В проекте национальной доктрины образования Российской Федерации подчёркивается, что “система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость”.
О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Исходя из этого, работа дошкольного учреждения по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста включает целый комплекс задач:
– воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
– формирование бережного отношения к природе и всему живому;
– воспитание уважения к труду;
– развитие интереса к русским народным традициям и промыслам;
– формирование элементарных знаний о правах человека;
– расширение представлений о городах России;
– знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
– развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
– формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, месту, где родился человек.
В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края – Смоленского края. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры. В этой связи успешность развития ребенка 5 – 7 лет при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Актуальность темы
У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством, если оно, конечно же, не было трудным, у большинства людей возникают самые добрые воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в любимом городе. Причем этому городу вовсе не обязательно быть столицей или городом-миллионером. Он может быть тихим, заброшенным городком и в то же время являться самым любимым городом, так как с ним связано много приятных впечатлений. У каждого любовь к городу проявляется по-разному. Например, поэты сочиняют стихотворения о любимом городе, композиторы пишут музыку, художники рисунок картины, тем самым прославляя город и увековечивая память о нем на многие годы. Я хочу, чтоб ребятам, город, в котором они живут, стал бы любимым! Этот проект посвящается Смоленску – городу, который является Родиной моих воспитанников.
В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного города и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Проблема.
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые строили наш город.
Родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.
Основы проекта.
“Знать – значит любить” говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной – городом Смоленском в дошкольном возрасте. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой город, народ помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.
Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников НДОУ, родителей воспитанников.
Таким образом, исходя из вышесказанного, мы сформулировали цель, задачи, предполагаемый результат, критерии оценки результативности проекта.
Цель проекта:
- Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.
Задачи проекта:
- Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края;
- Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона;
- Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе;
- Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;
- Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.
Участники проекта
Дети 5-6-7 лет
Проект предусматривает активное участие родителей, детей и воспитателей.
Сроки реализации проекта
2 года
Прогнозируемый результат.
Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.
Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.
Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.
Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Смоленска, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу.
Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.
Реализация проекта
Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.
I этап – подготовительный, включает в себя:
1) анкетирование родителей знаний и представлений о родном городе, его истории, достопримечательностей,
2) диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного города,
II этап – основной, включает в себя:
1) Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом,
2) совместные мероприятия с семьями воспитанников,
3) совместные мероприятия с детьми разного возраста,
4) экскурсии по городу,
5) пополнение развивающей среды,
6) выставки детских работ, семейных коллекций, коллекций сотрудников,
Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом детей старшей группы на 2013-2014 учебный год.
Дата | Тема | Связь с другими видами деятельности |
Сентябрь | Моя малая Родина | - изготовление альбома, составление рассказов “Дом, в котором я живу” |
Октябрь | День рождение города | - прослушивание песен о родном городе,
чтение стихов, - выставка детского рисунка “Мой любимый город” |
Ноябрь | История возникновения города | - изготовление альбома “Природа моего
края”, - оформление стенда “Смоленск теперь и прежде” |
Декабрь | Знакомство с гербом города | - изодеятельность – “Нарисуй герб
семьи”, - знакомство с флагом, гербом и гимном России -изготовление макета крепостной стены или одной из башен |
Январь | Экскурсия по городу | - изготовление макета города, - дидактическая игра “Путешествие по городу” |
Февраль | Они прославили наш город | - игры “Рыцари”, “Магазин сувениров”, - беседа о важности труда всех людей |
Март | Папа, мама, я – смоленская семья (викторина) | - дидактическая игра “Край, в котором мы
живём”, - заучивание стихотворений о Смоленске |
Апрель | Смоленск – спортивный | - спортивный фестиваль, - выставка детского рисунка “Мы любим спорт” |
Май | Боевая слава города | - изготовление праздничных открыток, - встреча с ветеранами (прадедушкой одного из детей), - беседа о подвигах солдат в Великой Отечественной войне |
Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом на 2014 -2015 учебный год.
Дата | Тема | Связь с другими видами деятельности |
Сентябрь | Наша родина в России | - чтение стихов о Смоленском крае, - рассматривание географической карты - рассказ об особенностях климата, природы, животного мира |
Октябрь | Мой город, дороже которого нет | - прогулки по городу Смоленску, - рассказы о достопримечательностях г. Смоленска, о людях разных профессий, которые живут и работают в нашем городе, - звание “Почетный гражданин”, - изготовление альбома совместно с родителями “Мой город – моя судьба”, - чтение стихов о родном городе, прослушивание песен |
Ноябрь | Площадь | - изготовление коллажа “Площадь
Победы”, - история возникновения площади “Раньше и теперь”: Герб города |
Декабрь | Знакомство с государственной
символикой. Герб. Флаг. Гимн России. Герб Смоленска |
- чтение стихов о Родине, - прослушивание песен, - закрашивание изображения герба Смоленска |
Январь | Дружная семья | - изготовление фотоальбома “Семейные традиции” |
Февраль | Кто такие кривичи и где они живут | - посещение Исторического музея, |
Март | Смоленск - спортивный | - история проведения соревнований, - спортивный досуг “Мама, папа, я – спортивная семья” |
Апрель | Вот моя улица | - экскурсия по микрорайону, - знакомство с улицами, объяснение их названий. |
Май |
Смоленск– город железнодорожников | - рассказ о труде железнодорожников, - чтение стихов, рассказов, - посещение Музея природы, выставок |
III этап – итоговый, включает в себя:
1) итоговое диагностирование детей,
2) повторное анкетирование родителей.
Данные мероприятия продемонстрируют количественные и качественные изменения, произошедшие к концу учебного года.
ВЫВОД: Данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников. Сведения о городе, знаменитых жителях Смоленска доступны и интересны не только детям, но и взрослым.
Предполагаемые результаты:
Дети:
- Итоговым результатом будет являться диагностика, где дети покажут свои знания по теме.
- Активное участие и интерес детей в различных видах деятельности
- Проявление самостоятельности и творческой активности в театрализованной деятельности
- Нравственно- патриотические чувства к истории, культуре, природе родного города Смоленск, Смоленского края;
- Развитие связной речи, обогащение словаря (ребёнок-экскурсовод - проведение экскурсий в мини - музее НДОУ)
Воспитатели:
- Разработка конспектов непосредственной образовательной деятельности, совместной деятельности с детьми.
- Практический материал по всем видам детской деятельности.
- Освоение инновационных технологий по поликультурному воспитанию дошкольников.
- Разработка анкет для родителей.
- Составление перспективного плана работы.
- Разработка и изготовление дидактических игр по теме проекта.
- Оформление, обобщение и распространение опыта по теме проекта.
Родители:
- Повышение интереса к работе НДОУ.
- Активное участие в конкурсах, выставках.
- Помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок.
Предметно-развивающая среда:
- Уголок краеведения “Край мой смоленский”.
- Железнодорожный мини-музей в НДОУ.
- Уголок поликультуры в группе.
Мы уверены, что успех в поликультурном воспитании детей будет достигнут, только тогда, когда сам воспитатель будет знать и любить историю своей страны, своего города. Он должен уметь отобрать те знания, которые будут доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. А результатом работы можно считать возросший уровень знаний детей о своём городе, его структуре, достопримечательностях, интерес к истории и культуре, чувство сопричастности к жизни своего микрорайона, своей малой родины.
ЛИТЕРАТУРА.
- Алёшина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом. – М.: ТЦ Сфера, 1999. – 112 с.
- Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2004. – 156 с.
- Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003, № 6. С. 45 – 55.
- Якушева Т.А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.