Фронтальное занятие логопедической ритмики для детей 6–7 лет. Тема: ''Оленята играют на поляне''

Разделы: Начальная школа, Логопедия, Коррекционная педагогика


Цель: формирование навыков осознанного использования просодических компонентов в самостоятельной речи.

Задачи:

развивающие:

  • развивать умение менять темп движений;
  • развивать умение подстраивать темп и ритм своих движений под темп и ритм музыки;
  • закреплять навыки диафрагмального дыхания;
  • обогащать словарный запас;
  • тренировать навыки продуцирования предложений;
  • развивать связную речь;

образовательные:

  • учить менять темп речи;
  • учить использовать темп речи, интонацию и мимику в соответствии со смыслом высказывания;
  • формировать умение пользоваться логическим ударением;
  • развивать умение выполнять действие по образцу;

воспитательные:

  • тренировать навыки рефлексии и оценки собственной работы на занятии;
  • формировать умение говорить по очереди;
  • воспитывать у детей доброе отношение к животным.

Оборудование: речевой материал (авторство – Н.В. Глущенко), искусственные цветы, CD-проигрыватель и CD с записью музыкальных композиций.

Список музыкальных композиций (исполнитель – композиция, альбом):

Запись 1: Enya - Less Than a Pearl (Amarantine 2005)

Запись 2: Enya – The River Sings (Amarantine 2005)

Запись 3: Enya - Skin 2 Skin (Sumiregusa (Bootleg) 2005)

Запись 4: Karibu – Море (Trance 2009)

Запись 5: Ronan Hardiman – Siamsa (The Lord of the Dance 1996)

Запись 6: Ronan Hardiman – Dream (The Lord of the Dance 1996)

Запись 7: Ronan Hardiman – Warriors (The Lord of the Dance 1996)

Запись 8: Karibu – Цветы (Trance 2009)

План-конспект урока

1. Оргмомент.

Логопед раскладывает на ковре искусственные цветы и приглашает детей на ковёр.

Дети здороваются с логопедом.

Логопед: ребята, как вы думаете, во что превратился наш волшебный ковёр, усыпанный цветами? Дети отвечают, что ковёр превратился в лесную поляну.

Логопед: сегодня на занятии мы станем лесными животными. Внимательно слушайте меня, и тога у вас всё получится!

2. Разминка.

Задание 1. Ходьба со сменой скорости.

Логопед: в нашем лесу олени повели своих оленят на прогулку. Давайте покажем, как широко и гордо ходят красивые олени – они высоко поднимают колени... /дети ходят под музыку – Запись 1/ А за ними идут маленькие оленята... только у них ножки коротенькие – они не успевают за взрослыми оленями. Покажем, как оленята спешат за родителями... /смена музыки на более весёлую и быструю – Запись 2, дети бегут мелкими частыми шажками/

Задание 2. Развитие диафрагмального дыхания.

На ковре разложены искусственные цветы разных сортов. Логопед включает музыку /Запись 3/.

Логопед: на поляне оленята увидели множество прекрасных цветов. Цветы очень душистые. Покажем, как оленята нюхали цветы /дети берут по одному цветку и вдыхают ''аромат'' через нос, а потом выдыхают через рот, шепотом произнося звук [А], изображая удовольствие от запаха/. Логопед следит за тем, чтобы при вдохе дети не “дышали” ключицами, поправляет детей, если это требуется.

После выполнения упражнения логопед собирает у детей цветы.

3. Работа с речевым материалом.

Задание 1. Работа с голосом.

Логопед включает музыку /Запись 4/.

Логопед: пока олени гуляли на поляне, небо затянуло тучами... Оленята испугались грома и убежали к своим мамам-оленухам. Как оленята рассказали оленухам о дожде?

Проговаривание стихотворения:

Была нормально
тишина, тишина, тишина... тихо
Вдруг громче
грохотом еще громче
грома громко
сменилась она. нормально
И вот уже дождик нормально
тихонько - очень тихо
ты слышишь? тихо
Закапал, закапал, закапал

по листьям...

нормально

Задание 2. Работа над темпом речи.

Логопед: дождик скоро закончился, и оленята вернулись на поляну. Теперь они решили побегать наперегонки! Давайте расскажем, как же они играли...

Проговаривание стихотворения с убыстрением темпа:

Я гуляю по поляне, нормально
Я шагаю гордо, прямо...
Так я гуляю на лугу,
Но сейчас я побегу: быстрее
Рысцой тихонько и легко,
Прыжками очень высоко,
А потом еще быстрей – быстрее
Веселее, веселей!
Я бегу, бегу, бегу – очень быстро
Сил своих не берегу!
Я не сдамся, я смогу –
Оленят всех обгоню!
Ой, кто это меня позвал? медленней
Это мама – мне пора! нормально

Задание 3. Работа над темпом речи в движении (дифференциация уровней сложности).

I уровень сложности. Логопед предлагает детям объединиться в пары. Вместе с логопедом дети хором проговаривают текст стихотворения (см. предыдущее задание) несколько раз. После такой разминки дети в парах берутся за руки и начинают кружиться на месте, проговаривая текст стихотворения и меняя скорость вращения в соответствии с темпом речи. Логопед контролирует темп произнесения текста.

II уровень сложности. Если у детей получается хорошо сочетать движения (вращения в парах) и меняющийся темп проговаривания текста, то логопед может включить фоном музыку, темп которой постепенно ускоряется /Запись 5/.

III уровень сложности. Для ещё большего усложнения задания можно предложить детям не кружиться в парах, а изображать действия оленят по тексту (гулять, бежать рысцой, прыгать, высоко прыгать, быстро бежать по кругу, остановиться) под музыку /Запись 5/.

Задание 4. Работа над интонацией.

Логопед включает спокойную музыку /Запись 6/.

Логопед: ну что, оленята, устали? Пора нам отдохнуть...

Дети садятся на ковёр вокруг логопеда, логопед по очереди задает детям вопросы, дети отвечают полным ответом, особо выделяя ударением одно слово в предложении.

Оленята любят бегать? - Оленята любят бегать.

Оленята любят бегать? - Оленята любят бегать.

Оленята любят бегать? - Оленята любят бегать.

На поляне много цветов? - На поляне много цветов.

На поляне много цветов? - На поляне много цветов.

На поляне много цветов? - На поляне много цветов.

Задание 5. Работа над интонацией и эмоциональной составляющей.

Логопед просит детей по очереди повторить словосочетания и передать интонацией эмоции и ощущения. Начало предложения (“На поляне много трав:...”) проговаривает логопед, дети проговаривают окончание предложения (“... сладкий клевер” и т.д.). Для более точной передачи смысла можно использовать жесты.

На поляне много трав: сладкий клевер /говорить с выражением наслаждения/, мягкий мох /изобразить мягкость интонацией и жестом/, горькая полынь /нахмуриться/, кислый щавель /сморщиться/, грибы с большими шляпками /бо-о-льшой – растянуть/, грибочки с маленькими шляпками /ма-а-ленькими – растянуть/.

Задание 6. Самостоятельное продуцирование предложений в работе над интонацией.

Логопед: а теперь вы сами подумайте, что ещё может быть на поляне?

Дети подбирают новые предложения и словосочетания самостоятельно, сопровождая свои ответы жестами, мимикой и интонацией (например, “На поляне много ягод...”, “Над поляной кружат насекомые...”, “На поляну пришли отдохнуть...” и т.д.)

4. Физкультминутка. Подвижная игра ''Волк и оленята''.

Логопед включает весёлую ритмичную музыку /Запись 7/, под которую дети будут прыгать.

Выбирается ведущий-волк, остальные – оленята. Оленята прыгают на поляне пока логопед читает текст. С окончанием чтения текста волк ловит оленят. Пойманный оленёнок становится волком.

Оленята на поляне
Любят бегать и играть.
Только серый волк голодный
Их пытается поймать.
Олененок – прыг, прыг, прыг!
Волк из-за кустов следит...
''Олененок, не гордись!
Лучше волка берегись!''

5. Продолжение работы с речевым материалом.

Задание 7. Релаксация. Игра ''У оленят растут рожки''.

Логопед: каждый олененок мечтает поскорее стать большим красивым оленем. А у оленей на голове широкие красивые рога. У наших оленят растут рожки, но только когда оленята спят. Давайте покажем, как растут рожки у оленят...

Логопед включает медленную спокойную музыку /Запись 8/. Дети садятся на ковёр.

Логопед:

растут рожки, тянутся вверх... /дети сидят и тянутся вверх/

спят оленята... /дети расслабляются/

Задание 8. Работа над интонацией в самостоятельной речи.

Логопед предлагает детям придумать и рассказать небольшой сон, который мог присниться оленятам по сюжету предыдущего задания. Дети отвечают по одному, сопровождая свой рассказ соответствующими интонацией, мимикой и жестами.

Логопед: молодцы, оленята! Вы всё делали правильно, слушались маму-оленуху, хорошо кушали и много резвились на поляне. Вы растёте сильными и здоровыми. Пока оленята спали, у них чуть-чуть прорезались молодые рожки. Расскажите, какой же сон снится оленёнку, когда у него растут рожки?

6. Подведение итогов занятия.

Логопед беседует с детьми по моментам занятия: какие упражнения выполняли сегодня на занятии? Как думаете, для чего мы тренировались выполнять такие задания?

Логопед предлагает детям оценить занятие: те, кому занятие понравилось, поднимают руки вверх, а те, кому занятие не понравилось, - скрещивают руки на груди. Дети должны постараться аргументировать свою оценку.

Логопед предлагает детям самостоятельно оценить собственную работу на занятии: те, кто считают, что поработали очень хорошо, поднимают вверх обе руки; те, кто считают, что работали на среднем уровне, поднимают вверх одну руку; те, кто считают, что поработали недостаточно хорошо, не поднимают руки.

Логопед даёт дифференцированную оценку работы учеников.

Литература

  1. Г.А. Волкова. Логопедическая ритмика. – М.: Детство-Пресс, 2010. – 352 с.