На современном этапе нашей жизни, когда остро встают такие проблемы как социальная разадаптированность молодежи, отсутствие профессиональной перспективы, неприспособленность к жизни, к жизненным проблемам, неумение противостоять стрессам, на сегодняшний день невозможно обойти стороной такое понятие как “социальная адаптация” обучающихся, которое обозначает вхождение ребенка в поток социальной жизни, в культуру.
Социализация предполагает выработку совместно с взрослыми и сверстниками собственного социального опыта, ценностных ориентаций, стиля жизни.
Понятие “социальная адаптация” предполагает воссоздание в педагогическом мышлении или образовательной реальности некоторой устойчивой социальной конструкции, к жизни в которой педагоги готовят воспитанников. Традиционно это сводится к составлению набора необходимых социальных “умений и навыков”. Однако в условиях современности, в условиях часто нестабильного, часто меняющегося социума предполагается создание обучающимися собственной модели поведения и самоопределения. Для взросления школьника важна не только возможность социального действия в школьной среде, но и возможность действия в открытой общественной среде, где в нем как субъекте не обязательно заинтересованы, где ему придется доказывать свою самостоятельность и независимость перед лицом других субъектов.
Важным технологическим условием выступает создание специальных социальных сред с ориентирующей функцией, где предусмотрена возможность самостоятельных проб, действий, имеющих реальный эффект, что, в частности, имеет значение и для повышения уровня социальной ответственности молодого поколения.
Международный проект “Афлатун” с точки зрения социализации личности - это как раз та специальная среда, где возможны самостоятельные пробы, действия, направленные обязательно на конечный результат.
Социальные проекты конструируются вокруг таких ценностных ориентиров, как:
- коммуникабельность – определенная легкость вступления в межличностное общение, инициатива на начальном этапе взаимодействия (например, на внеурочных занятиях по актерскому мастерству разыгрываем этюды “В сбербанке”, “В метро”, “Я – будущий руководитель” и т.д.)
- предприимчивость – способность своевременно решать актуальные задачи, субъективное отношение свободы в решении актуальных задач, находчивость, способность идти на преднамеренный риск (подготовка к КВН: обучающийся, проявляя несомненные лидерские качества убеждает одноклассников принять именно такое решение – исполнить именно эту песню и т.д.)
- самостоятельность – определенная свобода от посторонней поддержки
- организационная и управленческая компетентность - приобретаются знания по образованию социальной структуры
Вначале “Афлатун” в нашем лицее – это добровольное объединение (клубное) учителей и учащихся, основанное на общности интересов и совместной творческой и общественной деятельности. “Афлатун” - это, прежде всего, финансовое и социальное образование детей; реализация интеллектуального и творческого потенциала учащихся; формирование навыков командной работы. Причем, первое для нас – это все-таки социализация, а затем уже финансовая грамотность.
К вышесказанному прибавим совершенствование имеющихся и апробация новых форм работы с обучающимися в рамках уроков (причем не только математики, обществознания, окружающего мира в начальных классах, но и русского языка и литературы) и внеурочной деятельности; развитие социальной активности подростков (это и проведение мероприятий различной направленности, и участие в выборах депутатов в Молодежный Парламент, и спортивные соревнования) - все способствует социальной адаптации и получению определенных финансовых знаний.
Участие школьников в проектной и исследовательской работе в рамках НОУ “Искатель” (руководитель Федорова Е.А.) способствует формированию базовых экономических и финансовых компетенций, а в дальнейшем повышению конкурентноспособности молодых людей на рынке труда. В данном направлении следует отметить серию внеурочных занятий по теме "Лестница успеха".
“Ориентирование в окружающем” - направление, которое учит детей правильному поведению и ориентированию во внешкольном пространстве: как вести себя в транспорте, как сориентироваться в банке (на почте) и т.д. Вовлечение родителей во внеурочную и внеклассную деятельность: приглашение родителей, работающих в банках, отделениях связи, преподающих социально-экономические дисциплины, работающих в структурах государственной власти.
Тесно общаемся с МПГУ (пос.Красково, Люберецкий муниципальный район), профессор Самсонова Тамара Сергеевна, МГУТиС, доцент кафедры экономики Корсунова Наталья Алексеевна, МФПА, Игнатьев Александр Александрович, руководитель отдела проектов, Люберецким центром занятости.
На внеурочных занятиях стараемся объяснить, что Финансовая грамотность – сложная сфера, предполагающая понимание ключевых финансовых понятий и использование этой информации для принятия разумных решений, способствующих экономической безопасности и благосостоянию людей. К ним относятся принятие решений о тратах и сбережениях, выбор соответствующих инструментов для работы с финансами, планирование бюджета, накопление средств на будущие цели, например, получение образования или обеспеченная жизнь в зрелом возрасте.
На занятиях мы пытаемся рассказать и доказать, что Состоятельные люди ничуть не умнее бедных, просто они по-другому, более разумно распоряжаются деньгами. Отношения с финансами строятся в основном на заложенной в нас когда-то программе. Из этого следует, что, во-первых, если вы не умеете разумно управлять деньгами, вероятно, в вас просто заложен такой сценарий. Во-вторых, очень велика вероятность того, что вы не умеете пользоваться деньгами легко и эффективно. В школе нет предмета “Как распоряжаться деньгами”, зато нам рассказывали о войне 1812 года, и этой информацией я, разумеется, “пользуюсь каждый божий день” Как ни грустно об этом говорить, но единственное серьезное различие между финансовой состоятельностью и финансовой несостоятельностью — это умение правильно распоряжаться деньгами. Все предельно просто: чтобы заставить деньги работать на себя, надо научиться с ними обращаться.
Малообеспеченные люди обращаются с деньгами неправильно или вообще избегают этой темы. Многие не любят думать о том, как правильно тратить деньги, потому что, во-первых, по их словам, это ограничивает их свободу, а во-вторых, по их же словам, у них не так много денег, чтобы им требовалось особое обращение.
Относительно первого можно сказать, что правильное отношение к деньгам не ограничивает свободу, а, напротив, помогает стать еще более свободным. Умение распоряжаться деньгами, в конце концов, позволит достичь определенной степени финансовой независимости
Что касается тех, для кого фраза “У меня не так много денег, чтобы как-то ими распоряжаться” служит достаточным оправданием. Можно сказать, что они смотрят в телескоп не с той стороны. Суть не в том, чтобы “научиться правильно обращаться с деньгами, когда их будет много”, а в том, что “денег будет много тогда, когда мы научимся правильно с ними обращаться”.
Говорить “Я начну правильно обращаться с деньгами, как только разбогатею” все равно, что услышать от тучного человека “Я сяду на диету и займусь физкультурой, как только сброшу пятнадцать килограммов”. Это - то же самое, что поставить телегу впереди лошади — это не поможет продвинуться вперед... Скорее, отъедете назад! Начинать нужно с рационального вложения имеющихся средств, и тогда появится больше средств вложения.
Финансовая грамотность - это способность отвечать за свои решения"Понятие "финансовая грамотность"?
В это понятие вкладываются общие знания об экономике, что это такое, для чего она, что такое зарплата, куда и как она тратится, как распоряжаться деньгами и так далее. Но гораздо сложнее вопрос не финансовой грамотности, а оценки правового содержания документов, особенно при взаимоотношениях кредиторов и заемщиков. Именно там – самый существенный и самый болезненный пробел в знаниях. Но, как известно, незнание закона не освобождает от ответственности. Итог – многочисленные коллизии между банками и россиянами, взаимное раздражение.
Проблема именно в отсутствии у наших граждан правовых знаний, связанных с реализацией тех или иных финансовых проектов, потребительского кредитования, автокредитования, ипотеки и так далее. Наши граждане не хотят читать, все еще рассчитывая на то, что им простят их незнание. Корень проблемы именно здесь. Когда человек принимает решение, оно должно быть взвешенным, нужно рассчитывать только на те доходы, которыми располагаешь, вплоть до учета возможности форс-мажорных обстоятельств.
Обобщая все вышесказанное, можно констатировать тот факт, что “Афлатун” - это возможность получить знания и развить навыки посредством сбалансированной системы решения вопросов социального и финансового образования , состоящей из пяти ключевых моментов:
- Личное понимание и исследование
- Права и обязанности
- Сбережения и траты
- Планирование и бюджет
- Детская социальная и финансовая инициатива
Пришли Бедность и Богатство к одному человеку и спрашивают: – Кто из нас красивее? Испугался человек, думает: “Скажу, что Бедность красивее, так Богатство рассердится и уйдёт, а скажу, что Богатство прекрасно, так Бедность обидится и меня замучает”. Подумал немного, а потом и говорит: – Пока вы так на месте стоите, я не могу решить. Вы пройдитесь. Стали Бедность и Богатство прохаживаться туда-сюда. Поглядел на них человек и говорит:
– Ты, Бедность, очень хороша со спины, когда уходишь, А ты, Богатство, просто прекрасно в момент прихода...