“Ничто по музыкальности не может
сравниться с закатом солнца”.
К.Дебюсси.
Цели урока: Способствовать формированию умения воспринимать целостный образ музыкального пейзажа на примере произведения М.Равеля, видеть и самостоятельно определять взаимосвязь музыки с другими видами искусства .
Задачи:
развивающие:
- развивать умение находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства;
- развивать умение размышлять о музыке и высказывать личностное отношение к прослушиваемым и исполняемым музыкальным произведениям;
- развивать умение различать средства художественной выразительности;
образовательные:
- учить пониманию взаимодействия музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них;
воспитательные:
- прививать интерес к произведениям искусства;
ОБОРУДОВАНИЕ:
- компьютер,
- музыкальный центр,
- интерактивная доска,
- фортепиано,
- раздаточный материал.
ХОД УРОКА
Учитель:
Здравствуйте, ребята.
Если видишь: на картине нарисована река,
Или ель и белый иней, или сад и облака,
Или снежная равнина, или поле и шалаш,
Обязательно картина называется – ...?
Д: ... ПЕЙЗАЖ.
У: Кто так называет образы природы на своих полотнах ?
Д: Художники.
У: Еще раз подчеркнем, из какого вида искусства к нам пришло это определение? Что оно означает?
Д: Слово “пейзаж” пришло из живописи, оно означает изображение картины природы на рисунке.
У: Какими средствами художники создают свои полотна?
Д: Красками.
У: Да, ребята. И тема нашего урока “Пейзаж в музыке”. Свой образ мира, т. е. свою картину создают и художник, и писатель. Свою картину мира создает композитор. Мы знакомимся с этими картинами и выражаем свое отношение к ним. Вот почему для одних – картина природы и музыка так прекрасны, что могут жить отдельно, а для других – картина природы и музыка созвучны, неразделимы. И тогда можно услышать такие высказывания : “Пейзаж и музыка существуют для меня отдельно”( из сочинения ученика 7 класса), это первое мнение, и другое: “Пейзажная музыка – гениальная музыка, достойная восхищения...”(Д. Д. Кабалевский). ...(эти цитаты написаны на доске).
У каждого из нас свое мнение, свой взгляд. И это правильно. Мы все разные. Я хочу сегодня задать вопрос, на который вы дадите ответ в конце урока : “Можно ли назвать композитора, который в звуках музыки воссоздает природу, великим художником и исключительным поэтом?”
Учитель играет и поет песню “Я хочу увидеть музыку” .
У: Знакомая песня? Слова для нее написала обычная девочка, школьница Ира Исакова . Вот так ей нравилась музыка, так в звуках она видела мир вокруг себя. Слова у вас на столе, прочитаем: : “ Видишь, лист кленовый кружится? Тихо кружится под музыку. Видишь, тучка в небе хмурится? Будет музыка дождя...” ...., а музыка такая..., давайте споем (наигрывание мелодии, учитель поет, дети подпевают ).
У: Ребята, какие образы созданы авторами песни ?
Д: Образы природы, музыки, картина дождя, ...
У: Да. Точно! Если художники создают свои полотна красками, то писатели?
Д: Словами.
У: У вас на столах лежат листы со стихотворением русского поэта Бальмонта. Я прочитаю, а вы следите за мной по тексту, он писал так :
...От капли росы, что трепещет, играя
Огнем драгоценных камней,
До бледных просторов, где, вдаль убегая,
Венчается пеною влага морская
На глади бездонных морей,
Ты — всюду, всегда, неизменно живая,
И то изумрудная, то голубая,
То полная красных и желтых лучей,
Оранжевых, белых, зеленых и синих
И тех, что рождаются только в пустынях,
В волненье и пенье безмерных зыбей,
Оттенков, что видны лишь избранным взорам,
Дрожаний, сверканий, мельканий, которым
Нельзя подыскать отражающих слов,....
Вода бесконечные лики вмещает
В безмерность своей глубины......
У: Каким явлением природы, какой стихией восхищен поэт? О чем это стихотворение ?
Д: ...о воде, игре воды, о красоте, о красках воды, о фонтане, о водопаде....
У: Давайте подчеркнем те слова, которые рисуют нам зримый образ бегущей воды, картину этого водопада:
....капли росы...трепещет, играя...Огнем
драгоценных камней,.. убегая.... влага
морская,..неизменно живая,И то изумрудная, то
голубая, То полная красных и желтых
лучей,Оранжевых, белых, зеленых и синих.. В
волненье и пенье ... зыбей,
..Оттенков,.. Дрожаний, сверканий, мельканий,..
...Вода бесконечные лики вмещает..
У: Если вы подчеркнули данные слова, значит увидели зримую картину. Это был поэтический образ. Если бы мы писали музыку к этим стихам, какие бы средства музыкальной выразительности взяли? Давайте напишем их прямо в тексте рядом со словами, создающими образ водопада (динамика, темп, инструменты, регистры ).
Д: ...
У: Поэтический образ теперь звучит как музыка. Именно он составляет впечатление зримой музыкальной картины.
Знаете почему? В литературе и живописи есть такие понятия, как впечатление, зримость, живописность, красочность и колоритность Для музыки тоже характерны такие понятия! А вам интересно, можем ли мы услышать музыку этой воды ?
Д: Да.
У: Сегодня мы обратимся к пьесе “Игра воды” французского композитора конца 19 – начала 20 века Мориса Равеля , вслушаемся в неё. . (Слушание).
У: Что вы услышали теперь ? Как музыка помогла вам зримо представить образ бегущей воды? Какой инструмент звучал?
Д: Мы слышали переливы светлых, искрящихся водяных струй, сверкающих на солнце. Музыка наполнена удивительным светом и радостью. Мы увидели небольшой ручей, прозрачные струи которого, так освежающе звенят в жаркий летний полдень .Звучало фортепиано.
У: Какие средства музыкальной выразительности вы хотите добавить сейчас?
Д: .....
У: Молодцы, вы все услышали и увидели. Послушайте, какой эпиграф к этой пьесе взял М.Равель : “Речной бог, смеющийся над щекочущими его струями”. Предлагаю послушать эту пьесу еще раз, представить зримо этого сказочного речного бога, который купается в бегущей воде и смеется. И у меня для вас сюрприз: она будет звучать в исполнении другого инструмента (арфа). Попробуйте определить, какой инструмент будет звучать. Изменится ли что-нибудь в образе ? И еще, когда я слушаю эту музыку, у меня возникают мои образы,мои картины. Я подготовила фото, которые созвучны моему восприятию этой музыки. Посмотрите, может они понравятся и вам.(Слушание на фоне слайдов с фонтанами )
См. Презентацию.
У: Какой инструмент звучал ? Изменилось ли что-нибудь в образе ?И о чем мы с вами сегодня на уроке вели разговор ?
Д: .......О музыкальном пейзаже, пейзаже в музыке, о мире вокруг нас.....
У: Можно ли увидеть пейзаж в музыке? Вернемся к высказываниям : “Пейзаж и музыка существуют для меня отдельно”( из сочинения ученика 7класса), это первое мнение, и другое : “Пейзажная музыка –гениальная музыка, достойная восхищения...”(Д. Д. Кабалевский), какому из них вы отдаете предпочтение? Почему?
Д: ...........
У:В начале урока я задала вопрос : “Можно ли назвать композитора, в том числе и М.Равеля, который в звуках музыки воссоздает природу, великим художником и исключительным поэтом?” Как вы считаете? Почему?
Д: ....
У: Художники в широком смысле - поэты, трагики, певцы.......
На арфе, или же на лире, иль красками на полотне,
но чтобы там не говорили, мы с вами родственны вполне.
Одна судьба, одна задача - рисуй, играй или пиши,
Но непременно что-то знача для человеческой души.
Чем обогатилось ваше представление о мире искусства? Назовите 1-2 определения, которые помогут выразить ваши эмоции и чувства . Я полагаю, вы согласитесь, что мир, природа - это все, что нас с вами окружает. Из чего состоит ваш мир?
Д: ..................
У:
Да, ребята! А еще:
Из звуков и красок,
шелеста и шума,
снега и солнца..
Он тихий и звонкий,
Быстрый и медленный,
резкий и плавный,
яркий и сумрачный,
грустный и веселый...
У: Представьте себе, что вы рассказываете о пьесе М.Равеля “Игра воды” другу или родителям, которые ее не слышали. Вызовите у них желание ее послушать.
Д: ...
У: Я считаю, что мы отлично поработали! Музыка в вашем лице приобрела благодарных слушателей. Спасибо!
Литература
1. Кабалевский Д.Б. “Как рассказывать детям о музыке?” М., “Просвещение”, 1989 г.
2. Данилова Г.И. “Мировая художественная культура”. От XVII века до современности. 11 класс, профильный уровень. “Дрофа”, Москва, 2006 г.
3. “Музыка” - программа для общеобразовательных учреждений, В.В.Алеев, Т.И.Науменко. М., “Дрофа” 2014 г.
4. “Музыка” Т.И.Науменко, В.В.Алеев. Учебник для общеобразовательных учебных заведений, 5 класс. М., “Дрофа”, 2014 г.
5. “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия”, версия 2004 г., ресурсы Интернет, www.KM.ru
6. Смолина Е.А. “Современный урок музыки”. Творческие приемы и задания. Ярославль, Академия развития, 2006 г.
7. “Я познаю мир” Детская энциклопедия, том “Музыка”, М., “Астрель” 2002 г.