Проект «Ознакомление с родным городом как средство поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Разделы: Работа с дошкольниками


В проекте национальной доктрины образования Российской Федерации подчёркивается, что “система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость”.

О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Исходя из этого, работа дошкольного учреждения по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста включает целый комплекс задач:

– воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

– формирование бережного отношения к природе и всему живому;

– воспитание уважения к труду;

– развитие интереса к русским народным традициям и промыслам;

– формирование элементарных знаний о правах человека;

– расширение представлений о городах России;

– знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

– развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

– формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, месту, где родился человек.

В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края – Смоленского края. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры. В этой связи успешность развития ребенка 5 – 7 лет при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Актуальность темы

У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством, если оно, конечно же, не было трудным, у большинства людей возникают самые добрые воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в любимом городе. Причем этому городу вовсе не обязательно быть столицей или городом-миллионером. Он может быть тихим, заброшенным городком и в то же время являться самым любимым городом, так как с ним связано много приятных впечатлений. У каждого любовь к городу проявляется по-разному. Например, поэты сочиняют стихотворения о любимом городе, композиторы пишут музыку, художники рисунок картины, тем самым прославляя город и увековечивая память о нем на многие годы. Я хочу, чтоб ребятам, город, в котором они живут, стал бы любимым! Этот проект посвящается Смоленску – городу, который является Родиной моих воспитанников.

В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного города и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Проблема.

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые строили наш город.

Родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.

Основы проекта.

“Знать – значит любить” говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной – городом Смоленском в дошкольном возрасте. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой город, народ помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.

Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников НДОУ, родителей воспитанников.

Таким образом, исходя из вышесказанного, мы сформулировали цель, задачи, предполагаемый результат, критерии оценки результативности проекта.

Цель проекта:

- Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.

Задачи проекта:

- Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края;

- Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона;

- Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе;

- Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;

- Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.

Участники проекта

Дети 5-6-7 лет

Проект предусматривает активное участие родителей, детей и воспитателей.

Сроки реализации проекта

2 года

Прогнозируемый результат.

Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.

Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.

Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.

Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.

Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Смоленска, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу.

Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.

Реализация проекта

Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.

I этап – подготовительный, включает в себя:

1) анкетирование родителей знаний и представлений о родном городе, его истории, достопримечательностей,

2) диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного города,

II этап – основной, включает в себя:

1) Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом,

2) совместные мероприятия с семьями воспитанников,

3) совместные мероприятия с детьми разного возраста,

4) экскурсии по городу,

5) пополнение развивающей среды,

6) выставки детских работ, семейных коллекций, коллекций сотрудников,

Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом детей старшей группы на 2013-2014 учебный год.

Дата Тема Связь с другими видами деятельности
Сентябрь Моя малая Родина - изготовление альбома, составление рассказов “Дом, в котором я живу”
Октябрь День рождение города - прослушивание песен о родном городе, чтение стихов,

- выставка детского рисунка “Мой любимый город”

Ноябрь История возникновения города - изготовление альбома “Природа моего края”,

- оформление стенда “Смоленск теперь и прежде”

Декабрь Знакомство с гербом города - изодеятельность – “Нарисуй герб семьи”,

- знакомство с флагом, гербом и гимном России

-изготовление макета крепостной стены или одной из башен

Январь Экскурсия по городу - изготовление макета города,

- дидактическая игра “Путешествие по городу”

Февраль Они прославили наш город - игры “Рыцари”, “Магазин сувениров”,

- беседа о важности труда всех людей

Март Папа, мама, я – смоленская семья (викторина) - дидактическая игра “Край, в котором мы живём”,

- заучивание стихотворений о Смоленске

Апрель Смоленск – спортивный - спортивный фестиваль,

- выставка детского рисунка “Мы любим спорт”

Май Боевая слава города - изготовление праздничных открыток,

- встреча с ветеранами (прадедушкой одного из детей),

- беседа о подвигах солдат в Великой Отечественной войне

Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом на 2014 -2015 учебный год.

Дата Тема Связь с другими видами деятельности
Сентябрь Наша родина в России - чтение стихов о Смоленском крае,

- рассматривание географической карты

- рассказ об особенностях климата, природы, животного мира

Октябрь Мой город, дороже которого нет - прогулки по городу Смоленску,

- рассказы о достопримечательностях г. Смоленска, о людях разных профессий, которые живут и работают в нашем городе,

- звание “Почетный гражданин”,

- изготовление альбома совместно с родителями “Мой город – моя судьба”,

- чтение стихов о родном городе, прослушивание песен

Ноябрь Площадь - изготовление коллажа “Площадь Победы”,

- история возникновения площади “Раньше и теперь”:

Герб города

Декабрь Знакомство с государственной символикой.

Герб. Флаг. Гимн России.

Герб Смоленска

- чтение стихов о Родине,

- прослушивание песен,

- закрашивание изображения герба Смоленска

Январь Дружная семья - изготовление фотоальбома “Семейные традиции”
Февраль Кто такие кривичи и где они живут - посещение Исторического музея,
Март Смоленск - спортивный - история проведения соревнований,

- спортивный досуг “Мама, папа, я – спортивная семья”

Апрель Вот моя улица - экскурсия по микрорайону,

- знакомство с улицами, объяснение их названий.

 

Май

Смоленск– город железнодорожников - рассказ о труде железнодорожников,

- чтение стихов, рассказов,

- посещение Музея природы, выставок

III этап – итоговый, включает в себя:

1) итоговое диагностирование детей,

2) повторное анкетирование родителей.

Данные мероприятия продемонстрируют количественные и качественные изменения, произошедшие к концу учебного года.

ВЫВОД: Данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников. Сведения о городе, знаменитых жителях Смоленска доступны и интересны не только детям, но и взрослым.

Предполагаемые результаты:

Дети:

- Итоговым результатом будет являться диагностика, где дети покажут свои знания по теме.

- Активное участие и интерес детей в различных видах деятельности

- Проявление самостоятельности и творческой активности в театрализованной деятельности

- Нравственно- патриотические чувства к истории, культуре, природе родного города Смоленск, Смоленского края;

- Развитие связной речи, обогащение словаря (ребёнок-экскурсовод - проведение экскурсий в мини - музее НДОУ)

Воспитатели:

- Разработка конспектов непосредственной образовательной деятельности, совместной деятельности с детьми.

- Практический материал по всем видам детской деятельности.

- Освоение инновационных технологий по поликультурному воспитанию дошкольников.

- Разработка анкет для родителей.

- Составление перспективного плана работы.

- Разработка и изготовление дидактических игр по теме проекта.

- Оформление, обобщение и распространение опыта по теме проекта.

Родители:

- Повышение интереса к работе НДОУ.

- Активное участие в конкурсах, выставках.

- Помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок.

Предметно-развивающая среда:

- Уголок краеведения “Край мой смоленский”.

- Железнодорожный мини-музей в НДОУ.

- Уголок поликультуры в группе.

Мы уверены, что успех в поликультурном воспитании детей будет достигнут, только тогда, когда сам воспитатель будет знать и любить историю своей страны, своего города. Он должен уметь отобрать те знания, которые будут доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. А результатом работы можно считать возросший уровень знаний детей о своём городе, его структуре, достопримечательностях, интерес к истории и культуре, чувство сопричастности к жизни своего микрорайона, своей малой родины.

Приложение.

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Алёшина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом. – М.: ТЦ Сфера, 1999. – 112 с.
  2. Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2004. – 156 с.
  3. Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003, № 6. С. 45 – 55.
  4. Якушева Т.А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.