Представленная разработка урока является примером внедрения стандартов нового поколения в образовательный процесс. Через освоение основных понятий изучаемых в ходе занятия (геральдика, символ, герб, эмблема) происходит формирование целостной картины мира, формирование стержневой основы личности через единую систему ценностей, формирование уникального жизненного опыта, через наращивание ресурса положительных результатов. Таким образом, деятельностный подход при поэтапном решении намеченных задач и формировании универсальных учебных действий позволяет достичь поставленной цели занятия: воспитание человеческого достоинства взаимоуважения и патриотизма через понимание значения геральдической символики. В методических рекомендациях к уроку (Презентация 1) представлены: педагогический инструментарий, планируемые образовательные результаты, перечень УУД, необходимые педагогические компетенции, существующие педагогические риски и пути их преодоления, средства обучения и рекомендации по разработке раздаточного материала (Приложение 1), описание заданий базового и повышенного уровня на разных этапах урока, и техническое оборудование для проведения урока, а также пример экранного варианта задания для индивидуально-группового тренинга (Приложение 2).Презентация к уроку представлена видеороликом, который может быть использован как целиком, так и частично на разных этапах урока, а также во внеурочной деятельности для проведения занятий театральной студии при постановке сцен из романа «Айвенго». (Презентация 2)
Технологическая карта занятия
Общий раздел |
|||||||
Предмет: изобразительное искусство | Автор программы: Б.М. Неменский Тема учебного раздела: Декор. Человек. Общество. Время. Тема занятия: О чём нам расскажут гербы и эмблемы |
Класс: 5 Тип занятия: урок освоения новых знаний |
|||||
Педагогические риски: Невыполненное домашнее задание-подготовка учителем справочного раздаточного материала и визуального ряда на доске; отсутствие активности – поощрение действием, делегированием, оценкой личного вклада. Отсутствие правильных выводов и умозаключений – подготовка дополнительных наводящих вопросов и интересных подсказок. Низкое качество выполняемых работ в связи с отсутствием нужных материалов и однотипность композиций – подготовка дополнительных нестандартных материалов, клеящая плёнка, вырезки из журналов, маркеры выделители, наклейки. Затруднение в защите проектов – демонстрация видеозаписи лучшей защиты прошлых лет. |
Цель занятия: воспитание чувства человеческого достоинства, взаимоуважения, патриотизма через понимание значения геральдическц символики. | Задачи занятия: Образовательные: приобщать учащихся к истокам мировой и национальной культуры через расширение и углубление знаний и представлений о прекрасном, через изображение декоративной символики как обозначении жизненно важных для человека смыслов. Развивающие: развивать ассоциативно-образное мышление, фантазию, навыки работы с художественными материалами при создании творческого проекта. Воспитательные: воспитывать творческую и познавательную активность, нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству через знакомство с символической геральдикой. |
|||||
Планируемые образовательные результаты |
|||||||
Предметные: Осознанное понимание условно-символического характера орнаментальности, изобразительной условности искусства геральдики; самостоятельное определение характерных качеств знака и символа в геральдике; осмысление специфики языка символов и получение возможности применения на практике образного языка знаков и символов геральдики. | Метапредметные: Познавательные.
|
Личностные: Смыслообразование. Формирование мотивации к изучению данной темы для понимания символики в жизни человека . Самоопределение. Становление ребёнка, как члена семьи имеющей свою историю и отличительные черты, отражающиеся в семейных гербах, члена общества, участвующего в различных мероприятиях, имеющих эмблемы и гражданина страны, имеющей свой герб – повод для национальной гордости. Нравственно-эстетическое оценивание поступков связанных с отстаиванием чести и достоинства, защищая своё доброе имя. |
|||||
Решаемые учебные проблемы:
|
|||||||
Основные понятия, изучаемые в ходе занятия: геральдика, символ, герб, эмблема. | |||||||
Содержательный раздел |
|||||||
Деятельность учителя: педагогический инструментарий, формы работы | Содержание деятельности обучающихся |
||||||
Выполняемые задания |
Универсальные учебные действия |
||||||
I. Мотивация к учебной деятельности | |||||||
Регламент этапа: 5 мин. | Цель этапа: Вовлечение учащихся в учебную деятельность. | ||||||
Содержание этапа: Инструментарий, форма: Художественное слово, видеосюжет или театральная постановка, групповая дискуссия. Учитель приветствует учащихся, предлагает посмотреть видеоролик (Презентация 2.ppt) или театральную постановку по легенде об отважном рыцаре Айвенго и ответить на вопросы. |
Базовый уровень: Приветствуют учителя, слушают задание, смотрят предложенный видео материал или театральную постановку, думают над её содержанием. Отвечают на вопросы, связанные с просмотром видеосюжета или театральной постановки. 1) Что было изображено на щите Айвенго и что обозначало это изображение?(дуб с вырванными корнями– рыцарь лишенный наследства) 2) Кто растолковывал на рыцарских турнирах изображение на щитах и зачем?(герольды объясняли тайный смысл этих изображений) |
Повышенный уровень:
Приветствуют учителя, слушают задание, смотрят предложенный видеоматериал или театральную постановку, думают над её содержанием. Отвечают на вопросы связанные с темой четверти и урока, пользуясь результатами выполненного домашнего задания повышенного уровня. (Узнать смысл и происхождение термина геральдика и символических изображений с ней связанных) 1) Как называется условное изображение на щите Айвенго? Каких два значения этого слова существовало в средневековом обществе?(Объясняют смысл слова герб, в значении оружия и наследства) 2) Как название толкователя изображений на щитах связано с термином геральдика в современном мире? (геральдика от герольд – наука о гербах) |
Универсальные учебные
действия: Предметные: владеть специальной терминологией в рамках темы урока и раздела; уметь выражать эмоциональное состояние в образе и художественном слове; Метапредметные: Познавательные: уметь отыскивать нужную информацию; уметь грамотно формулировать ответы на вопросы. Личностные: Уметь выявлять практическую значимость гербов и эмблем в средние века и в современном мире; уметь объяснять смысл нравственных категорий, связанных с геральдикой. |
||||
II. Актуализация знаний | |||||||
Регламент этапа: 4 мин. | Цель этапа: Осознание темы урока | ||||||
Содержание этапа: Инструментарий,
форма: Технология развития критического мышления мозговой штурм Учитель предлагает
показать базовое домашнее задание
классу(символическое изображение, которое
встречаются в современном мире) и выполнить
один из двух предложенных вариантов заданий. |
Базовый уровень: 1) Показывают найденные символические изображения, встречающиеся в современном мире и распределяют их на 2 группы. 2) подбирают подходящие названия этим изображениям. |
Повышенный уровень: 1)Выявляют все отличительные особенности герба и эмблемы. (Назначение, содержание, форма, принадлежность) 2)Выясняют, чему будут посвящены сегодняшний и два последующих урока и где могут пригодится эти знания. |
Универсальные учебные
действия: Предметные: владеть специальной терминологией в рамках темы урока и раздела; уметь выражать эмоциональное состояние в образе и художественном слове; Метапредметные: Познавательные: уметь грамотно формулировать ответы на вопросы; уметь выделить характерные особенности; формулировать задание, используя предложенные материалы и тематику; уметь анализировать возможные варианты, выделить оптимальный вариант, соответствующий условиям поставленной задачи; Личностные: умение объяснять смысл нравственных категорий, связанных с геральдикой и умений выявлять социальную значимость символических изображений |
||||
III. Совместное целеполагание | |||||||
Регламент этапа: 2 мин. | Цель этапа: Прогнозирование и предвидение конечного результата | ||||||
Содержание этапа: Инструментарий, форма: Диагностика первичных знаний Формулирует проблемные вопросы для определения цели и задач урока. |
Базовый уровень: 1) Выявляют практическую значимость для человека герба и эмблемы. 2) Предполагают, какая предстоит практическая работа и что для этого надо знать. |
Повышенный уровень: 2) Формулируют цель и задачи урока ориентируясь на его тему и тему четверти. 3) Предлагают варианты практических заданий? |
Универсальные учебные
действия: Предметные: владеть специальной терминологией в рамках темы урока и раздела; уметь выражать эмоциональное состояние в образе и художественном слове; Метапредметные: Регулятивные: уметь ставить цель и составлять план действий; Личностные: Уметь выявлять практическую значимость гербов и эмблем в средние века и в современном мире. |
||||
IV. Получение новых знаний | |||||||
Регламент этапа: 10 мин. | Цель этапа: Формирование навыков самостоятельной поисковой деятельности. | ||||||
Содержание этапа: Инструментарий, форма: Информационно-коммуникативная технология, развивающего обучения, игровая – заочная экскурсия,социокультурный тренинг. Предлагает распределиться в группы для поиска необходимой информации через интернет или с помощью мультимедийной презентации. Предлагает найти научные данные о гербе и эмблеме, используя материалы и оборудование урока и зафиксировать в тетрадь. Предлагает выполнить задание по распределению изображений на группы используя раздаточный материал и карты оценки. |
Базовый уровень: Участвуют в заочной экскурсии по стране Геральдике просматривая видеоролик (Презентация 2 - см. архив с Презентацией 1 прим. ред.) и отыскивая информацию для записи в тетрадь. Распределяют предложенные образцы (Приложение 2) символических изображений на две группы (гербы, эмблемы) в соответствии с их формой и содержанием. Доказывают правильность выбора распределения в 2 группы, пользуясь определениями герба и эмблемы. Объясняют с какой целью могут быть использованы конкретные эмблемы. Проводят самопроверку и самооценку пользуясь эталоном выполненного задания. (Приложение 1) |
Повышенный уровень: Самостоятельно отыскивают в интернете определения герба и эмблемы и сведений о них, фиксируя в тетрадь самое главное и интересное. Распределяют предложенные изображения (Приложение 2) в 4 группы, пользуясь всеми выявленными отличительными особенностями символических изображений. Подбирают названия полученным группам изображений по смыслу их содержания и назначения. (гербы городов, гербы учебных заведений, эмблемы предприятий, спортивные эмблемы) Пробуют растолковать герб своей школы, связав символические изображения на нём с традициями и главными отличительными особенностями школы. Проводят самооценку и самопроверку, пользуясь эталоном выполненного задания. (Приложение 1) |
Универсальные учебные
действия: Предметные: владеть специальной терминологией в рамках темы урока и раздела;уметь выражать эмоциональное состояние в образе и художественном слове; Метапредметные: Познавательные: уметь выделить характерные особенности; уметь анализировать возможные варианты, выделить оптимальный вариант, соответствующий условиям поставленной задачи; Регулятивные: корректировать свои действия, находя и исправляя ошибки; проводить само и взаимооценку в соответствии с образцом; Коммуникативные: уметь сотрудничать в группе, отстаивая интересы большинства и предупреждая конфликтные ситуации; |
||||
V. Планирование практической работы. Динамическая пауза (физ. минутка, подготовка к практической деятельности) | |||||||
Регламент этапа: 4 мин. | Цель этапа: Обеспечение условий для успешного выполнения заданий. | ||||||
Содержание этапа: Инструментарий, форма: Технология поэтапного формирования умственных действий Предлагает ранжировать или сформулировать этапы творческой работы. |
Базовый уровень: Располагают предложенные этапы выполнения задания в логическую цепочку. Сравнивают полученный результат с образцом. Вносят поправки в составленный план . Участвуют в динамической паузе. |
Повышенный уровень:
Самостоятельно планируют предстоящую
творческую работу. Сравнивают с эталоном. Корректируют план работы. Проводят динамическую паузу. |
Универсальные учебные
действия: Предметные: Метапредметные: Познавательные: формулировать задание, используя предложенные материалы и тематику; уметь анализировать возможные варианты, выделить оптимальный вариант, соответствующий условиям поставленной задачи; Регулятивные: уметь ставить цель и составлять план действий; корректировать свои действия, находя и исправляя ошибки; проводить само и взаимооценку в соответствии с образцом. |
||||
VI. Реализация творческой деятельности | |||||||
Регламент этапа: 10 мин. | Цель этапа: Выполнение необходимых действий в соответствии с поставленными задачами. | ||||||
Содержание этапа: Инструментарий, форма: Педагогика сотрудничества, краткосрочный проект Объявляет задание для работы в группе (выполнить эмблему своего увлечения или эмблему класса), наблюдает, координирует, консультирует, направляет деятельность учащихся. |
Базовый уровень:
Выполняют индивидуально или в паре проект
эмблемы «Мир моих увлечений» по намеченному
плану: 1. Составляют ассоциативный ряд слов и подбирают к нему видеоряд (музыка– ноты, спорт – клюшка и т. д.), выбирают 2-3 самых любимых увлечения. 2. Выбирают форму и цвет эмблемы. 3. Выполняют выбранные элементы эмблемы. 4. Составляют варианты композиций. 5. Выбирают понравившуюся композицию и фиксируют на основе. 5. Оформляют эмблему. 6. Готовят защиту эмблемы. |
Повышенный уровень: Выполняют по намеченному плану групповой проект эмблема « Наш самый классный класс»: 1. Составляют ассоциативный ряд слов и подбирают к нему видеоряд (дружный– ладошка, весёлый –смайлик, спортивный – мячик и т. д. ), выбирают 3-4 самых ярких качества класса. 2. Выбирают форму и цвет эмблемы. 3. Выполняют выбранные элементы эмблемы. 4. Составляют варианты композиций. 5. Выбирают понравившуюся композицию и фиксируют на основе. 6.Оформляют эмблему. 7. Готовят защиту эмблемы. |
Универсальные учебные
действия: Предметные: владеть специальной терминологией в рамках темы урока и раздела; уметь воплощать идеи в образ Владеть выразительными и изобразительными средствами декоративно-прикладного искусства для создания творческого объекта; уметь из имеющихся элементов создавать новый объект творчества; использовать законы цветоведения, формообразования и композиции в творческом процессе; уметь выражать эмоциональное состояние в образе и художественном слове; Метапредметные: Познавательные: уметь анализировать возможные варианты, выделить оптимальный вариант, соответствующий условиям поставленной задачи; Регулятивные: на основе выбора синтезировать из данных элементов новый объект творчества; орректировать свои действия, находя и исправляя ошибки; Коммуникативные: уметь сотрудничать в группе, отстаивая интересы большинства и предупреждая конфликтные ситуации. |
||||
VI. Включение в систему знаний и повторение | |||||||
Регламент этапа: 3 мин. | Цель этапа: Защита результатов деятельности умение обобщать полученные знания. | ||||||
Содержание этапа: Инструментарий, форма: Информационно-коммуникативная технология, развивающего обучения Предлагает учащимся сформулировать полученные
знания на уроке и объяснить применение их в
жизни. Формулирует трехуровневое домашнее
задание: |
Базовый уровень: 1
выступают по желанию; |
Повышенный уровень: 1.защищают
свой проект, отвечая на возможные вопросы по
содержанию урока. |
Универсальные учебные
действия: Предметные: владеть
специальной терминологией в рамках темы урока и
раздела; уметь выражать эмоциональное состояние
в образе и художественном слове; |
||||
VIII. Рефлексия учебной деятельности | |||||||
Регламент этапа: 2 мин. | Цель этапа: Оценка результатов деятельности. | ||||||
Содержание этапа: Инструментарий, форма: Самоанализ Предлагает произвести оценку деятельности учащихся на уроке. Благодарит за плодотворное совместное сотрудничество. |
Базовый уровень: Оценивают свою деятельность на уроке и пользуясь картой оценки заданий. | Повышенный уровень: Оценивают свою деятельность на уроке и работу других учащихся учитывая все этапы работы. | Универсальные учебные
действия: Предметные: владеть специальной терминологией в рамках темы урока и раздела; Метапредметные: Регулятивные: проводить само и взаимооценку в соответствии с образцом; Личностные: Уметь объяснять смысл нравственных категорий, связанных с геральдикой. |