«Основы биомеханики, возрастной физиологии и гигиены». 8-й класс

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей

Класс: 8


Обучение учащихся основам физиологии спорта, биомеханики, возрастной физиологии и гигиены является действенным средством сохранения и укрепления здоровья, воспитания гармонически развитой личности, увеличения периода активной деятельности человека и продолжительности его жизни.

Цели курса: заинтересовать необходимостью изучения основам биомеханики, возрастной физиологии для расширения кругозора, подготовки к поступлению в высшее учебное заведение и понимания жизненных функций собственного организма.

Задачи курса:

  • углубить знания обучающихся о культуре здоровья и правилах гигиены;
  • формировать у обучающихся осознанного отношения к своему здоровью;
  • способствовать овладению навыками разработки индивидуального двигательного режима, умению подбирать и планировать физическую нагрузку;
  • формировать навыки регуляции функционального состояния организма при выполнении физических упражнений;
  • помочь обучающимся приобрести умения использовать полученные знания о влиянии здоровьесберегающих методик, технологий и различных видов спорта для укрепления своего здоровья и поддержания оптимального уровня работоспособности.

Курс строится в соответствии с программой (“Основы физиологии спорта, биомеханики, возрастной физиологии и гигиены” Аллакаева Л.М., 8 класс, журнал “Практика административной работы в школе”,  №4 /2004).

Программа данного курса состоит из четырех основных разделов, которые изучаются в 8 классе:

  1. Анатомия и основы биомеханики.
  2. Физиологические закономерности воздействия физических упражнений на функциональное состояние организма человека.
  3. Гигиена как средство физической культуры, самоконтроль состояния организма.
  4. Возрастные физиологические особенности организма школьника. Основы физиологии видов спорта.

Режим занятий: 1 раз в неделю.

Время: 1 час.

Методы:

Теоретические – лекции.

Практические – диагностика, измерение результатов исследования, оказание помощи.

В результате:

будут знать: о культуре здоровья и правилах гигиены;

будут уметь: подбирать и планировать нагрузку, подсчитывать пульс, определять жизненную ёмкость лёгких;

будут иметь представление о профессиях: тренера по специальности учителя физической культуры, конструктор, медицинский техник, травматолог.

будет сформировано отношение у обучающихся осознанной потребности в здоровом образе жизни.

Содержание программы

1. Введение. Влияние двигательной активности на состояние опорно-двигательной системы. Основы формирования циклических видов спорта.

Цель: Правила организации занятий и их специфика.

Форма занятия: лекция.

Форма контроля: тестирование.

2. Анатомия и основы биомеханики (12 часов).

2.1. Опорно-двигательная система человека.

Цель: Определить развитие силы и силовую выносливость.

Отработать методику измерения силы, становой силы и силовой выносливости.

Форма занятия: лекция.

Форма контроля: беседа с обучающимися.

2.2. Как соединяются кости?

Цель: Познакомиться с особенностями соединительной ткани.

Знать функции: механическая (опорная) трофическая, защитная; связки, сухожилия.

Форма занятия: лекция, тестовый тренинг.

Тест: Сколько видов костей?

Виды костей, их описание.

Связки: из чего состоят, какую роль выполняют.

Форма контроля: активность и качество работы на занятиях.

2.3. Характеристика суставов и их работа.

Цель: Иметь представление о суставах. Классификация суставов.

Форма занятия: лекция с элементами семинара.

Форма контроля: сообщение о синовильных суставах и их видов.

2.4.  Система рычагов.

Цель: Уметь использовать и применять систему рычагов.

Форма занятия: лекция с элементами дидактической игры.

Форма контроля: доклад.

2.5. Связочный аппарат.

Цель: Составить представление о связочном аппарате.

Форма занятия: лекция с элементами семинара.

Демонстрация: видеоматериалы.

Форма контроля: тест

1) Как называются клетки, формирующие кости?

2) Какие кости формируют руки и ноги?

3) Каким термином правильно называть свободно двигающиеся суставы?

4) Из какой костной ткани состоят длинные кости?

5) Как гормоны влияют на кости?

6) Каковы функции связок и сухожилий?

7) Какой вид суставов позволяет максимальное разнообразия движений?

8) Чем покрыты кости по своей длине?

2.6. Что мы знаем о мышцах? Их классификация. Закономерности нормального функционирования мышечно-связочного аппарата.

Цель: Выяснить закономерности функционирования мышечно-связочного аппарата. Какую функцию выполняют мышцы?

Форма занятия: лекция, работа в группах.

Форма контроля: решение проблемных ситуаций. Сравнительный анализ полученных данных с нормативными.

2.7-2.8. Влияние физических упражнений на развитие мышц, связок и костного аппарата.

Цель: Знать о влиянии упражнений на развитие человека.

Форма занятия: работа в группах, практическая работа.

Форма контроля: составление индивидуальных характеристик на основе данных исследований.

2.9-2.10. Профилактика травматизма при выполнении физических упражнений: обрыв связок, разрыв мышц, растяжение мышц, переломы костей. Вывихи суставов. Ушибы.

Цель: Познакомиться с формами профилактики травматизма. Уметь распознавать ушибы, переломы, вывихи, растяжения и разрыв мышц.

Форма занятия: лекция, практическая работа в группах.

Демонстрация: травмы и их профилактика (видеофрагменты “Травмы в спорте”).

Форма контроля: сравнить травмы между несколькими выбранными видами спорта (в группах).

2.11. Оказание первой помощи при травмах.

Цель: Уметь оказывать первую медицинскую помощь подручными и специальными медицинскими средствами.

Форма занятия: практическая работа.

Форма контроля: демонстрация приобретенных навыков.

2.12. Нарушение опорно-двигательного аппарата: сколиозы, кифозы, плоскостопие.

Цель: Уметь определять данное нарушение скелета.

Форма занятия: лекция с элементами семинара.

Форма контроля: опорный конспект.

Демонстрация: таблицы (видеоматериалы).

3. Физиологические основы закономерности и воздействия физических упражнений на функциональное состояние организма человека (12 часов).

3.1. Работа мышц.

Цель: Составить представление о работе мышц и функции мышечной системы.

Форма занятия: лекция с элементами семинара.

Форма контроля: опорный конспект.

Демонстрация: видеоматериалы, таблицы.

3.2. Двигательные рефлексы.

Цель: Показать двигательные рефлексы, дать конкретное представление о рефлексах. Рефлексы которые у человека наблюдаются наиболее ярко.

Форма занятия: лекция, практическая работа.

Провести исследование рефлексов:

корнеальный (мышечный);

надбровный;

рефлекс сухожилия сгибателя верхней конечности;

рефлекс сухожилия разгибателя верхней конечности;

коленный рефлекс;

ахиллов рефлекс.

Форма контроля: решение проблемных задач.

3.3. Утомление мышц.

Цель: Научиться определять утомление мышц и степень утомляемости.

Форма занятий: лекция, практическая работа.

Демонстрация: видеоматериалы.

Форма контроля: описание степени утомляемости.

3.4. Чередование активной и пассивной физической деятельности мышц.

Цель: Определить фазы деятельности мышц.

Форма занятия: лекция.

Форма контроля: описание фаз активной и пассивной фазы деятельности мышц.

3.5.-3.6. Классификация видов спорта.

Цель: Познакомиться с классификацией видов спорта.

Форма занятия: лекция, практическая работа.

Демонстрация: таблицы.

Форма контроля: ответы на вопросы.

3.7. Статические и динамические виды спорта.

Цель: Познакомиться с видами спорта (статические и динамические).

Форма занятия: лекция.

Демонстрация: видеоматериалы.

Форма контроля: таблицы.

3.8-3.9. Циклические и ациклические спортивные дисциплины.

Цель: Определять спортивные дисциплины на циклические и ациклические.

Форма занятия: лекция, практическая работа.

Форма контроля: тезисы, лекции, таблицы.

3.10. Практическая работа № 1. Изучение типов суставов.

Цель: Знать виды суставов. Классификация суставов.

Форма занятия: практическая работа.

Выполнить задания, двигая суставами что бы проверить их возможности:

1) кости запястья соединяются с эллисоидным суставом, который позволяет сгибание и разгибание, движение внутрь и наружу;

2) большие суставы между тазовыми и бедренными костями – шаровидные и позволяют неограниченное движение;

3) бедренная и большеберцовая кости соединены блоковидным суставом, который позволяет колену сгибаться и выпрямляться;

4) большой палец соединяется с костями пясти и запястья седловидным суставом, что обеспечивает ему почти неограниченные движение. Фаланги соединяются с костями пясти кондилоидными суставами, что делает их движение несколько ограниченными, а между собой блоковидными суставами. Так что пальцы могут только сгибаться и разгибаться.

Познакомиться с комплексами суставной гимнастики по Норбекову, по Колтунову.

Демонстрация: видеоматериалы, таблицы.

Форма контроля: доклады.

3.11. Практическая работа № 2. Система упражнений для тренировки различных групп мышц.

Цель: Уметь подобрать упражнения для тренировки определенных групп мышц.

Форма занятия: практическая работа. Работа в группах.

1. Распределить задания на разные группы мышц (в 1 группе – мышцы пояса верхних конечностей, во 2 группе - мышцы шеи, спины и груди, в 3 группе - мышцы нижних конечностей).

2. Разработать комплекс.

3. Продемонстрировать.

4. Выпустить брошюру с комплексами.

Форма контроля: выпуск брошюры.

3.12. Практическая работа № 3. Упражнения для мышц позы в изометрическом режиме с целью профилактики нарушений искривления позвоночника.

Цель: Знать возможные нарушения и профилактические упражнения.

Форма занятия: практическая работа.

1. Познакомить обучающихся с комплексами программы по разделу “Лечебная физическая культура”:

- комплекс упражнений на коррекцию позвоночника и свода стопы (общие упражнения);

- при начальной стадии бокового искривления позвоночника;

- при сутулой спине;

- при плоской спине;

- при седлообразной спине;

2. Выполнить комплексы.

3. Сделать выводы.

Форма контроля: ответы на вопросы.

4. Гигиена как средство физической культуры. Самоконтроль состояния организма (4 часа).

4.1. Условия, способствующие эффективному выполнению физических упражнений. Требования к спортивной одежде и обуви. Режим двигательной активности. Чередование умственного и физического труда.

Цель: Познакомиться с благоприятными условиями, способствующими эффективному выполнению упражнений.

Форма занятия: лекция.

Форма контроля: составление индивидуального режима двигательной активности.

4.2-4.3. Самоконтроль при физических нагрузках, подсчет числа ударов пульса, частота дыхания. Субъективные характеристики состояния организма: самочувствие, работоспособность, сон, аппетит, настроение.

Цель: Познакомиться с наиболее простой формой контроля работоспособности. Научиться грамотно распределять физическую нагрузку и составлять режим дня.

Форма занятия: лекция: функциональные пробы на реактивность сердечно - сосудистой системы.

Форма контроля: в течение недели наблюдения записывать в дневник, сделать вывод. Сравнить полученные результаты со среднестатистическими.

4.4. Практическая работа № 4. Самооценка текущего состояния здоровья по результатам анализа объективных и субъективных показателей.

Цель: Познакомиться с современными методами контроля работоспособности (Гарвардский степ тест).

Форма занятия: практическая.

Провести простую форму определения состояния здоровья (объективное и субъективное).

Состояние физической работоспособности (в спокойном темпе на 4-й этаж без остановки)

Частота пульса, удар в минуту Состояние работоспособности
Менее 100 Отличное
От 100 до 130 Хорошее
От 130 до 150 Посредственное
Более 150 Нежелательное

Определение физической работоспособности

Ф.И. Субьективное
ощущение
Частота пульса
(удар в минуту)
Оценка состояния
работоспособности
       
       

Форма контроля: заполнить таблицу и сделать выводы.

5. Возрастные физиологические особенности организма школьника 13-14 лет и основы физиологии циклических видов спорта (4 часа).

5.1. Возрастные особенности костно-мышечного аппарата. Рост костей. Формирование скелета.

Цель: Показать изменения с возрастом костно-мышечного аппарата. Как формируется скелет.

Форма занятия: лекция.

Демонстрация: макет человека, таблица.

Форма контроля: ответы на вопросы.

5.2. Физиологические особенности и возможности обучающихся данного возрастного периода.

Цель: Сравнить физиологические особенности разных возрастных периодов и оценить возможности возрастного периода (13-14 лет).

Форма занятия: лекция.

Форма контроля: сравнить полученные результаты со среднестатистическими. Сделать вывод.

5.3.-5.4. Основы физиологии циклических видов спорта: ходьба, бег, плавание, велоспорт, гребля.

Цель: Показать физиологические основы циклических видов.

Форма занятия: лекция.

Форма контроля: текущий контроль.

5.5. Защита проектов.

Цель: Проектная деятельность позволяет обучающимся проявить свои интеллектуальные способности, продемонстрировать уровень знаний и умений, способность к самоорганизации и самообразования.

Форма защиты: доклад, стенд, реферат, презентация, видео и т.д.

Научно-позновательная литература для учителя

  1. Л.П. Анастасова, Д.П. Гольнева, Л.С. Короткова. Человек и окружающая среда. М.,1997.
  2. М. Залесский. Занимательная анатомия. М., 2000.
  3. Карташов Н.Н., Федоркина Н.А. Практикум по возрастной анатомии, физиологии и гигиене человека. М., “Просвещение”, 2000.
  4. А.А. Очерет. Внимание, сколиоз! М., 2000.
  5. Рохлов В.С., Сивоглазов В.И. практикум по анатомии и физиологии человека. Учебное пособие. М., “Академия”, 1999.
  6. Парсоне Тина, Анатомия и физиология (справочник) М. 2003.
  7. А.Ф. Синяков. Самоконтроль физкультурника. М.. Знание, 19х7/1.
  8. А.С. Солодов, Е.Б. Сологуб. Физиология человека. Общая – спортивная – возростная. М. 2001.
  9. Н.А. Фомин, Ю.Н. Вавилов. Физиологические основы двигательной активности. М. 1991.

Литература для обучающихся 8 класса

  1. Л.П. Анастасова, Д.П. Гольнева, Л.С. Короткова. Человек и окружающая среда. М., 1997.
  2. М. Залесский. Занимательная анатомия. М., 2000.
  3. Карташов Н.Н., Федоркина Н.А. Практикум по возрастной анатомии, физиологии и гигиене человека. М., “Просвещение”, 2000.
  4. А.А. Очерет. Внимание, сколиоз! М., 2000.
  5. Рохлов В.С., Сивоглазов В.И. Практикум по анатомии и физиологии человека. Учебное пособие. М., “Академия”, 1999.
  6. А.Ф. Синяков. Самоконтроль физкультурника. М., Знание. 1987/1.
  7. А.С. Солодов, Е.Б. Сологуб. Физиология человека. Общая – спортивная – возрастная. М., 2001.
  8. Н.А. Фомин, Ю.Н. Вавилов. Физиологические основы двигательной активности. М., 1991.
  9. Парсонс Тина, Анатомия и физиология (справочник) М., 2003.

Учебно-дидактическое обеспечение

  1. Диск “Биология 5-9 кл. 4 ч. Человек”.
  2. Диск “Биология 5-9 кл. 5 ч. Общие закономерности”.
  3. Диск “Строение и жизнедеятельность организма человека”.
  4. Модель человека, скелет человека, торс человека.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5