Краткая аннотация.
Современные дети растут в мире высоких технологий развивающихся стремительно и бесповоротно. Социальное образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Каким опасным стал окружающий мир – это дороги; бытовая техника; пожары в природе и в доме; ядовитые и опасные для детей растительный мир. Ведь если опираться на статические данные, то мы увидим, насколько современный мир опасен для маленького человека.
Жизнь – самое ценное, что есть у человека, а жизнь наших детей – ценней в несколько раз. Задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Определить, правильно или неправильно ведёт себя человек в тех или иных обстоятельствах, очень сложно, так как каждая среда ( современный город, сельская местность, морское побережье …) диктует совершенно различные способы поведения и соответственно меры предосторожности. Если бы все люди их хорошо знали и соблюдали, было бы меньше травм и несчастных случаев. Но нередко даже мы – взрослые, не знаем как себя повести в той или иной ситуации. Что же тогда говорить о детях? Ведь любая общепринятая норма, правила поведения должны быть осознаны и приняты маленьким человеком – только тогда они станут действительным регулятором его поведения.
Проведённые медиками исследования показали, что с детьми чаще, чем со взрослыми происходят несчастные случаи. Каждый год несколько сотен тысяч пострадавших детей отправляются в больницы за помощью. Ежегодно в результате несчастного случая жизни нескольких детей угрожает серьёзная опасность. Много трагедий разыгрывается дома. Во время отдыха на природе.
По статистики МЧС самые тревожные “домашние месяцы” - летние, чаще всего июль, а самое “подходящее” время – как правило, вечер воскресенья.
Внедрение различных здоровьесберегающих технологий в детских садах должны помочь детям ( а иногда и их родителям ) разобраться в нашем сложном мире. Научить их действовать в различных жизненных ситуациях. Обучать правильному, безопасному и осторожному поведению. Развивать самостоятельность и осмотрительность.
Постановка проблемы.
Лето – пора отпусков, дач, выездов на природу ( лес, парк, водоём). Нередко именно в это время с большинством детей происходят несчастные случаи.
Несчастные случаи – наиболее распространённая причина, угрожающая здоровью и жизни детей. Каждый год несколько сотен тысяч пострадавших детей отправляются в больницы за помощью. Ежегодно в результате несчастного случая жизни нескольких детей угрожает серьёзная опасность.
Но можно ли оградить ребёнка от этого? Ответ прост – нужно не ограждать детей, а научить их, как себя вести в той или иной ситуации.
Правильно научить ребенка вести себя в опасных ситуациях, одна из важных задач родителей и воспитателей, то есть взрослых людей, которые находятся рядом с ребенком.
Огромную роль в социальном образовании детей дошкольного возраста играет практическая, деятельность в условиях окружающей жизни. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности.
Цели и задачи.
Цель проекта: систематизация знаний детей о правилах безопасного поведения в доме, на улице и в природе.
Задачи:
Обучающие:
- формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям;
- обогащать представления о доступном ребенку предметном мире и назначении предметов, о правилах безопасного использования;
- познакомить с элементарными правилами безопасного обращения с предметами дома и на улице.
- познакомить с ситуациями, угрожающих здоровью.
Развивающие:
- развивать взаимоотношения детей, умение действовать согласованно, принимая общую цель, переживать радость от результатов общих усилий и совместной деятельности.
- развивать умение передавать своё отношение от общений с пожарными в рисунках и аппликации
- развивать умение сравнивать и анализировать посредством наблюдений
- развивать познавательную активности детей, обогащая представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира.
- Развивать у детей самостоятельность, овладению разнообразными способами действий, приобретение навыков игровой деятельности и общения.
Воспитательные:
- Воспитывать доброжелательное отношение детей к окружающему
- Воспитывать бережное отношение к растениям, проявлять интерес к ним.
Задачи по работе с родителями:
1. Повысить компетентность родителей в вопросах безопасности детей в окружающей жизни.
2. Привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.
Методы реализации проекта.
Проект состоит из четырёх блоков, каждый блок из двух занятий.
Блок 1: Ребёнок один дома.
- Занятие 1: Один дома.
- Занятие 2: Иголки, ножницы, катушки – это детям не игрушки.
Блок 2: Ребёнок в городе.
- Занятие 1: В гости к светофору.
- Занятие 2: Я потерялся.
Блок 3: Ребёнок в лесу.
- Занятие 1: Прогулка в лесу.
- Занятие 2: Ребёнок у водоёма.
Блок 4: Знаете ли вы правила безопасности?
- Занятие 1 и 2: Обобщение результатов работы в игровой форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов.
Каждый блок построен на:
1. Совместной работе воспитателя и детей:
- беседа;
- развивающие игры, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры;
- творческая деятельность.
Примерные мероприятия познавательного характера, коррекционной работы, организация двигательного режима:
- Рассматривание плаката: “Азбука безопасности на дороге” Пожарная безопасность. “Мое здоровье - мое богатство”.
- Настольная игра: “Город, в котором мы живем”, “Знаки дорожного движения”, “Валеология”, “Огнеопасные предметы”,
- Дидактические игры: “Разрешается-запрещается”, “Дорожные знаки”, "Слушай внимательно", "Угадай профессию", “Что где растет”, "С чем нельзя в лес ходить?", “Подскажи словечко”, “Обезьянки”, “Я знаю пять растений”, “Береги, живое”, “Внимание! Дорога!” , “Как избежать неприятностей”.
- Подвижные и малоподвижные игры: “Цветные автомобили”, “Светофор”, “Веселый пешеход”, “Пожарные на учениях”, “Самолеты” , “Цыплята и наседка”, “Мышеловка”
- Сюжетно-ролевая игра "Мы – шоферы."
- Заучивание стихотворений о правилах дорожного движения, загадки о пожаре
- Беседы: “Правила поведения на дороге” “Спички - не игрушка, огонь не забава”, “Один дома”, с Пилюлькиным “Я и моё здоровье”.
- Наблюдения: “За работой водителя”, “За машиной пожарных и беседа с командиром от¬деления”, “За лекарственным растением “Мятой”. Экскурсии по детскому саду .
- Творческая деятельность: Аппликация “Пожарная машина”, рисование “Пожарные мчатся на помощь” Конструирование “Улицы нашего посёлка”.
- Выставка в книжном уголке
2. Работа с родителями (оформление папок – передвижек, памяток, привлечение родителей к организации досугов)
- Памятка для родителей: “Причины детского дорожного – травматизма”.
- Памятка для родителей: “Обучение детей наблюдательности на улице”.
- Памятка для родителей по правилам дорожного движении.
- Памятка для родителей водителей “Правила перевозки детей в автомобиле”.
- Памятка “Безопасность на водоеме.
- ширма: “Безопасность ребенка на улице”.
- ширма : “Безопасность на транспорте”.
- папки-передвижки: “01 – телефон пожарной охраны”, “Лекарственные растения”, “Безопасность на улице” “Предлагаем почитать. Стихи для детей о пожаре”
3. Пополнение методической копилки:
- сценарии кукольных спектаклей, инсценировок;
- подбор методической и художественной литературы;
- изготовление пособий, нестандартного оборудования для развития двигательной активности;
- подбор дидактических, подвижных, малоподвижных, сюжетно-ролевых игр;
- составление плана совместных мероприятий педагогов и детей.
Ожидаемый результат.
Предполагаемые итоги проекта:
- Обогащение воспитанников яркими впечатлениями, способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, новыми знаниями;
- Повышение компетентности родителей в области безопасности детей в окружающем мире.
- Развитие физических качеств, укрепление здоровья детей.
- Создание условий для познавательной и двигательной деятельности детей на прогулке, эмоциональной сферы, решение интеллектуальных и личностных задач, адекватных возрасту.
- Предупреждение детского дорожно–транспортного травматизма и других опасных ситуаций через разнообразные формы организации детской деятельности.