Цель урока — изучение строения и функций цветка.
Задачи урока —
Образовательная:
- формировать у учащихся знания о цветке, как органе семенного размножения покрытосеменных растений;
- изучить особенность строения и многообразие цветков;
- сформировать понятия “обое – и однополые цветки”, “одно- и двудомные растения”.
Развивающая:
- развить практические навыки по распознаванию цветков различных растений;
- работать с учебником;
- обобщать полученные знания, делать самостоятельные выводы.
Воспитательная:
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе, цветущим растениям;
- развить любознательность, стремление к знаниям.
Формируемые УУД:
- познавательные — установление причинно-следственных связей, обобщение, выдвижение гипотез, работа с текстом; регулятивные — целеполагание, адекватная самооценка выполняемых действий, саморегуляция эмоционального состояния;
- коммуникативные — формулирование собственного мнения, способность слушать мнение других, организация групповой деятельности в сотрудничестве, взаимный контроль и взаимопомощь.
Оборудование: П.к., проектор, презентации, учебники, модели цветков: вишни, картофеля, гороха, цветущие комнатные растения, таблица “Строение цветка”, термины по теме, гербарный материал, нарисованные части цветка, тестовые задания.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы обучения: беседа, проблемно-поисковый, объяснительно-иллюстративный, исследовательский.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Учебно-методическая литература: УМК линии В.В. Пасечника.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Со звонком учащиеся входят в класс и садятся на свои места.
II. Актуализация знаний
Фронтальный опрос.
Учитель: задает вопросы
- Какие черты сходства просматриваются между типичным побегом и видоизмененными побегами?
- Какое строение имеет клубень картофеля?
- Что доказывает, что луковица-побег?
- Какие растения имеют видоизмененные побеги-корневища?
- Как человек использует видоизмененные побеги?
Ученики: отвечают на заданные вопросы.
2. Кто быстрее разгадает кроссворд???
Учитель: задает вопросы
1. Видоизменённый подземный побег, образующийся на верхушке столона, запасающий питательные вещества в утолщённой стеблевой части и служащий для вегетативного размножения. Несёт пазушные почки
2. Побег, у которого стебель, листья, почки необратимо меняют форму и функцию, что представляет собой следствие приспособительных изменений в ходе эволюции
3. Укороченный побег, стеблевая часть которого представлена плоским утолщением – донцем. Питательные вещества запасаются в сочных чешуевидных листьях
4. Видоизменённый многолетний подземный побег с узлами, междоузлиями, чешуевидными листьями и почками, служащий для вегетативного размножения, возобновления и запасания питательных веществ
5. Удлиненный ползучий однолетний побег, образующий на верхушке клубень
Ученики: разгадывают кроссворд, кто отгадал, тот записал правильное ответ в кроссворде на розданных листках.
Учитель совместно с учениками проверяет правильность заполнения кроссворда.
Ученики: самостоятельно работают на листочках.
3. Тест.
1.Клубень картофеля представляет собой:
А) корень
Б) видоизмененный корень
В) видоизмененный подземный побег.
2. Колючка барбариса -приспособление растения:
А) к уменьшению испарения влаги;
Б) к сохранению от поедания животными
В) к тому и другому.
3. Донце луковицы – это:
А) укороченный стебель
Б) видоизмененный лист
В) видоизмененный корень
4. Колючки у кактусов – это:
А) видоизмененные побеги
Б) видоизмененные листья
В) особые выросты клеток кожицы стебля.
5. Луковица лука представляет собой:
А) стебель
Б) видоизмененный подземный побег
В) видоизмененный корень.
6.Корневище – это видоизмененный:
А) боковой корень
Б) лист
В) побег
Ответы:
1 – В
2 – В
3 – А
4 – Б
5 – Б
6 - В
Критерии оценки
- “5” - все ответы верны
- “4” - 5 - 4 правильных ответа
- “3” - 3 правильных ответа
- “2” - 2 правильных ответа
Взаимопроверка, выставляют баллы оценивания работы и передают информацию результатов учителю.
III. Ход урока
Учитель: Ребята, сегодня на уроке я предлагаю вам провести исследование. Предмет нашего исследования мы сможем узнать, когда отгадаем эту загадку.
“На высоком холме стоит вишневый замок.
Крепостная стена замка двухрядная. В первом ряду
вокруг замка расположены пять зеленых зубцов, а
во втором – пять больших белых стен. В центре
замка стоит столб, а вокруг качаются на тонких
ножках пушистые подушечки.”
Что это за замок?
Ученики: Это цветок!!!
Учитель: Как вы уже догадались, сегодня речь пойдет о цветках.
Учитель: Прежде, чем перейдем к нашей новой теме давайте еще раз вспомним:
1. Что такое орган?
2. Какие органы цветкового растения вам известны?
3. Назовите вегетативные органы.
4. Что называется побегом?
5. Назовите генеративные органы
Ученики:
1. (Часть тела, выполняющая определенную функцию)
2. (Вегетативные, генеративные)
3. (Корень, побег)
4. (Стебель с расположенными на нем листьями и почками)
5. (Цветок, плод, семя)
Учитель: Давайте попробуем сформулировать цель и задачи нашего урока.
Ученики: пытаются сформулировать цель и задачи урока.
Цель урока — изучение строения и функций цветка.
Учитель:
Они прекраснее всего
Что нам дает природа на Земле.
Но дар ее бесценный,
Для всех искусств цветок –
Образчик неизменный.
Жак Делиль
Цветы возникли задолго до появления человека. Растения изобрели цветок не для того, чтобы вызывать у нас чувство прекрасного, у них для этого были другие цели, направленные на выживание. И все же при виде цветов мы испытываем чувство прекрасного, мы восхищаемся красотой цветов.
Учитель: Рассмотрите на фотографии цветки , гербарии на столах, цветущие растения и скажите, что у них общего и в чем различие.
Ученики: Опираясь на предыдущие знания, дети отвечают, что у всех цветков есть венчик и чашечка, тычинки и пестик. Цветки различаются формой, окраской, размерами.
Учитель: Давайте более подробно изучим строение цветка. Проделав Лабораторную работу №6 Строение цветка.
Ученики: записывают тему в тетради и формулируют цель работы. После приступают к выполнению.
Учитель: Для этого зарисуйте (вклеим рисунок) схему цветка и, используя рисунки, текст учебника, подпишите части цветка.
Ученики: учащиеся выполняют работу в лабораторных тетрадях.
Учитель: После того, как дети выполнили работу, проверяем правильность выполнения задания. Обращаем внимание на то, что цветок – это укороченный видоизмененный побег. Запишите вывод по работе.
Учащиеся: записывают вывод.
Учитель: Отгадайте загадку.
Чашечка есть - не для водицы
Есть венок – не для девицы
Околоцветник
Подумайте, какую роль выполняет околоцветник?
Учащиеся: Защита внутренних частей и привлечение насекомых.
Учитель: Из чего он состоит?
Учащиеся: Из лепестков и чашелистиков.
Учитель: Посмотрите на слайд и скажите, чем отличаются околоцветники изображенных цветков? Прочитав текст “Околоцветник двойной и простой” дайте понятие простого и двойного околоцветника. Запишите определения в своих тетрадях.
Учащиеся: Работают с книгой, записывают определения.
Учитель: Рассматриваем следующий слайд . (Дается понятие правильного и неправильного цветка с оформлением схемы в тетради.)
Учитель: Какое строение имеют пестик и тычинка?
Учащиеся: Тычинка состоит из тычиночной нити и пыльника с пыльцой. Пестик состоит из рыльца, столбика и завязи. В завязи находятся семязачатки.
Учитель: Почему их называют главными частями цветка?
Учащиеся: Тычинка и пестик участвуют в размножении.
Учитель: Какая часть будет являться мужской, а какая – женской? С помощью каких символов их обозначают?
(Вспоминаем, что женские органы обозначают знаком Венеры, а мужские – знаком Марса.)
Учащиеся: Тычинки –это мужские органы. Пестик – это женский орган.
Учитель: Обобщаем информацию о строении цветка в форме схемы “ Рыба”
Учащиеся: Самостоятельно составляют схему в тетради, затем проверяют правильность составления используя материал слайда.
Учитель: Отгадайте загадку .
Хоть цвел цветок и в нужный срок
Но вся беда, не дал плода
Мужской цветок
Учащиеся: Обсуждают, почему цветок не образовал плода.
Учащиеся: Рассматривая схемы на слайде, дети формулируют определения обоеполых и однополых цветков, находят отличия.
Учащиеся: Рассматриваем схемы на следующем слайде. С помощью текста учебника учащиеся дают определения однодомным и двудомным растениям, зарисовывают схемы в тетради.
Учитель: Подумайте, где могут нам пригодиться знания об однодомных и двудомных растениях?
Учащиеся: При озеленении улиц тополями, выращивании в саду актинидии, облепихи, выращивании тыквенных растений.
IV. Закрепление
1. Учащиеся: Работа с тестовыми заданиями.
1. Цветок – это:
а) яркий венчик в)пестик и тычинки
б) околоцветник г)столбик и рыльце
2. Главные части цветка:
а) лепестки и чашелистики
б) пестик и тычинки
3. Часто яркоокрашены:
а) чашелистики в)лепестки венчика
б) тычинки г)пестик
4. Раздельнополые цветки, у которых:
а) есть тычинки и пестик
б) есть лепестки и чашелистики
в) есть только тычинки
г) есть только пестик
Ответы: 1-В; 2-Б; 3-В; 4-В,Г
2. Учащиеся: Называют по очереди части цветка и называют их функции.
3. Учитель: Переставьте или добавьте вместо пропусков буквы в словах так, чтобы получились названия частей цветка.
1. Вязазь 7. Ч—ш-л-ст-к
2. Л-п-ст-к 8. Лькинпы
3. Чеклитос 9. Т-ч-н--
4. Ц--т-н--к- 10. Китпес
5. Кстоибл 11. О—л-цв-тн-к
6. Жетоцвлое 12. Кичвен
V. Выводы
Учащиеся: самостоятельно формируют выводы урока.
Цветок – орган семенного размножения
Цветок состоит их цветоложа, околоцветника, пестика и тычинок. Околоцветник бывает простым и двойным
Лепестки цветка образуют венчик, а чашелистики – чашечку
Цветки бывают однополые (содержат и пестики и тычинки) и раздельнополые (содержат только тычинки или только пестики)
Растения на которых развиваются и тычиночные и пестичные цветки, называется однодомным
Растения на которых цветут только пестичные или только тычиночные цветы, называется двудомным
VI. Домашнее задание
Учащиеся: переписывают задания в дневники.
VII. Рефлексия
Учащиеся: отвечают на поставленные вопросы.
Учитель: Подводит итоги урока и выставляет текущие оценки.