Театрализованный урок в 7-м классе по теме «Морфология. Орфография». Повторение изученного в 5–6-х классах «На балу у принцессы Морфологии»

Разделы: Русский язык


Цели урока:

содержательная:

  • повторить, обобщить, систематизировать изученное ранее в разделе “Морфология”;
  • повторить ключевые термины темы, орфограммы;
  • совершенствовать умение различать части речи;
  • отработать произношение трудных слов;

деятельностная:

  • формировать способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы
  • (фиксирование собственных затруднений, контроль выхода из затруднений);
  • формировать регулятивные УУД : целеполагание, планирование, само-и взаимоконтроль, оценка, коррекция, волевая регуляция в ситуации затруднения.

Виды работы на уроке: индивидуальная, само- и взаимопроверка, коллективная.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран.

Материалы к уроку: презентация, индивидуальные оценочные карты.

Ход урока

1. Организационный момент

Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Приветствие, проверка готовности к уроку.

- Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада видеть вас! Начинаем урок.

- Все уроки как люди, и похожи, и разны,
Если к ним приглядеться с различных сторон.
Есть уроки, как светлый и радостный праздник,
Есть другие - как страшный мучительный сон.

- Как вы думаете, когда урок похож на мучительный сон?

- А когда урок как праздник?

- Я очень хочу, чтобы сегодняшний урок стал для вас настоящим праздником! Конечно, на любой праздник надо идти с хорошим настроением. Давайте проверим, какое настроение у вас сейчас: нарисуйте солнышко, если хорошее, веточку, если нормальное, тучку, если вдруг плохое.

Очень хочется, чтобы ваше прекрасное настроение не испортилось, а плохое-улучшилось! А для этого всегда нужно начинать день с улыбки. Улыбнитесь друг другу!

2. Мотивация к учебной деятельности. Целеполагание

Цель: актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности (“хочу”); установить тематические рамки учебной деятельности (“могу”)

У нас сегодня необычный урок: мы отправляемся на бал к принцессе Морфологии, во дворец Грамматики. На такое мероприятие идут всегда с определенной целью: повеселиться, пообщаться, потанцевать. Но наш бал не совсем обычный, поэтому и цель у нас другая. (Ученики смотрят на экран, записывают в тетради число, тему урока “Морфология”) (Слайд №1)

Презентация.

Давайте вместе определим, что мы должны сделать во время бала.

(Ученики определяют цель урока-повторить все известные сведения по разделу “Морфология”)

- Совершенно верно: повторить и закрепить все сведения по данному разделу, показать знания и умения, которые приобрели, а самое главное - понять, зачем нужно изучать морфологию.

3. Э тап локализации индивидуальных затруднений

Цель: осознать место и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действия.

Итак, мы приглашены на бал.

Звучит вальс. Входит принцесса Морфологии (нарядно одетая девочка с табличкой “Морфология”) и садится на трон:

- Сегодня я устроила бал в честь своих приближенных частей речи и по правилам этикета первыми хочу представить самых знатных гостей - это самостоятельные части речи: Имя Существительное, Имя Прилагательное, Имя Числительное, Глагол, Местоимения, Наречие.(Входят нарядно одетые девочки и мальчики с табличками).

Имя Существительное: “Я самая главная часть речи, меня больше всего в Русском языке!”

Принцесса улыбается. Вместе с ней посмеивается красивый юноша Прилагательное: “А без меня ты, существительное, было бы сухим , мрачным и не всегда понятным!” Подвижный глагол не может стоять на месте, он подбегает к наречию, берет его под руку: “Познакомьтесь, мой лучший друг: он обозначает признак действия, которое я произвожу”. На середину выбегают местоимения и хором заявляют: “ Я, ты, он, она, мы-лучшие друзья!”

Принцесса смотрит на всех и обращается к ученикам: “Ребята, помогите рассудить спор частей речи и определите, кто же из них самый главный!”

- Пока именитые особы рассаживаются за столы, чтобы насладиться обществом всех гостей, мы с вами, ребята, попытаемся разобраться, кто из частей речи прав. Для этого нужно выполнить интересные задания.

(“Части речи” рассаживаются)

Задание 1. Игра “Установи соответствие” (Слайд №2 )

Самостоятельная часть речи обозначает Название части речи
1. Предмет А. Наречие
2. Признак, свойства, качество предмета Б. Имя прилагательное
3. Признак действия или другого признака В. Имя числительное
4. Количество предметов или порядковый номер предмета Г. Глагол
5. Действие или состояние предмета Д. Имя существительное

(Проверка)

Задание 2. “Загадочное предложение”

- Как определить принадлежность к той или иной части речи непонятных по смыслу слов?

Докажите это на примере фразы ученого-лингвиста Льва Владимировича Щербы

“Глокаякуздраштекобудланулабокра и кудрячитбокренка”.

(Слайд №3)

Запишите предложение, разберите по членам предложения и укажите, какой частью речи является каждое слово. Как вы это определили?

Вывод учащихся: у каждой части речи есть свои грамматические признаки.

- Но кто это? По-моему, это опоздавший гость.

Входит мальчик с табличкой “смел”: “Помогите мне, пожалуйста, я заблудился и не могу понять, к какой группе частей речи мне примкнуть?”

- Ребята, давайте поможем слову. Для этого нужно определить, к какой части речи оно относится в данных предложениях.

Как он смел!

Как он смел? (Слайд №4)

- Как называются такие слова? (Омоформы)

Принцесса: “Поэтому, дорогой гость, Вы можете близко общаться и с существительным, и с глаголом в зависимости от того, что Вы будете обозначать”. Гость благодарит ребят и принцессу и присаживается.

- Приведите еще примеры таких пар.

(Дали, жгут, стих)

- С любой парой составьте два предложения, чтобы слова были разными частями речи. Одна пара слов разбирается морфологически (самостоятельно, двое учащихся - у доски).

Проверка.

Вывод учащихся: очень важно различать части речи, чтобы правильно определить грамматические признаки, синтаксическую роль.

4. Этап самостоятельной работы с проверкой

Цель: создать условия для интериоризации (перехода извне внутрь) способов действий, проверки их усвоения, индивидуальной рефлексии достижения цели и создания ситуации успеха.

Задание 3. “Четвертый лишний”

1. Существительное, наречие, сказуемое, прилагательное.

2. Обстоятельство, числительное, глагол, местоимение.(Слайд №5)

Вывод учащихся: важно различать части речи и члены предложения.

Принцесса: Я очень рада видеть всех своих гостей, но мне скучно без своих сестричек Орфографии и Орфоэпии. Я без них совсем не могу жить.

- Ребята, помогите Принцессе развеять ее скуку. Для этого давайте вспомним, что изучает Орфография? Скажите, какие правила орфографии не могут существовать без знания частей речи? (Правописание н и нн, слитное и раздельное написание не, правописание суффиксов, окончаний)

- Совершенно правильно! Давайте убедимся в этом.

Задание 4. Игра “Рассели жильцов” (Слайд № 6)

  • В первый столбик – слова, с которыми не пишется слитно.
  • Во второй столбик - слова, с которыми не пишется раздельно.

Объяснить и выделить орфограммы.

Двое учащихся у доски, в два столбика, самостоятельно.

(Не)дуг, (не)видеть, (не)здоровится, (не)вежливый,(не)сильный, а слабый, (не)вкусный, а полезный, (не)ряха, отнюдь (не)верный, (не)зеленый, (не)брежный, никому (не) известный ,(не)годовать, (не)по-товарищески, далеко (не)правильный.

Проверка. Повторение правил.

Вывод учащихся: знание частей речи необходимо для правильного написания многих слов.

- А что изучает орфоэпия?

Задание 5. “Произнеси правильно”(устно)

Понял, поняло, поняли, поняла

Занял, заняло, заняли, заняла

Ловок, ловко, ловки, ловка

Звонок, звонко, звонки, звонка. (Слайд №7)

Повторение правила об ударениях в глаголах в форме прошедшего времени и в кратких прилагательных.

Вывод учащихся: для правильной постановки ударения часто также необходимо знание частей речи и их форм.

5. Этап включения в систему знаний и повторения

Цель: организовать повторение и закрепление ранее изученного и подготовить учащихся к изучению следующих тем.

Что это? Я слышу какой-то шум!

Вбегают ребята с табличками “Предлог”, “Союз”, “Частица” с криками недовольства: “Что такое? Почему нас не пригласили на бал? Ведь мы тоже очень важны!”

Принцесса: “Не шумите, дорогие господа! Лучше расскажите, какова ваша роль в морфологии и зачем вы мне нужны!”

Предлог: “Я верно служу самостоятельным частям речи, и без меня невозможно построить словосочетание и предложение!”

Союз: “А я соединяю однородные члены предложения и целые предложения, чтобы они дружили и никогда не ссорились!”

Частица: “Я, может, не так часто нужна, но если вам нужно внести в предложение какие-то оттенки значения или образовать уловное и повелительное наклонение глагола, я тут как тут”.

Принцесса: “Я все поняла и приношу вам свои извинения! Без вас, действительно, нельзя мне обойтись! Присаживайтесь, пожалуйста!”

Задание 6. “Помоги распутать”

- На экране текст, но очень запутанный и поэтому непонятный. Ребята, помогите разобраться, постройте правильно предложения, используя служебные части речи.

Природа - ( ) жизнь...Наша жизнь, наши чувства - всё плотно связано ( ) ней. Природа - ( ) то, что проявляет ( ) нас чувства красоты ( ) любви. Природу нужно беречь, ( ) ( ) будущем наши потомки могли жить ( ) чистом ( )красивом мире.(Слайд №8)

Вывод учащихся: о важной роли служебных частей речи.

- Кто это?

Забегает “междометие” с криками :“Ой, ай, о-е-ей! Как я расстроено, обо мне совсем забыли! Вы вспомните меня, когда захотите поделиться каким-либо чувствами, здесь вам без меня не обойтись, так как я помогаю выражать различные чувства”.

Принцесса: “И перед вами я извиняюсь, уважаемое междометие! В следующий раз я обязательно приглашу все части речи. Надеюсь, вы теперь все убедились в том, что все части речи важны и нужны. Так давайте прекратим наш бессмысленный спор о том, кто главнее, и будем жить дружно в городе Морфология!”

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Вот и заканчивается наш удивительный бал . Ребята, какую цель мы ставили в начале урока? Удалось ли нам ее достичь? Перечислите все, что мы узнали сегодня на уроке, чему научились, побывав на балу у принцессы Морфологии. Над чем предстоит еще поработать? Просим выйти все части речи ! Перед нами десять частей речи. В этом году мы подробнее изучим все служебные части речи, загадочное междометие и познакомимся с двумя новыми частями речи - причастием и деепричастием, эти таинственные незнакомки постеснялись прийти на бал. Вы все молодцы! Показали свои знания и умения.А свою деятельность на уроке попробуйте оценить сами, пользуясь индивидуальной оценочной картой.

? Умею различать части, выполнять морфологический разбор, но думаю, что дома сам не справлюсь. Поставлю знак вопроса.
!! Умею различать части, выполнять морфологический разбор, но думаю, что иногда могу испытывать затруднения. Скажу себе: “Я работал хорошо!”
!!! Умею различать части, выполнять морфологический разбор. Хорошо справлюсь с домашним заданием и смогу объяснить тему товарищу. Скажу себе: “Молодец!”

- Очень надеюсь, что вы уйдете с нашего бала-урока с хорошим настроением!

Нарисуйте в зависимости от вашего настроения солнышко, веточку, тучку.

Я уверена, что во всех тетрадях лучики солнца сияют также ярко, как и в вашем сердце.

8. Домашнее задание

- Домашнее задание выбираете в зависимости от того, как вы оценили свою работу на уроке.

? Составьте советы “Способы распознавания частей речи”.
!! Напишите сочинение на лингвистическую тему “Что стало бы с нашей речью, если бы исчезли все части речи”.
!!! Сочините сказку “Улица имени части речи”.