Комплексный анализ текста в формате подготовки к ГИА

Разделы: Русский язык


Цель урока: совершенствовать умение анализировать текст художественного стиля

Задачи урока:

  • Актуализировать и систематизировать теоретические знания. Активизировать правильность интонирования предложений в устном высказывании и при чтении с учетом логического ударения, обобщить представления об экспрессивных возможностях языка, показать необходимость их использования.
  • Не только исследовать художественную структуру исходного текста, но и учитывать процессы творчества и восприятия произведения, т.е. рассматривать литературный текст в системе отношений: действительность - автор - произведение - читатель.
  • Развивать мыслительную деятельность учащихся, их творческие способности.
  • Совершенствовать коммуникативные компетенции школьников, навыки самообучения и самоконтроля, взаимообучения на основе коллективного сотрудничества.

Формы работы на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная.

  • Применяемые технологии: информационные, здоровьесберегающие, проблемно-развивающая (М.М.Махмутов, Н.Г.Мошкина), технология педагогики сотрудничества.
  • Материалы и оборудование: мультимедийная презентация к уроку, приложения, дидактический материал (текст, задания для практической работы, карты рефлексии), экран, персональный компьютер, мультимедийный проектор.
Этапы работы Содержание этапа
Организационно-подготовительный момент.

Цель для учащихся на данном этапе:

- включиться в учебную деятельность на личностно-значимом уровне;

- подготовиться к продуктивной работе на уроке

- развивать и совершенствовать умения обсуждать и четко формулировать план совместной групповой деятельности, распределение частей работы.

Цель для учителя на данном этапе урока:

- способствовать созданию условий для эффективной работы

Дидактические задачи этапа:

- вызвать интерес учащихся к предстоящей учебной деятельности путем создания педагогической ситуации, в результате которой возникнет необходимость поиска ответа на поставленный вопрос.

Методы: проблемный, метод стимулирования познавательного интереса.

Учитель включает детей в процесс совместного целеполагания.

Учитель: Сегодня урок совершенствования знаний и умений эти знания применять на практике. Работаем коллективно, в группах, индивидуально. Попробуйте понять, о чем пойдет речь. (Слайд 1)

Учитель: Конечно, это текст. (Слайд 2) На ваш взгляд, почему задания части 2 и 3, связанные с анализом исходного текста, вызывают наибольшие затруднения?

Учащиеся выдвигают предположения.

Учитель: Какой вывод следует? (Необходимо много трудиться). Об этом писал известный лингвист Л.В. Щерба (Слайд 3) Продолжите мысль (задания группам). Сравните с авторским вариантом. В чем смысл данного утверждения? (Слайд 4)

Учитель: это и будет нашей основной целью на уроке сегодня: “вдумываться в язык и в его выразительные средства”, анализировать исходный текст.

Что необходимо сделать для достижения нашей цели? Какие задачи необходимо для этого решить? (Вместе с учащимися определяются задачи). - А для чего нужен текст? Вставив подходящие по смыслу слова, вы сможете ответить на вопрос. (Слайд 5)

Проверьте себя. Для чего нужен текст? (Слайд 6)

Повторение ранее изученного и углубление теоретических знаний о тексте.

Цель для учащихся на данном этапе:

- повторить теоретические сведения о тексте: определение, признаки, средства связи предложений, тема, микротемы, основная мысль, абзац, стили и типы речи, формы (диалог, монолог);

Цель для учителя урока:

- актуализировать знания учащихся по изучаемой теме;

- подготовить учащихся к восприятию нового материала;

Методы и приёмы:

- диалог с текстом;

- контроль и самоконтроль за эффективностью учебно-познавательной деятельности

- репродуктивный (беседа, обобщение);

- фронтальный подводящий диалог;

-методы мотивации и стимулирования через создание ситуации успеха.

Педагог, опираясь на субъективный опыт учащихся, подводит к осознанию необходимости получения новых знаний для решения определенного типа заданий (заданий 2, 3, части 2 и задания 15.1, 15.2 части 3 ГИА)

Дидактическая задача этапа:

- формировать личную заинтересованность ученика в получении новых знаний путем создания проблемной ситуации,

- развивать коммуникативные компетенции учащихся: формулировать ответы на поставленные вопросы, аргументировать их, сопоставлять речевые высказывания одноклассников с собственным мнением, фиксировать на письме информацию в сжатом виде.

Учитель: С термином текст вы встречаетесь очень часто. Что вам известно о нем. Вспомните определение текста (дает каждая группа): “Текст -  это...” (Слайд 7) Сопоставьте ваши определения (Слайд 8)

Каждая группа в течение урока заполняет карту “Известное – новое”. (Слайд 9)

Учитель: Лингвистическая задача: текст или не текст? (Слайд 10)

- Можно ли назвать текстом стихотворение из одного предложения, предложение из 1 слова, устную речь? (Коллективная работа. Развивается умение выстраивать устные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач).

- Вам достаточно тех знаний по теме, чтобы справиться с заданием? Ищем решение. Подсказка1 (Слайд 11)

- Какие известные вам науки изучают текст? (Лингвистика, литературоведение)

А еще - культурология (Слайд 12)

- Предположите, какое отношение эти науки имеют к предмету нашего исследования.

Ищем решение. Подсказка 2 (Слайды 13,14)

Дополнительная информация (Слайды 15,16)

Учитель: Слово “текст” имеет разные, хотя и взаимосвязанные, в разных науках значения.

- Исследуйте: что общего в определении термина “текст”? (Слайд 17) Сравните с позицией ученых. Сделайте вывод. (Слайд 18) (Слайд 19)

- Обобщите: анализируя различные тексты, какое (какие) понимание (понимания) данного термина мы имеем в виду?

  • Лингвистическое? (Слайд 20)
  • Литературоведческое? (Слайд 21)
  • Культурологическое? (Слайд 22)

В результате обсуждения делается вывод: слово “текст” мы употребляем в понимании лингвистическом, литературоведческом, культурологическом.

Этап практического применения теоретических знаний, предполагающий:

- постановку конкретной учебной цели перед учащимися – уметь определять в ходе анализа текста:

- тему;

- микротемы;

- основную мысль;

- абзац;

- стиль;

- тип речи;

-способы связи предложений в тексте;

- формы речи (диалог, монолог);

- средства изобразительности.

Определение целей и задач для учителя на данном этапе урока:

- отработать практические навыки работы с текстом по созданной самостоятельно схеме;

- развивать коммуникативные компетенции учащихся (понимание коммуникативной цели чтения текста), отвечать на вопросы, используя при этом дополнительную информацию, владеть основными нормами построения устного высказывания, ведение учебного диалога;

- развитие навыков сотрудничества.

Формы и методы:

- репродуктивный;

- частично-поисковый;

- групповая и самостоятельная работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала;

- работа по применению знаний на практике и выработке умений и навыков;

- наблюдение над языковым материалом;

- создание ситуации успеха, организация само- и взаимопроверки.

Учитель: Аристотель писал, что деяние есть живое единство теории и практики.

- Как вы думаете, какой вид работы поможет нам на следующем этапе урока? (Практические задания).

Учитель: Работа в группах. Каждая группа создает алгоритм работы с текстом. Учащиеся: создают схемы анализа текста. Обсуждение в группах, дополнения, оценивание полноты освещения вопроса, выстраивание общей линии анализа. Заслушиваются представители каждой группы. Составляется общая схема анализа текста (повторение известного материала). (Слайд 23)

Учитель: Продолжим работу с алгоритмом, совмещая далее теорию с практикой. (Коллективная работа).

- С чего начинается анализ любого текста? (Слайд 24)

- Вспомните, какие виды чтения вам известны. (Слайд 25)

Дополнительная информация.

(Слайд 26)

Учитель: - Какие виды чтения мы будем использовать?

Читаем исходный текст изучающим чтением поэтапно (работа коллективная, замечания вносятся в печатный вариант – раздаточный материал) (Приложение 1):

1 – 5 предложения. Предположите, за что директор вызвал мальчика? (Включается механизм антиципации). Запишите.

6 – 30 предложения. Предложите версии, почему мальчик “часть мыслей оставлял при себе, а часть высказывал вслух”.

31 – 37 предложения. Как и почему изменилась речь мальчика? Отметьте ключевые слова.

38 -58 предложения. Какой, по-вашему, ответ услышал директор?

Запишите. А как на самом деле (у автора)? (“Я буду защищать собак”). Допишите последнее предложение. (Включается механизм рефлексии).

Учитель: после прочтения текста следует анализ по схеме. (Слайд 27)

- Что поможет определить тему текста, основную мысль? (Ключевые слова) (Слайд 28)

Учащиеся: (Работа в группах).

1. Выписать ключевые слова текста.

2. Предложить вариант заглавия.

(Заслушиваются представители каждой группы)

Учитель: Получилось несколько тематических групп. Первая передает состояние мальчика.

- Какова роль этих слов? (Показывают отношение ребенка к собаке). (Слайд 29)

Проведем небольшой лингвистический эксперимент: подберем к полученным ключевым словам антонимы. Что удивило? (Отношение к собаке взрослых людей).

Вторая группа ключевых слов передает отношение мальчика к отцу. (Слайд 30)

Ваш вариант заглавия. Сравните с авторским. Прокомментируйте. (Рассказ Ю.Я.Яковлева “Он убил мою собаку”). (Слайд 31)

Далее – работа в группах – по схеме анализа текста. (Слайд 32)

Проверка (Заслушиваются представители каждой группы): тема, микротемы, основная мысль. (Слайды 33, 34)

- Что отражено в заглавии: тема, проблема, идея? (Слайд 35)

- Какова роль абзаца? (Слайды 36, 37)

- Стиль (Слайд 38)

- Тип речи (Слайды 39, 40)

- Формы речи (диалог, монолог) (Слайды 41, 42)

- Способы связи предложений в тексте (Слайды 43, 44), самопроверка (Слайды 45, 46)

- Средства изобразительности: значение термина (самопроверка – Слайд 47), назначение (самопроверка – Слайд 48), задание группам:

исследовать данный текст на предмет использования изобразительных средств, определив их роль. Отметить наиболее частотные, объяснить выбор автора. Заполнить таблицу. (Приложение 3). (Слайд 49)

Коллективная проверка. (Слайд 50)

Новые изобразительные средства (Слайд 51)

  • Парцелляция
  • Эллипсис
  • Умолчание

Практическая работа (индивидуальная и групповая работа).

Учитель предлагает выполнить учащимся одинаковое задания ГИА 2, 3, 6 части 2 и задания 15.1 части 3, выбрав по желанию способ выполнения заданий: самостоятельно или в группе с консультантом. Нумерация заданий отлична от Демоверсии. (Приложение 2)

(По окончании работы - взаимопроверка, затем класс сверяется с ответами, выведенными на доску) (Слайд 52), комментарии и оценка общего результата

Подведение итогов урока Учитель совместно с учащимися подводит итоги урока:

- Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

- Достигли их?

- Чему научились? Карты “ИЗВЕСТНОЕ - НОВОЕ” (Приложение 4) (Слайд 53)

Рефлексия.

Цель для учащихся:

- осознание учащимися своей учебной деятельности.

Методы: словесный, наглядный.

Учитель:

На листе бумаги обведите свою ладошку.

Каждый палец –это какая то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение.

• большой – для меня это важно и интересно ...

• указательный - я получил конкретные рекомендации...

• средний - мне было трудно ( не понравилось)...

• безымянный – моя оценка психологической атмосферы...

• мизинец - для меня было недостаточно...

(Слайд 54)

Учитель аргументированно оценивает работу учеников.

Задание на дом.

Цель для учащихся:

- выбрать задания на основе самооценки и дифференциации личностных ориентиров.

(Слайд 55)

1. Обязательный уровень: Решить задания из сборника 2. Творческий уровень: а) выполнить задание 15.2 (написать сочинение-рассуждение, объяснив, как Вы понимаете смысл финала текста Ю.Яковлева или

б) выполнить задание 15.3 сочинение-рассуждение на тему: “Что такое милосердие?”

Рефлексия. Учитель:

На листе бумаги обведите свою ладошку.

Каждый палец – это какая - то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение:

большой – для меня это важно и интересно ...

указательный - я получил конкретные рекомендации...

средний - мне было трудно (не понравилось)...

безымянный – моя оценка психологической атмосферы...

мизинец - для меня было недостаточно...