«Параллельность прямых. Решение задач». 7-й класс

Разделы: Математика

Класс: 7


Цели:

- продолжить работу над формированием у учащихся базовых теоретических и практических навыков по данной теме (организовать отработку теоретических и практических знаний учащихся по теме “параллельность прямых”);

- продолжить знакомство с различными методами решения задач, организовать работу по составлению алгоритма (способа), схемы рассуждений при решении задач;

1. Организационный момент. Актуализация опорных знаний.

Сегодня мы продолжим изучать тему “Параллельность прямых”.

Давайте вспомним, на каких вопросах мы останавливались:

- определение параллельных прямых;

- признаки параллельности;

- следствия из аксиомы параллельности;

- свойства параллельных прямых;

Назовите:

Секущая

для a и b

для b и c

для a и c

Виды углов:1 и 4, 5 и 6, 7 и 6, 1 и 9, 4 и 11, 3 и 9, 2 и 11, 3 и 10, и т.д.

Сейчас вы в течение 2-3х минут повторяете теоретический материал по обучающим карточкам. (Обучающие карточки представляют собой двухсторонние карточки, на одной стороне которых записывается начало теоремы, следствия, свойства, а на оборотной стороне продолжение. Учащийся начинает формулировать теорему, следствие, свойство не переворачивая карточку, затем переворачивает и проверяет себя. Если все верно, кладет карточку справа от себя, если допустил ошибки, кладет слева. Когда проговорит весь теоретический материал, берет карточки слева и проговаривает снова. И т.д.)

Сколько неверных вариантов осталось по истечении времени?

Каждый из вас знает, какие теоретические вопросы ему нужно повторить ещё раз к следующему уроку. (Таким образом, ученик сам оценивает уровень своей теоретической подготовки по данной теме).

2. Новый материал.

Мы за время с начала урока повторили теоретический материал: определения, свойства, признаки, виды углов.

Как вы думаете, для чего мы всё это повторили? Где все это нам необходимо применять?

При решении задачи

- Записываем число и тему урока в тетрадь.

- А какие именно задачи мы будем решать?

- Где необходимо доказать параллельность прямых или использовать свойства параллельных прямых?

- Каким образом мы можем подойти к параллельности прямых?

- Через равенство углов (какие признаки конкретно к каким углам: односторонние, накрест лежащие, соответственные)?

- Т.е. нам необходимо иметь равные углы (накрест лежащие или соответственные) или дающие вместе 180°. С какими фигурами мы обычно работали, доказывая равенство углов?

- С треугольниками.

- Каким образом?

- Доказывали, что треугольники равны, а затем делали вывод о равенстве необходимых сторон или необходимых углов.

- Составим схему рассуждения при решении задач на доказательство параллельности прямых:

- найти углы, необходимые для решения;

- доказать равенство треугольников, в которые эти углы входят;

- сделать вывод о параллельности прямых на основании признака параллельности.

3. Решение задач.

- Сформулируйте задачу на доказательство равенства треугольников по данному чертежу.

- Попробуйте сформулировать вопрос (из новой темы) (на доказательство параллельности прямых).

(Учащиеся формулируют вопрос)

Обсудим решение:

1) треугольники равны,

2) углы равны,

3) прямые параллельны,

4) другие углы —> те же прямые.

- Cформулируйте текст задачи и вопрос (из старой темы) (на равенство треугольников).

- Cформулируйте вопрос (из новой темы) (на доказательство параллельности прямых).

Обсудим решение:

1) треугольники равны,

2) углы равны,

3) прямые параллельны,

4) другие углы —> те же прямые.

По вариантам записать решение (до 3-4 минут).

Вместе с классом проверяют решение (чтение вслух и обсуждение). Можно решение вывести на слайд и попросить учащихся оценить себя по эталону.

Итогом работы является заполненная таблица с пошаговым алгоритмом решения задач.

1 Выбрать треугольники, в которых находятся прямые, параллельность которых необходимо доказать
2 Доказать равенство треугольников.
3 Выбрать нужные углы (накрест лежащие, соответственные, односторонние )
4 Доказать параллельность, используя нужный признак

4. Этап первичного практического закрепления

Учащиеся работают с тестами (приложение <Рисунок 1>,< Рисунок 2>)

 

Ответы

Вариант 1 2,3,4,2,5,3,5,4,6 1.Углы: KMP и NPM, MKN и PNK, NMP и KPM, PKN и MNK.

2. Углы: KMN и PNM, MKP и NPK.

3. Углы: MON и KOP, MOK и NOP.

4. Углы: KOM MON, MON NOP, NOP POK, POK KOM.

Вариант 3 4,2,5,5,6,3,2,3,4 1. Углы: EAP и KPE, EAK и PKA, PAK и EKA, APE и KEP.

2. Углы: EAP и KPA, AEK и PKE.

3. Углы: EOA и KOP, AOP и KOE.

4. Углы: EOA и AOP, AOP и POK, POK и KOE, KOE и EOA.

Учащиеся проверяют результаты в парах, ставят отметки. Ответы выводятся на экран. Критерии определяет сам учитель исходя из уровня подготовки класса.

5. Подведение итогов, домашнее задание:

Д/з: п.24-29, № 209-обязательный уровень, №213-дополнительно.

- Итак, давайте вспомним, какую задачу мы ставили, начиная урок?

- Теоретические знания.

- Выработка алгоритма рассуждений при решении задач по данной теме (проговаривают алгоритм).

- Оценка своей работы на уроке (включая теорию и практику), постановка личных задач, связанных с вопросами, требующих дополнительной проработки дома.