Диагностический минимум исследования формирования УУД согласно ФГОС

Разделы: Школьная психологическая служба


Введение

ФГОС второго поколения фиксирует не само содержание образования, а результаты образования, как результаты деятельности, через требования к этим результатам.

ФГОС основан на системно-деятельностном подходе. Такой подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности (т.е. любой выпускник должен быть носителем ценностей гражданского общества, ощущать себя гражданином России), указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования.

Цель начального общего образования (НОО) – научить ученика учиться. Для этого в структуре основной образовательной программы предусмотрена программа формирования и развития универсальных учебных действий (УУД), в ней предложен перечень УУД, которые необходимо формировать у ученика для решения учебных задач. Задачи школы – обеспечение учеников знаниями и научение овладению универсальными учебными действиями, то есть умению учиться.

УУД – это совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включающая организацию этого процесса.

Основные виды универсальных учебных действий:

  1. личностные;
  2. регулятивные;
  3. познавательные;
  4. коммуникативные.

Пояснительная записка

Основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы

Нормативно-правовой базой образовательной программы являются:

  • Закон РФ “Об образовании”
  • Конвенция о правах ребенка
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 6.11.2009г. №373 “Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта”
  • Типовое положение об общеобразовательном учреждении
  • Гигиенические требования к условиям обучения в различных видах современных общеобразовательных учреждений. Сан Пин 2.4.2. -1178 –02, постановление Госкомэпиднадзора России от 28.11.2002г № 44
  • Устав школы
  • Лицензия образовательного учреждения.

Психолого-педагогическое сопровождение должно быть направлено на создание психолого-педагогических условий для успешного воспитания и развития ребенка.

Цель психологического сопровождения - создание условий для максимального развития ребенка.

Задачи:

- отслеживание динамики психологического развития ребенка в процессе школьного обучения;

- формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;

- создание социально-психологических условий для детей с проблемами в развитии и обучении.

Для успешного психолого-педагогического сопровождения учащихся необходимо создать и включить в работу систему измерений сформированности УУД. Эта система должна отслеживать изменения, которые происходят с ребенком в период обучения в начальной школе. Для этого нужно хорошо представлять, что в себя включают основные, базовые УУД:

- личностные - самооценка, самоопределение, мотивация, нравственно-этическое оценивание;

- регулятивные – постановка целей, планирование, саморегуляция, оценка, контроль;

- познавательные - общеучебные, логические действия, постановка и решение проблем;

- коммуникативные – взаимодействие, сотрудничество, разрешение конфликтов.

Актуальность.

Мы, авторы данной работы, ощутили необходимость создания своей диагностической программы, поскольку, к сожалению нет какой-то общей или единой программы. Есть уже опубликованные, но они то очень громоздкие, то несколько однобокие. Нас же интересовало в качестве инструмента иметь такую программу диагностики формирования УУД, по которой можно работать комплексно на протяжении четырех лет (1-4 классы).

Разработанный нами диагностический минимум психолого-педагогического сопровождения учеников начальной школы, позволяет:

- использовать психолого-педагогическую диагностику;

- отслеживать динамику формирования базовых УУД;

- проводить анализ динамики успеваемости;

- видеть взаимосвязь развития психических функций и успеваемости;

- прогнозировать и предупреждать школьные проблемы и трудности;

- своевременно оказывать психолого-педагогическую поддержку ученикам;

- способствовать повышению уровня готовности учащихся к обучению на второй ступени образования;

- прогнозировать дальнейший образовательный маршрут.

Диагностический минимум проводится на протяжении всего четырехлетнего обучения в начальной школе и предусматривает изучение фомирования УУД: личностных (ЛУУД), познавательных (ПУУД), регулятивных (РУУД), коммуникативных (КУУД).

Нам удалось распределить диагностику в рамках каждого учебного года. В 1 и 4 классах педагог-психолог измеряет уровень сформированности всех вышеперечисленных УУД. Это важные этапы учебной деятельности школьника:

  • 1 класс - поступление в школу, готовность к обучению, начало формирования УУД;
  • 4 класс - завершение обучения в начальной школе, готовность к переходу в основную школу.

Во втором и третьем классах психологическая диагностика познавательных УУД педагогом-психологом не проводится, т.к. в этот период отслеживание формирования познавательных УУД планово проводится учителем в предметно-педагогической деятельности. Результаты фиксируются. Таким образом, мы не перегружаем учащихся дополнительной диагностикой того, что и так диагностируется. Все результаты психологической диагностики и контрольных педагогических измерений заносятся в индивидуальную карту психолого-педагогического сопровождения ученика, разработанную нами (Приложение 3)

С 2011-2012 учебного года программа “Диагностический минимум исследования формирования УУД в рамках психологического сопровождения ФГОС в начальной общеобразовательной школе” проходила частичную апробацию в двух школах города Кириши Ленинградской области “МОУ “КСОШ №2” и МОУ “КСОШ №8”. Были проанализированы результаты по двум школам, в результате программа приобрела свой сегодняшний вид и содержание. В 2014-2015 году в этих же школах программа проводится в полном объеме. В конце учебного года снова будет проведен анализ результатов, программа будет представлена на методическом объединении педагогов-психологов Киришского района Ленинградской области для утверждения, затем на районном форуме “Ярмарка педагогических новаций”.

В Приложении 1 представлена циклограмма проведения диагностики с 1-го по 4-ый класс указанием сроков проведения.. В таблице Приложения 2 показано планирование проведения диагностики сформированности УУД по содержанию, периодичности и срокам проведения.

Контингент: все ученики начальной школы ОУ.

Литература

1. Зиновьева М.В., Никифорова Г.В. Специфика деятельности педагога-психолога в условиях введения ФГОС // Справочник педагога-психолога 2012, № 4. – С.4 – 8:

2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя / (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.) // Под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд.-М:Просвещение, 2010

3. Клюева Т.Н. Как нам жить с новым стандартом? // Школьный психолог. – 2011.- №9. – с.33-34

4. Клюева Т.Н., Бубнова Ю.В., Ларина Т.В. и др. / Под общей редакцией Клюевой Т.Н. Применение психодиагностического инструментария педагогами-психологами в рамках сопровождения внедрения ФГОС – Самара: Региональный социопсихологический центр, 2011. – 104 с.

5. Мартынова А.В. Организация и проведение оценки сформированности универсальных учебных действий // Под ред. Мартынова А.В. – Методическое пособие, С-Пб, ГАОУ ДПО ЛОИРО, 2011. – 217с.

6. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. –М.: Просвещение, 2009

7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.:Просвещение.2010.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.:Просвещение.2010.

9. http://standart.edu.ru/ (ФГОС)

10. http://mon.gov.ru/ (Министерство Образования РФ);

11. http://www.ed.gov.ru/ (Образовательный портал)

12.nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2013/11/06...iya-fgos-v-nachalnoy