Урок по теме «Способ подстановки». 7-й класс

Разделы: Математика

Класс: 7


Девиз урока

“Деятельность – единственный путь к знанию” (слайд№1)
Дж. Бернард Шоу

Цели урока: Научить учащихся решать системы уравнений методом подстановки; составить алгоритм решения системы уравнений; формировать личностный подход к изучаемой теме.

Формирование компетентности в сфере изучения данной темы; навыка самостоятельной обработки информации; формирования математической грамотности, интереса к предмету; воспитание ответственности за начатое дело; чувство коллективизма.

Ход урока

Орг. момент( слайд №2)

Друзья всегда тебе помогут,
Они с тобой, ты не один.
Поверь в себя –
И ты все сможешь,
Иди вперед и победишь!

Вводная беседа. Актуализация знаний:

Новые знания нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно решать простейшие уравнения с одной переменной и умения выражать одну переменную через другую.

Устная работа:

ТЭЙК ОФ – ТАЧ ДАУН

Презентация.

1. Является ли пара чисел ( 3; 1 ) решением уравнения: (слайд №3)

а) 3х + у = 10;

б) х2 – 2у =1;

в) х/у + 2 = - 5у.

(слайд №4)

2. Является ли решением системы пара чисел:

( - 1; 1), ( 2; - 1 ), ( 6; 2,5 )?

3. Что является графиком линейного уравнения с двумя переменными?

а) парабола

б) кубическая парабола

в) прямая

(слайд №5)

4. Приведите пример уравнения с переменными х и у, равносильного линейному уравнению:

а) х – у = 3;

б) 2х + у = о.

Мотивация: (слайд №6)

Ребята, давайте с вами решим систему:

{3х – у = 5

{2х + у = 7.

а) Что значит решить систему?

б) Каким способом можно решить систему? (графическим)

в) Графики каких уравнений необходимо построить? (3х – у = 5; 2х + у = 7)

г) Что собой представляет график уравнения :

3х – у = 5? ( прямая)

2х + у = 7? ( прямая)

д) Для построения прямой сколько необходимо взять точек?

е) Что будет являться решением системы? (координаты точки пересечения графиков). В чем заключается трудность этого метода?

ж) Как вы думаете, а можно ли решить эту систему без построения графика, используя наши умения выражать одну переменную через другую? ( да)

з) Каким образом?( выразить переменную х из первого и подставить во второе уравнение. Затем решить уравнение относительно у и найти потом х)

и) Как вы думаете- как мы будем называть этот способ? (подстановки)

к)Запишите тему урока: “Способ подстановки ” (слайд №7)

л) Что вы знаете о способе подстановки? Что вы хотите узнать? (подставить; узнать и научиться как решать систему уравнений способом подстановки )

Это и будет нашими целями на урок. (слайд №8)

Изучение нового материала:

Попробуем составить алгоритм решения системы способом подстановки

{х - у = 3

{4х + у =2

Алгоритм: (слайд №9)

1-й шаг:

Выразить из какого-нибудь уравнения системы одну переменную через другую. х = 3+у

2-й шаг:

Подставить в другое уравнение системы вместо этой переменной полученное выражение:

{ х = 3 + у

{ 4(3+у)+у=2

3-й шаг:

Решить полученное уравнение с одной переменной:

4(3+у)+у=2

12+4у+у=2

5у=-10

у=-2

4-й шаг:

Найти соответствующее значение второй переменной:

х=3+у

х=3+(-2)

х=1

Ответ: (1; -2).

МИКС – ФРИЗ – ГРУПП (слайд №10)

1. Сколько координат имеет точка на плоскости? (две)

2.Сколько уравнений входит в систему с двумя переменными? (два)

3. Сколько шагов входит в алгоритм решения системы способом подстановки? (четыре)

4. Какой по счету идет сейчас месяц? (четвертый)

5. Сколько решений имеет система, если к12 и в12? (множество)

Закрепление изученного материала: (слайд № 11)

Решить систему уравнений способом подстановки:

у-х=1

6х-у=7

СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЭЙБЛ (слайд№12)

(самостоятельная работа по вариантам по кругу)

Домашнее задание:(слайд №13)

П.42 №№ 1134, 1136.

Рефлексия( слайд №14)

Притча:

Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал вопрос каждому. У первого спросил: “А что ты делал целый день?”. И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: “А что ты делал целый день?” и тот ответил: “А я добросовестно выполнил свою работу.” А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: “А я принимал участие в строительстве храма!”

- Ребята! Давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.

- Кто работал как первый человек?

- Кто работал добросовестно?

- Кто принимал участие в строительстве храма?

Оцените себя.

(Слайд№15)

Порой задача не решается,
Но это в общем, не беда,
Ведь солнце все же улыбается,
Не унывайте никогда.

Спасибо за урок! (слайд №16).