Цель занятия: коррекция познавательной сферы детей.
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
- развитие психических свойств (внимания, памяти, воображения, восприятия);
- развитие коммуникативных навыков (умения формулировать собственную мысль, участвовать в дискуссиях);
- совершенствование умения свободно выражать эмоциональное состояние с помощью мимики и пантомимики.
Воспитательные:
- развивать умение сопереживать другим людям (персонажам);
- воспитывать культуру поведения в процессе группового общения с детьми и взрослыми.
Материалы и оборудование: кукла академик Всезнайкин, чертеж транспортного средства, геометрические фигуры, простые графитные карандаши для каждого ребенка, листы формата А5 с изображениями половинок насекомых (бабочка, стрекоза, божья коровка) для каждого ребенка, пластиковые бутылки с пробками, “следочки”, записка, контурное изображение Бяки-закаляки, карта-схема помещения, интерактивное оборудование – световой куб, варианты смайликов (радостный, грустный, нейтральный).
Ход занятия
1. Оргмомент
Дети и педагог-психолог встают в круг, руки приподняты на уровень пояса ладонями вверх. Выполняют ритуал приветствия. Начиная с педагога, участники по очереди ласково “ передают” друг другу слово “здравствуй”, касаясь открытой ладошки, называя друг друга по имени.
2. Основная часть
Педагог-психолог: Ребята, предлагаю вам отправиться в гости на волшебный остров к академику Всезнайкину. Только вот не знаю, на чем мы сегодня туда отправимся? Посмотрите, академик Всезнайкин прислал нам какой-то чертеж странного транспортного средства и детали – геометрические фигуры. (Педагог-психолог демонстрирует чертеж). <Рисунок 1>
Игровое упражнение “Транспортное средство”
Цель: развивать умение соотносить форму и размеры фигур, создавать из частей целое, развивать воображение, словотворчество.
Педагог-психолог предлагает детям рассмотреть чертеж, из предложенных геометрических фигур собрать транспортное средство. Получается необычное транспортное средство, педагог-психолог предлагает детям придумать ему название. Из предложенных вариантов дети выбирают название.
Педагог-психолог: Итак, ребята, сегодня в гости к академику Всезнайкину мы отправимся на машинолётокорабле. На этом транспортном средстве мы сможем проехать по дорогам, переплыть море-океан, перелететь через горы. Предлагаю вам занять свои места, закрыть глаза и начать обратный отчет.
Игровое упражнение “Обратный счет”
Цель: закрепление навыков обратного счета от 10 до 1.
Педагог-психолог: Вот мы и очутились на волшебном острове. Вот и академик Всезнайкин! Однако, он очень грустный! Уважаемый академик Всезнайкин, что случилось, что здесь произошло? <Рисунок 2>
Академик Всезнайкин (педагог-психолог имитирует речь от лица куклы): Я занимался научными исследованиями в своей лаборатории. Вышел на прогулку и тут увидел,что на острове вдруг оказалось очень много пустых пластиковых бутылок и пробок. Пропали все насекомые…
Педагог-психолог: Это непорядок. Уважаемый академик, Вы не волнуйтесь! Мы с ребятами Вам поможем! Ребята, давайте уберем пластиковые бутылки и попробуем разыскать пропавших насекомых.
Игровое упражнение “Собери бутылки”
Цель: развитие мелкой моторики рук.
Дети берут по одной бутылке и пробке, закручивают пробку на место, складывают пластиковые бутылки в контейнер. В одной из бутылок кто-то из детей находит записку.
Педагог-психолог: Давайте, прочитаем, что же в ней написано.
(Текст записки: Я похитила ваш Волшебный куб. Ха-ха-ха. Бяка-акаляка.)
Педагог-психолог: Ребята, что же делать? Посмотрите, академик Всезнайкин совсем расстроился, давайте ему поможем найти Волшебный световой куб. Оглянитесь вокруг, может быть, вы найдете подсказку, где его искать. (Дети видят “след”, подходят ближе). <Рисунок 3>
Педагог-психолог: Посмотрите, ребята, и здесь набезобразничала Бяка-закаляка. Она удалила половинки у бабочек, стрекоз и божьих коровок. Надо их спасти. Давайте их дорисуем. <Рисунок 4>
Игровое задание “Дорисуй картинку”
Цель: развитие целостности восприятия.
Педагог-психолог предлагает детям дорисовать картинки, чтобы на острове вновь появились насекомые. Дети берут простые карандаши, присаживаются на ковер, индивидуально дорисовывают вторую половинку бабочки, стрекозы или божьей коровки.
Педагог-психолог: Молодцы, ребята, на острове вновь появились насекомые! Посмотрите, как улучшилось настроение у академика Всезнайкина! Но что же нам делать дальше, где искать Волшебный световой куб? (Педагог-психолог стимулирует детей к высказываниям, способствует формированию умения предлагать свою точку зрения группе).
Педагог-психолог: Я согласна с вашим мнением, давайте внимательно осмотримся вокруг.
Дети осматриваются, находят еще один “след”. Подходят ближе, видят карту. Педагог-психолог вместе с детьми рассматривает карту. Стимулирует детей к поиску ответа на вопрос “Что это за карта?”. Дети дискутируют, находят ответ на вопрос.
Педагог-психолог: Я согласна с вашим мнением, что эту карту потеряла Бяка-закаляка и на ней указано место, где спрятан Волшебный световой куб.
Игра “Сыщики”
Цель: развитие умения декодировать информацию.
На “карте” изображена схема групповой комнаты, на которой отмечены окна и двери, крестиком отмечено место, где спрятан световой куб. Дети по “карте” ищут световой куб.
Педагог-психолог: Ребята, вы – молодцы! Вы нашли Волшебный световой куб! Теперь академик Всезнайкин будет рад! И мы с вами сможем поиграть с Волшебным световым кубом в интересные игры. Но посмотрите, кто же притаился за полкой? (Педагог-психолог демонстрирует контурное изображение Бяки-закаляки). Это же Бяка-закаляка! <Рисунок 5>
Ребята, как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы изменить характер Бяки-закаляки? (Дети дискутируют, предлагают варианты ответов на вопрос. Педагог-психолог предлагает выслушать также мнение академика Всезнайкина).
Академик Всезнайкин (педагог-психолог имитирует речь от лица куклы):
Спасибо, вам, дети, что нашли световой куб! Он не простой, а волшебный, и он поможет нам изменить характер Бяки-закаляки.
Игровые упражнения со световым кубом
Упражнение №1
Цель: повышение эмоционального тонуса, возможности самовыражения, развитие воображения.
При “появлении” ярких цветов дети демонстрируют мимикой и пантомимикой радостное, веселое настроение, при появлении темных – грустное, злое. Педагог-психолог стимулирует детей к высказыванию мнений о том, какой цвет наиболее подходит к тому, чтобы характер сказочного персонажа изменился
Упражнение №2
Цель: развитие цветового восприятия, закрепление сенсорных эталонов, развитие номинативной памяти.
Педагог-психолог кладет на световой куб листок с изображением Бяки-закаляки. Задает разный цветовой режим подсветки. Дети называют цвет куба и изображения, выбирают подходящий цвет для сказочного персонажа. <Рисунок 6>
Педагог-психолог: Посмотрите, ребята, мне кажется, что Бяке-закаляке понравилось быть веселой, доброй, красивой.
Академик Всезнайкин (педагог-психолог имитирует речь от лица куклы):
Я оставляю это прелестнейшее создание на своем волшебном острове. Спасибо вам, дети, за помощь. Я с нетерпением жду вас в гости в следующий раз. И даю вам задание - придумать новое имя этому сказочному персонажу.
Дети соглашаются, прощаются с академиком. Педагог-психолог приглашает всех занять места на машинолётокорабле.
Игровое упражнение “Прямой счет”
Цель: закрепление навыков счета от 1 до 10 в прямом порядке.
3. Заключительный этап. Подведение итогов
Педагог-психолог предлагает детям вспомнить, где они сегодня побывали, чем помогли академику Всезнайкину, как изменилась Бяка-закаляка, уточняет формулировку задания, которое дал детям академик Всезнайкин.
Упражнение “Обратная связь”
Цель: развитие у детей умения анализировать свои ощущения.
Педагог-психолог предлагает детям оценить свое настроение после занятия. Выбрать и показать остальным детям смайлик.
(Варианты смайликов – огорченный, радостный, нейтральный).