Звучит спокойная музыка.
Ведущая: Здравствуйте, мои маленькие любители сказок!
У каждого времени и у каждого человека есть свои любимые книги. Литературные герои сопутствуют нам всю жизнь. Меняются их имена, одни уступают место другим. Но есть, действительно, вечные книги, которые всегда с нами. Среди них – наши любимые сказки.
Мы с хорошей сказкой неразлучны.
А чудес у сказки – до небес!
Вы представьте, как бы было скучно,
Если б в мире не было чудес!? Е.Соломатина
Свет в зале гаснет. Зажигаются бра.
На экран проецируется слайд “В.Максимов “Бабушкины сказки”.
Звучит спокойная музыка.
Чтецы:
Ветхую шубенку
Скинешь с плеч долой;
Заберешься на печь
К бабушке седой.
И начну у бабки
Сказки я просить;
И начнет мне бабка
Сказку говорить:
Как Иван-царевич
Птицу-жар поймал,
Как ему невесту
Серый волк достал.
И во сне мне снятся
Чудные края.
И Иван-царевич –
Это будто я.
Вот передо мною
Чудный сад цветет;
В том саду большое
Дерево растет.
Демонстрируется слайд “И.Билибин “Иван-царевич и Жар-птица”.
Чтецы:
Золотая клетка
На сучке висит;
В этой клетке птица
Точно жар горит;
Прыгает в той клетке,
Весело поет,
Ярким, чудным светом
Сад весь обдает. И.Суриков “Детство”
Демонстрируется слайд “Ковер-самолет”
(слайд-комплект “Сказка в произведениях В.Васнецова”).
Ведущая: А вот уже Иван-царевич летит на ковре-самолете. Крепко держит он в руках клетку с волшебной Жар-птицей, а внизу проплывают леса и моря, поля и луга.
И мы с вами вслед за Иваном-царевичем отправимся в путешествие. Путешествовать мы будем по сказкам. А чтобы вам не было скучно, помогут нам различные игры.
Итак, в путь, друзья!
Под мелодию песни “Вместе весело шагать” дети переходят в другой кабинет.
1-я остановка – “Горница волшебных картинок”
Дети делятся на пары, каждая из которых получает набор кубиков, либо мозаику по сказкам.
Задача детей: сложить картинку-иллюстрацию к сказке, назвать сказку и ее автора.
Под музыку Н.Римского-Корсакова “Полет шмеля” дети переходят в другой кабинет.
2-я остановка – “Сад цветов невиданной красы”
Ведущая: В нашем волшебном саду растут цветы невиданной красы. Вот они, эти сказочные цветы!
Назовите их, пожалуйста!
Проводится викторина “Всё о цветах”.
1. “… И вот повела та девица его к большой полянке. Земля тут, как простая глина, а по ней кусты черные, как бархат. На этих кустах большие зеленые колокольцы малахитовы и в каждом сурьмяная звездочка. Огневые пчелки над теми цветками сверкают, а звездочки тонехонько позванивают, ровно поют…”
- Как называется этот цветок?
- Как звали мастера, который очень хотел создать каменный цветок?
(Данила, П.П.Бажов “Каменный цветок”)
2. “… И вдруг видит он, на пригорочке зеленом цветет цветок цвету алого, красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером написать… Запах от цветка по всему саду ровно струя бежит…”
- О каком сказочном цветке идет речь?
- Назовите автора сказки “Аленький цветочек”.
(С.Т.Аксаков “Аленький цветочек”)
3. “… Девочка очнулась и побежала в чащу цветы искать. А их видимо-невидимо! Под кустами и камнями, на кочках и под кочками – куда ни поглядишь. Набрала она полную корзину, полный передник – и скорее опять на полянку, где костер горел, где двенадцать братьев сидели…”
- Какие цветы собирала девочка?
- Какой известный писатель заставил цвести подснежники в феврале?
(Подснежники, С.Я.Маршак “Двенадцать месяцев”)
4. “… Он растет перед хижинами в сумерки… Этот цветок в маленьких горшках…”
- О каком цветке идет речь?
- Кто приходил в ужас при виде этого цветка?
(Красный Цветок, тигр Шер-Хан, Р.Киплинг “Маугли”)
Демонстрируется отрывок из мультфильма “Маугли”
(Маугли добывает огонь).
5. В каком балете П.И. Чайковского на сказочный сюжет цветы танцуют вальс?
(“Щелкунчик”)
Демонстрируется отрывок из балета “Щелкунчик”.
6. “… Из земли показались два листочка и нежный стебель. А на стебле появился большой чудесный цветок… Но лепестки цветка были плотно сжаты: он еще не распустился.
И вдруг в сердцевине цветка что-то щелкнуло, и он раскрылся. Это был в самом деле большой…”
- Что это был за цветок?
- Для какой сказочной героини Г.Х.Андерсена этот цветок служил домом?
(Тюльпан, Дюймовочка)
7. Какое название носит улица Цветочного города, где жил Незнайка со своими друзьями?
(Улица Колокольчиков)
8. “… С этими словами старушка сорвала с грядки и подала девочке Жене очень красивый цветок вроде ромашки. У него было семь прозрачных лепестков, каждый другого цвета…”
- Как называется этот красивый цветок?
- Кто автор сказки “Цветик-семицветик”?
(Цветик-семицветик, В.Катаев)
Ведущая: Верно, эта сказка называется “Цветик-семицветик”. И также называется игра.
Проводится игра “Цветик-семицветик”.
Дети делятся на 4 группы, каждая из которых получает рисунок цветика-семицветика без лепестков и наборы лепестков, на которых написаны названия сказок.
Задача детей: составить цветики-семицветики по темам: “Русские народные сказки” и “Сказки русских писателей”.
По окончании игры под мелодию песни “Улыбка” дети переходят в другой кабинет.
3-я остановка – “В гостях у сказителя”
Демонстрируется отрывок из мультфильма “Конек-горбунок”
(Старик читает сказки).
Ведущая:
Сказка, сказка – прибаутка,
Рассказать её не шутка…
Слово мудрое, как соль на языке, а сама сказка, как музыка – и печалит, и веселит, и бодрит.
Я приготовила для вас слова, из которых вы должны составить пословицы о сказках.
- Сказка, а, песня, красна, складом, ладом. (Красна сказка складом, а песня – ладом.)
- Дремлет, без, сказочник, и, понукалки. (Без понукалки и сказочник дремлет.)
- Угонится, быль, сказкой, не, за. (Быль за сказкой не угонится.)
- Послушать, сказка, складка, сладко. (Сказка-складка, послушать сладко.)
Проводится игра “Найди пару!”
Ведущая: Посмотрите, друзья! Вот иллюстрации к сказкам. А вот предметы и вещи из этих сказок. Только кто-то тут без меня побывал и все перепутал, наверное, Домовой шутит. Ну-ка, помогите мне, пожалуйста, навести порядок, чтобы все вещи в своих сказках очутились.
- “Снежная королева” – санки, розы.
- “Красная шапочка” – корзиночка, клубок шерсти со спицами.
- “Приключения Незнайки и его друзей” – палитра, кисти, краски.
- “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях” – зеркальце, яблоко.
- “Дядя Федор, пес и кот” – тельняшка, бутерброд.
- “Морозко” – валенки, посох.
По окончании игры под мелодию песни “Голубой вагон” дети переходят в зал.
4-я остановка – “В гостях у мудрой совы”
Демонстрируется отрывок из мультфильма “Винни-Пух и день забот”
(Винни-Пух приходит к Сове).
Ведущая:
Сидит под деревом сова,
Символ мудрости она.
И потому “Что? Где? Когда?” –
Её любимая игра. Н.Денисова
Давайте и мы сыграем в эту игру.
Проводится блиц-турнир “Что? Где? Когда?”.
Вопросы:
1. Из какой сказки эти слова?
Ночь настала,
Месяц всходит,
Поле все Иван обходит,
Озираючись кругом,
И садится под кустом.
Звезды на небе считает
И краюшку уплетает. (П.П.Ершов “Конек-горбунок)
2. Каким очень необычным транспортом воспользовался герой русской народной сказки, чтобы попасть во дворец к царю?
(Емеля, печка, русская народная сказка “По щучьему велению”)
3. Какие сказки “перепутались” и ошибочно попали не на свое место?
Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрыпела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
В глазки с нежностью глядит,
Сладки речи говорит:
“Бесподобная девица!
Согласися быть царица!”
(А.С.Пушкин “Сказка о царе Салтане…”,
П.П.Ершов “Конек-горбунок”)
4. Что у лукоморья вместе с Бабой Ягой идет-бредет сама собой? (Ступа)
5. Назовите растение, у которого вместо листьев, по утверждению Лисы Алисы, вырастают монеты. (Дерево)
Черный ящик
1. С помощью предмета, находящегося внутри ящика, можно смастерить самые разные вещи, а можно убить страшного злодея – персонажа русских народных сказок. (Игла)
2. Здесь находится вещь, которую съел крокодил. Скажите, что это за вещь, как называется сказка и кто её автор? (Мочалка, К.И.Чуковский “Мойдодыр”)
3. В ящике находится необычное рыболовное орудие, с помощью которого Волк удил из проруби рыбу, приговаривая при этом: “Ловись, рыбка, большая и маленькая!”. (Волчий хвост, русская народная сказка “Лисичка-сестричка и серый волк”)
4. То, что находится в ящике, может быть молодильным, может быть напоено ядом, а может быть в большом количестве собрано в мешок, который Заяц отнесет своим деткам: четырем сыночкам и лапочке-дочке. (Яблоко)
5. Предмет, который лежит в ящике, доставали со дня моря для Царь-девицы; с его помощью богатый купец вернулся к трем своим дочерям, а если его “перекинуть с руки на руку” – явятся тотчас двенадцать молодцев и выполнят любое поручение. (Перстень, кольцо)
Иллюстрации
1. Команда получает картинки с изображениями сказочных домиков.
Кто живет в домике, и из какой он сказки?
(Баба Яга, поросенок Ниф-Ниф, Снежная королева)
2. Звучит фонограмма песни “Кузнечик” В.Шаинского (инструментальный вариант).
Кто из сказочных героев поет эту песенку в мультфильме, снятом по одноименному роману-сказке, и кто автор стихов? (Незнайка, Н.Н.Носов)
3. Демонстрируется слайд “Бочка по морю плывет” (слайд-комплект “Сказки Пушкина в иллюстрациях И.Билибина”).
Кто находится в бочке и как называется эта сказка?
(Царица и царевич, “Сказка о царе Салтане…”)
4. Демонстрируется репродукция картины В.Васнецова “Иван-царевич на Сером волке”.
Перед вами репродукция картины “Иван-царевич на Сером волке”, написанная великим русским художником, называвшим себя “былинником, сказочником”.
Кто этот художник? (В.М.Васнецов)
5. Перед вами карточка с силуэтами героев шести различных сказок.
Назовите сказки, написанные русскими писателями.
(А.Толстой “Золотой ключик, или
приключения Буратино”,
А.Пушкин “Сказка о царе Салтане…”,
С.Аксаков “Аленький цветочек”)
Ведущая: Дорогие друзья! Вот и подошло к концу наше сказочное путешествие. Мы с вами вспомнили многие сказки, которые так любимы всеми: и взрослыми, и детьми.
Чтецы:
Недаром дети любят сказку,
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожиданье
Благополучного конца. В.Берестов
Звучит фонограмма “Песни о сказке” (муз В.Шаинского, сл.Ю.Энтина).
Литература
- “Русские народные сказки”.
- “Сказки русских писателей”.
- “Сказки зарубежных писателей”.
- Москва, издательство “Правда”, 1987.