«Здоровьесберегающие технологии, технологии сохранения и стимулирования здоровья» (обобщение опыта работы)

Разделы: Работа с дошкольниками


Детям, совершенно так же, как
и взрослым, хочется быть
здоровыми и сильными,
только дети не знают,
что для этого надо делать.
Объясним им, и они будут
беречься.
“Педагогика сердца”
Януш Корчак

Здоровье и здоровый образ жизни пока не занимают первые места в иерархии потребностей человека нашего общества. Все исследователи едины во мнении, что детей с самого раннего возраста необходимо научить ценить, беречь и укреплять свое здоровье, и лишь в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Сейчас практически не встретишь абсолютно здорового ребенка. Все мы любим наших детей и хотим их видеть счастливыми и здоровыми. К сожалению, последние медицинские исследования свидетельствуют о неутешительных показателях их здоровья. На здоровье оказывает влияние целый ряд факторов: состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, привычки и поведение. Очень важно, чтобы навыки безопасного для жизни и здоровья поведения строились на воспитании тех или иных привычек и формировались вовремя.

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Шестой год я работаю по программе “Детство” под руководством кандидата педагогических наук, профессора Т.И Бабаевой. Данная программа соответствует всем Федеральным государственным требованиям, а базой для реализации программы является осуществление задачи укрепления физического и психического здоровья ребенка, формирования основ безопасного поведения, двигательной и гигиенической культуры. Программа предусматривает валеологическое просвещение дошкольников, развитие представлений о здоровом образе жизни, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, знания о правилах безопасного поведения и разумных действиях в непредвиденных ситуациях, способах оказания элементарной помощи и самопомощи.

Работая в образовательной области “Здоровье” я поставила перед собой следующие задачи воспитания и развития детей:

Воспитывать ценностное отношение детей к здоровью и человеческой жизни, развивать мотивацию к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих людей.

Обогащать и углублять представления детей о том, как поддержать, укрепить и сохранить здоровье.

Воспитывать самостоятельность в выполнении культурно-гигиенических навыков, обогащать представления детей о гигиенической культуре.

Обеспечить сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

Одной из главных задач, стоящих передо мной является сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Руководствуясь результатами педагогической диагностики воспитанников, сведениями о состоянии их здоровья, я прогнозирую особенности развития каждого ребенка, что способствует укреплению и сохранению здоровья воспитанников. Варьирую нагрузку и содержание образовательной области в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка, учитывая группу здоровья, темпы физического развития.

Здоровье – главная ценность человеческой жизни. Очень хорошо это объясняет программа “Основы безопасности детей дошкольного возраста”, разработанная кандидатами психологических наук Н.Н. Авдеевой и Р.Б. Стеркиной, кандидатом педагогических наук О.Л. Князевой. В содержании этой программы проблема сохранения здоровья детей признается приоритетной и ей уделяется первостепенное значение, и именно эту программу я считаю активной не только в моей работе, но и в работе самих детей и родителей.

В группе “Золотой ключик” созданы все условия для проявления детьми здоровьесберегающей компетентности. В игровой комнате у нас расположен небольшой физкультурный уголок со спортивным оборудованием, массажными ковриками для проведения бодрящей гимнастики после сна. В данном помещении имеется компьютер и музыкальный центр, которые используются во время проведения утренней гимнастики, бодрящей гимнастики, физкультурных, досуговых и музыкально-спортивных мероприятий. С начала учебного года в игровой комнате мною были проведены разнообразные спортивные досуги и праздники, такие как: “День здоровья”, “Здоровье дарит Айболит”, “Буратино заболел”, “Путешествие в Спортландию”, “Со спортом дружить – здоровыми быть”.

На улице возле дома оборудована игровая площадка для прогулок, где дети играют в подвижные игры, в теплое время года катаются на велосипедах, играют в бадминтон, футбол, а зимой катаются на санках, скользят по ледяным дорожкам, ходят на лыжах. Здесь же сделан спортивный уголок для занятий физкультурой, на котором имеются кольцебросы, площадка для прыжков в высоту и длину, беговая дорожка, дуги для игр с подлезанием и лазанием. Совместно с родителями мы изготовили сказочных персонажей из экологически чистого бросового материала – пеньков. Здесь и задиристый Буратино, и злой зеленый крокодил, и мудрая черепаха Тортила, а также красочный корабль для дальних путешествий. Данные экспонаты используются детьми для упражнений в ходьбе и равновесии.

Культурно-гигиенические навыки очень важная часть здорового образа жизни. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви продиктованы не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что если они регулярно будут соблюдать эти правила, то у них проявляется уважение к окружающим и возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, не будет одобрен окружающими людьми.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. В самом начале своей работы я приучала детей к выполнению элементарных правил, самостоятельно мыть руки с мылом, намыливая их до образования пены и насухо вытирать, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта, зубной щеткой, следила, чтобы все вещи содержались в чистоте.

Для воспитания и привития у детей хорошей привычки мыть руки я использовала потешки и маленькие стишки:

Водица, водица умой наши лица,
Умой наши щечки, умой наши губки,
Умой наши зубки, умой наши ручки!

Мышка плохо лапки мыла: лишь водичкою смочила.
Мылом мылить не старалась – и на лапках грязь осталась.
Полотенце в черных пятнах! Как же это неприятно!

Попадут микробы в рот – может заболеть живот.
Так что, дети, постарайтесь, чаще с мылом умывайтесь!
Надо теплою водой руки мыть перед едой!

Формирование навыков личной гигиены предполагает, и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять.

Причесывая девочек, я читаю им потешку:
Расти, коса, до пояса, не вырони ни волоса.
Расти, косынька, до пят – все волосыньки в ряд.
Расти, коса, не путайся – маму дочка слушайся.

Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постоянное повышение требований к ним. Нужно добиваться от дошкольников точного и четкого выполнения действий, их правильной последовательности. В процессе гигиенического воспитания детей я сообщаю им разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, формирует у детей представление о пользе физкультурных упражнений. Гигиенические знания целесообразны и в различных образовательных областях. Для этого мною используются некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры: “Чистоплотные дети”, Встречаем гостей”, “Наряжаем куклу” и т.д. Интересны детям и литературные сюжеты “Мойдодыр”, “Федорино горе” и др. На основе их можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми.

Не следует забывать, что основы здорового образа жизни закладываются в дошкольном возрасте, когда ребенок приобретает многие привычки, которые в сочетании с обучением дошкольников методом совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

Однако нередко эти привычки складываются, без осознания ребенком их значимости. Поэтому важно сформировать у ребенка здоровьесберегающее поведение.

Одной из важных задач, стоящих передо мной является формирование ценностного отношения к собственной жизни и жизни окружающих людей, воспитание потребности в здоровом образе жизни детей. Знания должны приходить к ребенку как бы, между прочим.

Приобщение детей к здоровому образу жизни предполагает организацию режима дня, двигательной активности, закаливания, рационального питания; снятие напряжения, соблюдение личной гигиены, разнообразные формы физкультурно-оздоровительной работы, а также использование здоровьесберегающих технологий.

Приоритетным направлением деятельности нашей группы является создание единой системы оздоровления детей в учреждении и семье.

Воспитание потребности в здоровом образе жизни осуществляется по следующим направлениям:

1. развитие стойких культурно-гигиенических навыков;

2. развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов;

3. обучение уходу за собственным телом;

4. формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма;

5. формирование элементарных представлений об окружающей среде;

6.формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений;

7. развитие потребности семьи в здоровом образе жизни.

Культура здоровья и культура движения – два компонента в жизни ребенка. Активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка. Двигательная культура дошкольников начинается с формирования естественных движений и развития двигательных способностей. Повышение двигательной активности детей происходит благодаря разным формам работы по физическому воспитанию.

Традиционные формы работы:

- Физкультурные занятия

- Утренняя гимнастика

- Подвижные и спортивные игры

- Самостоятельная двигательная активность детей

- Физкультурные досуги

- Дни здоровья

- Бодрящая гимнастика

- Индивидуальная работа

Специфические:

- Игры-путешествия

- Самомассаж

- Пальчиковая гимнастика

- Игропластика

- Дыхательная гимнастика

- Гимнастика для глаз

- Релаксация

- Динамические паузы

- Гимнастика коррегирующая

- Гимнастика ортопедическая

1. Динамические паузы, которые рекомендуются для всех детей в качестве профилактики утомления. Динамические паузы могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида той или иной образовательной области. Игры на динамику: “Самолеты”, “Полетели - отдохнули”, “Кошка проснулась”, “Ползаем, как змейки”. Задача воспитателя четко следить за правильность выполняемых детьми упражнений и создавать условия для переноса освоенных приемов в их самостоятельную деятельность.

2. Подвижные и спортивные игры – как часть образовательной области “Физическая культура”, на прогулке, в игровой комнате – малой, средней и высокой степени подвижности. Игры я подбираю в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем их проведения. В игровой комнате я использую лишь элементы спортивных игр.

3. Релаксация. В моем доме создан специальный релаксационный кабинет, в котором находится большое разнообразие комнатных растений, живут певчие птицы: канарейки, попугаи, амадины, которые дарят детям чудный мир птичьих голосов. В своей работе я использую спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.

4. Гимнастика пальчиковая. Ее я провожу индивидуально либо со всей группой ежедневно в любой удобный отрезок времени.

5. Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 минут в свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки. Для этого мною используется разнообразный наглядный материал: карточки-тренажеры с изображением каких-либо фигур (овалов, восьмерок, волн, спиралей и т.д.) или перекрещенных линий разного цвета. У меня имеется картотека комплексов гимнастики для глаз: “Слон”, “Веселый цирк”, “Звери заняты делом”, “Поиграем в мяч”, Мы шоферы”, “Ученые мартышки”, “Хитрый лис”, “Качели”, “Радуга”. Дети выполняют задания и упражнения на укрепление зрения и профилактику утомления глаз: попеременное фокусирование взгляда на носу, на точке между бровями, на левом плече, на правом плече (не поворачивая головы); слежение за полетом “бабочки”, “пчелы”; выполнение упражнений “ласточка на стекле”, а также играют в игры: “Угадай, что изменилось”, “Поменяй, как было”, “Восстанови картинку”, Ночь – день”, “Самая черная кошка” с закрытыми глазами). Обучение приемам пальминга: дети сидят спокойно, плотно закрыв глаза ладонями, поставив локти на опору.

6. Гимнастика дыхательная проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Я обеспечиваю проветривание помещения, даю детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.

7. Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.

8. Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней свода стопы.

Традиционные средства физической культуры совершенствуют физические качества, формируют двигательные умения и навыки, укрепляют здоровье, но они не позволяют в полной мере сформировать ценностное отношение к здоровью. Поэтому с учетом анатомо-физиологических и психологических особенностей детей дошкольного возраста были разработаны специальные игры,задания и упражнения, используемые для формирования представлений о здоровье, функциях организма, рациональном питании, а также практические действия по организации здоровой жизнедеятельности – эстафеты и специальные игровые задания.

Фиксация в речевых высказываниях детей своего практического опыта по укреплению здоровья.

Игры, задания и упражнения: “В здоровом теле – здоровый дух”, “Настроение и здоровье”, “Наши друзья – солнце, воздух и вода”, “Когда человек болеет”, “Отчего возникают разные болезни”, “Что надо делать, чтобы быть здоровым”, “Что такое закаливание”, “Сделал зарядку – весь день в порядке”, “Советы доктора Воды”.

Сюжетно-ролевая игра: “Доктор Не-Болит”.

Беседы: “Здоровье – это радость и хорошее настроение”.

Определение на чувственной основе местоположения основных органов своего тела (легкие, кожа, дыхание, слух, волосы, ногти). Закрепление представлений о значимости чистоты воздуха и кожных покровов для здоровья человека.

Игры, задания, упражнения: “Сделай, как я”, “Послушаем каждый свое сердечко”, “Вдох-выдох”, Чистые руки”, “Блестящие волосы” “Угадай, до чего дотронулась рука”, “На чем я играю”, “Звуки жизни” и др.

Дидактические игры:” Дыши медленно”, “Дыши – не дыши” “Сдувание ватки с ладони на разное расстояние”, “Подбери картинку, какая помощь кому нужна”

Беседы: “Роль чистого воздуха для здоровья человека”, “Курить – здоровью вредить”, “Уход за кожей”, “Первая помощь при порезах”, “Что вредно для наших легких”.

Сюжетно-ролевые игры: “Вызов машины скорой помощи”, “Больница”, “Первая помощь”, “Ушиб ноги – как помочь?”, “Доктор Айболит”.

Просмотр видеофильмов.

Актуализация представлений детей о рациональном питании.

Игры, задания и упражнения: Мой животик – не рюкзак”, “Полезный завтрак”, “Чистую воду пить – долго жить”, “Здоровье – это здоровая пища”, “В еде надо знать меру”, “Каждый день пьем сок”, “Зубки любят сырые овощи”.

Беседы: “Культура питания”, “Как надо пережевывать пищу” “Полезные и вредные продукты”, “Полезные и ядовитые ягоды”, “Лекарственные травы”.

Оздоровительные и профилактические мероприятия.

  • Витаминные напитки (соки). Согласно меню
  • Прием фруктов (яблоки, бананы). Согласно меню
  • Чесночные бусы, чесночные гренки.
  • Полоскание рта 1% раствором поваренной соли.
  • Волшебная капля (экстракт элеутероккока).
  • Проросшая пшеница 20.02.13 – 20.03.13
  • Дыхательная гимнастика.
  • Поливитамины (“Ревит”).

В группе проводится комплекс закаливающих мероприятий: эффективных, разнообразных и любимых детьми:

- воздушное закаливание;

- хождение по “дорожкам здоровья”;

- обширное умывание;

- полоскание горла и рта;

- максимальное пребывание детей на свежем воздухе.

Важную роль в решении задач предлагаемой технологии играет семья, которая совместно с МБДОУ является основой социальной структуры, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья детей, приобщение их к ценностям ЗОЖ. Известно, что ни одна, даже самая лучшая программа и методика не может гарантировать полноценного результата, если ее задачи не решаются совместно с семьей.

Я, в течение многих лет провожу планомерную целенаправленную работу с родителями под единую цель: “Создание единого образовательно-оздоровительного пространства “детский сад – семья”. Для достижения цели мною решаются следующие задачи:

1. Формирование у родителей теоретических знаний, закрепление привычки и выработка потребности здоровому образу жизни.

2. Помощь в приобретении практических навыков элементарных приемов диагностики, методов сохранения и укрепления здоровья детей и взрослых.

3. Обеспечение тесного сотрудничества и единых требований МБДОУ и семьи в вопросах здоровья детей.

4. Повышение педагогической культуры в воспитании здорового ребенка.

Формы работы с семьей

- Дни открытых дверей

- Родительские собрания

- Совместные с родителями спортивные праздники и досуги

- Недели здоровья

- Индивидуальные беседы и консультации

- Анкетирование

- Наглядные виды работ

- Выставки детских и совместно с родителями работ

- Папки-передвижки

- Информационные стенды

- Фотовыставки

- Создание плакатов

Пропаганда педагогических знаний ведется через систему наглядной агитации. В группе оформлен “Уголок для родителей”, где помещаются консультации по всем разделам программы, по вопросам оздоровления и воспитания детей. В специальных папках имеется подборка методических рекомендаций для родителей.

По вопросам сохранения и укрепления здоровья детей выпускаются санбюллетени, оформлен “Уголок здоровья”, где родители могут получить всю интересующую их информацию по вопросам оздоровления детей, папки-передвижки постоянно оснащаются новым материалом: “Детские заболевания, и как с ними бороться”, “Как сохранить зубы здоровыми и красивыми” и др.

Всегда любимы детворой игры на свежем воздухе. Поэтому уже традиционными стали веселые эстафеты с родителями на прогулке.

Конечно, ярким и запоминающимся стал спортивный праздник “Вместе с папой, вместе с мамой с физкультурой мы дружны”.

Мною была проведена “Неделя здоровья”, насыщенная спортивно-оздоровительными мероприятиями.

Родители ответили на вопросы анкеты “За здоровый образ жизни”, в которой поделились опытом семейного воспитания; рассказали, какими видами спорта занимались в детстве, и как ведут здоровый образ жизни в настоящее время.

Для родителей я организовала круглый стол “Здоровые родители – здоровые дети”.

Совместно с родителями мы провели акцию “Дерево здоровья”, посадили фруктовый сад, объяснив детям значимость этой акции.

“Семейный спорт – ключ к решению всех проблем” - таковым было наше общее решение. И поэтому я предложила родителям принять активное участие в создании рукотворной книги “Здоровая, спортивная семья”. Оформление страниц книги вместе с ребенком, отражение своего неповторимого опыта; предложения, мечты, идеи развития спорта – для родителей стали большим стимулом в работе.

Здоровье является необходимым условием активной жизнедеятельности человека и формируется на протяжении всего жизненного пути личности. Семья и детский сад это те социальные институты, одной из главных задач которых является формирование здоровья развивающей личности.

Приложение.

Используемая литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
  2. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования “Детство” под редакцией кандидата педагогических наук Т.И. Бабаевой.
  3. Основы безопасности детей дошкольного возраста” под редакцией Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной.
  4. “Валеология” под редакцией Н.О. Сизова.
  5. “Физкультурно-оздоровительная работа с детьми” под редакцией Т.М Бондаренко
  6. “Методические рекомендации по организации и проведению прогулок” под редакцией Л.А. Уланова.
  7. “Физкультурные праздники в детском саду” Т.Е. Харченко.
  8. “Эколого-валеологическое воспитание дошкольников”. “Организация прогулок в летний период”. Н.Н. Мазильникова, С.В. Терехина.
  9. Журнал “Ребенок в детском саду” №5 2012год.
  10. Журнал “Ребенок в детском саду” №3 2012год.
  11. “Спортивные игры и упражнения в детском саду” под редакцией Э.Й. Адашкявичене.