Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Весёлые игры для язычка»

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: Создать условия для развития интонационной выразительности речи через использование игровой ситуации.

Задачи:

  • Создать условия для развития у детей способности самостоятельно придумывать события, предшествующие и последующие предложенной ситуации; активизации словарного запаса слов; развития воображения, словесного творчества.
  • Обеспечить условия для отчётливого и внятного произношения слова; развивать умение менять силу и высоту голоса в соответствии с условиями речевого общения, способствовать самостоятельному подбору подходящих по смыслу слов; упражнять в согласовании существительных и прилагательных в роде и числе.
  • Создавать условия для формирования умений взаимодействовать со сверстниками, налаживать диалогическое общение.

Предварительная работа: работа с сюжетными картинками “Что сначала, что потом”; дидактические упражнения на согласование существительных и прилагательных в роде и числе; знакомство с понятием “эхо”; дидактическая игра “Весёлое эхо” (см. стр. 137, Развитие речи, движения и мелкой моторики рук. Комплексные занятия. Практическое пособие / Е.А. Лифиц, И.В. Лифиц, 2010 г.); знакомство с игрой “Здравствуйте, мы к вам пришли”.

Создание условий: музыкальное сопровождение для вводной части (сказочная, завораживающая мелодия; спокойная мелодия), логоритмическое видео упражнение “Зайчишка” с сайта: Viki.rdf.ru; пальчиковые куклы на каждого ребёнка, красивая коробка, мультимедиа проектор, ноутбук, экран, презентация.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Неожиданно в группе звучит с нарастанием сказочная, завораживающая музыка. Дети осматривают группу. Внезапно на экране появляется картинка с красивым, волшебным замком (слайд 1)

Дети (удивленно): Смотрите, здесь появился замок!

Воспитатель также как и дети удивляется появлению замка.

Воспитатель: Что это за замок? (дети высказывают предположения)

Воспитатель: А кто в нём мог жить? (высказывания детей)

Воспитатель с выразительной интонацией продолжает общение с детьми:

- Ну, пусть в этом замке жила ...

- И была она какая? ...

- А, заниматься она любила ... Как вы думаете чем?

- Недалеко от красивого замка доброй .... стоял мрачный, тёмный замок. (слайд 2) И жил в нём ... ?

- И был он ... какой?

- В саду доброй ... во все времена года росли красивые цветы. Какие?

- А в саду ... росли только колючки и крапива. Как вы думаете почему? А ещё в саду доброй ... росла волшебная яблонька. (слайд 3) Изобразите, эту яблоньку (дети изображают руками и телом яблоньку). На одной из веток росло красивое красное яблоко, которое хочется сорвать.

Дыхательное упражнение.

Воспитатель: Чтобы его сорвать надо встать прямо, ноги вместе. Делая вдох, поднимаем руки вверх, хорошенько подтягиваемся, встаем на носочки, пытаясь достать яблоко. Затем опускаем руки и встаём на всю ступню – выдох. На выдохе произносим “ух-х-х” (упражнение повторяется 2-3 раза).

Воспитатель: Мы не можем дотянуться до яблочек? Почему?

Дети: Она высокая.

Воспитатель: А злой ... тоже хочет сорвать яблоко. Взяв волшебную палочку, он произнёс волшебные слова. Как вы думаете какие?

Дети придумывают волшебные слова.

Воспитатель: Но, произнёс он эти слова не просто так, а с выражением, с разной силой голоса, иначе его заклинание бы не подействовало. Как он их произнёс?

Дети повторяют волшебные слова, которые они придумали с выражением.

Воспитатель: Произнеся эти слова, красное, спелое яблоко оказалось у злого ... в руках. Что сделал он с яблоком?

Ответы детей.

Воспитатель: Как вы думаете, что произошло дальше?

Рассуждения детей.

Воспитатель: Злой ... превратился в доброго и стал играть в игру “Эхо”. Давайте, вспомним, что такое эхо?

Ответы детей.

Воспитатель: Я, сейчас крикну вам слово, а вы его по цепочке, друг за другом повторите. Но не забывайте, что каждое последующее повторение слова будет произноситься тише предыдущего.

Воспитатель: Встаньте, пожалуйста, в один ряд лицом ко мне.

Воспитатель: Ау!

Дети: Ау! Ау! Ау! И т.д.

Воспитатель: Ты где?

Дети: Ты где? Ты где? Ты где? И т.д.

Воспитатель: Я в лесу!

Дети: Я в лесу! Я в лесу! И т.д.

Воспитатель: Что ты там делаешь?

Дети: Что ты там делаешь? И т.д.

Воспитатель: Игру весёлую несу!

Дети: Игру весёлую несу! И т.д.

Воспитатель: Интересно, кто это нам несёт интересную игру?

Дети высказывают предположения.

На экране появляется весёлый Зайчик (слайд 4) и говорит:

Зайчик: Здравствуйте, ребята! Да, это я вам принёс весёлую игру. Поиграйте со мной.

Музыкальная логоритмика “Зайчишка” с сайта: Viki.rdf.ru

Я, Серенький Зайчишка, трусишка ой-ой-ой.
Скачу, скачу вприпрыжку
Спешу, спешу домой, ой-ой-ой...
За мною волк погнался, от злости весь дрожа.
Но я не испугался, а взял и убежал, ой-ой-ой...
Теперь гулять без папы, без мамы не пойду,
А то однажды в лапы я к волку попаду, ой-ой-ой...

Дети имитируют движения.

Воспитатель: Молодцы! Какую интересную весёлую игру принёс нам Зайчик. Чем ещё мы можем порадовать Зайчика?

Высказывания детей.

Неожиданно раздаётся стук в окне. На окне прикреплен листочек с надписью.

Воспитатель, дети: Что это такое происходит? (кто-то постучал в окно)

Воспитатель: Кто мог постучать в окно? (высказывания детей)

Дети обращают внимание на осенний листочек на окне с надписью.

Дети: Это листочек постучал в окно. На нём что-то написано. Давайте прочитаем.

Воспитатель: Давайте. Кто из вас умеет читать? (если никто из детей читать не умеет, воспитатель с помощью небольших вопросов наталкивает детей на то, чтобы дети предложили воспитателю прочитать это стихотворение)

Воспитатель: Вот мы сейчас Зайчика и себя порадуем. Я буду читать стихотворение, а вы произносить одну и ту же фразу “Пойдём с тобой гулять” с разной интонацией. Произнесите её.

Дети с воспитателем повторяют.

Воспитатель: А сейчас скажите эту фразу грустно; весело; вопросительно; громко; тихо.

Дети отвечают хором, затем индивидуально.

Воспитатель: Ну что, начнём? Слушай Зайчик.

Воспитатель:

Проснулся утром Зайчик
И поспешил узнать,
На маму хитро глядя:

Дети: Пойдём с тобой гулять?

Воспитатель:

Когда они поели,
То Зайчик стал играть.
Сказал, закончив дело:

Дети: Пойдём с тобой гулять?

Воспитатель:

И мама отвечала:
- Ну что ж, не будем ждать.
Уж коли обещала.

Дети: Пойдём с тобой гулять!

Зайчик: Ой, ха, ха, ха! Ну, вы меня и развеселили. А почему вы любите гулять?

Ответы детей.

Раздаётся голос мамы Зайчика: - Зайчонок, ты где? Пора обедать.

Зайчик: (слайд 5): Ребята, я побегу, меня мама ждёт. До свидания, до новых встреч.

Дети: До свидания.

Воспитатель: Если вам нравится гулять, тогда идём, а заодно и “Поохотимся на льва”.

Это упражнение на ритмизацию, выразительность, чередование темпа и громкости речи. Необходимо построчно выразительно проговаривать текст, сопровождая его движениями, соответствующие происходящим событиям. Дети повторяют текст и движения за воспитателем или импровизируют, совершая свои движения в такт произносимому тексту.

Мы охотимся на льва.
Не боимся мы его.
У нас длинное ружьё
И подзорная труба.
Ой! А что это?
А это – поле: топ-топ-топ.
Ой! А что это?
А это – болото: чав – чав - чав.
Ой! А что это?
А это море: Буль - буль - буль.
Ой! А что это?
А это тропинка: шур – шур - шур.
Под ней не проползти.
Над ней не пролететь.
Её не обойти, а дорожка напрямик.
Вышли на полянку.
Кто это здесь лежит?
Давайте его потрогаем
Да это же лев! Ой, мамочки!
Испугались его и побежали домой!
По тропинке: шур – шур – шур.
По морю: буль – буль – буль.
По болоту: чав – чав – чав.
По полю: топ – топ – топ.
Прибежали домой.
Дверь закрыли.
Ух! (на выдохе) Устали.

Раздаётся голос из коробки: С нами поиграйте, с нами поиграйте! Мы тоже хотим играть!

Воспитатель: Мне кажется, или я слышу чей-то голос?

Дети осматриваются и находят красивую коробку.

Воспитатель: Как вы думаете кто в ней?

Предположения детей.

Воспитатель: Что будем с ней делать? (Ответы детей)

Воспитатель: Ну, что ж давайте в неё заглянем.

Открывают коробку.

В ней лежат пальчиковые куколки на каждого ребёнка.

Воспитатель: Вот кто хочет с нами поиграть.

Дети разбирают кукол и рассматривают их.

Воспитатель: Это волшебные человечки, которые очень любят играть, поэтому они и спрятались в коробку. Они знают очень много игр, а какие именно они вам расскажут сами.

Дети надевают на пальчик игрушку и поднося к уху, слушают.

Воспитатель: О чём тебе рассказала твоя игрушка? (Ответы детей)

Раздаётся голос игрушек: Мы слышали, вы знаете совсем новую игру “Здравствуйте, мы к вам пришли” научите нас играть.

Для игры дети делятся на 2–е группы, и встают в шеренгу друг напротив друга. Одна группа детей подходит к другой, при этом говорит слова:

– Здравствуйте, мы к вам пришли!

– Молодцы, что, к нам пришли.

– А к вам гости приходили?

-- Приходили, погостили, мы играли и шутили.

– А у вас тут хорошо!

– Приходите к нам ещё!

– До свидания, мы пойдём.

– Приходите, мы вас ждём.

Воспитатель берёт одну из игрушек и подносит к своему уху.

Воспитатель: Волшебный человечек мне говорит, что им очень понравилось играть с нами. Они к нам ещё придут, если вы дома с родителями выучите новую игру и научите нас всех в неё играть. А сейчас игрушкам пора возвращаться в коробку.

Все вместе: Вот и кончилась игра,

До свидания всем, пока!