Коррекционно-развивающее занятие для детей старшей группы «В гостях у академика Всезнайкина»

Разделы: Работа с дошкольниками, Коррекционная педагогика


Цель занятия: коррекция познавательной сферы детей.

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

  • развитие психических свойств (внимания, памяти, воображения, восприятия);
  • развитие коммуникативных навыков (умения формулировать собственную мысль, участвовать в дискуссиях);
  • совершенствование умения свободно выражать эмоциональное состояние с помощью мимики и пантомимики.

Воспитательные:

  • развивать умение сопереживать другим людям (персонажам);
  • воспитывать культуру поведения в процессе группового общения с детьми и взрослыми.

Материалы и оборудование: кукла академик Всезнайкин, чертеж транспортного средства, геометрические фигуры, простые графитные карандаши для каждого ребенка, листы формата А5 с изображениями половинок насекомых (бабочка, стрекоза, божья коровка) для каждого ребенка, пластиковые бутылки с пробками, “следочки”, записка, контурное изображение Бяки-закаляки, карта-схема помещения, интерактивное оборудование – световой куб, варианты смайликов (радостный, грустный, нейтральный).

Ход занятия

1. Оргмомент

Дети и педагог-психолог встают в круг, руки приподняты на уровень пояса ладонями вверх. Выполняют ритуал приветствия. Начиная с педагога, участники по очереди ласково “ передают” друг другу слово “здравствуй”, касаясь открытой ладошки, называя друг друга по имени.

2. Основная часть

Педагог-психолог: Ребята, предлагаю вам отправиться в гости на волшебный остров к академику Всезнайкину. Только вот не знаю, на чем мы сегодня туда отправимся? Посмотрите, академик Всезнайкин прислал нам какой-то чертеж странного транспортного средства и детали – геометрические фигуры. (Педагог-психолог демонстрирует чертеж). <Рисунок 1>

Игровое упражнение “Транспортное средство”

Цель: развивать умение соотносить форму и размеры фигур, создавать из частей целое, развивать воображение, словотворчество.

Педагог-психолог предлагает детям рассмотреть чертеж, из предложенных геометрических фигур собрать транспортное средство. Получается необычное транспортное средство, педагог-психолог предлагает детям придумать ему название. Из предложенных вариантов дети выбирают название.

Педагог-психолог: Итак, ребята, сегодня в гости к академику Всезнайкину мы отправимся на машинолётокорабле. На этом транспортном средстве мы сможем проехать по дорогам, переплыть море-океан, перелететь через горы. Предлагаю вам занять свои места, закрыть глаза и начать обратный отчет.

Игровое упражнение “Обратный счет”

Цель: закрепление навыков обратного счета от 10 до 1.

Педагог-психолог: Вот мы и очутились на волшебном острове. Вот и академик Всезнайкин! Однако, он очень грустный! Уважаемый академик Всезнайкин, что случилось, что здесь произошло? <Рисунок 2>

Академик Всезнайкин (педагог-психолог имитирует речь от лица куклы): Я занимался научными исследованиями в своей лаборатории. Вышел на прогулку и тут увидел,что на острове вдруг оказалось очень много пустых пластиковых бутылок и пробок. Пропали все насекомые…

Педагог-психолог: Это непорядок. Уважаемый академик, Вы не волнуйтесь! Мы с ребятами Вам поможем! Ребята, давайте уберем пластиковые бутылки и попробуем разыскать пропавших насекомых.

Игровое упражнение “Собери бутылки”

Цель: развитие мелкой моторики рук.

Дети берут по одной бутылке и пробке, закручивают пробку на место, складывают пластиковые бутылки в контейнер. В одной из бутылок кто-то из детей находит записку.

Педагог-психолог: Давайте, прочитаем, что же в ней написано.

(Текст записки: Я похитила ваш Волшебный куб. Ха-ха-ха. Бяка-акаляка.)

Педагог-психолог: Ребята, что же делать? Посмотрите, академик Всезнайкин совсем расстроился, давайте ему поможем найти Волшебный световой куб. Оглянитесь вокруг, может быть, вы найдете подсказку, где его искать. (Дети видят “след”, подходят ближе). <Рисунок 3>

Педагог-психолог: Посмотрите, ребята, и здесь набезобразничала Бяка-закаляка. Она удалила половинки у бабочек, стрекоз и божьих коровок. Надо их спасти. Давайте их дорисуем. <Рисунок 4>

Игровое задание “Дорисуй картинку”

Цель: развитие целостности восприятия.

Педагог-психолог предлагает детям дорисовать картинки, чтобы на острове вновь появились насекомые. Дети берут простые карандаши, присаживаются на ковер, индивидуально дорисовывают вторую половинку бабочки, стрекозы или божьей коровки.

Педагог-психолог: Молодцы, ребята, на острове вновь появились насекомые! Посмотрите, как улучшилось настроение у академика Всезнайкина! Но что же нам делать дальше, где искать Волшебный световой куб? (Педагог-психолог стимулирует детей к высказываниям, способствует формированию умения предлагать свою точку зрения группе).

Педагог-психолог: Я согласна с вашим мнением, давайте внимательно осмотримся вокруг.

Дети осматриваются, находят еще один “след”. Подходят ближе, видят карту. Педагог-психолог вместе с детьми рассматривает карту. Стимулирует детей к поиску ответа на вопрос “Что это за карта?”. Дети дискутируют, находят ответ на вопрос.

Педагог-психолог: Я согласна с вашим мнением, что эту карту потеряла Бяка-закаляка и на ней указано место, где спрятан Волшебный световой куб.

Игра “Сыщики”

Цель: развитие умения декодировать информацию.

На “карте” изображена схема групповой комнаты, на которой отмечены окна и двери, крестиком отмечено место, где спрятан световой куб. Дети по “карте” ищут световой куб.

Педагог-психолог: Ребята, вы – молодцы! Вы нашли Волшебный световой куб! Теперь академик Всезнайкин будет рад! И мы с вами сможем поиграть с Волшебным световым кубом в интересные игры. Но посмотрите, кто же притаился за полкой? (Педагог-психолог демонстрирует контурное изображение Бяки-закаляки). Это же Бяка-закаляка! <Рисунок 5>

Ребята, как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы изменить характер Бяки-закаляки? (Дети дискутируют, предлагают варианты ответов на вопрос. Педагог-психолог предлагает выслушать также мнение академика Всезнайкина).

Академик Всезнайкин (педагог-психолог имитирует речь от лица куклы):

Спасибо, вам, дети, что нашли световой куб! Он не простой, а волшебный, и он поможет нам изменить характер Бяки-закаляки.

Игровые упражнения со световым кубом

Упражнение №1

Цель: повышение эмоционального тонуса, возможности самовыражения, развитие воображения.

При “появлении” ярких цветов дети демонстрируют мимикой и пантомимикой радостное, веселое настроение, при появлении темных – грустное, злое. Педагог-психолог стимулирует детей к высказыванию мнений о том, какой цвет наиболее подходит к тому, чтобы характер сказочного персонажа изменился

Упражнение №2

Цель: развитие цветового восприятия, закрепление сенсорных эталонов, развитие номинативной памяти.

Педагог-психолог кладет на световой куб листок с изображением Бяки-закаляки. Задает разный цветовой режим подсветки. Дети называют цвет куба и изображения, выбирают подходящий цвет для сказочного персонажа. <Рисунок 6>

Педагог-психолог: Посмотрите, ребята, мне кажется, что Бяке-закаляке понравилось быть веселой, доброй, красивой.

Академик Всезнайкин (педагог-психолог имитирует речь от лица куклы):

Я оставляю это прелестнейшее создание на своем волшебном острове. Спасибо вам, дети, за помощь. Я с нетерпением жду вас в гости в следующий раз. И даю вам задание - придумать новое имя этому сказочному персонажу.

Дети соглашаются, прощаются с академиком. Педагог-психолог приглашает всех занять места на машинолётокорабле.

Игровое упражнение “Прямой счет”

Цель: закрепление навыков счета от 1 до 10 в прямом порядке.

3. Заключительный этап. Подведение итогов

Педагог-психолог предлагает детям вспомнить, где они сегодня побывали, чем помогли академику Всезнайкину, как изменилась Бяка-закаляка, уточняет формулировку задания, которое дал детям академик Всезнайкин.

Упражнение “Обратная связь”

Цель: развитие у детей умения анализировать свои ощущения.

Педагог-психолог предлагает детям оценить свое настроение после занятия. Выбрать и показать остальным детям смайлик.

(Варианты смайликов – огорченный, радостный, нейтральный).