Семинар-практикум для родителей детей наборных групп «Давайте познакомимся!»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Цель: Повысить психологическую компетентность родителей наборных групп.

Задачи:

  • Сформировать психолого-педагогическую грамотность родителей;
  • Отработать полученные знания в практической деятельности.

Материалы: листы А4, салфетки, музыка, магнитная доска, памятки для родителей, фломастеры, приложение.

Разминка.

Поменяйтесь местами те, кто:

  • Имеет двоих детей
  • У кого русые волосы
  • Любит путешествовать
  • Кто в юбке
  • Кто носит часы
  • Кто в брюках
  • Кто пришел на родительское собрание
  • Кто любит своего ребенка

Упражнение “Я люблю”

Упражнение помогает участникам познакомиться и быстрее запомнить имена друг друга. Участники тренинга сидят в общем кругу. Первый участник представляется и называет что-то, что он любит. Данное существительное должно начинаться с той же буквы, что и имя этого участника. Например, участница по имени Ирина может сказать: “Меня зовут Ирина, и я люблю ирис”. Второй участник повторяет то, что сказал первый, и добавляет информацию о себе. Например: “Это Ирина, которая любит ирис, а я Татьяна и я люблю танцы”.

Игра-активатор “Салфетки”

Упражнение создает в группе веселую позитивную атмосферу. Участникам тренинга передаётся по кругу пачка бумажных салфеток со словами: “На случай, если потребуются, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток”. После того как все участники взяли салфетки, им предлагается рассказать столько самых счастливых событий из жизни их семьи, сколько у них в руках салфеток.

Теоретическая справка.

Личность ребенка формируется под воздействием многих факторов. И это доказывает наличие огромного числа подходов к этой проблеме, классификаций взаимоотношений, которые приоритетными видят различные факторы и составляющие. Но почти все они учитывают роль родителей достаточно высоко в процессе формирования личности ребенка.

В практике психологи зачастую работают с ребенком, автоматизируя его проблемы от взаимоотношений с родителями. А эта работа никогда не будет эффективной, пока параллельно с родителями этих детей не будет установлен контакт с целью развития у них навыков общения с ребенком.

Не всегда родитель понимает слова ребенка в том контексте, в котором он им пытается их донести. Родитель может слушать, но не слышать смысл изречений ребенка, имея дефицит информации о своем ребенке.

Личность дошкольника формируется в семье. Родители, братья, сестры, бабушки, дедушки - самые близкие ребенку люди. От их взаимоотношений между собой, чувства привязанности и взаимоподдержки зависит благополучие семейного климата. Неоспоримым критерием благоприятного для эмоционального развития ребенка типа семейного воспитания являются родительская любовь и привязанность членов семьи друг к другу. С момента рождения формируются особенности подходов, методов и приемов общения родителей с детьми. Естественно, что в каждой семье этот опыт уникален, а вот его результаты не всегда соответствуют ожиданиям родителей и формированию эмоционально устойчивой личности ребенка.

На психосоматическое состояние ребенка оказывает влияние не только эмоциональное состояние родителя, но и внимание или невнимание к его состоянию, а также способы взаимодействия родителя с детьми.

Термин “эмоциональное неблагополучие” подразумевает в дошкольном возрасте ситуативный дискомфорт, проявляемый внешне в той или иной степени. Эмоциональное неблагополучие способствует развитию отчуждению между взрослыми и детьми.

Родителям наибольшим образом необходимо находить адекватные формы общения с детьми.

Упражнение “Родитель-это звучит гордо”

Каждому участнику предлагается в течение 1 минуты рассказать о своих сильных “родительских” сторонах. После каждого выступления остальные участники невербально выражают свою поддержку рассказчику, хлопая в ладоши.

Игра “Ассоциации”

Задача игры определить, каким видят своего ребенка родители. Для этого каждый из них обводит контур руки, на изображении каждого пальца пишет по букве имени ребенка. Затем родителям предлагается расшифровать буквы, назвать качества характера ребенка, начинающиеся на данную букву. В центре ладони можно изобразить символ, кем он является в семье.

Чаще всего даются положительные характеристики, что позволяет видеть в ребенке положительные качества, тем самым настраивать его на успех. Также игра наводит родителей на определенные выводы о сформированности личности ребенка.

  • Было ли Вам сложно выполнить данное задание?
  • В чем возникли трудности?
  • Ваши ответы искренние, или Вы включили в список характеристики, которые скорее хотели бы видеть в своем ребенке?

Упражнение “Моя семья”

Родители составляют список семейных заповедей, обычаев, правил, запретов, привычек, установок, взглядов, которых придерживаются все члены семьи. Каждый зачитывает этот список.

Данное упражнение позволяет сравнить свои представления о семейной жизни с представлениями других.

Упражнение “Комплименты”

Сидя в кругу все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что – то похвалить. Принимающий говорит: “Спасибо, мне очень приятно!”.

Прощание

Я предлагаю всем вытянуть руки и соединить их в центре круга. Тихо постоять, пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком.

Заключение

В заключение мне бы хотелось узнать ваше мнение по поводу нашей встречи.

Напишите, что вам показалось интересным, и какие методы взаимодействия вы хотели бы предложить, ведь известно, что воспитание детей - рискованное дело, ибо в случае удачи последнее приобретено ценою большого труда, в случае же неудачи, горе несравнимо ни с каким другим.

Список литературы

  1. Желдак И.М. Искусство быть семьёй. Минск, 1998.
  2. Заслуженюк В.С., Семиченко В.А. Родители и дети: взаимопонимание или отчуждение? М.,1996.
  3. Кряжева Н.Л.Мир детских эмоций. Ярославль, 2000.
  4. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми.СПб., 2006.
  5. Овчинникова И.Г. Родительское счастье. М., 1987.