Программа разработана с учетом требований примерной программы по английскому языку для 5-9 классов, Москва, “Просвещение”, 2012.
Курс рассчитан на 17 часов (1 учебный час в неделю).
В связи с интеграцией России в единое европейское образовательное пространство усиливается процесс модернизации российской школьной системы образования. В результате этого процесса обновляются цели, задачи и содержание обучения иностранным языкам в школе.
Следует подчеркнуть, что владение основами речи должно быть достаточно прочным и стабильным на долгое время. Оно должно служить неким фундаментом для последующего языкового образования, совершенствования с целью использования английского языка в будущей профессиональной деятельности.
Данная ситуация предполагает наличие у участников коммуникации достаточного словарного запаса. Также владение английским языком подразумевает соблюдение лексических норм в устных и письменных высказываниях; умение использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи. Не менее важным представляется, и умение оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Перечисленные выше знания и умения важны не только для предпрофильной подготовки учащихся, но и для подготовки школьников к дальнейшей самостоятельной жизни в обществе, для профессионального самоопределения.
Необходимость создания данной программы: поскольку знания лексикологии не в полном объеме включены в программу для изучения английского языка в средней школе, овладение дополнительными углубленными знаниями, необходимыми для более глубокого анализа текста и перевода помогут стимулировать интерес к изучению языка, что обусловливает актуальность данного предпрофильного курса “Лексикология английского языка”.
Цели курса:
основная цель курса “Лексикология
английского языка” состоит в том, чтобы
сформировать у учащихся представление о
словарном составе английского языка как о
системе, о законах формирования словарного
состава, о методах анализа слова. Данный курс
“Лексикология имеет также следующие развивающие
и воспитательные цели:
Развитие социокультурной компетенции, а
именно умения участвовать в коммуникации в
соответствии с нормами, принятыми в английском
языке.
Задачи курса – дать учащимся необходимые систематизированные знания из области лексикологии и сформировать у них навыки применения этих знаний на практике. Курс “Лексикология английского языка” тесно связан с другими науками и дисциплинами, такими как грамматика, стилистика, история языка, чтение, перевод, что должно найти отражение в преподавании курса.
Коммуникативные умения.
Говорение:
Учащиеся должны уметь:
- аргументировано выражать свое мнение,
- обсуждать проблемы и предлагать решения,
- проводить презентацию.
Письмо:
Учащиеся учатся:
соблюдать в практике письма основные лексические нормы английского языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.
Чтение:
Учащимся обеспечивается возможность:
читать аутентичные тексты по различной тематике с общим пониманием, с извлечением информации и с детальным пониманием.
Аудирование:
Учащиеся учатся:
воспринимать на слух и понимать аутентичные тексты из различных сфер,
с пониманием общей идеи, с детальным пониманием и с извлечением информации.
Языковые знания, навыки, умения:
Произносительная сторона речи, графика, орфография
Школьники должны совершенствовать приобретенные знания, навыки и умения.
Лексическая сторона речи
Ученикам предлагается овладеть новыми словами и устойчивыми словосочетаниями.
Грамматическая сторона речи
Учащимся предлагается для активного использования в речи
- времена группыSimple, Progressive, Perfect;
- Passive voice, Indirect Speech.
Место курса в образовательном процессе
Программа предпрофильного курса” Лексикология английского языка” предназначена для учащихся 9 классов, выбирающих филологический профиль в 10-х и 11-х классах. Полный курс составляет 34 часа. Данный курс предполагает систематизацию знаний по основам лексикологии, обеспечивает дополнительными знаниями, необходимыми для более глубокого анализа текста и перевода. Преподавание курса должно быть максимально ориентировано на возможность практического применения полученных теоретических знаний. Причиной составления программы является необходимость обеспечения предпрофильной подготовки учащихся, желающих овладеть дополнительными знаниями по лексикологии английского языка.
Формы организации учебных занятий
При проведении занятий могут использоваться следующие формы работы с учащимися: групповая, парная, индивидуальная. Использование современных методик (метод проектов, интерактивные формы работы) позволит разнообразить деятельность учащихся на уроке, повысить самооценку и стимулировать интерес к изучению английского языка.
Активное использование аудиоприложений, иллюстраций, интернет-ресурсов, дидактических материалов поможет организовать дозированную подачу информации, чтобы сохранить и усилить интерес, избежать перегрузки учащихся, а также монотонности в работе учителя.
В разработке каждой темы разнообразные формы учебной деятельности: лекции, дискуссии, практические занятия, защита презентаций, игры. Работа с научными статьями и различными видами словарей делает занятие иностранным языком более содержательным, мотивационно направленным, активизирует мыслительную деятельность учащихся, повышает интерес к изучению предмета.
Ожидаемые результаты
Учащиеся научатся:
• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;
• группировать слова по тематическим группам;
• подбирать к словам синонимы, антонимы;
• опознавать фразеологические обороты;
• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.
Учащиеся получат возможность научиться:
• объяснять общие принципы классификации словарного состава английского языка;
• аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
• опознавать омонимы разных видов;
• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
• опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (двуязычного словаря, словарей синонимов, антонимов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Обучающиеся должны уметь:
- работать со справочной литературой, словарями, научными статьями; - анализировать различные лексические единицы, словосочетания, тексты;
- создавать и проводить презентации на английском языке.
Контроль и проверка знаний, умений и навыков
Одна из актуальнейших задач современной методики - организация постоянного учета знаний, умений и навыков учащихся и более успешного его использования в повышении эффективности учебно-воспитательного процесса.
Формы контроля
Текущий контроль осуществляется посредством:
- учета посещаемости учащихся лекций и практических занятий,
- оценки активности их участия в работе на практических занятиях и качества самостоятельной подготовки;
- оценки усвоения знаний при помощи тестовых заданий.
Итоговый контроль: подготовка и представление компьютерной презентации.
Методические рекомендации
В основе курса лежат следующие методические принципы:
• Интеграция основных речевых умений и навыков.
• Последовательное развитие основных речевых умений и навыков.
• Коммуникативная направленность заданий.
• Контекстуальное введение лексики.
• Применение полученных умений и навыков на практике.
• Темы и материалы курса соответствуют возрасту, интересам и уровню языковой подготовки учащихся.
Самостоятельная работа учащихся
Самостоятельная работа учащихся предполагает освоение курса, подготовку к практическим занятиям, подготовку к тесту и докладу в виде компьютерной презентации. Темы и вопросы для самостоятельной работы даются преподавателем или выбираются самими учащимися. Преподаватель рекомендует литературу, в которой освещены вопросы данной темы, и при необходимости консультирует учащихся. Подготовка презентации предполагает более глубокое и самостоятельное изучение учеником одной из тем курса лексикологии.
Содержание обучения
1 час в неделю (т.е. 17 часов за полгода).
1. Лексикология как лингвистическая дисциплина - 1час.
2. Значение слова - 3 часа.
3. Структура слова - 1 час.
4. Словообразование - 3 часа.
5. Словосочетание и фразеологические единицы - 3 часа.
6. Общая характеристика словарного состава английского языка - 2 часа.
7. Лексикография - 4 часа.