Учебно-исследовательская деятельность школьников по экологии учителями предметов естественно-географического цикла

Разделы: Администрирование школы, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


“Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия.
Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в исследовательский процесс...
Мышление – есть искание и открытие принципиально, существенно нового...”
(Рубиншнейн С.Л.)

Цель: повысить компетентность учителей предметов естественно- географического цикла в организации учебно- исследовательской деятельности школьников, о методах и приемах ее организации в условиях ФГОС.

Задачи:

1. Актуализировать опыт работы педагогов по проблемной теме методического объединения: “Формирование экологической культуры обучающихся в процессе их личностного развития”.

2. Определить перспективы дальнейшей деятельности в области внедрения учебного исследования в процесс экологического воспитания школьников.

3. Анализировать эффективность опыта работы учителей МО по решению заявленных проблем.

Форма проведения заседания – открытый проблемный семинар.

Оформление: видеоролик, видеопрезентация, мультимедийная аппаратура, интерактивная доска, учебно- исследовательские работы педагогов.

Ход заседания

Очередное заседание МО хочу начать с размышлений учеников современной школы.

Видеоролик (Приложение 1): Я хотел бы понять.... А что такое понять? Понять значит сделать понятным, прозрачным, объяснимым, но мы изучая мир по школьным учебникам, зачастую так и не приходим к его пониманию. Точнее, у нас возникает иллюзия его понимания, но очень скоро эти иллюзии опровергаются практикой жизни. И тогда видишь, что понимание не может придти из вне, а может быть только твоим собственным. Его нельзя выучить или усвоить – его можно только выстрадать. И начинается путь понимания только со своих собственных вопросов, сомнений, действий и решений.

Да, современные ученики стремятся к собственному пониманию мира и такое понимание им предоставляет их активная учебно- исследовательская деятельность.

Итак, этот видеоролик обозначил тему нашего заседания. Она на экране.

Объявляю цель и задачи.

Форма проведения заседания – открытый проблемный семинар.

Уважаемые коллеги у вас на столах лежит лист рефлексии, который просим заполнить, а также выполнить задание по составлению синквейна (Приложение 2).

Наше МО на протяжении многих лет занимается учебно-исследовательской работой с учениками. В настоящее время в инновационной педагогике сложилось несколько точек зрения на понимание сущности учебно-исследовательской деятельности учащихся. Одной из наиболее устоявшихся является концепция -исследовательской деятельности учащихся как педагогической технологии.

Под исследовательской деятельностью школьников понимается “решение творческой задачи, не имеющей заранее известного результата, предлагающей наличие основных этапов, характерных для научного исследования”

Оправданы ли наши предпочтения именно такой форме работы? Давайте попытаемся ответить на этот вопрос в ходе эвристической беседы на основе нашего опыта работы.

1. Вопрос: считаете ли вы учебно-исследовательскую деятельность оптимальным средством повышения уровня современного школьного образования?

Хочу попросить поделиться опытом по этому вопросу Бекетову Л.Г., Спасибо!

2. В чем вы видите эффективность учебно-исследовательской деятельности как приема личностного развития и социальной активности школьников?

Этот вопрос связан с темой образования С.Н.Секач, поэтому и прошу ее изложить свои наблюдения, педагогические идеи, находки в организации этой работы. Спасибо!

Да, учебно-исследовательская деятельность важна. Недаром известный русский психолог Сергей Леонидович Рубинштейн сказал:

“Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия...

Особенно важен этот вид работы в условиях современного образования. Вот что о ней говорится в стандартах нового поколения: на экране (Видеопрезентация).

Коллеги на столах у вас лежит памятка  Классификация методов исследования по В.И. Загвязинскому (Приложение 4).

Существенную, подчас определяющую роль в построении любой исследовательской работы играют применяемые методы исследования.

Методы исследования разделяют на эмпирический (эмпирический – дословно – воспринимаемый посредствам органов чувств) и теоретический.

Здесь необходимо сделать оговорку. До недавнего времени всеми авторами эмпирические методы исследования не разделялись на две указанные выше группы. Впервые такое разграничение методов на две разнородные группы – частные и общие совершенно обосновано ввел В.И. Загвязинский. Я думаю, что эту памятку вы можете использовать в собственных исследованиях или на курсах.

Как учителя биологии, географии и химии, мы занимаемся экологической работой, сотрудничаем с экологическим отделом ЦДТ, поэтому исследования наших учеников имеют экологическое направление.

Особенно активно эта работа началась в школе после 2007 года, а 12 ноября 2008 года приказом №331/01 областного комитета охраны природы Волгоградской области МГСОШ №1 утверждена школой с экологической специализацией.

В связи с этим приказом по школе создается межпредметная проблемная группа учителей по экологическому воспитанию учащихся. Мы пишем программу развития школы по экологическому воспитанию учащихся, создаем Эколого- краеведческий центр “Экоград” ( схема)

Вернемся к вопросу об учебно-исследовательской деятельности учащихся. Каковы ее этапы. На экране мы видим их в свободном расположении. Разместите их в логической последовательности и проанализируйте.

Этапы учебно-исследовательской деятельности:

  1. Постановка проблемы
  2. Постановка цели
  3. Формирование гипотезы
  4. Планирование и разработка учебных действий
  5. Сбор данных
  6. Проведение исследования
  7. Обработка результатов
  8. Подготовка и написание работы
  9. Публичная защита.

Спасибо, очень хорошо!

У вас на столах лежит Словарь учителя, использующего технологию учебно-исследовательской деятельности обучающихся. (Приложение 5) Обратите внимание на указанные в нём способы и приёмы, которые лежат в основе данной технологии. Назовите их.

Особо хочется остановиться на витагенном обучении, как на одной из форм организации учебно-исследовательской деятельности. Именно по использованию его в педагогической практике для нас мини-мастер- класс может провести наш коллега Медведев В.А. (жизненный опыт- поездки: костёр, ориентироваться на местности, исследовать направление ветра и другие изменения в погоде, исследования особенностей той или иной местности, проведение личных самостоятельных наблюдений, поиск выводов для решения конкретных ситуаций, определение наиболее интересных маршрутов для велопутешествия, приобретения технических навыков и умений, использование подручного материала в необходимых целях и др. Важен жизненный опыт учителя , умение передать его ученикам, показать его значимость Встречи с интересными людьми, в т.ч. и иностранцами, обмен мнениями с ними. Без сотрудничества У. и у., субъект- субъектных отношений это очень трудно. (Конкретные примеры, фотографии, схемы, карты поездок, составленные самими учениками ит.д.).

Следующий вопрос к вам, уважаемые коллеги. Какие другие образовательные технологии поддерживают учебно-исследовательскую деятельность?

Ответ:

  • проблемного обучения,
  • учебно-исследовательской деятельности,
  • интегрированного обучения,
  • критического мышления,
  • ТРИЗ,
  • витагенного обучения

Спасибо! Многие учителя нашей школы, в том числе и я, используем эти технологии или их элементы в своей работе.

Подробнее поговорим о технологии критического мышления, использование которой помогает нам в решение вопросов по теме нашего занятия. Мы неоднократно говорили о теоретических аспектах этой технологии, показывали её практическое применение на открытых уроках. Мои мысли продолжит молодой специалист Киселёв В.В. (определение и др.). Об уроке (Киселёв, Насачёва, Секач - диалог). Об учебно-исследовательской работе можно говорить, что это не стандартный вид деятельности и предполагает инновационные приемы, формы и методы работы, мини- исследования.

В своей работе по организации учебно-исследовательской деятельности учащихся, мы освящаем вопросы экологии. База данных наших исследований и достижений учащихся за последние годы перед вами на экране. В это время Л.Г. Бекетова ознакомит вас с литературой, которая поможет в работе по данному направлению (Приложение 6).

Рефлексия. План нашего занятия реализован полностью. Вначале занятия вам был предложен опросник по рефлексии.

В колонке “Примечание” мы прочтем ваши пожелания и отзывы. Есть ли желание высказать свои отзывы и пожелания?.

Подведем итоги работы семинара синквейном о нем. Пожалуйста гости!

А сипквейн об исследовании составили мы. Пожалуйста С.Н. Секач.

Заседание МО подошло к концу. Предлагаю следующий проект решения:

Рефлексия

1 Просим ответить на вопросы в таблице.

2. Составьте синквейны на темы: “Семинар” и “Исследование”

Вопросы Ответ Примечание
1 Считаете ли вы тему нашего занятия актуальной в условиях современной школы?    
2 Стало ли оно полезно для вас лично?    
3 Может ли наше сегодняшнее занятие мотивировать вас на личное участие в организации учебно-исследовательской деятельности со школьниками?    

В колонке “Примечание” мы прочтем ваши пожелания и отзывы. Есть ли желание высказать свои отзывы и пожелания?.

Проект решения заседания МО от 27.02.2014

1. Активизировать использование в образовательном процессе наиболее эффективных методов и приёмов учебно-исследовательской деятельности обучающихся.

2. Продолжать изучать и систематизировать опыт работы учителей -новаторов в области применения технологии учебно-исследовательской деятельности.

3. В срок до 01.09.2014 г. составить банк положительного опыта учителей предметов естественно-географического цикла по организации учебно-исследовательской деятельности школьников по проблемам экологии.