Цель урока: повторение и обобщение основных видов изобразительно-выразительных средств языка.
Задачи урока
- совершенствование навыков и умений различать изобразительно-выразительные средства лексики, синтаксиса – тропы, фигуры;
- продолжение работы по совершенствованию языкового чутья; дальнейшее развитие навыков работы с текстом художественного произведения;
- формирование и закрепление в сознании учащихся бережного отношения к речи через осознание художественной ценности литературы
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Поприветствуем друг друга (партнёры по плечу, партнёры по лицу).
- Тема нашего урока “Изобразительно-выразительные средства”. Запишите в тетрадях число, тему урока.
II. Повторение
1. Задание по структуре Финк-Райт- Раунд- Робин- “подумай-запиши-обсуди в команде”)
- Эпиграфом к уроку я взяла высказывание русского писателя К. Г. Паустовского:
“Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения”. (Слайд 1)
- Как вы понимаете смысл высказывания? Подумайте каждый про себя 30 секунд, запишите ваше мнение. На это вам дается 2 минуты времени.
- А сейчас обсудите ваши ответы в команде по кругу, начиная с участника №1, на обсуждение даю 1 минуту времени. Начали.
2 Опрос: Я попрошу вас поделиться мыслями, идеями. (Учитель называет одного ученика из каждой группы. Например, ученик №4 стол №...., и т.д. )
- Есть дополнения? Кто ещё хочет высказать своё мнение? Спасибо. Действительно, русский язык богат, и для выражения любого понятия, определения есть огромное количество слов. На примерах художественных текстов мы убеждались в том, что красота языка достигается различными языковыми средствами. Средства выразительности языка – это путь к выразительной, образной речи.
Вы знаете, что задание В8 ЕГЭ проверяет умение выпускников определять языковые средства в тексте. Сегодня на уроке мы вспомним, какие языковые средства мы знаем, как их находить, классифицировать.
III. Основная часть
1. Задание по структуре Раунд Тэйбл. Каждая группа выполняет письменную работу по кругу на одном листе.
- Запишите по памяти известные вам средства выразительности. 1 минута. Вам достаточно было времени? Нужно дополнительное время? Хорошо.
- Я попрошу подняться всех участников №2. Прочитайте записанные вашей группой средства выразительности. (Начинает 1 стол, продолжает 2стол,... Уже названные термины должны вычёркиваться из списка, не повторяться)
- Спасибо. На какие группы делятся изобразительно-выразительные средства? (Лексические, синтаксические, средства выразительности фонетики)
2 (Слайд 2)
- Действительно, языковые средства делятся на лексические (тропы), синтаксические (фигуры речи). Называют их тропами и фигурами речи. Есть средства выразительности фонетики. Мы сегодня на уроке остановимся на тропах и фигурах речи.
3. Задание по структуре “Финк Райт Раунд Робин” ( подумай-запиши- обсуди в команде) (обдумывают, записывают и по очереди обсуждают ответы)
- Словарная работа. На каждом столе 4 листка с (одинаковыми) заданиями на определение языковых средств. Возьмите каждый по листку. Подумайте и запишите ответы. По одному по кругу зачитайте ответы, обсудите.
- Я попрошу подняться всех участников №3. Прочитайте выполненные задания.
- Молодцы. Спасибо.
IV. Закрепление.
1. Задание Куиз-Куиз-Трэйд (“опроси-опроси-обменяйся карточками”)
- Ребята, дома вы подготовили карточки с примерами из художественных произведений (лирических, прозаических) на различные языковые средства. (Карточки раздаются). Прочитайте их про себя ещё раз. Сейчас вам предстоит выполнить задание Куиз-Куиз-Трэйд (“опроси-опроси- обменяйся карточками”).
( Поднимают руку, двигаются по комнате, образуют пары. Задают друг другу вопросы по карточкам. Если какой - то партнер не может ответить на вопрос, задают наводящие вопросы, учат, переспрашивают и главное меняются карточками! Благодарят. Поднимают руку, ищут новых партнёров, и на это дается 7 минут времени)
- Начинает тот, кто выше ростом (у кого светлее волосы; у кого светлее глаза; у кого длиннее стрижка, причёска...).
- Спасибо. Поблагодарите друг друга и займите свои места за столом.
2. Выполнение задания В8 ЕГЭ
- Задание В8 ЕГЭ проверяет умение выпускников определять языковые средства в тексте. На ваших столах лежат листки № 3 с заданиями В8 ЕГЭ. Выполните их.
3. Самостоятельная работа по карточкам (в тетрадях)
- На ваших столах лежат листки № 2
Задание. Списать, вставляя пропущенные буквы, определить в предложениях тропы.
V. Обобщение по уроку.
1. Заключительное слово учителя
– Сегодня на уроке мы ещё раз убедились в том, что для более полной, точной, яркой и образной передачи своих мыслей, чувств и оценок автор текста может использовать различные средства языковой выразительности. Языковая выразительность – это свойство сказанного или написанного привлекать особое внимание читателя или слушателя, производить на него сильное впечатление. В основе языковой выразительности всегда лежит новизна, некоторая необычность, отступление от привычного и обыкновенного.
Мы и в дальнейшем на уроках русского языка и литературы продолжим работу по языковым средствам выразительности.
Вы должны так владеть всеми средствами языка, чтобы о вас всегда говорили: "Это культурный человек". А какой он, культурный человек? Это человек, владеющий культурой чувств, культурой общения, умеющий правильно, красиво и выразительно говорить, писать.
2. “Билетик на выход”
- Напишите на листочках :
1) 3 момента, которые вы усвоили
2) 2 момента, которые вы сможете легко объяснить
3) 1 момент, в котором вы затрудняетесь.
- Спасибо.
(Тетради и листки ученики сдают)
Задание на дом: прочитать материал параграфа 29, упр.154 (по учебнику Н.Г.Голиковой “Русский язык. 10-11 классы)