Пояснительная записка:
Урок физики, «Величины, характеризующие
колебательное движение», проводится в 9 классе,
при изучении раздела: «Механические колебания и
волны. Звук». На уроке демонстрируется
презентация и виртуальный эксперимент.
Презентация состоит из 12 слайдов, на 7 слайде
имеется гиперссылка, запускающая виртуальную
лабораторную работу. После закрытия
лабораторной работы продолжается показ
презентации.
Виртуальная лабораторная работа «Изучение
колебаний маятника» оснащена математическим
маятником, с возможностью изменения длины нити,
смены массы груза, имеет изменяющийся
коэффициент трения среды и осциллограф. Наличие
осциллографа позволяет наглядно увидеть
зависимость смещения от времени, а так же влияние
коэффициента трения на затухание колебаний.
Цели урока: Ввести понятие амплитуды, периода и частоты колебаний; сформировать представление о гармонических колебаниях.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, ПО «Лабораторная работа. «Изучение колебаний маятника»».
ХОД УРОКА
Организационный момент. | |
Озвучивание темы урока, запись темы в тетради. | Слайд 1 |
Фронтальный опрос. Вопросы появляются, по мере необходимости, по щелчку мыши. | Слайд 2 |
Данный слайд позволяет выделить основные моменты и перейти к необходимому моменту по выбору. Последующие слайды имеют значек -ссылку на данный слайд. | Слайд 3 |
Вводим понятие периода колебаний. Записываем в тетрадь определение, формулу, единицы измерения в СИ. | Слайд 4 |
Вводим понятие частоты колебаний. Записываем в тетрадь определение, формулу, единицы измерения в СИ. | Слайд 5 |
Вводим понятие циклической частоты и амплитуды колебаний. Записываем в тетрадь определение, формулу, единицы измерения в СИ. | Слайд 6 |
Ссылка «Эксперимент» запускает программу Лабораторной работы. После закрытия программы, на этом слайде, рассматриваем графики зависимости смещения от времени. Определяем амплитуду, период и частоту по графику. | Слайд 7 |
Титульную страничку программы на данном уроке можно не рассматривать, так как на следующем уроке, учащиеся будут выполнять лабораторную работу, используя данную виртуальную модель. | |
1 эксперимент: устанавливаем в среде коэффициент силы трения отличный от нуля, на маятник подвешиваем груз массой 1 кг, отклоняем груз от положения равновесия, отпускаем и наблюдаем на экране осциллографа график зависимости смещения от времени. | |
График показывает, что на каждом периоде колебаний Т амплитуда колебаний убывает. Это связано с наличием трения в системе. Если трение очень мало, то амплитуда убывает очень медленно, и колебания долго не затухают. | |
2 эксперимент: устанавливаем в среде
коэффициент силы трения равный нулю, на маятник
подвешиваем груз массой 1 кг, отклоняем груз от
положения равновесия, отпускаем и наблюдаем на
экране осциллографа график зависимости смещения
от времени На экране осциллографа изображен график зависимости смещения от времени в системе без трения, амплитуда не убывает. Полученная кривая называется синусоидой (во втором случае, в первом случае – более сложная функция) |
|
Вводим понятие гармонического колебания. Записываем в тетрадь определение и закон изменения смещения от времени. | Слайд 8 |
Делаем записи в тетради. Необходимо отметить отличие гармонических колебаний от негармонических. Период гармонических колебаний не зависит от способа выведения системы из положения равновесия. |
Слайд 9 |
Закрепление изученного материала: вопросы для повторения: пустой слайд |
|
Решение задач: Условия задач появляются на слайде по щелчку мыши, что позволяет воспринимать информацию не только на слух (учитель озвучивает условия задач), но и зрительно. |
|
Домашнее задание: Если не все задачи решены на уроке, можно задать их на дом. |
§26, 27; Подготовиться к выполнению лабораторной работы. |
Источники информации:
- Учебник физики. 9 класс. А.В. Перышкин , Е.М. Гутник. – 7-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2003.
- Поурочные разработки по физике к учебным комплексам С.В. Громова и А.В. Перышкина: 9 класс. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ВАКО, 2007.
- Виртуальная лабораторная работа «Изучение колебания маятника» разработанная преподавателями и студентами ДальРыбВТУЗ, предоставленная школе для проведения уроков физики.
- http://5terka.com/node/5202
- http://class-fizika.narod.ru/9_22.htm