Реалистическое направление в сказочно-мифологических образах Виктора Васнецова

Разделы: Начальная школа, МХК и ИЗО


Класс -4

Год обучения -4

Тип занятия:Урок общего или смешанного типа

Цель занятия: Научиться выделять признаки реалистического направления в сказочно-былинных произведениях В.М. Васнецова.

Задачи:

  • Продолжать учить выделять признаки реалистического живописного направления в изобразительном искусстве. Знакомить со сказочно-мифологическим жанром на примере произведений В. М. Васнецова. Закрепить знания о средствах художественной выразительности.
  • Развивать умение анализировать живописное произведение по плану.
  • Воспитывать интерес к произведениям художников, работающих в реалистическом живописном направлении.

Оборудование:

  • У учителя: компьютер, проектор, презентации по теме “Творчество В. М. Васнецова”, слайды, репродукции и с картин В. М. Васнецова, выполненные в сказочно-мифологическом жанре.
  • У учащихся: дневник, рабочая тетрадь, карточки – напоминания, где указаны признаки реалистического живописного направления в изобразительном искусстве.

Ход занятия

I. Организационный момент

  • приветствие
  • настрой на занятие
  • мотивация
  • организация рабочего места

II. Постановка цели занятия. Мотивация учебной деятельности

На доске репродукции с картин В. Васнецова - “Витязь на распутье”, “Аленушка”, “Три богатыря”, “Иван царевич на сером волке”, “Снегурочка”, “Ковёр-самолет”.

Учитель:

– На прошлом занятии мы говорили о художественных направлениях, которые существовали в Русском искусстве второй половины 19, начала 20 века. Назовите их пожалуйста.

Ответ учащихся: Реализм, кубизм, импрессионизм, сюрреализм.

Учитель: Познакомились с критериями, по которым можно определить реалистический стиль в изобразительном искусстве. Вспомним их.

Ответ учащихся: Художники, правдиво изображали окружающую действительность, детально изучали натуру, глубоко интересовались жизнью русского человека и судьбой народа. С латинского языка слово “ реализм” означает действительный, вещественный, художники отражали социально-значимые события и общественные явления, максимально соответствующие действительности.

Учитель: Действительно, в конце 19 века, Россия все искали правды в искусстве.

- А к какому живописному направлению можно отнести репродукции с тех картин, которые мы видим сегодня? Рассмотрим, что на них изображено?

Ответ учащихся: Реалистическое направление.

III. Повторение ранее изученного материала

Ответ учащихся: Картины написаны в реалистическом стиле.

Учитель: Почему реалистическое? По каким признакам это можно сказать?

Ответ учащихся: В них природа написана так, как её увидел художник. Изображения людей соответствуют действительности, костюмы и быт персонажей соответствуют той эпохе, когда работал художник, реалистично, т.е. правдиво переданы детали картины. Художник изображает жизнь, в образах, соответствующих сути явлений самой жизни. Действительно, а написаны они в каком жанре, как вы думаете?

Ответ учащихся: В сказочном. Потому, что изображена сказка.

Учитель: Сказочно-мифологическом жанре.

Вопрос классу:

Как его вы понимаете сказочно-мифологический жанр в изобразительном искусстве? Что или кого изображают художники, в нём работающие? Что особенное, необычное мы встречаем в картинах?

IV. Изучение нового материала.

Учитель: В России многие художники, работающие в конце 19, начале 20 века обращались к сказочно-мифологическому жанру. Что же мы видим на картинах?

Ответ учащихся: На картинах мы видим несуществующие события, предметы, существа. “Зашумит лес, наклонятся деревья, и пролетит в ступе Баба-Яга, промчится серый волк на спине с волшебными седоками, осветит всё вокруг чудным светом жар-птица”. И происходит ощущение, что мы попали в сказку.

(Учащиеся приходят к выводу, в своих картинах художник обращается к теме “сказка, былина”. В них сказочные персонажи, не существующие явления и предметы: ковер-самолет, серый волк, волшебный камень. Жар-птица. Художник приводит нас в мир сказок и иллюзий).

Значит: Сказочно-мифологический жанр, такой, где художник обращается к мифам, сказке, былине, преданиям древних народов. Вывод: это жанр, где художники воспевают далёкое легендарное прошлое и раскрывают истоки национальной культуры.

Учитель: Может кто-нибудь встречался с такими произведениями и где?

Ответ учащихся: В книжных репродукциях, музеях, галереях.

Учитель: Эти картины объединены не только жанром, но и написаны одним художником – В.Васнецовым. Он жил и работал в России в конце 19, начала 20 века.

Просмотр фрагмента фильма “Жизнь и творчество В. М. Васнецова” или презентации “Творчество художника В. М. Васнецова”, или короткий рассказ учителя (на 5 мин.) о творчестве мастера.

Учился  В. М. Васнецов как и многие художники этого периода в Академии Художеств, у художника - преподавателя И.Крамского, был в товариществе передвижных выставок. Жил в Москве, Петербурге, обращался в своём творчестве к многим жанрам: к теме русских сказок, былин, это принесло ему особую известность. Выполнял декорации к опере “Снегурочка” по одноимённой опере Н.А. Римского - Корсакова, по его рисунку была сооружена сказочная избушка на курьих ножках в селе Абрамцеве, фасад Третьяковской галереи. В Москве находится дом-музей В. Васнецова. Этот художник утверждал:

“Я всегда был убеждён, что в сказке, песне, былине, драме сказывается весь цельный облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть и будущим”.

Учитель: Какое живописное направление существовало в России, в то время, когда жил и работал художник?

Ответ учащихся: Реализм.

Учитель: А был ли реалистом В.Васнецов, работая в сказочном жанре мы выясним в конце урока.

Обозначим тему нашего занятия - “Реалистическое направление в сказочно-мифологических образах В.Васнецова”.

V. Изучение нового материала.

Учитель: Нам необходимо будет сегодня на уроке научиться выделять признаки реалистического живописного направления в сказочно-мифологических образах в произведениях В. М. Васнецова.

Учитель обращает внимание учащихся на план занятия, который вывешен на доску.

План занятия

Повторение. Признаки реалистического живописного направления.

Определение “сказочно-мифологического жанра” на основе произведений В. Васнецова.

Просмотр сказочно-былинных произведений В.М, Васнецова, творческая биография художника.

Анализ учащимися произведений В.Васнецова, по плану. Выделение в произведениях художника признаков живописного реалистического направления в русском искусстве второй половины 19 века.

Практическая работа (самостоятельная работа учащихся в группах).

Подведение итогов занятия. Домашнее задание.

(В течение занятия учащиеся пользуются планом – анализом разбора художественного произведения).

Можно ли доказать эту мысль, рассматривая картины этого художника? Ведь он говорит о том, что сказка, былина это жизнь народа. А мы с вами знаем, что сказка это фантазия, а мастер утверждает, что реальность. Можно ли это утверждение художника доказать или опровергнуть? Попробуем разобраться.

VI. Первичное закрепление нового материала.

Учащиеся делятся на группы по четыре человека. Каждая группа берет анализировать одно произведение художника в сказочно-мифологическом жанре. Записывают и составляют ответ, затем защищают свои исследования, вспоминая при этом признаки реалистического направления в русском искусстве конца 19, начала 20 века.

Ответ учащихся начинается со слов “мы считаем, что высказывание В. Васнецова истинно, потому, что анализируя картину “Аленушка” можно увидеть пейзаж, написанный и исполненный так, как его видит художник: гаснет заря, надвигаются сумерки, природа созвучна настроению девушки. На камне одиноко сидит Аленушка, её костюм написан так, как одевались крестьянские девушки 19 века - голубая рубаха, сарафан, ноги босые. Склонённая фигурка Алёнушки обрисована мягкими линиями, что придаёт нежность и поэтичность её облику. Если бы не сказочное название картины можно было бы предположить, что изображена не сказочная, а реальная девушка, на лице которой выражается безысходность и боль. Глаза застилают слёзы, взгляд неподвижен, каштановые волосы спутанными прядями рассыпались по плечам девушки. Колорит картины подчёркивает её печальное содержание. Преобладают неяркие, тёмно-зелёные и красновато-коричневые оттенки, контрастные тона, усиливают звучание картины. Печально застыли молодые берёзки, осины и ели, первая пора увядания природы. Пожелтевшие листья падают на зеркальную поверхность воды. Над головой Алёнушки щебечут ласточки, символ дружелюбия в народном творчестве, стараясь развеять печаль девушки. Вывод главная героиня картины, детали картины и пейзаж написаны в реалистическом направлении, не смотря на сказочное название картины. И если бы не название, напоминающее сказку, можно было бы предположить, что художник изобразил крестьянскую девушку, своего времени, на фоне осеннего леса, убежавшую из дома к глубокому омуту, выплакать свою печаль и обиду, попечалиться о своей тяжелой жизни. Девушка, в изображении художника пленяет человечностью и обаянием.

Затем защиту проводят другие группы.

VII. Подведение итогов.

Вывод: Да, действительно, все представленные на уроке репродукции с картин В. Васнецова написаны в реалистическом исполнении, в них отражается вся правда замысла художника, изображение русской природы, такой, какая она есть на самом деле, изображение людей и событий соответствует определённой эпохи, характеру русского человека, колорит картин сдержанный, подчеркивает их содержание, настроение героев переживается художником, он им симпатизирует, сочувствует.

Рассмотрим ещё несколько произведений этого великого мастера в сказочно-былинном жанре.

Просмотр репродукции с картин “Лягушка царевна”, “Три богатыря”, “Царевна Несмеяна”, “Спящая царевна”, “Баба Яга”, “Кощей Бессмертный” и другие произведения художника.

VIII. Домашнее задание.

Дома, вам задание найти материал и рассказать ещё в каких живописных жанрах работал художник В. Васнецов, что художник изображал кроме былинно-сказочных образов.