Внеурочное занятие "АФЛАТУН" бережет. Зачем нужны деньги?"

Разделы: Начальная школа


Подчёркнутые ценности:

  1. Творческий потенциал.
  2. Ценность денег.
  3. Гражданская и личная ответственность.
  4. Инициатива.
  5. Чувство собственного достоинства.
  6. Честность.
  7. Точность.
  8. Настойчивость.

Цели:

1. Способствовать развитию творческого самовыражения среди детей посредством создания книги сбережений Афлатун.

2. Развивать в детях чувство ответственности к их имуществу.

3. Облегчить понимание стоимости денег, изучая их историю.

4. Позволить детям понять концепцию наличия валюты и её роль в обществе.

5. Дать понять детям то, что деньги надо тратить мудро.

6. Научить детей ценить деньги и свои сбережения.

7. Научить детей ответственно подходить к тем деньгам, которые они экономят.

8. Предоставить детям возможность оценить себя, таким образом, увеличивая их чувство собственного достоинства и самооценку.

9. Научить детей принимать свои неудачи и учиться на своих ошибках.

Процесс.

  • Прочитать детям историю денег. Позволить им разыграть по ролям историю денег, и пусть они сами решат, какие вещи можно обменять на другие вещи.

I. Организационный момент.

- Давайте посмотрим друг на друга, улыбнёмся, возьмёмся за руки, поздороваемся.

- Сейчас мы с вами - команда ''Афлатун''. Что такое Афлатун?

Афлатун- это огонёк, путешествующий по миру, передающий свои знания другим.

- Каждый из нас должен знать правила, чтобы стать хорошим членом команды.

(команда - группа связанных чем-нибудь людей).

(''Моё обещание'' с.9. рабочая тетрадь серии “Афлатун” 4 книга)

- все члены команды равны между собой в своих правах;

- нельзя никого выгонять из команды;

- не выражать негодования по поводу высказывания мнения другим человеком, отличным от твоего;

- выслушивать мнение всех членов команды.

II. Готов действовать.

А. История денег. Валюта.

- На прошлом уроке мы с вами говорили о том, что такое деньги.

- Зачем людям нужны деньги? Как называется валюта в других странах мира?

(Домашнее задание: дети должны найти название валюты, заданной в тетради).

Учитель на интерактивной доске показывает купюры денег разных стран.

  • Беларусь-рубль
  • Украина- гривна
  • Молдова- лей
  • Польша- злотый
  • Эстония-евро
  • Китай- юань
  • Северная Корея - вона
  • Япония - йена
  • Монголия- тугрик
  • Россия – рубль

- Почему рубль называется рублём?

- Первое упоминание о рубле относится к концу к концу XIII века. Это был слиток серебра палочкообразной формы, длиной 14-20 см и весом примерно 200г. От этого слитка отрубали часть.

- Как люди раньше обходились без денег? (Использовали обмен товара на другой товар).

- Давайте обыграем ситуацию, когда люди не знали, что такое деньги.

Учитель даёт 2 ученикам карточки с названием профессий (садовод и гончар).

Дети разыгрывают ситуацию, когда происходит обмен (бартер) товаром садоводом и гончаром. (Фрукты обмениваются на посуду).

- Что сейчас произвели гончар и садовод? (Обмен или бартер).

- Но ведь людям других профессий нужны фрукты и посуда. Как быть в таком случае?

В игру добавляется столяр, портной и парикмахер. Они пытаются разобраться, как можно обменяться друг с другом плодами своего труда.

Учитель просит составить детей список вещей, которые неудобно обменивать на другие вещи посредством бартера.

Когда ничего не получается, дети делают вывод, что для удобства лучше использовать деньги.

Б. Потребности и желания. Сберегательная книга.

- Что можно купить на деньги? (Дети дают ответ).

- Вы назвали много вещей. Все ли их можно купить сразу? Нет.

- Почему? (Надо накопить деньги).

- Как это можно сделать? (Сэкономить).

- На чём можно сэкономить? (Не покупать ненужных вещей в данный момент).

- Вывод: все покупки можно разбить на две категории: “Потребности” и “Желания”.

- Какие вещи мы относим к потребностям, а какие к желаемым? (Необходимые вещи – это те, что нужны тебе, чтобы выжить. Желаемые – это вещи, которые бы ты хотел купить).

- Рассмотрим ситуацию: у меня порвались сапоги. Скоро зима. Я пришла в обувной магазин и увидела летние туфли. Они мне очень понравились. А денег хватит только на одну пару обуви. Что я должна делать? (дети высказывают своё мнение).

III. Подумай об этом.

Учитель предлагает ситуацию.

- Каждая группа – это семья. Вы сейчас лист разделите на 2 части. Первая графа “Потребности”, вторая – “Желания”. Попробуйте обсудить в своей семье ваши покупки и распределить в таблицу, обосновав свои действия.

Затем учитель выслушивает каждую команду.

IV. Работа в тетради.

Учитель предлагает заполнить таблицу в тетради АФЛАТУН на с. 13.

- Есть ли у вас свои накопления? Откуда вы получили эти деньги?

- Можно ли брать деньги у родителей без разрешения? Почему?

- Как каждый из вас собирается их потратить?

- Было больше случаев, когда вы потратили деньги на необходимую вещь или желаемую? Что важнее - удовлетворять потребности или желания?

- Деньги, которые ты кладешь в свою копилку - особенны. Так как это твои деньги, то тебе решать, на что их использовать. Но ты всегда должен хорошо подумать перед тем, как тратить их. Было бы жаль, если на все отложенные деньги ты купишь что – нибудь, что тебе не нужно, или что будет доставлять радость только короткое время. Чтобы использовать деньги с умом нужно планировать покупку и думать заранее.

- Также важно знать, сколько ты кладёшь и берёшь из своей копилки. Ты должен это записывать, сколько ты положил, сколько взял и сколько осталось.

- Если у кого-то своих накоплений нет, не расстраивайтесь. Вам надо попросить деньги у родителей, обосновав при этом, что вещь необходима.

Учитель предлагает заполнить сберегательную книжку, сделанную на предыдущем уроке.

Число Сколько я положил Сколько я взял Осталось
       

Итог урока.

- Сегодня на уроке мы узнали, когда и как люди стали пользоваться деньгами.

- Зачем людям понадобились деньги?

- Почему нужно учиться экономить деньги? Планировать свои покупки?

- Давайте возьмёмся за руки, улыбнёмся друг другу и скажем спасибо за знания, полученные сегодня на уроке в нашей дружной команде “Афлатун”.

Технологическая карта планируемого занятия

Основные этапы организации учебной деятельности Продолжительность Цели этапа Деятельность учителя Деятельность
обучающихся
Универсальные учебные действия
1. Организацион- ный момент. Мотивация к учебной деятельности. 5 мин. Формулирование проблемы. Проверяет готовность учащихся к занятию. Отвечают на вопросы учителя. Регулятивные: организовать своё рабочее место под руководством учителя.
2. Актуализация опорных знаний. 7 мин. Способствовать развитию творческого самовыражения среди детей. Выдвигает проблему. Участие в диалоге. Регулятивные:

Осуществление самоконтроля.

3. Постановка учебной задачи. 7 мин. Позволить детям понять концепцию наличия валюты и её роль в обществе. Диалог учителя и учащихся об истории возникновения денег. Диалог учащихся с учителем об истории возникновения денег. Познавательные:

Выдвижение гипотез и их обоснование.

Личностные:

Проявление интереса к изучению истории.

Регулятивные:

Прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела.

Коммуникативные:

Договариваться и приходить к общему решению при работе в парах, группах.

4. Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков. 14 мин. Предоставить детям возможность оценить себя, таким образом, увеличивая их чувство собственного достоинства и самооценку. Побуждает к высказыванию своего мнения. Высказывают свою точку зрения, участвуют в диалоге при обсуждении данной темы. Коммуникативные: Понимание того, что правильная речь есть показатель индивидуальной культуры человека; участвовать в диалоге на уроке.

Личностные:

Оценивать жизненные ситуации и поступки других людей.

Регулятивные:

участвовать в работе группы, учитывая конечную цель.

Познавательные:

находить разные способы выполнения заданий, определять наиболее эффективный способ действия, объяснять, в чём его эффективность.

5. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУН и УУД. 5 мин. Подвести итог полученным знаниям. Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на занятии. Высказывают своё мнение о ценности денег и рациональной трате. Познавательные:

установление закономерностей, построение логических рассуждений.

Коммуникативные:

участвовать в диалоге с товарищами по классу, отвечать на вопросы учителя.

Личностные:

адекватно воспринимать оценку собственной деятельности, данную учителем, одноклассниками.

Регулятивные:

прогнозировать результат работы при выполнении творческих заданий.

6. Релаксация. 5 мин. Обеспечить положительную реакцию детей на общение с одноклассниками. Обеспечить положительную реакцию детей на общение с одноклассниками Высказывают своё мнение. Коммуникативные:

Выслушивать партнёра, договариваться и приходить к общему решению,

соблюдать простейшие нормы речевого этикета.

Личностные:

На основе имеющихся знаний делать простые обобщения.

7. Рефлексия деятельности. 2 мин. Подвести итог полученным знаниям. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности на занятии. Формулируют конечный результат своей работы на занятии. Коммуникативные: Отвечать на простые вопросы учителя, слушать и понимать речь других.

Технологическая карта практического занятия

1. Общая часть
Планируемые образовательные результаты
Предметные Метапредметные Личностные
Изучение истории денег.

Формирование отношений между людьми разных профессий посредством денег.

Познавательные: отвечать на вопросы учителя, отбирать необходимые источники информации

(энциклопедии, словари, интернет).

Регулятивные:

Участвовать в работе группы, учитывая конечную цель, распределять роли и действовать в соответствии с ними.

Коммуникативные

Участвовать в диалоге, слушать и понимать речь других.

Ценить и принимать к сведению суждения товарищей, адекватно воспринимать оценку собственной деятельности, данную учителем, одноклассниками.
Цель занятия 1.Способствовать развитию творческого самовыражения среди детей посредством создания книги сбережений Афлатун.

2.Развивать в детях чувство ответственности к их имуществу.

3.Облегчить понимание стоимости денег, изучая их историю.

4.Позволить детям понять концепцию наличия валюты и её роль в обществе.

5.Дать понять детям, что деньги надо тратить мудро.

6.Научить детей ценить деньги и свои сбережения.

7.Научить детей ответственно подходить к тем деньгам, которые они экономят.

8.Предоставит детям возможность оценить себя, т.о., увеличивая их чувство собственного достоинства и самооценку.

9.Научить детей принимать свои неудачи и учиться на своих ошибках.

Основные понятия, изучаемые на занятии Валюта, бартер, обмен товаром.
Средства ИКТ, используемые на занятии Ноутбук учителя, интерактивная доска.
Ресурсы

(информационные, литературные, музыка, искусство),

используемые на занятии

Информационные. Литературные.
Организационная структура занятия
Этап 1. Вхождение в тему занятия и создание условий для осознанного восприятия нового материала
Длительность этапа Основные формы работы учителя и учащихся Формируемые УУД
5 мин. Учитель:

Создаёт эмоциональный настрой на работу в команде.

Ученик: отвечает на вопросы учителя.

Регулятивные:

Определять цель задания, планировать свои действия для её реализации.

Познавательные:

предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала.

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи
Длительность этапа Основные формы работы учителя и учащихся Формируемые УУД
15 мин. Учитель: побуждает к высказыванию своего мнения, создаёт эмоциональный настрой на развитие воображения - умение поместить себя в вымышленную ситуацию.

Ученики: анализируют, сравнивают, группируют объекты, устанавливают закономерности и используют их при выполнении задания.

Предметные

формирование отношений между людьми разных профессий посредством денег.

Познавательные:

оформлять свои мысли в устной речи с учётом учебных речевых ситуаций.

Коммуник.:

договариваться и приходить к общему решению при работе в паре, в группе.

Этап 3. Практикум
Длительность этапа Основные формы работы учителя и учащихся Формируемые УУД
20 мин. Учитель:

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Ученики: соблюдают при взаимодействии с партнёрами нормы речевого этикета устного общения. Участвуют в коллективном обсуждении проблемы.

Предметные:

раскрыть значение денег в обществе.

Личностные:

Ценить отношения в группе, выражать своё отношение к конкретным поступкам.

Коммуник.:

Критично относиться к своему мнению, договариваться и приходить к общему решению при работе в паре, в группе.

Этап 4. Подведение итогов, домашнее задание
Длительность этапа Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам Формируемые УУД
5 мин. Учитель:

Подводит учащихся к выводу о разумных тратах, о личных накоплениях, даёт комментарий к домашнему заданию.

Ученик:

Поясняет, почему нужно разумно тратить деньги.

Предметные: значение денег для каждого человека.

Личностные: оценивать результаты собственной деятельности

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.

Домашнее задание: записывать собственные накопления и траты в свою сберегательную книжку.