Цели урока:
- формирование знаний о культуре России второй половины XVIII века;
- развитие навыков самостоятельной мыслительной деятельности, умений работы с дополнительной литературой, мультимедийными средствами;
- самореализация и самоутверждение учащихся, умение работать в группе.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы урока: групповая работа, проектная технология.
Ход урока
Учитель: Сегодня наш урок по теме: “Культура России второй половины XVIII века” пройдёт в форме защиты ваших групповых проектов. О значимости самостоятельной работы в получении новых знаний ещё в V веке до н. э. говорил китайский мудрец Конфуций:
Я слышу – и забываю,
Я вижу – и запоминаю,
Я делаю – и понимаю.
Вам на уроке предстоит решить проблему: “Какие изменения происходят в культуре России во второй половине XVIII века?”
Свой проект “Литература России во 2-й половине XVIII века” представляет первая группа.
Ученица: Литература второй половины XVIII века представлена целой плеядой талантов: Державин, Херасков, Майков, Карамзин, Фонвизин. Мы задались вопросом: почему комедия Дениса Ивановича Фонвизина “Недоросль” не потеряла своей актуальности в наши дни? Наша группа прочитала это произведение.
Тип проекта: творческий.
Вашему вниманию предлагается инсценировка отрывка из комедии (действие 4, явление 8).
Ученица: Так почему же произведение Д.И. Фонвизина “Недоросль”, написанное два века назад воспринимается по-современному?
Вы правы, в наших школах обучаются ученики, подобные Митрофанушкам. С критикой существующего строя выступать в то время было нельзя- попробовал А. Радищев — оказался в 10-летней ссылке. Высмеивать было менее опасно. Первым настоящим насмешником над екатерининским дворянством стал Д. И. Фонвизин.
Учитель: Вторая группа работала над проектом: “Архитектура России 2-й пол. XVIII века” Предоставляем им слово.
Ученик: В царствование Екатерины Великой в России утвердился новый художественный стиль - классицизм. Этот стиль заимствовал свои формы из искусства античности. “Благородная красота и спокойствие”- суть классицизма. Эта архитектура любит простоту, ясность форм, скромность декора, использование архитектурного ордера. Формы зданий тяготеют к простым геометрическим фигурам: куб, параллелепипед. Часто к центральной части примыкает портик с колоннами, увенчанный треугольным фронтоном. Во всём господствует симметрия.
Проблема: считается, что в России сложились 2 архитектурные классицистические школы - московская и петербургская. Мы хотим выяснить, в чём состоит их отличие?
Тип проекта: практико-ориентированный.
Продукт проекта: выпуск буклета “Архитектура России 2-ой половины XVIII века”.
Первой постройкой Петербурга в новом художественном стиле стало здание Академии художеств. (Слайд). В 1765 г. Екатерина собственноручно под грохот орудий золотой лопаточкой заложила первый камень в основание будущего храма искусств. Затем императрица пожаловала в академики архитектора Баженова, художника Рокотова и присвоила более высокие, профессорские, звания Кокоринову и Валлен-Деламоту. Именно они, два выдающихся зодчих - француз Жан-Батист Мишель Валлен-Деламот и русский Александр Филлипович Кокоринов- спроектировали здание Академии. Вот уже в течение двух столетий из стен величественного здания Академии художеств выходят в жизнь лучшие русские живописцы, скульпторы и архитекторы.
Ученица: Одним из первых выпускников Академии по классу архитектуры был Иван Егорович Старов. В 1776 году архитектор получил заказ - Троицкий собор Александро-Невской лавры. Перед молодым зодчим стояла чрезвычайно ответственная задача. Монастырь считался первым по значению в России, а проектируемый в нём собор должен был стать усыпальницей великого русского полководца Александра Невского. 12 лет продолжалось строительство. Строгий и монументальный Троицкий собор стал в XVIII веке крупнейшим в России. (Слайд). Одновременно со строительством Троицкого собора Старов взялся за сооружение своей самой известной постройки - Таврического дворца. (Слайд). Екатерина заказала его для своего фаворита Г.А.Потёмкина. Любопытный факт: император Наполеон, решив построить для своего сына дворец, потребовал представить ему проекты лучших из известных в мире дворцов. Из 20-ти отобранных проектов самым удачным был проект Таврического дворца.
Ученик: Первые работы шотландца Чарлза Камерона в России связаны с Царским Селом. Великолепна его галерея, названная в честь его создателя Камероновой (Слайд). Галерея предназначалась для прогулок и любования фейерверками, которые устраивали по праздникам на Большом озере, расположенном неподалёку.
Почти одновременно с Камероном прибыл в Россию другой замечательный архитектор - Джакомо Кваренги. Он сооружает одно из прекраснейших театральных зданий – Эрмитажный театр (Слайд). Архитектор перебросил через Зимнюю канавку арку и соединил театр крытым переходом с комплексом Зимнего дворца. Зрительные места оформил в виде амфитеатра, что напоминало устройство античного театра. На набережной Васильевского острова архитектор возводит новое здание Академии наук (Слайд 6). На фоне широких просторов Невы столь величественная архитектура воспринимается особенно органично.
Ученица: Самым крупным московским зодчим 2-ой половины XVIII века был Василий Иванович Баженов. Близ Кремля, на кромке высокого холма, стоит красавец-дом. Построен он был по заказу богатого гвардейского офицера Пашкова (Слайд). В течение многих лет рука об руку с Баженовым работал другой русский зодчий – Матфей Фёдорович Казаков. Вдалеке от центра Москвы, рядом с Ленинградским проспектом, стоит удивительное по архитектуре сооружение - бывший Петровский путевой дворец (Слайд). Когда-то на протяжении всего пути из Петербурга в Москву были построены путевые дворцы, в которых монарх и сопровождавшие его лица могли остановиться и отдохнуть во время долгой утомительной поездки. Петровский – особый, здесь царь отдыхал перед торжественным въездом в Москву. Строительство Петровского дворца было одной из первых самостоятельных работ Казакова. Далее он сооружает в Кремле здание Сената (Слайд). Его нужно было вписать в треугольник участка, отведённого около кремлёвской стены. Казаков как архитектор был очень плодовит и удачлив. Он воздвиг дворец в Царицыно, здание Московского университета на Моховой (Слайд), Голицынскую больницу (Слайд), дом для генерал-губернатора Москвы, сейчас это здание Московской мэрии (Слайд), Колонный зал Благородного собрания (Слайд). Внутри здания зрителя поражают 28 благородных белых колонн коринфского ордера, между которыми висят большие хрустальные люстры (Слайд).
В конце 2-й половины XVIII века в Петербурге и в Москве сооружаются замечательные памятники в стиле классицизма. Характерной чертой петербургского классицизма является его близость к западноевропейским классицистическим образцам: памятники выглядят торжественно и официально. В Москве архитектурные постройки более праздничны и нарядны, в них прослеживаются традиции русского зодчества.
Учитель: Третья группа подготовила проект “Народная культура. Игры и забавы на Масленицу”.
Наша группа выдвинула проблему: Знаем ли мы, русские, национальные традиции своего народа?
Чтобы решить её мы обращаемся к вам с вопросами:
- Какие традиции русского народа вы знаете?
- Какие традиции соблюдаете?
- Зачем надо знать и соблюдать традиции своего народа?
Мы считаем, что знакомство с традициями народа происходит в семье и в школе.
Тема нашего проекта: “Игры и забавы на Масленицу”.
Тип проекта: игровой.
По народному календарю сейчас Масленица. Праздник Масленицы связан как с языческими, так и с христианскими традициями. В языческие времена Масленица была связана с проводами зимы и встречей весны. С принятием христианства Масленица стала предварять Великий пост.Масленица праздновалась семь дней, и каждый из них носил своё название. Сегодня четверг- Разгул, Широкий четверг. Все жители городов и деревень на Руси в этот день устраивали хороводы и весёлые игры. Какие игры были распространены на Масленицу? С некоторыми мы вас сейчас познакомим.
Кто быстрее на метле?
На площадке выставлены кегли в цепочку. Нужно пробежать верхом на метле змейкой и не сбить кегли. Побеждает тот, кто меньше всех собьёт кеглей.
Петушки.
На площадке чертят круг. В кругу стоят двое играющих. Каждый из них встаёт на одну ногу, другую сгибает в колене, поддерживает за пятку одной рукой. Задача играющих- вытолкнуть противника из круга (толкают плечами). Дальше демонстрируется презентация “Игры и забавы на Масленицу”.
“Ледяной столб”.
Раньше на Масленицу посреди деревни ставили высокий столб, обливали его холодной водой, и на обледеневший столб подвешивали ценные подарки на разном расстоянии друг от друга. Игроки должны попытаться залезть на этот столб, что крайне сложно- из-за льда, смельчаки постоянно соскальзывают. Побеждает тот, кто сумеет забраться на самый верх столба.
“Кулачные бои”.
На Масленицу были популярны кулачные бои. Русский кулачный бой шёл с соблюдением определённых правил: не бить лежачего, в случае появления крови у противника, бой прекращался, нельзя было наносить удары сзади, с тыла, а биться только лицом к лицу. Бой на кулаках мог проводиться в 2- х вариантах: “стенка на стенку”, и “сцеплялка-свалка”.
Взятие снежного городка.
Эта забава была распространена за Уралом. Жители маленьких провинциальных городков и деревень сами становились действующими лицами необычной баталии-взятие снежного городка. Сооружалась ледяная крепость с воротами. Затем участники делились на 2 партии. Конные удальцы осаждали крепость, а её защитники отбивались снежками, размахивали мётлами, пугая лошадей. Победителя, ворвавшегося первым в ворота, ожидало испытание: его заставляли искупаться в ледяной проруби. Потом всем участникам подносилось угощение, а победителя награждали подарком.
Катание на санях.
Но самым любимым и красивым масленичным обрядом было катание на санях с пением песен. (Ученица исполняет русскую песню).
Широко праздновали Масленицу на Руси! Недаром в народе нашем и по сей день сохраняются поговорки: “не всё коту Масленица, будет и Великий пост!”, “не житьё, а Масленица”!
Учитель: Возвращаемся к проблеме урока.
Учащиеся делают выводы:
- во второй половине XVIII века в России существует 2 культуры: дворянская и народная;
- в культуре господствует художественный стиль- классицизм, заимствованный из Европы;
- духовной основой русского народа является народная культура.
Рефлексия:
- Какой проект, на ваш взгляд, является самым содержательным?
- Какой проект. на ваш взгляд, является самым интересным?
- Какой проект, на ваш взгляд, является самым зрелищным?
- Какая защита проекта показалась вам самой убедительной?
- Что нового, интересного, полезного вы узнали на сегодняшнем уроке?
- Понравилась ли вам форма проведения такого урока?