Каждый учитель стремится провести урок как можно лучше, эффективнее. Для этого ему необходимо выявить резервы по повышению профессиональных знаний и умений для реализации актуальных педагогических задач. Среди этих резервов может быть внедрение новых приемов и методов обучения, опора на педагогику сотрудничества.
Сегодня большое распространение получили три технологии обучения: моделирование или игровая деятельность,
- коммуникативный диалог или дискуссионная деятельность,
- изучение источников или исследовательская деятельность.
Урок истории в 10 классе
Цели:
1. Обобщить знания обучающихся о петровской эпохе, показать значимость реформ Петра I для развития Российского государства.
2. Формировать умения учащихся вести дискуссию, анализировать и делать обобщающие выводы, отработать технологию метода КСО.
3. Пробуждать у учащихся интерес к отечественной истории, историческим деятелям, на их примерах воспитывать лучшие качества гражданина своей страны, формировать активную гражданскую позицию.
Оборудование: Историческая карта “Россия в XVIII веке. Европейская часть”, историческая литература, посвященная деятельности Петра I, раздаточный материал, листы ватмана, маркеры.
Метод: исследование, дискуссия с элементами метода КСО (статические пары, динамические пары), творческая мастерская учащихся.
Ход урока
Актуализация известных знаний (проводится в форме дискуссии с применением метода КСО).
Мотивационная заставка урока:
Великий Петр был первый большевик,
Задумавший Россию перестроить,
Склонениям и нравам вопреки,
За сотни лет к ее грядущим далям.
М.Волошин “Россия”
I. Самостоятельная работа.
В начале урока в качестве закрепления изученного материала применяется метод КСО (статические пары, динамические пары). Учащимся предлагаются 4 карточки:
1 карточка. Какие сферы общественной жизни начала 18 века в наименьшей мере были охвачены процессом модернизации? Объясните причины этого явления.
2 карточка. Какой тип личности формируется в эпоху Петра I?
3 карточка. Основные реформы Петра I.
4. Карамзин писал, что ПетрI очеловечил русский характер, сделал его универсальным, но называл его “подражателем”, “обезьяной и попугаем одновременно”. Что имел в виду Карамзин?
Обсуждение идет следующим маршрутным схемам:
На каждый вопрос отводится по 2 минуты, по команде учащиеся обмениваются вопросами – ответами.
II. Актуализация знаний обучающихся.
Начало обсуждения деятельности Петра I проводится с помощью схемы абсолютизма (используется интерактивная доска).
Единое государственное управление | Военная проф. армия | Единая налоговая система |
Единое законодательство | абсолютизм |
Единая эконом. политика |
Единое админ. устройство | Единая система мер | Государственная церковь |
III. Дискуссия.
- Какие знаменательные события произошли в 1721 году?
Ответы:
а) окончание Северной войны;
б) заключение Ништадского мира;
в) провозглашение империи в России.
- Что такое империя? Какая форма правления существовала на этом историческом промежутке времени?
Ответ: Империя – сильное, большое государство; форма правления – абсолютизм.
- Работа со схемой “Абсолютизм и его черты”, по каждый пункт анализируется, даются оценки реформам Петра Великого, одновременно ведется дискуссия, т.к. каждая реформа Петра I противоречива, имеет как положительные, так и отрицательные моменты.
ВЫВОД.
Окончательный вывод делается в виде “защиты плаката”.
Учащиеся делятся на 3 группы, им предлагается нарисовать, а затем защитить свой плакат, используя эмпирический и иллюстративный методы.
Задания.
1. Представить эпоху Петра I в определённой цветовой гамме.
2. Изобразить дерево и цветок, которые являются, по мнению учащихся, символами петровской эпохи.
3. Озаглавить плакат формулой (формулы предлагаются учителем или самими учащимися)
Перечень формул:
- “Реформатор” (Н.М.Карамзин)
- “Революционер на троне” (Н.М.Карамзин)
- “Человек среди варваров”
- “Суперзверь” среди “зверей”
- “Неординарная личность”
- “Разрушитель”
- “Созидатель”
- “Дракон московский” (А.Бушков) и т.д.
(На творческую мастерскую дается 10-15 минут, на защиту – 3 минуты)
Учащиеся приходят к выводам:
Реформы Петра I затронули почти все сферы общественной жизни страны (перечисляются со знаками “-” или “+”)
Реформы Петра I формировали сложный тип личности:
а) несущую пользу Отечеству
б) за свою службу получающую награду
в) ощущающую себя личностью, обладающей честолюбием.
Выбранные формулы плаката комментируются, здесь же учитель обращает внимание учащихся:
- на эпиграф урока. Выясняется, что имел в виду Волошин, называя Петра I “первым большевиком”;
“За сотни лет к ее грядущим далям” (именно петровские реформы заложили модель российского общества со всеми его противоречиями);
- выясняется, что же имел в виду Карамзин, когда писал, что Петр I – это “подражатель, обезьяна и попугай одновременно”, “Мы стали гражданами мира, но перестали быть, в некоторых случаях, гражданами России. Виною - Петр” (Петр подключил русских к мировой цивилизации, но подражание Западу привело их к обезьянничеству, а это, в свою очередь, к одичанию).
ВЫВОД.
Итак, кто же Петр I - “Реформатор” или “Революционер на троне”?
Учащиеся приходят к выводу, что он “Реформатор”, потому что понимал необходимость модернизации общества и проводил её.
Однако он и “Революционер”, потому что придал процессу модернизации ускорение. При этом используемые им методы модернизации были противоречивые, жестокие, а в некоторых случаях даже разрушительные.
Обязательно необходимо обратить внимание учащихся на актуальность обсуждаемой темы, т.к. на уроках истории мы формируем тип личности гражданина сегодняшнего дня.