Передача информации. 5-й класс

Разделы: Информатика

Класс: 5


Представленный урок – урок открытия нового знания путём решения проблемы.

С помощью тщательно подобранных заданий, дающих возможность учащимся применить уже имеющиеся знания, а также указывающих на необходимость пополнения знаний шаг за шагом приближают ребят к решению поставленной в начале урока проблемы.

Учащимся предлагаются различные формы работы с последующей самооценкой путём сравнения с шаблоном решения задания и учёт накопленных баллов посредством специальной таблицы заранее заготовленной учителем.

Цель урока: Составить представление об информационном процессе передачи информации. Знать схему передачи информации.

Планируемые результаты:

Предметные: Общие представления о передаче информации как информационном процессе; представления об источниках информации, информационных каналах, приёмниках информации.

Освоенность и применение УУД:

Личностные УУД

  • уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
  • умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
  • готовности к самообразованию и самовоспитанию;

Коммуникативные УУД

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
  • аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
  • осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
  • работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

Познавательные УУД

  • давать определение понятиям;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • ставить проблему, аргументировать её актуальность;

Регулятивные УУД

  • целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
  • уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
  • принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
  • осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

Формирование ИКТ компетентности:

  • соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности учитывающие специфику работы с различными экранами;
  • избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации;
  • осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио)соблюдать нормы информационной культуры, этики и права;
  • с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.

Задачи урока:

  • Проверить знания по теме "Информация".
  • Уметь определить источник, приёмник информации и информационный канал связи.
  • Уметь определять отличительные признаки электронного и традиционного письма.
  • Уметь определять причины искажения информации в технике и в природе.
  • Развивать навыки ИКТ-компетентности.
  • Уметь применять универсальные действия для решения учебных задач урока.

Учебно-методический комплекс:

  • Презентация "Передача информации" слайды 2-7. Работа в Google: файлы "Тест 1", "Отметка", схема "Как" (Мозговой штурм). Файл "Инструкция" распечатывается на каждого ученика.
  • Презентация "Передача информации" слайды10-18: ЦО , слайды 10-11, слайд 12 - устное объяснение учителя, слайд 13- Схема "Передача информации", файл "Инструкция", слайды 16-18- повышенный уровень Презентация "Передача информации" слайды19-24
  • Презентация "Передача информации" слайды 25-26
  • Презентация "Передача информации" слайды 27-34

Прилагается:

  • технологическая карта урока с подробным описанием мотивации к учебной деятельности, учебных задач, рефлексии учебной деятельности на уроке, диагностики результатов;
  • инструкция для учащихся;
  • критерии оценивания;
  • файл отметка (для использования учащимися).

Ход урока

Рабочие материалы урока:

  • Инструкция
  • Критерии
  • Шаблон блок-схемы для действия “Мозговой штурм”
  • Схема “передача информации”
  • Файл “Отметка”, выполненный в программе Excel на компьютере, для каждого ученика (именной)
  • Фрагмент презентации с необходимыми слайдами
  • Заготовка в сервисах Google

Начало урока:

Обозначить Проблему!

Классу предъявляется слайд № 2 и вопрос к нему

“Как Робинзону вернуться домой, если предположить, что в его распоряжении находятся современные средства связи?”

Учебная задача 1

Определение уровня актуального развития.

Определение зоны ближайшего развития (Тест 1)

Мозговой штурм:

Каждая группа совместно оформляет на листочках в виде блок-схемы (заготовка схемы прилагается в раздатке) свои варианты выхода из проблемной ситуации, и откладывает в сторону.

Какие необходимы условия и средства?

В конце урока, при подведении итогов, возвращаемся к этим ответам.

Выясним, что вы знаете по теме “Информация”.

Вывод: Основная цель Робинзона - оповестить о своём месте нахождения.

Вопросы теста 1 представлены на общем экране посредством проектора.

Кроме того, слайды с тестом, картинками для ответа (картинки необходимо связать с понятиями теста) и гиперссылкой для перехода на сервисы “Google” для совместного редактирования.

По окончании работы, учитель сканирует результаты и предъявляет классу. На общий экран выставляется эталон выполненного задания.

Совместно приходим к выводу, что имеющихся знаний недостаточно.

Учащиеся подводят итоги в баллах и заносят каждый в свой файл “Отметка”. Программа переводит баллы в отметку. Действует накопительная система.

Учебная задача 2

Получение новых знаний:

Классу демонстрируются анимации:

1. “Анимация с вопросом по окончанию просмотра. Классификация информации. Биологические каналы получения информации”, отвечают на вопрос, с классом обсуждается верный ответ после того, как учитель посмотрел ответы учащихся индивидуально. Базовый уровень.

2. “Простейшая анимация: источник, канал связи, приёмник”. Как результат просмотра ролика заполняем “Схема передачи информации” (слайд 13), с последующей проверкой с помощью эталона (слайд 15). Учащиеся подсчитывают баллы и занося их в файл “Отметка”. Базовый уровень.

3. Поставьте в соответствие картинку и текст (определить биологические и технические информационные каналы), (индивидуальная работа). Учащиеся, справившиеся с базовым уровнем, выполняют задания (слайд 14), с последующей проверкой с помощью эталона (слайд 15). Учащиеся подсчитывают баллы и занося их в файл “Отметка”. Повышенный уровень.

4. Обмен информацией в природе (работа осуществляется во фронтальном режиме) (слайд 16).

Отвечаем на вопрос, “Какие объекты участвуют в обмене информации в природе” (слайд 17). Задание выполняется индивидуально, с последующей проверкой с помощью эталона (слайд 18). Повышенный уровень.

Учебная задача 3

Получение новых знаний

Работа проводится во фронтальном режиме.

Рассматривая слайд (картинка, содержащая изображение электронной почты и классического почтового конверта), учащиеся пытаются ответить на вопрос “Что изображено на слайде?”.

Затем историческая справка.

Затем учащиеся оформляют таблицу “Сравнительная характеристика”.

После проверки результатов, согласно эталона, учащиеся подсчитывают баллы и заносят их в файл “Отметка”. Базовый уровень.

Учебная задача 4

Получение новых знаний

Помехи при передаче информации. (Задание выполняется индивидуально).

Работа проводится во фронтальном режиме.

Вниманию учащихся предлагается анимация “Искажение информации”.

Учащимся предлагается попытаться ответить на вопрос: Помехи в технике и в живой природе при передаче информации.

Затем учащиеся сверяют свои ответы с эталоном, подсчитывают баллы и заносят в файл “Отметка”. Повышенный уровень.

Учебная задача 5

Итоговое закрепление

Выполняются задания “Ситуации 1-4”.

Результаты оформляются, согласно схемы передачи информации (учащиеся пользуются шаблоном). Затем следует проверка с помощью эталона и оформление полученных баллов в файл “Отметка”. Базовый уровень.

Заключение

Учащиеся отвечают на вопросы. Заполняют итоговую таблицу, систематизируя знания, полученные на уроке. Затем следует проверка с помощью эталона и оформление полученных баллов в файл “Отметка”. Повышенный уровень.

Рефлексия

Учащиеся производят самооценку своих знаний с помощью таблицы.

Итак, учащиеся видят в файле “Отметка” оценку своей работы, просчитанную программой Excel и сравнивают её с самооценкой.

Учитель задаёт и кратко поясняет домашнее задание.

В заключение урока возвращаемся к отложенным ответам по поводу помощи Робинзону Крузо. Анализируем, ответы на начало урока и что же изменилось в процессе работы на уроке и делаем выводы по поводу полученных на уроке знаний.

Список источников

  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы: 5-6 классы. 7-9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
  2. Босова Л.Л., Босова А.Ю.Информатика: учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  3. Материалы авторской мастерской Л.Л. Босовой (metodist.lbz.ru/)
  4. http://school-collection.edu.ru/