: “Детские заболевания, и как с ними бороться”, “Как сохранить зубы здоровыми и красивыми” и др.
Всегда любимы детворой игры на свежем воздухе. Поэтому уже традиционными стали веселые эстафеты с родителями на прогулке.
Конечно, ярким и запоминающимся стал спортивный праздник “Вместе с папой, вместе с мамой с физкультурой мы дружны”.
Мною была проведена “Неделя здоровья”, насыщенная спортивно-оздоровительными мероприятиями.
Родители ответили на вопросы анкеты “За здоровый образ жизни”, в которой поделились опытом семейного воспитания; рассказали, какими видами спорта занимались в детстве, и как ведут здоровый образ жизни в настоящее время.
Для родителей я организовала круглый стол “Здоровые родители – здоровые дети”.
Совместно с родителями мы провели акцию “Дерево здоровья”, посадили фруктовый сад, объяснив детям значимость этой акции.
“Семейный спорт – ключ к решению всех проблем” - таковым было наше общее решение. И поэтому я предложила родителям принять активное участие в создании рукотворной книги “Здоровая, спортивная семья”. Оформление страниц книги вместе с ребенком, отражение своего неповторимого опыта; предложения, мечты, идеи развития спорта – для родителей стали большим стимулом в работе.
Здоровье является необходимым условием активной жизнедеятельности человека и формируется на протяжении всего жизненного пути личности. Семья и детский сад это те социальные институты, одной из главных задач которых является формирование здоровья развивающей личности.
Используемая литература
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования “Детство” под редакцией кандидата педагогических наук Т.И. Бабаевой.
- Основы безопасности детей дошкольного возраста” под редакцией Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной.
- “Валеология” под редакцией Н.О. Сизова.
- “Физкультурно-оздоровительная работа с детьми” под редакцией Т.М Бондаренко
- “Методические рекомендации по организации и проведению прогулок” под редакцией Л.А. Уланова.
- “Физкультурные праздники в детском саду” Т.Е. Харченко.
- “Эколого-валеологическое воспитание дошкольников”. “Организация прогулок в летний период”. Н.Н. Мазильникова, С.В. Терехина.
- Журнал “Ребенок в детском саду” №5 2012год.
- Журнал “Ребенок в детском саду” №3 2012год.
- “Спортивные игры и упражнения в детском саду” под редакцией Э.Й. Адашкявичене.