Образовательные и воспитательные задачи уроков развития речи

Разделы: Русский язык


Итоговая цель уроков развития речи – формирование умения воспринимать чужие и выражать свои мысли в устной и письменной форме, правильно и уместно используя языковые средства в соответствии с целью и условиями общения. Эта задача решается на всех уроках русского языка и литературы, но особое место в ее решении принадлежит специальным урокам развития речи.

Специальный урок развития речи – один из самых сложных уроков. Сложность его определяется и многогранностью задач, которые предстоит решать, и особой подготовкой урока такого типа: ведь урок развития речи связан как с интеллектуальным и речевым развитием школьников, так и с обогащением их эмоционального, духовного мира.

Образовательные задачи уроков развития речи зависят от темы урока. Так, например, урок на тему “Понятие о теме и основной мысли текста” ставит в качестве главной цели формирование у учащихся соответствующих понятий: “тема” - то, о чем говорится в тексте, “основная мысль” - то, что хочет сказать (доказать) автор. Работа над понятием идет практическим путем: через наблюдение и анализ материала. Урок на тему “Сочинение-описание по картине В.И.Хабарова “Портрет Милы” направлен на формирование умения создавать текст типа описания. Урок на тему “Сжатое изложение” требует от учащегося осмысление воспринятого на слух текста, применение способов компрессии (обобщение, упрощение, исключение) и выделение микротем. От умения слушать зависит смысловое восприятие звучащей речи, от умений в письме – создание грамотного речевого произведения.

Наряду с общеобразовательными и развивающими урок развития речи решает и воспитательные задачи. Такие задачи определяются как подобранным для изложения текстом или предложенной темой сочинения, так и всем содержанием работы на уроке развития речи, обогащающим мир чувств подростка, формирующим ответственность.

Эффективность уроков развития речи зависит от многих факторов. Особое значение для успешности таких уроков имеет учет общепедагогических положений и принципов. Прежде всего следует остановиться на принципе креативности (от creare – создавать), который требует того, чтобы активность учащихся не носила репродуктивный (воспроизводящий) характер, а была продуктивной, творческой. Поэтому на уроке развития речи важно предлагать для решения коммуникативные задачи, с которыми ученики могут встретиться в жизни, в естественных условиях общения. Например, формируя у учащихся умение строить текст типа описания в 5 классе, можно предложить им реальную ситуацию, в которой потребуется это умение: “У вас пропала собака (котенок). Необходимо написать объявление о пропаже, описав внешний вид и особые приметы животного”. Или, работая над умением создавать текст типа рассуждения, учитель может поставить перед ребятами задачу выступить на классном часе по одной из актуальных для конкретных условий проблем. Например: “Почему надо беречь и охранять сосновый массив”.

Уроки развития речи требуют соблюдения принципа от простого к сложному. Постепенное усложнение решаемой на уроке развития речи коммуникативной задачи и увеличение доли самостоятельности учащихся при ее решении заложено в принятой в школе системе обучения речи и отражено в программе. Нарастание трудностей идет от класса к классу.

При подготовке учеников к созданию собственного текста необходимо иметь в виду тот факт, что полноценный текст может быть создан только в том случае, если автор хорошо знаком с предметом речи. Нельзя, например, описать лист орешника, если предварительно не рассмотреть самым внимательным образом все его отличительные приметы. Невозможно написать сочинение “Моя будущая профессия”, не зная достаточно подробно специфики этого дела, не познакомившись с людьми, которые служат этому делу. Опыт моей работы говорит о том, что нередко ученики пишут сочинение, имея самое приблизительное представление о предмете речи. В этой связи очень важным моментом, обеспечивающим результативность урока развития речи, призванного формировать личность ученика, является работа над источниками, дающими юным авторам рабочий материал для собственного высказывания. Важно учить ребят собирать материал для своего описания, рассуждения, рассказа из непосредственных наблюдений за предметами, явлениями, из книг, журналов, кинофильмов и других источников. При этом во всех случаях собранный материал будет “пропущен” через жизненный опыт и индивидуальное восприятие ученика. Своим воспитанникам можно давать задания типа: понаблюдайте за...; запишите свои наблюдения; прочитайте (прослушайте аудиотекст) и выберите тот материал, который связан с ...; и т.д. От этапа к этапу объекты наблюдений и источники сбора материала усложняются, увеличивается объем собранного материала, начинаются наблюдения и собираются материалы уже по инициативе самих школьников. На уроке развития речи рабочие материалы обсуждаются и корректируются. Целенаправленная систематическая работа в этом направлении помогает сформировать у учащихся такие качества, как внимание к окружающему, наблюдательность, стремление проникнуть в сущность явления, оценить увиденное, прочитанное, услышанное. А это в свою очередь делает уроки развития речи более эффективными.