Представленный урок – урок открытия нового знания путём решения проблемы.
С помощью тщательно подобранных заданий, дающих возможность учащимся применить уже имеющиеся знания, а также указывающих на необходимость пополнения знаний шаг за шагом приближают ребят к решению поставленной в начале урока проблемы.
Учащимся предлагаются различные формы работы с последующей самооценкой путём сравнения с шаблоном решения задания и учёт накопленных баллов посредством специальной таблицы заранее заготовленной учителем.
Цель урока: Составить представление об информационном процессе передачи информации. Знать схему передачи информации.
Планируемые результаты:
Предметные: Общие представления о передаче информации как информационном процессе; представления об источниках информации, информационных каналах, приёмниках информации.
Освоенность и применение УУД:
Личностные УУД
- уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
- готовности к самообразованию и самовоспитанию;
Коммуникативные УУД
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
- аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
- осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
- работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
Познавательные УУД
- давать определение понятиям;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- ставить проблему, аргументировать её актуальность;
Регулятивные УУД
- целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
- уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
- принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
- осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
Формирование ИКТ компетентности:
- соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности учитывающие специфику работы с различными экранами;
- избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации;
- осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио)соблюдать нормы информационной культуры, этики и права;
- с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.
Задачи урока:
- Проверить знания по теме "Информация".
- Уметь определить источник, приёмник информации и информационный канал связи.
- Уметь определять отличительные признаки электронного и традиционного письма.
- Уметь определять причины искажения информации в технике и в природе.
- Развивать навыки ИКТ-компетентности.
- Уметь применять универсальные действия для решения учебных задач урока.
Учебно-методический комплекс:
- Презентация "Передача информации" слайды 2-7. Работа в Google: файлы "Тест 1", "Отметка", схема "Как" (Мозговой штурм). Файл "Инструкция" распечатывается на каждого ученика.
- Презентация "Передача информации" слайды10-18: ЦО , слайды 10-11, слайд 12 - устное объяснение учителя, слайд 13- Схема "Передача информации", файл "Инструкция", слайды 16-18- повышенный уровень Презентация "Передача информации" слайды19-24
- Презентация "Передача информации" слайды 25-26
- Презентация "Передача информации" слайды 27-34
Прилагается:
- технологическая карта урока с подробным описанием мотивации к учебной деятельности, учебных задач, рефлексии учебной деятельности на уроке, диагностики результатов;
- инструкция для учащихся;
- критерии оценивания;
- файл отметка (для использования учащимися).
Ход урока
Рабочие материалы урока:
- Инструкция
- Критерии
- Шаблон блок-схемы для действия “Мозговой штурм”
- Схема “передача информации”
- Файл “Отметка”, выполненный в программе Excel на компьютере, для каждого ученика (именной)
- Фрагмент презентации с необходимыми слайдами
- Заготовка в сервисах Google
Начало урока:
Обозначить Проблему!
Классу предъявляется слайд № 2 и вопрос к нему
“Как Робинзону вернуться домой, если предположить, что в его распоряжении находятся современные средства связи?”
Учебная задача 1
Определение уровня актуального развития.
Определение зоны ближайшего развития (Тест 1)
Мозговой штурм:
Каждая группа совместно оформляет на листочках в виде блок-схемы (заготовка схемы прилагается в раздатке) свои варианты выхода из проблемной ситуации, и откладывает в сторону.
Какие необходимы условия и средства?
В конце урока, при подведении итогов, возвращаемся к этим ответам.
Выясним, что вы знаете по теме “Информация”.
Вывод: Основная цель Робинзона - оповестить о своём месте нахождения.
Вопросы теста 1 представлены на общем экране посредством проектора.
Кроме того, слайды с тестом, картинками для ответа (картинки необходимо связать с понятиями теста) и гиперссылкой для перехода на сервисы “Google” для совместного редактирования.
По окончании работы, учитель сканирует результаты и предъявляет классу. На общий экран выставляется эталон выполненного задания.
Совместно приходим к выводу, что имеющихся знаний недостаточно.
Учащиеся подводят итоги в баллах и заносят каждый в свой файл “Отметка”. Программа переводит баллы в отметку. Действует накопительная система.
Учебная задача 2
Получение новых знаний:
Классу демонстрируются анимации:
1. “Анимация с вопросом по окончанию просмотра. Классификация информации. Биологические каналы получения информации”, отвечают на вопрос, с классом обсуждается верный ответ после того, как учитель посмотрел ответы учащихся индивидуально. Базовый уровень.
2. “Простейшая анимация: источник, канал связи, приёмник”. Как результат просмотра ролика заполняем “Схема передачи информации” (слайд 13), с последующей проверкой с помощью эталона (слайд 15). Учащиеся подсчитывают баллы и занося их в файл “Отметка”. Базовый уровень.
3. Поставьте в соответствие картинку и текст (определить биологические и технические информационные каналы), (индивидуальная работа). Учащиеся, справившиеся с базовым уровнем, выполняют задания (слайд 14), с последующей проверкой с помощью эталона (слайд 15). Учащиеся подсчитывают баллы и занося их в файл “Отметка”. Повышенный уровень.
4. Обмен информацией в природе (работа осуществляется во фронтальном режиме) (слайд 16).
Отвечаем на вопрос, “Какие объекты участвуют в обмене информации в природе” (слайд 17). Задание выполняется индивидуально, с последующей проверкой с помощью эталона (слайд 18). Повышенный уровень.
Учебная задача 3
Получение новых знаний
Работа проводится во фронтальном режиме.
Рассматривая слайд (картинка, содержащая изображение электронной почты и классического почтового конверта), учащиеся пытаются ответить на вопрос “Что изображено на слайде?”.
Затем историческая справка.
Затем учащиеся оформляют таблицу “Сравнительная характеристика”.
После проверки результатов, согласно эталона, учащиеся подсчитывают баллы и заносят их в файл “Отметка”. Базовый уровень.
Учебная задача 4
Получение новых знаний
Помехи при передаче информации. (Задание выполняется индивидуально).
Работа проводится во фронтальном режиме.
Вниманию учащихся предлагается анимация “Искажение информации”.
Учащимся предлагается попытаться ответить на вопрос: Помехи в технике и в живой природе при передаче информации.
Затем учащиеся сверяют свои ответы с эталоном, подсчитывают баллы и заносят в файл “Отметка”. Повышенный уровень.
Учебная задача 5
Итоговое закрепление
Выполняются задания “Ситуации 1-4”.
Результаты оформляются, согласно схемы передачи информации (учащиеся пользуются шаблоном). Затем следует проверка с помощью эталона и оформление полученных баллов в файл “Отметка”. Базовый уровень.
Заключение
Учащиеся отвечают на вопросы. Заполняют итоговую таблицу, систематизируя знания, полученные на уроке. Затем следует проверка с помощью эталона и оформление полученных баллов в файл “Отметка”. Повышенный уровень.
Рефлексия
Учащиеся производят самооценку своих знаний с помощью таблицы.
Итак, учащиеся видят в файле “Отметка” оценку своей работы, просчитанную программой Excel и сравнивают её с самооценкой.
Учитель задаёт и кратко поясняет домашнее задание.
В заключение урока возвращаемся к отложенным ответам по поводу помощи Робинзону Крузо. Анализируем, ответы на начало урока и что же изменилось в процессе работы на уроке и делаем выводы по поводу полученных на уроке знаний.
Список источников
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы: 5-6 классы. 7-9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
- Босова Л.Л., Босова А.Ю.Информатика: учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
- Материалы авторской мастерской Л.Л. Босовой (metodist.lbz.ru/)
- http://school-collection.edu.ru/