Формирование умений исследовательской деятельности младших школьников как средство познавательной активности

Разделы: Начальная школа


“Наблюдательность, творчество,
способность делать выводы, открытия
не составляют какого-нибудь
исключительного дара;
этот дар принадлежит всем,
и его надо развивать”.
В. П. Вахтеров

Миссия учителя – формирование личности ребёнка, его активной жизненной позиции и моральных качеств. А это значит, что обучать каждого ребёнка следует в гармонии с самим собой, людьми и окружающим миром, надо воспитывать творческую личность, обладающую нестандартным, креативным мышлением, способную к раскрытию своих возможностей, способную к самореализации в любой жизненной ситуации на основах Добра, Истины и Красоты.

Надо обучать и воспитывать деятельную личность, способную развиваться интеллектуально, нравственно, физически, эстетически, имеющую навыки свободного общения с окружающим миром.

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых. Именно поэтому, сегодня наиболее актуальной является тема исследовательской деятельности.

Основным значением исследовательской деятельности является то, что в результате ее учащиеся приобретают умения и навыки активной, творческой, самостоятельной учебной деятельности, овладевают приёмами анализа, синтеза и оценки результатов своей работы. Важно и то, что процесс исследования окрашен положительными эмоциями, что целиком отвечает потребностям детской натуры.

Если раньше функцией учителя было дать детям знания, умения и навыки, то сегодня, в рамках нового государственного стандарта, необходимо научить учиться, вооружить ребят инструментами учебной работы.

Цель исследовательской деятельности – создать условия для деятельного самораскрытия личности каждого ребёнка. Это тот инструмент, с помощью которого можно положительно воздействовать на познавательную активность учащихся.

Исследовательская деятельность рассматривается в широком и узком значении:

как деятельность, связанная с поиском ответа на творческую задачу с заранее неизвестным решением;

как метод организации деятельности учащихся путем постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения.

Цель будет достигнута при решении следующих задач:

развивающих:

логическое мышление,

творческие способности,

кругозор,

устную и письменную речь,

умение обобщать и систематизировать

информацию;

формирующих:

наблюдательность и внимание,

умение работать с художественными и научными текстами,

При решении данных задач следует опираться на возрастные особенности младших школьников:

Познавательные процессы
Восприятие, внимание Память Мышление
наблюдательность,

произвольность,

сравнение,

обогащение словаря

наглядно-образный характер,
произвольность
анализ, синтез, обобщение,
мысленное планирование,
рефлексия

В рамках исследовательской деятельности задействованы все ее познавательные процессы: восприятие и внимание, память и мышление. В ходе развития восприятия и внимания обогащается словарный запас, формируется произвольное внимание. Вместе с ним развивается и произвольная память. Это создает предпосылки для развития у ребенка составляющих теоретического мышления, таких как анализ, синтез, обобщение, мысленное планирование и рефлексия.

При формировании умений исследовательской деятельности следует опираться на возрастные особенности младшего школьника и стараться последовательно обогащать исследовательский опыт учеников от простого к сложному.

Класс Исследовательские умения Формы, способы работы
1 класс Постановка вопросов.

Высказывание предположений.

Наблюдательность

Учеба: коллективный диалог, рассматривание предметов, создание проблемных ситуаций, чтение.

Внеклассная работа: игры, определение интересов ребенка, составление схем, выполнение моделей из различных материалов, экскурсии, выставки детских работ.

2 класс Определение темы.

Работа с разными типами текстов.

Анализ, сравнение.

Выделение основной мысли
и опорных слов, формулировка выводов, оформление результатов

Учеба: дискуссия, наблюдения по плану, рассказы детей и учителя, упражнения на развитие способов мыслительной деятельности, мини-исследования.

Внеклассная работа: экскурсии, составление моделей и схем, мини-доклады, ролевые игры, эксперименты.

3-4 класс Увеличение сложности постановки и решения исследовательских задач, самостоятельность.

Развернутость и осознанность рассуждений.

Обобщений и выводов

Учеба: мини-исследования, уроки-исследования, групповая работа, ролевые игры, самостоятельная работа, коллективное выполнение и защита работ, составление энциклопедий, наблюдение, анкетирование, эксперимент и другие.

Внеклассная работа: мини-исследования, занимательные занятия по предметам, домашние исследования

С 1 класса надо учить детей наблюдать, задавать вопросы, высказывать свое мнение и предположения. Особое внимание следует обратить на работу с разными видами текстов. Развивая аналитические навыки детей, способность к обобщению информации можно добиться, что к 3–4 классу ученики смогут самостоятельно определиться в выборе темы, провести несложную экспериментальную работу, самостоятельно сделать выводы и осознанно оформить результаты. А главное появится неослабевающий интерес к изучению нового и желание заниматься исследовательской деятельностью. Поддерживать процесс познания надо через использование нетрадиционных форм работы с детьми на уроке.

Формировать исследовательские умения следует и на уроке, и во внеклассной деятельности, и в кружковой работе. Это традиционные формы работы, но они могут быть наполнены качественно новым содержанием.

Предметные уроки

На уроках надо ставить перед детьми проблемные задачи и учить решать их теоретически и практически. Например:

Урок Тема исследования
Русский язык 1. “Сравнительная характеристика словоизменения и словообразования”.

2. “Сочинение–подражание саамской сказке”

Литературное чтение 1. “Троекратные повторы в народных и авторских сказках”.

2. “Как трудно стать человеком” (по произведению С. Лагерлёф “Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями”)

Математика 1. “Понятие о составной задаче”.

2. “Решение задач и недостающими и избыточными данными”.

Окружающий мир 1. “Откуда берутся снег и лёд?”.

2. “Как звери готовятся к зиме?”.

3. “По каким признакам растений можно определить, что пришла осень?”.

4. “Значение питания. Продукты питания”.

Трудовое обучение, ИЗО 1. “Выполнение творческого проекта. Изготовление кукол”.

2. “Деревня – деревянный мир”.

3. “Города Русской земли. Золотое кольцо России”.

4. “Средневековые готические костюмы”

На уроках можно и нужно использовать различные задания и упражнения для развития умения видеть проблему (по А.И. Савенкову). Посмотри на мир чужими глазами. Составь рассказ от имени другого персонажа. Составь рассказ, используя данную концовку. Метод шести “думательных” шляп. Сколько значений у предметов. Назови как можно больше признаков предмета. Наблюдение как способ выявления проблем. Наблюдение очевидного. Тема одна – сюжетов много.

На уроках русского языка исследуем, чем словообразование отличается от словоизменения. Исследуя самобытный саамский фольклор, пишем сочинение – подражание саамской сказке. Главное не только в том, чтобы обучить детей грамоте, но и сделать процесс развивающим и увлекательным.

На уроках литературы так же постоянно можно проводить исследовательскую работу. Тематика работ может быть очень разнообразной. Например: “Троекратные повторы в народных и авторских сказках” “Особенности характеров животных в русских народных сказках”, “Природные явления в стихотворения А.А. Фета”.

На уроках математики можно использовать нестандартные задания–исследования числовых закономерностей в ходе проведения устного счёта, задачи с недостающими и избыточными данными.

Как нельзя лучше для формирования исследовательской деятельности подходят уроки окружающего мира. Детская тяга к “тайнам” превращает его в исследователя. Тема звучит как вопрос “Откуда берутся снег и лёд?”, “Как звери готовятся к зиме?”, “По каким признакам растений можно определить, что пришла осень?” на который в ходе урока-исследования нужно найти решение. Поиск ответов на вопросы приводит учащихся к выдвижению гипотез, учит искать источники информации, проводить опыты, анализировать полученные результаты, делать выводы. Учитель не говорит: “Делай, как я”, а говорит: “Я с тобой, иди вперёд”.

Во многих школах Мурманска проводятся уроки интегрированного краеведческого курса “Моё Заполярье”. При проведении данных уроков можно широко использовать метод исследования.

Накануне Дня рождения города со своими учениками мы исследовали творчество мурманских поэтов о родном городе: стихи Николая Колычева, Владимира Смирнова, Светланы Муниной, Надежды Добычиной. Ребята увидели свой город новыми глазами. Он не только морской и красивый, но и озорной, веселый.

Интегрированные уроки

Русский язык – литературное чтение Литературное чтение - трудовое обучение - ИЗО Окружающий мир - литературное чтение
“Слова с зимней тематикой в стихотворении И. С. Никитина “Встреча зимы”.
Мини-сочинения по впечатлениям
Урок-проект “По просторам океяна”.

Создание коллективного панно по произведениям А.С. Пушкина

“Природные явления в стихотворения А.А. Фета”. Исследование сезонных изменений в природе (лето, осень, зима, весна)

Формировать умения исследовательской деятельности можно и в кружковой работе. В детском творческом объединении “Азбука экологии”, где я занимаюсь с детьми уже 6 лет, я учу ребят проводить простейшие опыты по выращиванию растений и содержанию животных, Дети с удовольствием ухаживали за рыбками, наблюдали за ростом и развитием головастиков, выполняли зарисовки, оформляли дневники наблюдений. Своё исследование мы оформили в проект “Наблюдение за шпорцевой лягушкой” и представили на городской конференции “Юный эколог”.

Зимой и ранней весной мы решили помочь нашим птицам. Сначала мы познакомились с нашими северными птицами, изучили, чем питаются разные птицы. Потом исследовали, какие бывают кормушки, и своими силами их изготовили. Теперь наши птички зимой смогут сытно отобедать в столовой, которую мы для них приготовили.

Посетив полярный альпийский ботанический сад – институт им. Н. А. Аврорина в г. Кировске Мурманской области, у ребят появилась идея принять участие в акции “Озеленяем любимый город”. Многие впервые в жизни взяли в руки садовый инструмент и посадили дерево!

В реализации задач исследовательской деятельности очень помогает внеклассная работа. Посредством нее можно определить круг интересов детей к окружающей жизни, вызвать эмоциональный и познавательный отклик, выявить способности и развивать творчество детей. Это участие в различных конкурсах детского и семейного творчества, туристические походы, изучение и исследование природы родного края, постановка театрализованных представлений,

разнообразные экскурсии с последующим обсуждением, интеллектуальные викторины и многое другое.

Начиная с первого класса важно заниматься проектной деятельностью – самым ярким и сложным видом исследовательской деятельности. Однако проектная и исследовательская деятельность некоторым образом отличаются. (Приложение 1)

Учитель должен обучать учеников ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, собирать материал по теме, защищать свою работу перед большой зрительской аудиторией детей, педагогов, родителей. Мы с ребятами ежегодно выступаем на гимназической научно-практической конференции “Я – исследователь!” и занимаем призовые места.

Темы исследований могут быть самые разнообразные, важно чтобы она была: 1) интересна ребёнку; 2) выполнима, решение его должно принести реальную пользу участникам исследования; 3) оригинальна, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро, и соответствовала возрастным особенностям детей. (Общая классификация тем учебных исследований (по А.И. Савенкову) представлена в Приложении 2)

Желательно, чтобы в названии был заключён проблемный вопрос. Например: “Может ли белый медведь встретиться с бурым медведем?”, “Реформы Петра 1 – добро или зло?”, “Зачем зебре полоски?”.

Замечательным помощником учителю в организации исследовательской работы будет учебное пособие – рабочая тетрадь для младших школьников “Я – исследователь” А. И.Савенкова.

Занятие исследовательской деятельностью невозможно переоценить, она помогает в формировании жизненного опыта учеников, развитии самостоятельности, творчества, проявлении активности, учит применять свои знания и умения в разных областях.

Мы с детьми познаём мир, делаем открытия, общаемся и не перестаём удивляться. Каждый из нас идёт неизведанным путем познания окружающего, а вместе мы делаем одно дело: учимся и учим друг друга.

Литература

1. Леонтович А.В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2003. № 4. С. 12-17.

2. Белых С.Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся// Исследовательская работа школьников. 2006. № 3. С. 68-74.

3. Савенков А. И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании. // Исследовательская работа школьников. 2004. № 1. С. 22-32.