Цель: формирование навыков осознанного использования просодических компонентов в самостоятельной речи.
Задачи:
развивающие:
- развивать умение менять темп движений;
- развивать умение подстраивать темп и ритм своих движений под темп и ритм музыки;
- закреплять навыки диафрагмального дыхания;
- обогащать словарный запас;
- тренировать навыки продуцирования предложений;
- развивать связную речь;
образовательные:
- учить менять темп речи;
- учить использовать темп речи, интонацию и мимику в соответствии со смыслом высказывания;
- формировать умение пользоваться логическим ударением;
- развивать умение выполнять действие по образцу;
воспитательные:
- тренировать навыки рефлексии и оценки собственной работы на занятии;
- формировать умение говорить по очереди;
- воспитывать у детей доброе отношение к животным.
Оборудование: речевой материал (авторство – Н.В. Глущенко), искусственные цветы, CD-проигрыватель и CD с записью музыкальных композиций.
Список музыкальных композиций (исполнитель – композиция, альбом):
Запись 1: Enya - Less Than a Pearl (Amarantine 2005)
Запись 2: Enya – The River Sings (Amarantine 2005)
Запись 3: Enya - Skin 2 Skin (Sumiregusa (Bootleg) 2005)
Запись 4: Karibu – Море (Trance 2009)
Запись 5: Ronan Hardiman – Siamsa (The Lord of the Dance 1996)
Запись 6: Ronan Hardiman – Dream (The Lord of the Dance 1996)
Запись 7: Ronan Hardiman – Warriors (The Lord of the Dance 1996)
Запись 8: Karibu – Цветы (Trance 2009)
План-конспект урока
1. Оргмомент.
Логопед раскладывает на ковре искусственные цветы и приглашает детей на ковёр.
Дети здороваются с логопедом.
Логопед: ребята, как вы думаете, во что превратился наш волшебный ковёр, усыпанный цветами? Дети отвечают, что ковёр превратился в лесную поляну.
Логопед: сегодня на занятии мы станем лесными животными. Внимательно слушайте меня, и тога у вас всё получится!
2. Разминка.
Задание 1. Ходьба со сменой скорости.
Логопед: в нашем лесу олени повели своих оленят на прогулку. Давайте покажем, как широко и гордо ходят красивые олени – они высоко поднимают колени... /дети ходят под музыку – Запись 1/ А за ними идут маленькие оленята... только у них ножки коротенькие – они не успевают за взрослыми оленями. Покажем, как оленята спешат за родителями... /смена музыки на более весёлую и быструю – Запись 2, дети бегут мелкими частыми шажками/
Задание 2. Развитие диафрагмального дыхания.
На ковре разложены искусственные цветы разных сортов. Логопед включает музыку /Запись 3/.
Логопед: на поляне оленята увидели множество прекрасных цветов. Цветы очень душистые. Покажем, как оленята нюхали цветы /дети берут по одному цветку и вдыхают ''аромат'' через нос, а потом выдыхают через рот, шепотом произнося звук [А], изображая удовольствие от запаха/. Логопед следит за тем, чтобы при вдохе дети не “дышали” ключицами, поправляет детей, если это требуется.
После выполнения упражнения логопед собирает у детей цветы.
3. Работа с речевым материалом.
Задание 1. Работа с голосом.
Логопед включает музыку /Запись 4/.
Логопед: пока олени гуляли на поляне, небо затянуло тучами... Оленята испугались грома и убежали к своим мамам-оленухам. Как оленята рассказали оленухам о дожде?
Проговаривание стихотворения:
Была нормально тишина, тишина, тишина... тихо Вдруг громче грохотом еще громче грома громко сменилась она. нормально И вот уже дождик нормально тихонько - очень тихо ты слышишь? тихо Закапал, закапал, закапал по листьям...
нормально
Задание 2. Работа над темпом речи.
Логопед: дождик скоро закончился, и оленята вернулись на поляну. Теперь они решили побегать наперегонки! Давайте расскажем, как же они играли...
Проговаривание стихотворения с убыстрением темпа:
Я гуляю по поляне, нормально Я шагаю гордо, прямо... Так я гуляю на лугу, Но сейчас я побегу: быстрее Рысцой тихонько и легко, Прыжками очень высоко, А потом еще быстрей – быстрее Веселее, веселей! Я бегу, бегу, бегу – очень быстро Сил своих не берегу! Я не сдамся, я смогу – Оленят всех обгоню! Ой, кто это меня позвал? медленней Это мама – мне пора! нормально
Задание 3. Работа над темпом речи в движении (дифференциация уровней сложности).
I уровень сложности. Логопед предлагает детям объединиться в пары. Вместе с логопедом дети хором проговаривают текст стихотворения (см. предыдущее задание) несколько раз. После такой разминки дети в парах берутся за руки и начинают кружиться на месте, проговаривая текст стихотворения и меняя скорость вращения в соответствии с темпом речи. Логопед контролирует темп произнесения текста.
II уровень сложности. Если у детей получается хорошо сочетать движения (вращения в парах) и меняющийся темп проговаривания текста, то логопед может включить фоном музыку, темп которой постепенно ускоряется /Запись 5/.
III уровень сложности. Для ещё большего усложнения задания можно предложить детям не кружиться в парах, а изображать действия оленят по тексту (гулять, бежать рысцой, прыгать, высоко прыгать, быстро бежать по кругу, остановиться) под музыку /Запись 5/.
Задание 4. Работа над интонацией.
Логопед включает спокойную музыку /Запись 6/.
Логопед: ну что, оленята, устали? Пора нам отдохнуть...
Дети садятся на ковёр вокруг логопеда, логопед по очереди задает детям вопросы, дети отвечают полным ответом, особо выделяя ударением одно слово в предложении.
Оленята любят бегать? - Оленята любят бегать.
Оленята любят бегать? - Оленята любят бегать.
Оленята любят бегать? - Оленята любят бегать.
На поляне много цветов? - На поляне много цветов.
На поляне много цветов? - На поляне много цветов.
На поляне много цветов? - На поляне много цветов.
Задание 5. Работа над интонацией и эмоциональной составляющей.
Логопед просит детей по очереди повторить словосочетания и передать интонацией эмоции и ощущения. Начало предложения (“На поляне много трав:...”) проговаривает логопед, дети проговаривают окончание предложения (“... сладкий клевер” и т.д.). Для более точной передачи смысла можно использовать жесты.
На поляне много трав: сладкий клевер /говорить с выражением наслаждения/, мягкий мох /изобразить мягкость интонацией и жестом/, горькая полынь /нахмуриться/, кислый щавель /сморщиться/, грибы с большими шляпками /бо-о-льшой – растянуть/, грибочки с маленькими шляпками /ма-а-ленькими – растянуть/.
Задание 6. Самостоятельное продуцирование предложений в работе над интонацией.
Логопед: а теперь вы сами подумайте, что ещё может быть на поляне?
Дети подбирают новые предложения и словосочетания самостоятельно, сопровождая свои ответы жестами, мимикой и интонацией (например, “На поляне много ягод...”, “Над поляной кружат насекомые...”, “На поляну пришли отдохнуть...” и т.д.)
4. Физкультминутка. Подвижная игра ''Волк и оленята''.
Логопед включает весёлую ритмичную музыку /Запись 7/, под которую дети будут прыгать.
Выбирается ведущий-волк, остальные – оленята. Оленята прыгают на поляне пока логопед читает текст. С окончанием чтения текста волк ловит оленят. Пойманный оленёнок становится волком.
Оленята на поляне
Любят бегать и играть.
Только серый волк голодный
Их пытается поймать.
Олененок – прыг, прыг, прыг!
Волк из-за кустов следит...
''Олененок, не гордись!
Лучше волка берегись!''
5. Продолжение работы с речевым материалом.
Задание 7. Релаксация. Игра ''У оленят растут рожки''.
Логопед: каждый олененок мечтает поскорее стать большим красивым оленем. А у оленей на голове широкие красивые рога. У наших оленят растут рожки, но только когда оленята спят. Давайте покажем, как растут рожки у оленят...
Логопед включает медленную спокойную музыку /Запись 8/. Дети садятся на ковёр.
Логопед:
растут рожки, тянутся вверх... /дети сидят и тянутся вверх/
спят оленята... /дети расслабляются/
Задание 8. Работа над интонацией в самостоятельной речи.
Логопед предлагает детям придумать и рассказать небольшой сон, который мог присниться оленятам по сюжету предыдущего задания. Дети отвечают по одному, сопровождая свой рассказ соответствующими интонацией, мимикой и жестами.
Логопед: молодцы, оленята! Вы всё делали правильно, слушались маму-оленуху, хорошо кушали и много резвились на поляне. Вы растёте сильными и здоровыми. Пока оленята спали, у них чуть-чуть прорезались молодые рожки. Расскажите, какой же сон снится оленёнку, когда у него растут рожки?
6. Подведение итогов занятия.
Логопед беседует с детьми по моментам занятия: какие упражнения выполняли сегодня на занятии? Как думаете, для чего мы тренировались выполнять такие задания?
Логопед предлагает детям оценить занятие: те, кому занятие понравилось, поднимают руки вверх, а те, кому занятие не понравилось, - скрещивают руки на груди. Дети должны постараться аргументировать свою оценку.
Логопед предлагает детям самостоятельно оценить собственную работу на занятии: те, кто считают, что поработали очень хорошо, поднимают вверх обе руки; те, кто считают, что работали на среднем уровне, поднимают вверх одну руку; те, кто считают, что поработали недостаточно хорошо, не поднимают руки.
Логопед даёт дифференцированную оценку работы учеников.
Литература
- Г.А. Волкова. Логопедическая ритмика. – М.: Детство-Пресс, 2010. – 352 с.