Урок биологии по теме «Цветок». 6-й класс

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цель урока — изучение строения и функций цветка.

Задачи урока —

Образовательная:

  • формировать у учащихся знания о цветке, как органе семенного размножения покрытосеменных растений;
  • изучить особенность строения и многообразие цветков;
  • сформировать понятия “обое – и однополые цветки”, “одно- и двудомные растения”.

Развивающая:

  • развить практические навыки по распознаванию цветков различных растений;
  • работать с учебником;
  • обобщать полученные знания, делать самостоятельные выводы.

Воспитательная:

  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе, цветущим растениям;
  • развить любознательность, стремление к знаниям.

Формируемые УУД

  • познавательные — установление причинно-следственных связей, обобщение,  выдвижение гипотез, работа с текстом;  регулятивные — целеполагание, адекватная самооценка выполняемых действий, саморегуляция эмоционального состояния;
  •  коммуникативные — формулирование собственного мнения, способность слушать мнение других, организация групповой деятельности в сотрудничестве, взаимный контроль и взаимопомощь.

Оборудование: П.к., проектор, презентации, учебники, модели цветков: вишни, картофеля, гороха, цветущие комнатные растения, таблица “Строение цветка”, термины по теме, гербарный материал, нарисованные части цветка, тестовые задания.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения: беседа, проблемно-поисковый, объяснительно-иллюстративный, исследовательский.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Учебно-методическая литература: УМК  линии В.В. Пасечника.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Со звонком учащиеся входят в класс и садятся на свои места.

II. Актуализация знаний

Фронтальный опрос.

Учитель: задает вопросы

  1. Какие черты сходства просматриваются между типичным побегом и видоизмененными побегами?
  2. Какое строение имеет клубень картофеля?
  3. Что доказывает, что луковица-побег?
  4. Какие растения имеют видоизмененные побеги-корневища?
  5. Как человек использует видоизмененные побеги?

Ученики: отвечают на заданные вопросы.

2. Кто быстрее разгадает кроссворд???

Учитель: задает вопросы

1. Видоизменённый подземный побег, образующийся на верхушке столона, запасающий питательные вещества в утолщённой стеблевой части и служащий для вегетативного размножения. Несёт пазушные почки

2. Побег, у которого стебель, листья, почки необратимо меняют форму и функцию, что представляет собой следствие приспособительных изменений в ходе эволюции

3. Укороченный побег, стеблевая часть которого представлена плоским утолщением – донцем. Питательные вещества запасаются в сочных чешуевидных листьях

4. Видоизменённый многолетний подземный побег с узлами, междоузлиями, чешуевидными листьями и почками, служащий для вегетативного размножения, возобновления и запасания питательных веществ

5. Удлиненный ползучий однолетний побег, образующий на верхушке клубень

Ученики: разгадывают кроссворд, кто отгадал, тот записал правильное ответ в кроссворде на розданных листках.

Учитель совместно с учениками проверяет правильность заполнения кроссворда.

Ученики: самостоятельно работают на листочках.

3. Тест.

1.Клубень картофеля представляет собой:

А) корень

Б) видоизмененный корень

В) видоизмененный подземный побег.

2. Колючка барбариса -приспособление растения:

А) к уменьшению испарения влаги;

Б) к сохранению от поедания животными

В) к тому и другому.

3. Донце луковицы – это:

А) укороченный стебель

Б) видоизмененный лист

В) видоизмененный корень

4. Колючки у кактусов – это:

А) видоизмененные побеги

Б) видоизмененные листья

В) особые выросты клеток кожицы стебля.

5. Луковица лука представляет собой:

А) стебель

Б) видоизмененный подземный побег

В) видоизмененный корень.

6.Корневище – это видоизмененный:

А) боковой корень

Б) лист

В) побег

Ответы:

1 – В

2 – В

3 – А

4 – Б

5 – Б

6 - В

Критерии оценки

  • “5” - все ответы верны
  • “4” - 5 - 4 правильных ответа
  • “3” - 3 правильных ответа
  • “2” - 2 правильных ответа

Взаимопроверка, выставляют баллы оценивания работы и передают информацию результатов учителю.

III. Ход урока

Учитель: Ребята, сегодня на уроке я предлагаю вам провести исследование. Предмет нашего исследования мы сможем узнать, когда отгадаем эту загадку.

“На высоком холме стоит вишневый замок. Крепостная стена замка двухрядная. В первом ряду вокруг замка расположены пять зеленых зубцов, а во втором – пять больших белых стен. В центре замка стоит столб, а вокруг качаются на тонких ножках пушистые подушечки.”
Что это за замок?

Ученики: Это цветок!!!

Учитель: Как вы уже догадались, сегодня речь пойдет о цветках.

Учитель: Прежде, чем перейдем к нашей новой теме давайте еще раз вспомним:

1. Что такое орган?

2. Какие органы цветкового растения вам известны?

3. Назовите вегетативные органы.

4. Что называется побегом?

5. Назовите генеративные органы

Ученики:

1. (Часть тела, выполняющая определенную функцию)

2. (Вегетативные, генеративные)

3. (Корень, побег)

4. (Стебель с расположенными на нем листьями и почками)

5. (Цветок, плод, семя)

Учитель: Давайте попробуем сформулировать цель и задачи нашего урока.

Ученики: пытаются сформулировать цель и задачи урока.  

Цель урока — изучение строения и функций цветка.

Учитель

Они прекраснее всего
Что нам дает природа на Земле.
Но дар ее бесценный,
Для всех искусств цветок –
Образчик неизменный.
Жак Делиль

Цветы возникли задолго до появления человека. Растения изобрели цветок не для того, чтобы вызывать у нас чувство прекрасного, у них для этого были другие цели, направленные на выживание. И все же при виде цветов мы испытываем чувство прекрасного, мы восхищаемся красотой цветов.

Учитель: Рассмотрите на фотографии цветки , гербарии на столах, цветущие растения и скажите, что у них общего и в чем различие.

Ученики: Опираясь на предыдущие знания, дети отвечают, что у всех цветков есть венчик и чашечка, тычинки и пестик. Цветки различаются формой, окраской, размерами.

Учитель: Давайте более подробно изучим строение цветка. Проделав Лабораторную работу №6 Строение цветка.

Ученики: записывают тему в тетради и формулируют цель работы. После приступают к выполнению.

Учитель: Для этого зарисуйте (вклеим рисунок) схему цветка и, используя рисунки, текст учебника, подпишите части цветка.

Ученики: учащиеся выполняют работу в лабораторных тетрадях.

Учитель: После того, как дети выполнили работу, проверяем правильность выполнения задания. Обращаем внимание на то, что цветок – это укороченный видоизмененный побег. Запишите вывод по работе.

Учащиеся: записывают вывод.

Учитель: Отгадайте загадку.

Чашечка есть - не для водицы
Есть венок – не для девицы
Околоцветник

Подумайте, какую роль выполняет околоцветник? 

Учащиеся: Защита внутренних частей и привлечение насекомых.

Учитель: Из чего он состоит?

Учащиеся: Из лепестков и чашелистиков.

Учитель: Посмотрите на слайд и скажите, чем отличаются околоцветники изображенных цветков? Прочитав текст “Околоцветник двойной и простой” дайте понятие простого и двойного околоцветника. Запишите определения в своих тетрадях.

Учащиеся: Работают с книгой, записывают определения.

Учитель: Рассматриваем следующий слайд . (Дается понятие правильного и неправильного цветка с оформлением схемы в тетради.)

Учитель: Какое строение имеют пестик и тычинка?  

Учащиеся: Тычинка состоит из тычиночной нити и пыльника с пыльцой. Пестик состоит из рыльца, столбика и завязи. В завязи находятся семязачатки.

Учитель: Почему их называют главными частями цветка? 

Учащиеся: Тычинка и пестик участвуют в размножении.

Учитель:  Какая часть будет являться мужской, а какая – женской? С помощью каких символов их обозначают? 

(Вспоминаем, что женские органы обозначают знаком Венеры, а мужские – знаком Марса.)

Учащиеся: Тычинки –это мужские органы. Пестик – это женский орган.

Учитель: Обобщаем информацию о строении цветка в форме схемы “ Рыба”

Учащиеся: Самостоятельно составляют схему в тетради, затем проверяют правильность составления используя материал слайда.

Учитель: Отгадайте загадку .

Хоть цвел цветок и в нужный срок
Но вся беда, не дал плода
Мужской цветок

Учащиеся: Обсуждают, почему цветок не образовал плода.

Учащиеся: Рассматривая схемы на слайде, дети формулируют определения обоеполых и однополых цветков, находят отличия.

Учащиеся: Рассматриваем схемы на следующем слайде. С помощью текста учебника учащиеся дают определения однодомным и двудомным растениям, зарисовывают схемы в тетради.

Учитель: Подумайте, где могут нам пригодиться знания об однодомных и двудомных растениях? 

Учащиеся: При озеленении улиц тополями, выращивании в саду актинидии, облепихи, выращивании тыквенных растений.

IV. Закрепление

1. Учащиеся: Работа с тестовыми заданиями.

1. Цветок – это:

а) яркий венчик в)пестик и тычинки

б) околоцветник г)столбик и рыльце

2. Главные части цветка:

а) лепестки и чашелистики

б) пестик и тычинки

3. Часто яркоокрашены:

а) чашелистики в)лепестки венчика

б) тычинки г)пестик

4. Раздельнополые цветки, у которых:

а) есть тычинки и пестик

б) есть лепестки и чашелистики

в) есть только тычинки

г) есть только пестик

Ответы: 1-В; 2-Б; 3-В; 4-В,Г

2. Учащиеся: Называют по очереди части цветка и называют их функции.

3. Учитель: Переставьте или добавьте вместо пропусков буквы в словах так, чтобы получились названия частей цветка.

1. Вязазь 7. Ч—ш-л-ст-к

2. Л-п-ст-к 8. Лькинпы

3. Чеклитос 9. Т-ч-н--

4. Ц--т-н--к- 10. Китпес

5. Кстоибл 11. О—л-цв-тн-к

6. Жетоцвлое 12. Кичвен

V. Выводы

Учащиеся: самостоятельно формируют выводы урока.

Цветок – орган семенного размножения

Цветок состоит их цветоложа, околоцветника, пестика и тычинок. Околоцветник бывает простым и двойным

Лепестки цветка образуют венчик, а чашелистики – чашечку

Цветки бывают однополые (содержат и пестики и тычинки) и раздельнополые (содержат только тычинки или только пестики)

Растения на которых развиваются и тычиночные и пестичные цветки, называется однодомным

Растения на которых цветут только пестичные или только тычиночные цветы, называется двудомным

VI. Домашнее задание

Учащиеся: переписывают задания в дневники.

VII. Рефлексия

Учащиеся: отвечают на поставленные вопросы.

Учитель: Подводит итоги урока и выставляет текущие оценки.