Цели урока:
содержательная:
- повторить, обобщить, систематизировать изученное ранее в разделе “Морфология”;
- повторить ключевые термины темы, орфограммы;
- совершенствовать умение различать части речи;
- отработать произношение трудных слов;
деятельностная:
- формировать способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы
- (фиксирование собственных затруднений, контроль выхода из затруднений);
- формировать регулятивные УУД : целеполагание, планирование, само-и взаимоконтроль, оценка, коррекция, волевая регуляция в ситуации затруднения.
Виды работы на уроке: индивидуальная, само- и взаимопроверка, коллективная.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран.
Материалы к уроку: презентация, индивидуальные оценочные карты.
Ход урока
1. Организационный момент
Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Приветствие, проверка готовности к уроку.
- Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада видеть вас! Начинаем урок.
- Все уроки как люди, и похожи, и разны,
Если к ним приглядеться с различных сторон.
Есть уроки, как светлый и радостный праздник,
Есть другие - как страшный мучительный сон.
- Как вы думаете, когда урок похож на мучительный сон?
- А когда урок как праздник?
- Я очень хочу, чтобы сегодняшний урок стал для вас настоящим праздником! Конечно, на любой праздник надо идти с хорошим настроением. Давайте проверим, какое настроение у вас сейчас: нарисуйте солнышко, если хорошее, веточку, если нормальное, тучку, если вдруг плохое.
Очень хочется, чтобы ваше прекрасное настроение не испортилось, а плохое-улучшилось! А для этого всегда нужно начинать день с улыбки. Улыбнитесь друг другу!
2. Мотивация к учебной деятельности. Целеполагание
Цель: актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности (“хочу”); установить тематические рамки учебной деятельности (“могу”)
У нас сегодня необычный урок: мы отправляемся на бал к принцессе Морфологии, во дворец Грамматики. На такое мероприятие идут всегда с определенной целью: повеселиться, пообщаться, потанцевать. Но наш бал не совсем обычный, поэтому и цель у нас другая. (Ученики смотрят на экран, записывают в тетради число, тему урока “Морфология”) (Слайд №1)
Давайте вместе определим, что мы должны сделать во время бала.
(Ученики определяют цель урока-повторить все известные сведения по разделу “Морфология”)
- Совершенно верно: повторить и закрепить все сведения по данному разделу, показать знания и умения, которые приобрели, а самое главное - понять, зачем нужно изучать морфологию.
3. Э тап локализации индивидуальных затруднений
Цель: осознать место и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действия.
Итак, мы приглашены на бал.
Звучит вальс. Входит принцесса Морфологии (нарядно одетая девочка с табличкой “Морфология”) и садится на трон:
- Сегодня я устроила бал в честь своих приближенных частей речи и по правилам этикета первыми хочу представить самых знатных гостей - это самостоятельные части речи: Имя Существительное, Имя Прилагательное, Имя Числительное, Глагол, Местоимения, Наречие.(Входят нарядно одетые девочки и мальчики с табличками).
Имя Существительное: “Я самая главная часть речи, меня больше всего в Русском языке!”
Принцесса улыбается. Вместе с ней посмеивается красивый юноша Прилагательное: “А без меня ты, существительное, было бы сухим , мрачным и не всегда понятным!” Подвижный глагол не может стоять на месте, он подбегает к наречию, берет его под руку: “Познакомьтесь, мой лучший друг: он обозначает признак действия, которое я произвожу”. На середину выбегают местоимения и хором заявляют: “ Я, ты, он, она, мы-лучшие друзья!”
Принцесса смотрит на всех и обращается к ученикам: “Ребята, помогите рассудить спор частей речи и определите, кто же из них самый главный!”
- Пока именитые особы рассаживаются за столы, чтобы насладиться обществом всех гостей, мы с вами, ребята, попытаемся разобраться, кто из частей речи прав. Для этого нужно выполнить интересные задания.
(“Части речи” рассаживаются)
Задание 1. Игра “Установи соответствие” (Слайд №2 )
Самостоятельная часть речи обозначает | Название части речи |
1. Предмет | А. Наречие |
2. Признак, свойства, качество предмета | Б. Имя прилагательное |
3. Признак действия или другого признака | В. Имя числительное |
4. Количество предметов или порядковый номер предмета | Г. Глагол |
5. Действие или состояние предмета | Д. Имя существительное |
(Проверка)
Задание 2. “Загадочное предложение”
- Как определить принадлежность к той или иной части речи непонятных по смыслу слов?
Докажите это на примере фразы ученого-лингвиста Льва Владимировича Щербы
“Глокаякуздраштекобудланулабокра и кудрячитбокренка”.
(Слайд №3)
Запишите предложение, разберите по членам предложения и укажите, какой частью речи является каждое слово. Как вы это определили?
Вывод учащихся: у каждой части речи есть свои грамматические признаки.
- Но кто это? По-моему, это опоздавший гость.
Входит мальчик с табличкой “смел”: “Помогите мне, пожалуйста, я заблудился и не могу понять, к какой группе частей речи мне примкнуть?”
- Ребята, давайте поможем слову. Для этого нужно определить, к какой части речи оно относится в данных предложениях.
Как он смел!
Как он смел? (Слайд №4)
- Как называются такие слова? (Омоформы)
Принцесса: “Поэтому, дорогой гость, Вы можете близко общаться и с существительным, и с глаголом в зависимости от того, что Вы будете обозначать”. Гость благодарит ребят и принцессу и присаживается.
- Приведите еще примеры таких пар.
(Дали, жгут, стих)
- С любой парой составьте два предложения, чтобы слова были разными частями речи. Одна пара слов разбирается морфологически (самостоятельно, двое учащихся - у доски).
Проверка.
Вывод учащихся: очень важно различать части речи, чтобы правильно определить грамматические признаки, синтаксическую роль.
4. Этап самостоятельной работы с проверкой
Цель: создать условия для интериоризации (перехода извне внутрь) способов действий, проверки их усвоения, индивидуальной рефлексии достижения цели и создания ситуации успеха.
Задание 3. “Четвертый лишний”
1. Существительное, наречие, сказуемое, прилагательное.
2. Обстоятельство, числительное, глагол, местоимение.(Слайд №5)
Вывод учащихся: важно различать части речи и члены предложения.
Принцесса: Я очень рада видеть всех своих гостей, но мне скучно без своих сестричек Орфографии и Орфоэпии. Я без них совсем не могу жить.
- Ребята, помогите Принцессе развеять ее скуку. Для этого давайте вспомним, что изучает Орфография? Скажите, какие правила орфографии не могут существовать без знания частей речи? (Правописание н и нн, слитное и раздельное написание не, правописание суффиксов, окончаний)
- Совершенно правильно! Давайте убедимся в этом.
Задание 4. Игра “Рассели жильцов” (Слайд № 6)
- В первый столбик – слова, с которыми не пишется слитно.
- Во второй столбик - слова, с которыми не пишется раздельно.
Объяснить и выделить орфограммы.
Двое учащихся у доски, в два столбика, самостоятельно.
(Не)дуг, (не)видеть, (не)здоровится, (не)вежливый,(не)сильный, а слабый, (не)вкусный, а полезный, (не)ряха, отнюдь (не)верный, (не)зеленый, (не)брежный, никому (не) известный ,(не)годовать, (не)по-товарищески, далеко (не)правильный.
Проверка. Повторение правил.
Вывод учащихся: знание частей речи необходимо для правильного написания многих слов.
- А что изучает орфоэпия?
Задание 5. “Произнеси правильно”(устно)
Понял, поняло, поняли, поняла
Занял, заняло, заняли, заняла
Ловок, ловко, ловки, ловка
Звонок, звонко, звонки, звонка. (Слайд №7)
Повторение правила об ударениях в глаголах в форме прошедшего времени и в кратких прилагательных.
Вывод учащихся: для правильной постановки ударения часто также необходимо знание частей речи и их форм.
5. Этап включения в систему знаний и повторения
Цель: организовать повторение и закрепление ранее изученного и подготовить учащихся к изучению следующих тем.
Что это? Я слышу какой-то шум!
Вбегают ребята с табличками “Предлог”, “Союз”, “Частица” с криками недовольства: “Что такое? Почему нас не пригласили на бал? Ведь мы тоже очень важны!”
Принцесса: “Не шумите, дорогие господа! Лучше расскажите, какова ваша роль в морфологии и зачем вы мне нужны!”
Предлог: “Я верно служу самостоятельным частям речи, и без меня невозможно построить словосочетание и предложение!”
Союз: “А я соединяю однородные члены предложения и целые предложения, чтобы они дружили и никогда не ссорились!”
Частица: “Я, может, не так часто нужна, но если вам нужно внести в предложение какие-то оттенки значения или образовать уловное и повелительное наклонение глагола, я тут как тут”.
Принцесса: “Я все поняла и приношу вам свои извинения! Без вас, действительно, нельзя мне обойтись! Присаживайтесь, пожалуйста!”
Задание 6. “Помоги распутать”
- На экране текст, но очень запутанный и поэтому непонятный. Ребята, помогите разобраться, постройте правильно предложения, используя служебные части речи.
Природа - ( ) жизнь...Наша жизнь, наши чувства - всё плотно связано ( ) ней. Природа - ( ) то, что проявляет ( ) нас чувства красоты ( ) любви. Природу нужно беречь, ( ) ( ) будущем наши потомки могли жить ( ) чистом ( )красивом мире.(Слайд №8)
Вывод учащихся: о важной роли служебных частей речи.
- Кто это?
Забегает “междометие” с криками :“Ой, ай, о-е-ей! Как я расстроено, обо мне совсем забыли! Вы вспомните меня, когда захотите поделиться каким-либо чувствами, здесь вам без меня не обойтись, так как я помогаю выражать различные чувства”.
Принцесса: “И перед вами я извиняюсь, уважаемое междометие! В следующий раз я обязательно приглашу все части речи. Надеюсь, вы теперь все убедились в том, что все части речи важны и нужны. Так давайте прекратим наш бессмысленный спор о том, кто главнее, и будем жить дружно в городе Морфология!”
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке
- Вот и заканчивается наш удивительный бал . Ребята, какую цель мы ставили в начале урока? Удалось ли нам ее достичь? Перечислите все, что мы узнали сегодня на уроке, чему научились, побывав на балу у принцессы Морфологии. Над чем предстоит еще поработать? Просим выйти все части речи ! Перед нами десять частей речи. В этом году мы подробнее изучим все служебные части речи, загадочное междометие и познакомимся с двумя новыми частями речи - причастием и деепричастием, эти таинственные незнакомки постеснялись прийти на бал. Вы все молодцы! Показали свои знания и умения.А свою деятельность на уроке попробуйте оценить сами, пользуясь индивидуальной оценочной картой.
? | Умею различать части, выполнять морфологический разбор, но думаю, что дома сам не справлюсь. Поставлю знак вопроса. |
!! | Умею различать части, выполнять морфологический разбор, но думаю, что иногда могу испытывать затруднения. Скажу себе: “Я работал хорошо!” |
!!! | Умею различать части, выполнять морфологический разбор. Хорошо справлюсь с домашним заданием и смогу объяснить тему товарищу. Скажу себе: “Молодец!” |
- Очень надеюсь, что вы уйдете с нашего бала-урока с хорошим настроением!
Нарисуйте в зависимости от вашего настроения солнышко, веточку, тучку.
Я уверена, что во всех тетрадях лучики солнца сияют также ярко, как и в вашем сердце.
8. Домашнее задание
- Домашнее задание выбираете в зависимости от того, как вы оценили свою работу на уроке.
? | Составьте советы “Способы распознавания частей речи”. |
!! | Напишите сочинение на лингвистическую тему “Что стало бы с нашей речью, если бы исчезли все части речи”. |
!!! | Сочините сказку “Улица имени части речи”. |