Александр Невский – имя России

Разделы: Начальная школа


Цель урока.  Создать у детей целостный образ А.Невского как выдающегося полководца и дипломата; опираясь на знания детей, дать представление о его заслугах перед Россией.

Предметные задачи:

  • определять последовательность событий в истории России;
  • выделять главное в текстах учебника;
  • используя дополнительные источники информации, находить факты, ответы на вопросы.

Метапредметные задачи;

  • формировать учебно-познавательный интерес к способам решения новой частной задачи;
  • учить формулировать проблему;
  • строить сообщения, используя дополнительные источники информации;
  • приводить примеры событий, фактов, характеризующих личность, оценивать их значимость для людей и государства;
  • испытывать чувство гордости за национальные победы.

Оборудование:

  • Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков. “Окружающий мир, 3 класс, часть 2”
  • Дополнительные тексты, приготовленные детьми.
  • Слайды с портретом А.Невского, картинки битвы на Неве и Чудском озере.

Ход занятия

1. Актуализация знаний учащихся

а) Работа по “ленте времени”: отметить даты (1240 г, 1242 г)

- Какие события связаны с этими датами?

- Почему шведы и немецкие рыцари могли напасть на Псковские и Новгородские земли? (Ослабление Руси, распри между князьями и нашествие монголов)

2.Определение темы урока.

- В 2008 году на телеканале “Россия” проходил конкурс “Имя России”. На этот конкурс были представлены имена самых выдающихся людей России, когда-то живших, трудившихся на благо России, прославивших Россию, защищавших её от врагов. Это были имена , которые вы слышали, что-то уже знаете о них, были и имена, которые вам , возможно, незнакомы: Ломоносов, Пушкин, Сталин, Ленин, Суворов, Кутузов, Дмитрий Донской и др..

Многие россияне голосовали за своего героя. Победило имя Александра Невского.

Тема сегодняшнего урока: “Имя России – Александр Невский”.

- А вы слышали это имя? Что о нём знаете?

- (Высказывания детей)

3. Работа по теме.

а) Рисунок 1. Работа с картиной П.Корина “Александр Невский”

- В портретах исторических лиц художники стараются подчеркнуть то главное, что осталось о них в народном сознании, в народной памяти. Что скажете об этом человеке, глядя на его портрет? (Победитель, мужественный и решительный человек)

б) - Кто же он:

  • ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ?
  • ГЕРОЙ?
  • ЗАЩИТНИК?
  • ПОЛКОВОДЕЦ?
  • СВЯТОЙ?
  • ДИПЛОМАТ?
  • СИМВОЛ?

– Что же такого совершил Александр Невский для России ?

Об этом и о личности этого человека мы сегодня будем говорить.

в) - Александр был мальчиком, когда его посвятили в воины (рассказ детей)

г) - Ему было 20 лет, когда город Новгород пригласил его на княжение (рассказ подготовленных детей)

Вывод: Великий князь.

д) - У Руси всегда было много врагов. Одни нападали с юга, грабили, убивали, угоняли людей в плен, другие приплывали по морю с севера, захватывали русские земли. Во все времена на Руси народ защищал свою землю, не жалея сил и жизни. Пришло время и Александра.

(рассказ учителя )

Рисунок 2

- В 1240 году 100 шведских кораблей вошли в устье реки Невы и высадились на берег. Шведы послали сказать князю: “Иди, сражайся со мною, если смеешь; я уже на земле твоей”. Они не верили, что русские решатся на войну с ними, ведь силы не равны, шведов в 4 раза больше. Александр не стал терять время на сбор большого войска, а сказал своим дружинникам: “Нас немного, а враг силён. Но бог не в силе, а в правде: идите следом за вашим князем”. Александр разделил своё войско на две части. Сам, с конницей, решил ударить прямо на лагерь, пеших новгородцев послал в обход, чтобы отрезать шведов на берегу от кораблей. (Полководец)

Утром, воспользовавшись туманом, русские войска скрытно подошли и внезапно напали на шведский лагерь. Благодаря смекалке, мужеству, храбрости и отваге молодого полководца, к вечеру шведы были наголову разбиты. Малая часть шведского войска пробилась к своим кораблям. Александр сказал своим воинам: “Пусть уходят. Пусть расскажут всем, как встречает Русь незваных гостей”.

Известие о славной победе разнеслась по всей поверженной татарами русской земле. Народ воспрял духом, а Александр стал национальным героем.

За эту победу на реке Неве князя Александра прозвали Невским (Герой)

е) 1942 год

- Вскоре после этой славной победы Александр должен был защищать Новгород от ливонских немцев (рыцарей-крестоносцев)

Главное сражение с ними произошло 5 апреля 1242г. На льду Чудского озера.

Рисунок 3

- Почему битву Александр перенёс на лёд Чудского озера? (высказывания детей).

Крестоносцы строились особым способом, который назывался “свиньёй” (схема на доске).

- Давайте представим мысли Александра перед сражением. (Где слабые места у “кабаньей” головы? Кого следует разместить против острия клина? А где же самое уязвимое место у вражеского войска? Куда следует нанести решающий удар? Где расположить войска на местности: в широком поле? на берегу озера, чтобы можно заманить на подтаявший лёд рыцарей в тяжёлых латах? На середине озера?)

- (Рассказ учителя, чтение детьми отрывка из стих. К.Симонова “Ледовое побоище”)

- Вскоре после сражения отправили крестоносцы своих послов просить мира. Согласился князь Александр на мир, но предупредил крестоносцев: “Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет”.

Рисунок 4

Вывод: Защитник, полководец.

ж) Чтение в учебнике текстов (1 группа – о битве на реке Неве, 2 группа – о Ледовом побоище). Выделить информацию, характеризующую Александра как личность.

з) Трижды приходилось Александру Невскому ездить в Орду и своей терпеливостью, осторожностью в высказываниях, благоразумием в отношениях с татарами, спасти Русь от их разорительных набегов. (Дипломат)

Умер Александр Невский на обратном пути из Орды. Над его гробом были произнесены слова: “Закатилось солнце земли Русской”.

Рисунок 5

Через много лет после смерти Александра Невского церковь причислила его к лику святых. (Святой)

Есть орден Александра Невского (Рисунок 6), его учредил Пётр 1. Во время Великой Отечественной войны им награждали военачальников за удачно проведённые операции. (Символ)

Рисунок 6

В 2008 году имя Александра Невского стало символом России.

4. Итог. Какие из слов, написанных на доске, относятся к Александру Невскому? Почему?

Кто сказал эти слова, кому, почему? (слова в конспекте выделены)