Цель урока. Создать у детей целостный образ А.Невского как выдающегося полководца и дипломата; опираясь на знания детей, дать представление о его заслугах перед Россией.
Предметные задачи:
- определять последовательность событий в истории России;
- выделять главное в текстах учебника;
- используя дополнительные источники информации, находить факты, ответы на вопросы.
Метапредметные задачи;
- формировать учебно-познавательный интерес к способам решения новой частной задачи;
- учить формулировать проблему;
- строить сообщения, используя дополнительные источники информации;
- приводить примеры событий, фактов, характеризующих личность, оценивать их значимость для людей и государства;
- испытывать чувство гордости за национальные победы.
Оборудование:
- Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков. “Окружающий мир, 3 класс, часть 2”
- Дополнительные тексты, приготовленные детьми.
- Слайды с портретом А.Невского, картинки битвы на Неве и Чудском озере.
Ход занятия
1. Актуализация знаний учащихся
а) Работа по “ленте времени”: отметить даты (1240 г, 1242 г)
- Какие события связаны с этими датами?
- Почему шведы и немецкие рыцари могли напасть на Псковские и Новгородские земли? (Ослабление Руси, распри между князьями и нашествие монголов)
2.Определение темы урока.
- В 2008 году на телеканале “Россия” проходил конкурс “Имя России”. На этот конкурс были представлены имена самых выдающихся людей России, когда-то живших, трудившихся на благо России, прославивших Россию, защищавших её от врагов. Это были имена , которые вы слышали, что-то уже знаете о них, были и имена, которые вам , возможно, незнакомы: Ломоносов, Пушкин, Сталин, Ленин, Суворов, Кутузов, Дмитрий Донской и др..
Многие россияне голосовали за своего героя. Победило имя Александра Невского.
Тема сегодняшнего урока: “Имя России – Александр Невский”.
- А вы слышали это имя? Что о нём знаете?
- (Высказывания детей)
3. Работа по теме.
а) Рисунок 1. Работа с картиной П.Корина “Александр Невский”
- В портретах исторических лиц художники стараются подчеркнуть то главное, что осталось о них в народном сознании, в народной памяти. Что скажете об этом человеке, глядя на его портрет? (Победитель, мужественный и решительный человек)
б) - Кто же он:
- ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ?
- ГЕРОЙ?
- ЗАЩИТНИК?
- ПОЛКОВОДЕЦ?
- СВЯТОЙ?
- ДИПЛОМАТ?
- СИМВОЛ?
– Что же такого совершил Александр Невский для России ?
Об этом и о личности этого человека мы сегодня будем говорить.
в) - Александр был мальчиком, когда его посвятили в воины (рассказ детей)
г) - Ему было 20 лет, когда город Новгород пригласил его на княжение (рассказ подготовленных детей)
Вывод: Великий князь.
д) - У Руси всегда было много врагов. Одни нападали с юга, грабили, убивали, угоняли людей в плен, другие приплывали по морю с севера, захватывали русские земли. Во все времена на Руси народ защищал свою землю, не жалея сил и жизни. Пришло время и Александра.
(рассказ учителя )
Рисунок 2
- В 1240 году 100 шведских кораблей вошли в устье реки Невы и высадились на берег. Шведы послали сказать князю: “Иди, сражайся со мною, если смеешь; я уже на земле твоей”. Они не верили, что русские решатся на войну с ними, ведь силы не равны, шведов в 4 раза больше. Александр не стал терять время на сбор большого войска, а сказал своим дружинникам: “Нас немного, а враг силён. Но бог не в силе, а в правде: идите следом за вашим князем”. Александр разделил своё войско на две части. Сам, с конницей, решил ударить прямо на лагерь, пеших новгородцев послал в обход, чтобы отрезать шведов на берегу от кораблей. (Полководец)
Утром, воспользовавшись туманом, русские войска скрытно подошли и внезапно напали на шведский лагерь. Благодаря смекалке, мужеству, храбрости и отваге молодого полководца, к вечеру шведы были наголову разбиты. Малая часть шведского войска пробилась к своим кораблям. Александр сказал своим воинам: “Пусть уходят. Пусть расскажут всем, как встречает Русь незваных гостей”.
Известие о славной победе разнеслась по всей поверженной татарами русской земле. Народ воспрял духом, а Александр стал национальным героем.
За эту победу на реке Неве князя Александра прозвали Невским (Герой)
е) 1942 год
- Вскоре после этой славной победы Александр должен был защищать Новгород от ливонских немцев (рыцарей-крестоносцев)
Главное сражение с ними произошло 5 апреля 1242г. На льду Чудского озера.
Рисунок 3
- Почему битву Александр перенёс на лёд Чудского озера? (высказывания детей).
Крестоносцы строились особым способом, который назывался “свиньёй” (схема на доске).
- Давайте представим мысли Александра перед сражением. (Где слабые места у “кабаньей” головы? Кого следует разместить против острия клина? А где же самое уязвимое место у вражеского войска? Куда следует нанести решающий удар? Где расположить войска на местности: в широком поле? на берегу озера, чтобы можно заманить на подтаявший лёд рыцарей в тяжёлых латах? На середине озера?)
- (Рассказ учителя, чтение детьми отрывка из стих. К.Симонова “Ледовое побоище”)
- Вскоре после сражения отправили крестоносцы своих послов просить мира. Согласился князь Александр на мир, но предупредил крестоносцев: “Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет”.
Рисунок 4
Вывод: Защитник, полководец.
ж) Чтение в учебнике текстов (1 группа – о битве на реке Неве, 2 группа – о Ледовом побоище). Выделить информацию, характеризующую Александра как личность.
з) Трижды приходилось Александру Невскому ездить в Орду и своей терпеливостью, осторожностью в высказываниях, благоразумием в отношениях с татарами, спасти Русь от их разорительных набегов. (Дипломат)
Умер Александр Невский на обратном пути из Орды. Над его гробом были произнесены слова: “Закатилось солнце земли Русской”.
Рисунок 5
Через много лет после смерти Александра Невского церковь причислила его к лику святых. (Святой)
Есть орден Александра Невского (Рисунок 6), его учредил Пётр 1. Во время Великой Отечественной войны им награждали военачальников за удачно проведённые операции. (Символ)
Рисунок 6
В 2008 году имя Александра Невского стало символом России.
4. Итог. Какие из слов, написанных на доске, относятся к Александру Невскому? Почему?
Кто сказал эти слова, кому, почему? (слова в конспекте выделены)