Обучение учащихся основам физиологии спорта, биомеханики, возрастной физиологии и гигиены является действенным средством сохранения и укрепления здоровья, воспитания гармонически развитой личности, увеличения периода активной деятельности человека и продолжительности его жизни.
Цели курса: заинтересовать необходимостью изучения основам биомеханики, возрастной физиологии для расширения кругозора, подготовки к поступлению в высшее учебное заведение и понимания жизненных функций собственного организма.
Задачи курса:
- углубить знания обучающихся о культуре здоровья и правилах гигиены;
- формировать у обучающихся осознанного отношения к своему здоровью;
- способствовать овладению навыками разработки индивидуального двигательного режима, умению подбирать и планировать физическую нагрузку;
- формировать навыки регуляции функционального состояния организма при выполнении физических упражнений;
- помочь обучающимся приобрести умения использовать полученные знания о влиянии здоровьесберегающих методик, технологий и различных видов спорта для укрепления своего здоровья и поддержания оптимального уровня работоспособности.
Курс строится в соответствии с программой (“Основы физиологии спорта, биомеханики, возрастной физиологии и гигиены” Аллакаева Л.М., 8 класс, журнал “Практика административной работы в школе”, №4 /2004).
Программа данного курса состоит из четырех основных разделов, которые изучаются в 8 классе:
- Анатомия и основы биомеханики.
- Физиологические закономерности воздействия физических упражнений на функциональное состояние организма человека.
- Гигиена как средство физической культуры, самоконтроль состояния организма.
- Возрастные физиологические особенности организма школьника. Основы физиологии видов спорта.
Режим занятий: 1 раз в неделю.
Время: 1 час.
Методы:
Теоретические – лекции.
Практические – диагностика, измерение результатов исследования, оказание помощи.
В результате:
будут знать: о культуре здоровья и правилах гигиены;
будут уметь: подбирать и планировать нагрузку, подсчитывать пульс, определять жизненную ёмкость лёгких;
будут иметь представление о профессиях: тренера по специальности учителя физической культуры, конструктор, медицинский техник, травматолог.
будет сформировано отношение у обучающихся осознанной потребности в здоровом образе жизни.
Содержание программы
1. Введение. Влияние двигательной активности на состояние опорно-двигательной системы. Основы формирования циклических видов спорта.
Цель: Правила организации занятий и их специфика.
Форма занятия: лекция.
Форма контроля: тестирование.
2. Анатомия и основы биомеханики (12 часов).
2.1. Опорно-двигательная система человека.
Цель: Определить развитие силы и силовую выносливость.
Отработать методику измерения силы, становой силы и силовой выносливости.
Форма занятия: лекция.
Форма контроля: беседа с обучающимися.
2.2. Как соединяются кости?
Цель: Познакомиться с особенностями соединительной ткани.
Знать функции: механическая (опорная) трофическая, защитная; связки, сухожилия.
Форма занятия: лекция, тестовый тренинг.
Тест: Сколько видов костей?
Виды костей, их описание.
Связки: из чего состоят, какую роль выполняют.
Форма контроля: активность и качество работы на занятиях.
2.3. Характеристика суставов и их работа.
Цель: Иметь представление о суставах. Классификация суставов.
Форма занятия: лекция с элементами семинара.
Форма контроля: сообщение о синовильных суставах и их видов.
2.4. Система рычагов.
Цель: Уметь использовать и применять систему рычагов.
Форма занятия: лекция с элементами дидактической игры.
Форма контроля: доклад.
2.5. Связочный аппарат.
Цель: Составить представление о связочном аппарате.
Форма занятия: лекция с элементами семинара.
Демонстрация: видеоматериалы.
Форма контроля: тест
1) Как называются клетки, формирующие кости?
2) Какие кости формируют руки и ноги?
3) Каким термином правильно называть свободно двигающиеся суставы?
4) Из какой костной ткани состоят длинные кости?
5) Как гормоны влияют на кости?
6) Каковы функции связок и сухожилий?
7) Какой вид суставов позволяет максимальное разнообразия движений?
8) Чем покрыты кости по своей длине?
2.6. Что мы знаем о мышцах? Их классификация. Закономерности нормального функционирования мышечно-связочного аппарата.
Цель: Выяснить закономерности функционирования мышечно-связочного аппарата. Какую функцию выполняют мышцы?
Форма занятия: лекция, работа в группах.
Форма контроля: решение проблемных ситуаций. Сравнительный анализ полученных данных с нормативными.
2.7-2.8. Влияние физических упражнений на развитие мышц, связок и костного аппарата.
Цель: Знать о влиянии упражнений на развитие человека.
Форма занятия: работа в группах, практическая работа.
Форма контроля: составление индивидуальных характеристик на основе данных исследований.
2.9-2.10. Профилактика травматизма при выполнении физических упражнений: обрыв связок, разрыв мышц, растяжение мышц, переломы костей. Вывихи суставов. Ушибы.
Цель: Познакомиться с формами профилактики травматизма. Уметь распознавать ушибы, переломы, вывихи, растяжения и разрыв мышц.
Форма занятия: лекция, практическая работа в группах.
Демонстрация: травмы и их профилактика (видеофрагменты “Травмы в спорте”).
Форма контроля: сравнить травмы между несколькими выбранными видами спорта (в группах).
2.11. Оказание первой помощи при травмах.
Цель: Уметь оказывать первую медицинскую помощь подручными и специальными медицинскими средствами.
Форма занятия: практическая работа.
Форма контроля: демонстрация приобретенных навыков.
2.12. Нарушение опорно-двигательного аппарата: сколиозы, кифозы, плоскостопие.
Цель: Уметь определять данное нарушение скелета.
Форма занятия: лекция с элементами семинара.
Форма контроля: опорный конспект.
Демонстрация: таблицы (видеоматериалы).
3. Физиологические основы закономерности и воздействия физических упражнений на функциональное состояние организма человека (12 часов).
3.1. Работа мышц.
Цель: Составить представление о работе мышц и функции мышечной системы.
Форма занятия: лекция с элементами семинара.
Форма контроля: опорный конспект.
Демонстрация: видеоматериалы, таблицы.
3.2. Двигательные рефлексы.
Цель: Показать двигательные рефлексы, дать конкретное представление о рефлексах. Рефлексы которые у человека наблюдаются наиболее ярко.
Форма занятия: лекция, практическая работа.
Провести исследование рефлексов:
корнеальный (мышечный);
надбровный;
рефлекс сухожилия сгибателя верхней конечности;
рефлекс сухожилия разгибателя верхней конечности;
коленный рефлекс;
ахиллов рефлекс.
Форма контроля: решение проблемных задач.
3.3. Утомление мышц.
Цель: Научиться определять утомление мышц и степень утомляемости.
Форма занятий: лекция, практическая работа.
Демонстрация: видеоматериалы.
Форма контроля: описание степени утомляемости.
3.4. Чередование активной и пассивной физической деятельности мышц.
Цель: Определить фазы деятельности мышц.
Форма занятия: лекция.
Форма контроля: описание фаз активной и пассивной фазы деятельности мышц.
3.5.-3.6. Классификация видов спорта.
Цель: Познакомиться с классификацией видов спорта.
Форма занятия: лекция, практическая работа.
Демонстрация: таблицы.
Форма контроля: ответы на вопросы.
3.7. Статические и динамические виды спорта.
Цель: Познакомиться с видами спорта (статические и динамические).
Форма занятия: лекция.
Демонстрация: видеоматериалы.
Форма контроля: таблицы.
3.8-3.9. Циклические и ациклические спортивные дисциплины.
Цель: Определять спортивные дисциплины на циклические и ациклические.
Форма занятия: лекция, практическая работа.
Форма контроля: тезисы, лекции, таблицы.
3.10. Практическая работа № 1. Изучение типов суставов.
Цель: Знать виды суставов. Классификация суставов.
Форма занятия: практическая работа.
Выполнить задания, двигая суставами что бы проверить их возможности:
1) кости запястья соединяются с эллисоидным суставом, который позволяет сгибание и разгибание, движение внутрь и наружу;
2) большие суставы между тазовыми и бедренными костями – шаровидные и позволяют неограниченное движение;
3) бедренная и большеберцовая кости соединены блоковидным суставом, который позволяет колену сгибаться и выпрямляться;
4) большой палец соединяется с костями пясти и запястья седловидным суставом, что обеспечивает ему почти неограниченные движение. Фаланги соединяются с костями пясти кондилоидными суставами, что делает их движение несколько ограниченными, а между собой блоковидными суставами. Так что пальцы могут только сгибаться и разгибаться.
Познакомиться с комплексами суставной гимнастики по Норбекову, по Колтунову.
Демонстрация: видеоматериалы, таблицы.
Форма контроля: доклады.
3.11. Практическая работа № 2. Система упражнений для тренировки различных групп мышц.
Цель: Уметь подобрать упражнения для тренировки определенных групп мышц.
Форма занятия: практическая работа. Работа в группах.
1. Распределить задания на разные группы мышц (в 1 группе – мышцы пояса верхних конечностей, во 2 группе - мышцы шеи, спины и груди, в 3 группе - мышцы нижних конечностей).
2. Разработать комплекс.
3. Продемонстрировать.
4. Выпустить брошюру с комплексами.
Форма контроля: выпуск брошюры.
3.12. Практическая работа № 3. Упражнения для мышц позы в изометрическом режиме с целью профилактики нарушений искривления позвоночника.
Цель: Знать возможные нарушения и профилактические упражнения.
Форма занятия: практическая работа.
1. Познакомить обучающихся с комплексами программы по разделу “Лечебная физическая культура”:
- комплекс упражнений на коррекцию позвоночника и свода стопы (общие упражнения);
- при начальной стадии бокового искривления позвоночника;
- при сутулой спине;
- при плоской спине;
- при седлообразной спине;
2. Выполнить комплексы.
3. Сделать выводы.
Форма контроля: ответы на вопросы.
4. Гигиена как средство физической культуры. Самоконтроль состояния организма (4 часа).
4.1. Условия, способствующие эффективному выполнению физических упражнений. Требования к спортивной одежде и обуви. Режим двигательной активности. Чередование умственного и физического труда.
Цель: Познакомиться с благоприятными условиями, способствующими эффективному выполнению упражнений.
Форма занятия: лекция.
Форма контроля: составление индивидуального режима двигательной активности.
4.2-4.3. Самоконтроль при физических нагрузках, подсчет числа ударов пульса, частота дыхания. Субъективные характеристики состояния организма: самочувствие, работоспособность, сон, аппетит, настроение.
Цель: Познакомиться с наиболее простой формой контроля работоспособности. Научиться грамотно распределять физическую нагрузку и составлять режим дня.
Форма занятия: лекция: функциональные пробы на реактивность сердечно - сосудистой системы.
Форма контроля: в течение недели наблюдения записывать в дневник, сделать вывод. Сравнить полученные результаты со среднестатистическими.
4.4. Практическая работа № 4. Самооценка текущего состояния здоровья по результатам анализа объективных и субъективных показателей.
Цель: Познакомиться с современными методами контроля работоспособности (Гарвардский степ тест).
Форма занятия: практическая.
Провести простую форму определения состояния здоровья (объективное и субъективное).
Состояние физической работоспособности (в спокойном темпе на 4-й этаж без остановки)
Частота пульса, удар в минуту | Состояние работоспособности |
Менее 100 | Отличное |
От 100 до 130 | Хорошее |
От 130 до 150 | Посредственное |
Более 150 | Нежелательное |
Определение физической работоспособности
Ф.И. | Субьективное ощущение |
Частота пульса (удар в минуту) |
Оценка состояния работоспособности |
Форма контроля: заполнить таблицу и сделать выводы.
5. Возрастные физиологические особенности организма школьника 13-14 лет и основы физиологии циклических видов спорта (4 часа).
5.1. Возрастные особенности костно-мышечного аппарата. Рост костей. Формирование скелета.
Цель: Показать изменения с возрастом костно-мышечного аппарата. Как формируется скелет.
Форма занятия: лекция.
Демонстрация: макет человека, таблица.
Форма контроля: ответы на вопросы.
5.2. Физиологические особенности и возможности обучающихся данного возрастного периода.
Цель: Сравнить физиологические особенности разных возрастных периодов и оценить возможности возрастного периода (13-14 лет).
Форма занятия: лекция.
Форма контроля: сравнить полученные результаты со среднестатистическими. Сделать вывод.
5.3.-5.4. Основы физиологии циклических видов спорта: ходьба, бег, плавание, велоспорт, гребля.
Цель: Показать физиологические основы циклических видов.
Форма занятия: лекция.
Форма контроля: текущий контроль.
5.5. Защита проектов.
Цель: Проектная деятельность позволяет обучающимся проявить свои интеллектуальные способности, продемонстрировать уровень знаний и умений, способность к самоорганизации и самообразования.
Форма защиты: доклад, стенд, реферат, презентация, видео и т.д.
Научно-позновательная литература для учителя
- Л.П. Анастасова, Д.П. Гольнева, Л.С. Короткова. Человек и окружающая среда. М.,1997.
- М. Залесский. Занимательная анатомия. М., 2000.
- Карташов Н.Н., Федоркина Н.А. Практикум по возрастной анатомии, физиологии и гигиене человека. М., “Просвещение”, 2000.
- А.А. Очерет. Внимание, сколиоз! М., 2000.
- Рохлов В.С., Сивоглазов В.И. практикум по анатомии и физиологии человека. Учебное пособие. М., “Академия”, 1999.
- Парсоне Тина, Анатомия и физиология (справочник) М. 2003.
- А.Ф. Синяков. Самоконтроль физкультурника. М.. Знание, 19х7/1.
- А.С. Солодов, Е.Б. Сологуб. Физиология человека. Общая – спортивная – возростная. М. 2001.
- Н.А. Фомин, Ю.Н. Вавилов. Физиологические основы двигательной активности. М. 1991.
Литература для обучающихся 8 класса
- Л.П. Анастасова, Д.П. Гольнева, Л.С. Короткова. Человек и окружающая среда. М., 1997.
- М. Залесский. Занимательная анатомия. М., 2000.
- Карташов Н.Н., Федоркина Н.А. Практикум по возрастной анатомии, физиологии и гигиене человека. М., “Просвещение”, 2000.
- А.А. Очерет. Внимание, сколиоз! М., 2000.
- Рохлов В.С., Сивоглазов В.И. Практикум по анатомии и физиологии человека. Учебное пособие. М., “Академия”, 1999.
- А.Ф. Синяков. Самоконтроль физкультурника. М., Знание. 1987/1.
- А.С. Солодов, Е.Б. Сологуб. Физиология человека. Общая – спортивная – возрастная. М., 2001.
- Н.А. Фомин, Ю.Н. Вавилов. Физиологические основы двигательной активности. М., 1991.
- Парсонс Тина, Анатомия и физиология (справочник) М., 2003.
Учебно-дидактическое обеспечение
- Диск “Биология 5-9 кл. 4 ч. Человек”.
- Диск “Биология 5-9 кл. 5 ч. Общие закономерности”.
- Диск “Строение и жизнедеятельность организма человека”.
- Модель человека, скелет человека, торс человека.