Программа обучения: Программа проведения учебно-полевых сборов с учащимися предпоследнего года обучения (40ч.).
Тип урока: - урок закрепления знаний.
Вид учебного занятия:- практикум.
Метод обучения: - репродуктивный.
Интегратор: - дисциплина “Основы безопасности жизнедеятельности”.
Вспомогательная дисциплина: - “Физическая культура”.
Форма интегрирования: - деятельностная.
Связи между интегрируемыми компонентами: - связи построения.
Количество учащихся: - 12 человек.
Форма одежды – спортивная, с противогазом в походном положении.
Учебные вопросы:
1. Проведение стрельб из малокалиберной винтовки ТОЗ-12.
2. Неполная разборка и сборка учебного АКМ.
3. Подтягивание на перекладине.
Учебные и воспитательные цели:
1. Выработка умений по применению знаний, умений и навыков, познавательных способностей, обобщение знаний, развитие и совершенствование физических качеств учащихся предпоследнего года обучения.
2. Воспитание у обучаемых любви, уверенности в отечественном оружии, адаптация к прохождению службы в Вооружённых Силах РФ.
Время проведения занятия: - 80 мин.
Структурные элементы учебного занятия, распределение времени:
1.Организация начала занятия - 4 мин.
2.Проверка выполнения домашнего задания – 10 мин.
3.Подготовка к основному этапу занятия – 2 мин.
4.Закркпление знаний и способов действий – 48 мин.
5. Обобщение и систематизация знаний – 3 мин.
6.Подведение итогов занятия - 8 мин.
7.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению – 5 мин.
Учебные пособия:
Учебно-материальная база тира ДОССАФ России:
-малокалиберная винтовка (МК) ТОЗ-12 - 3 шт.; - перекладина;
- малокалиберные патроны (калибр-5.6 мм.)- 60 шт.; - маты;
- учебный АКМ.- 1шт.; - свисток;
- мишень № 6Б – 12шт. ; - плакаты.
Учебная литература:
- учебник “ОБЖ”;
-“Огневая подготовка мотострелковых подразделений” стр. 11-16,
- “Руководство по 5,45-мм. Автомату Калашникова” стр. 8-11;
- “Наставление по физической подготовке” (НФП-2009);
- журналы: “ОБЖ”. “Военные знания”;
- план-конспект;
Место проведения занятия: - городской тир ДОСААФ;
Ход урока
1. Организация начала занятия.
Проверяю наличие учащихся, готовность к занятию, настраиваю учащихся на быстрое включение в деловой ритм проведения занятия.
2. Проверка выполнения домашнего задания.
Провожу краткий опрос учащихся по вопросам: назначение, устройство, ТТХ автомата Калашникова; назначение устройство, правила ведения стрельбы из малокалиберной винтовки ТОЗ-12; ТБ при проведении стрельб из ТОЗ-12; правила поведения в тире. Определяю результаты выполнения домашнего задания, корректирую пробелы в ответах.
3. Подготовка к основному этапу занятия.
Провожу инструктаж по охране труда при проведении стрельб из МК винтовки, правилам обращения с оружием, правилам поведения в тире, при проведении занятий по физической подготовке, с обязательной росписью учащихся в журнале регистрации инструктажей по охране труда.
Объявляю ход проведения данного этапа занятия и руководителей занятий на учебных местах. Разделяю учащихся на две команды по шесть человек. Занятие проводится по круговой системе: 1-я команда – стрельба из МК винтовки; 2-я команда разборка и сборка АКМ. Подтягивание на перекладине проводится учителем физкультуры в заключительной части занятия вместе со всеми обучающимися. Руководители занятий на учебных местах: 1-е учебное место – руководитель стрельбы, заведующий тиром ДОСААФ; 2-е учебное место – преподаватель-организатор ОБЖ; 3-е учебное место – учитель физической культуры.
Настраиваю учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.
4. Закрепление знаний и способов действий.
По команде учащиеся, под руководством руководителей занятий, расходятся к местам проведения занятий.
1-е учебное место.
По прибытии учащихся в исходное положение руководитель стрельбы уточняет каждому стреляющему порядок выполнения упражнения (огневую позицию, место и положение для стрельбы, сектор стрельбы, определяет каждому ученику его огневую позицию, очерёдность стрельбы). Выдаёт боеприпасы (по 5шт. патронов калибра 5.6 мм) поштучно, под роспись. Стреляющие, получив боеприпасы, осматривают их, вкладывают их в специальные приспособления для патронов и по команде руководителя - “На огневой рубеж – вперёд”, выходят на огневой рубеж. На участке “К бою” учащиеся по команде руководителя стрельбы изготавливаются к стрельбе, заряжают оружие и докладывают по номерам направлений: “ 1-й (2-й, 3-й) к бою готов”. Руководитель занятий , убедившись в готовности учащихся к открытию огня, подаёт команду “Огонь”.Учащиеся самостоятельно производят стрельбу по мишеням. По окончании выполнения упражнения учащиеся кладут винтовку рядом с собой затвором вверх и докладывают, независимо от того кто первым окончил стрельбу, “1-й (2-й, 3-й ) стрельбу окончил”. Затем по команде руководителя- “Разряжай”, отодвигают затворную раму и предоставляют оружие к осмотру. Руководитель стрельбы, убедившись, что оружие разряжено, подаёт команду “Встать, с огневого рубежа шагом марш”. Результаты проведения стрельб руководитель стрельбы заносит в ведомость, затем предоставляет её руководителю занятий в конце урока для подведения итогов.
2-е учебное место.
Порядок неполной разборки и сборки АКМ производится каждым учащимся на время после двух, трёх тренировочных упражнений по неполной разборке и сборке АКМ. Исходное положение: автомат лежит на столе, учащийся находится на расстоянии одного шага от стола. По команде руководителя занятий: “К неполной разборке и сборке автомата – приступить”, учащийся делает шаг вперёд и должен выполнить следующие действия: отделить магазин, проверить, нет ли патрона в патроннике; вынуть пенал с принадлежностью; отделить шомпол; отделить крышку ствольной коробки; вынуть возвратный механизм; отделить затворную раму с затвором; отделить затвор от рамы; отделить газовую трубу со ствольной накладкой. Части и механизмы автомата учащийся должен класть на стол в порядке их разборки.
Порядок сборки автомата производится в обратной последовательности. Нормативы неполной разборки и сборки АКМ : 42 сек. – “отл.”; 48 сек. – “хор.”; 54 сек. – “удовл.”; свыше 54 сек – “неудовл.”.
Результаты неполной разборки и сборки автомата заношу в ведомость.
3-е учебное место.
По команде руководителя занятий все учащиеся выстраиваются перед перекладиной. Руководитель занятий напоминает учащихся правила выполнения упражнения, технику безопасности при выполнении и согласно списка, подаёт команду “Ученик такой-то, к снаряду”. Услышав свою фамилию учащийся подходит к снаряду и самостоятельно начинает выполнять упражнение: вис, хватом сверху; сгибая руки подтянуться; разгибая руки опуститься вниз; положение виса фиксируется; при подтягивании подбородок выше грифа перекладины. Закончив упражнение учащийся делает соскок и самостоятельно становится в строй. Результаты подтягивания учитель физкультуры заносит в ведомость.
Нормативы по подтягиванию: 11 раз – “отл.”; 9 раз – “хор.”; 7 раз – “удовл.”; менее 7 раз -“неудовл.”.
5. Обобщение и систематизация знаний.
При обобщении и систематизации знаний обращаю внимание учащихся на их активную и продуктивную деятельность в ходе проведения урока, на значимость таких дисциплин, как “Основы безопасности Жизнедеятельности” и “Физическая культура” в их дальнейшей жизни. Выявляю внутрипредметные связи этих дисциплин. Обобщаю и систематизирую с учащимися полученные знания, которые они получили в ходе занятия, такие как: знание боевых свойств, устройство АКМ, правила ведение огня по мишеням из малокалиберной винтовки, правила выполнения упражнения по подтягиванию на перекладине.
6. Подведение итогов занятия.
Проанализировав и на основании результатов, полученных в ходе проведения занятий, подвожу итоги занятия, объявляю учащимся оценки по каждому учебному месту. Распределяю места среди учащихся по учебным местам и в целом входе проведения занятия. Определяю учеников, достигших лучших результатов в ходе поведения занятий. Указываю учащимся на недостатки, выявленные в ходе занятия и меры по их устранению.
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Объявляю учащимся домашнее задание, его цель и способы выполнения в соответствии с актуальным уровнем развития каждого ученика.
Провожу инструктаж учащихся по выполнению домашнего задания.
2-й раздел. Анализ урока с точки зрения интегративного подхода.
План проведения занятия основывался на интеграции компонентов педагогического процесса: целей, принципов, содержания, методов, средств обучения, практических навыков и умений двух дисциплин – “Основы безопасности жизнедеятельности” и “Физическая культура”.